Укрепления познани. Форты Познани – прошлое и настоящее последней надежды Великой Германии Музей Вооруженных сил

November 30th, 2015 , 10:02 am

Польская Познань у многих ассоциируется с красивейшим Старым городом, впечатляющей Рыночной площадью или с покупками в замечательном торговом центре „Стары Бравор“. Ещё многие вспомнят о больших промышленных ярмарках и огромном университетском центре здесь. Эту туристическую Познань я уже немного описал .

Но есть и совсем другая Познань - малоизвестная широкому кругу её гостей. Эта Познань мрачных подземелий, старинных фортов и следов жестоких противостояний человечества, в котором этот город принимал прямое участие.

Этой весной во время нашего путешествия мы приоткрыли для себя некоторые из самых мрачных страниц истории Познани.



2.

Этот город с незапамятных пор стоял на границе двух миров. От него всего 270 километров до Берлина и 300 километров до Варшавы. Немцы всегда хотели свой Позен превратить в надёжный оплот от любых неприятностей с востока. Поляки же, наоборот, всегда считали этот город своим и с опаской смотрели в сторону запада.

Так уж получилось, что у этого города были все стратегические преимущества оборонного характера. Широкая река Варта и множество возвышенностей в округе ещё тысячу лет назад использовались в качестве естественной защиты от непрошенных гостей, а 200 лет назад стали причиной возведения мощных крепостных сооружений в округе Познани.

В те времена прусские генералы с большой осторожностью относились к близкому соседству с Российской империей, совсем недавно победившей наполеоновскую армию и включившую в свои владения так называемое Царство Польское. Сперва неподалёку от самого центра на большой возвышености пруссы возвели так называемую Цитадель - большую крепость, которую поляки ещё называют фортом Виняры. Это мощное укрепление занимало территорию в 100 гектаров и надолго стало главной крепостью Познани.


3.

С 1876 года прусские военные вокруг города построили девять фортов на расстоянии 3-5 километров от Цитадели. Через некоторое время их укрепили ещё девятью вспомогательными фортами.

Все они строились по схожим схемам с кирпичными простреливаемым рвами, многоуровневыми внутренними помещениями и артелиристскими бастионами. Тем не менее каждое из этих сооружений было уникальным, со своими оригинальными инженерными решениями. Каждый из фортов получил собственное имя.


5.

На тот момент Познаньская крепость становится одним из крупнейших фортификационных сооружений Европы. Правда, в начале 20-ого века часть из них снесли, так как они явно мешали развитию города. Тем не менее в 1912 году гарнизон Познани составлял 27 тысяч человек и 1350 орудий.

Во время Первой Мировой войны форты Познани так и не были задействованы. В 1918 году поляки без каких-либо усилий захватывают все укрепления города и здесь уже размещается польская армия. В 1939 году вновь практически без сопротивления Познань переходит под власть гитлеровской Германии. Морально и стратегически устаревшие форты используются немцами в производственных и складских целях, а VII форте размещается первый в Польше концентрационный лагерь. Лишь к 1944 году немцы вдруг вспомнили о прямом назначении фортов и спешно начинают их укреплять и переоборудовать. В промежутках между фортами они разместили множество укреплённых огневых точек, противотанковых рвов и траншей, а в добавок к ним приспособили к обороне многие кирпичные здания самого города.

По прямому приказу Гитлера Познань становиться последним форпостом на подступах к исконно-немецким землям и чуть ли не единственным шансом остановить стремительное наступление Красной Армии к Берлину.

Штурм города был поручен герою Сталинградской битвы генералу Василию Чуйкову.

В этой битве за Познань участвовали около ста тысяч солдат Красной Армии. Немцы тоже босили на оборону города огромные силы - около 30 тысяч солдат регулярной армии, 20 тысяч ополченцев Фольксштурма и ещё 25 тысяч эсэсовцев с полицейскими. Кстати, местный гауляйтер Артур Грейзер попытался бежать из города, но был спойман и разжалован в простые офицеры Фольксштурма. Позже он вновь бежал, укрывался где-то в Альпах, был схвачен американцами и передан для суда полякам. Его публично повесили после войны всё в той же познаньской Цитадели.

Ну, а штурм города продолжался почти месяц в январе 1945 года. Опыт захвата местных фортов и ожесточённых боёв в черте города потом использовался при сражениях за Берлин и Кенингсберг.

Не смотря на отчаянное сопротивление немцев, форты Красная Армия научилась захватывать довольно быстро, а вот с Цитаделью сражение затянулось на пять дней. Но всё же артиллерия и упорство советских солдат решило исход сражения не в пользу Германии.

У немцев тоже были свои герои! В ходе битвы за Познань комендант генерал Маттерн был отстранён и его место занял генерал Коннелен. Он ввёл в войска строжайшую дисциплину и расстрелы за любые провинности. Но это уже не смогло помочь германским войскам. Сам Коннелен, в итоге, перед капитуляцией застрелился прямо на фашистском знамени, а остатки гарнизона сдались на милость победителя.

Победа эта досталась Красной Армии дорогой ценой. Для 11 тысяч советских солдат Познань стала братской могилой. Жертвы среди мирного населения никто особенно не считал...

К нашим дням большинство фортов Познани сохранилось в сравнительно неплохом состоянии. Мы решили осмотреть хотя бы часть из них. Это сделать оказалось совсем не просто. Большая часть фортов теперь огорожена заборами и внутрь попасть шансов практически нет.


14.

Свою прогулку мы начали с VII форта Коломб. Именно здесь располагался концентрационный лагерь. По некоторым сведениях, которые уже трудно проверить, через него прошло 45 тысяч узников. Из них около 20 тысяч были расстреляны и замучены. Большей частью это были польские военные, жители Познани и, конечно, евреи.


15.

С 1979 года здесь организован музей. Мы приехали сюда в канун католической Пасхи и внутрь попасть не смогли. С внешней части форт выглядит хорошо сохранившемся. Внешне он не выглядит большим. Трудно поверить, что здесь одновременно размещалась около двух с половиной тысяч узников, которых охроняли около 400 эсэсовцев. Известен факт, что отсюда удалось бежать лишь одному человеку - некоему Мариону Шлегелю.


16.

Следующим на нашем пути оказался IX форт Брунек.


17.

Его внутренние рвы после войны были переделаны под склады и гаражи.


18.

Говорят, что внутри до сих пор находится заброшенный парк полицейских автомобилей. Проверить лично эту информацию у нас не получилось. Центральную часть форта охраняли спущенные с цепи здоровенные ротвейлеры.


19.

Обойдя форт вокруг, мы нашли лазейку и залезли в верхнюю часть форта, где когда-то размещались артиллерийские орудия. Правда, все входы во внутрь были надёжно замурованы, а сама территория местными жителями превращена в мусорку.


20.

Следующим объектом на нашем пути оказался I форт под названием Родер. К сожалению, этот форт был полностью закрыт для посещений. На его территории теперь располагается какое-то промышленное производство.


21.

Мы уже начали слегка разочаровываться в результатах нашей прогулки, но следующий вспомогательный форт Ia Боен, наконец, дал нам полную свободу действий.


22.

Сохранность этого укрепления нас порадовала. Казалось, что особо он не пострадал во время боем. Хотя кое-где виднелись выбоины от пуль и снарядов, а ещё внутри были видны следы огня.


23.

Теперь уже трудно сказать, то ли советские солдаты использовали здесь огнемёты для выкуривания засевших немцев, то ли уже в позднее время здесь произошёл пожар, но следы копоти и сажи были видны по всюду.


24.

Дренажная система форта оказалась разрушенной, поэтому часть его подземных коммуникаций была затоплена.


25.

Тем не менее мы вдоволь нагулялись по его подземным многоуровневым лабиринтам.


26.

Внешне было хорошо видно, как немцы пытались укрепить этот форт. Сверху был положен мощный слой бетона.


27.

Многие входы укреплены, а большая часть окон замурована.


28.

Артефактов в самом форте осталось немного. Практически все металлические части и провола были давно вынесены отсюда мародёрами.


29.

Но кое-что всё же мы нашли.


30.

Например, обратили внимание на мощные железные пластины над входами с множеством дырок. Они, видимо, служили для выхода пороховых газов.


31.

Кое-где остались остатки внутреннего освещения.


32.

Очень интересно выглядели деревянные задвижки бойниц.


33.

Некоторые входы были закрыты массивными решётками.


34.

По длинным узким коридорам можно было выйти в боковые казематы, где даже сохранились опоры для орудий.


35.

Бродя по этому форту, мы не раз натыкались на сквозные дыры в полу. Здесь стоит быть осторожным!


36.

ПОЗНАНЬ (Posen, Posnan ), главный город одноименной прусской провинции, первоклассная крепость, при впадении р. Богданки и Цибины в Варту.

У Познани сходятся 7 железнодорожных линий: от Плешена, Торна, Данцига, Штетина, Берлина, Лейпцига, Дрездена и Бреславля.

Познань, защищая главный и богатейший город провинции, находится в середине меридионального участка р. Варты (между Мошином и Оборником - в расстоянии около 1 перехода от того и другого), командует этим участком и вполне обеспечена с юга болотами Обры и Обрскими каналами, а с северо-западным изгибом Варты.

Т. обр., Познань находится в центре сильной стратегической позиции на р. Варте, перехватывающей все прямые пути из Привисленского края - от средней Вислы к среднему Одеру и в то же время командующей над путями, ведущими к переправам на р. Нетце и к р. Одеру - на Глогау.

В Познане расположены: штаб V армейского корпуса; 19-я пехотная бригада; 2-й Нижне-Силезский пехотный № 47 (20-ой пехотной бригады); Лейб-Гусарский № 2 (10-ой кавалерийской бригады); 1 и 2-е отделения Познанского полевого артиллерийского № 20; 5-й крепостной артиллерийский ; 5-й обозный батальон.

В Познане сосредоточено все высшее управление провинции.

Около 1 / 3 населения евангелического вероисповедания, 1 / 12 - евреи и остальная часть католики.

Основание Познани относят к середине VI ст.

В 968 г. Познань, при князе Мстиславе, была столицей Польши, а при его преемнике Болеславе Храбром достигла значительного могущества.

Наступившие смуты после раздела детей Болеслава III, продолжавшиеся впоследствии благодаря борьбе аристократии с князьями, привели к упадку Польши и в частности Познани.

В 1703 г. Познань попала во власть шведов.

В 1716 г. она была взята обратно поляками.

По второму разделу Польши, Познань досталась Пруссии, позже вошла в состав герцогства Варшавского, а в 1828 г. Познань снова возвращена Пруссии.

С этого года прусское правительство приступило к постройке первоклассной крепости.

Стратегическое значение крепости Познань в том, что она, составляя центральный узел важнейших сухопутных сообщений между долинами Вислы и Одера, с одной стороны, побережьем и Силезиею - с другой, м. служить местом для сосредоточения значительного числа войск и для склада различных материальных средств, что вместе взятое составит прочный базис для наступления.

Познань имеет сильную стратегическую на р. Варте, пересекающую все пути от Варшавы на . Лучшие пути: на Слупцы (217 вер.), на Служево (245 вер.) и на Калиш (291 в.).

Железнодорожный путь один - на Александрово и Торн.

Все 3 шоссейных пути сходятся у Познани. Переправа через Варту у Познани обеспечена двойным . Кроме того, имеются постоянные переправы у Оборника и Шримма.

Эти переправы дают войскам обороняющегося возможность владеть обоими берегами Варты. Пересеченная местность впереди и на флангах этой позиции еще более усиливает ее (болотистое верховье р. Варты и линия р. Просны обеспечивают эту от обхода справа). Познань, составляя обеспеченную для. сосредоточения германской армии и прочную базу для вторжения в Царство Польское, - вместе с тем господствует над операционными линиями наступающего, ведущими от границы во внутренние области Пруссии.

При движении от Нижней Вислы к через Померанию, наступающий будет иметь у себя на фланге Познань, что заставит его оставить здесь блокадный корпус. При операциях в Силезии наступающий имеет у себя на фланге крепости Глогау и Бреславль, которые поддерживаются Познань, а, следовательно, Познань будет угрожать блокадному корпусу, оставленному наступающим для обеспечения себя со стороны Глогау и Бреславля.

Познань, кроме того, м. служить базою для всего побережья между Штральзундом и Данцигом.

Т. обр., Познань, представляя обширный укрепленный лагерь, служит не только материальным препятствием для атакующего, но и временным укрытием для целой армии обороняющегося, оперирующей в районе этой крепости. Эта армия, владея переправами через Варту будет в состоянии оперировать под прикрытием Познань на обоих берегах Варты, т.-е. м. применить в высшей степени активную оборону.

Все вышесказанное указывает, что Познань д. привлечь к себе значительные силы наступающего и этим отвлечь от главного объекта действий.

Познань расположена в котловине. Высоты окружают ее широким амфитеатром. Для обороняющегося эта невыгода только отчасти парализована системою выдвинутых фортов, т. к. им приходится, в свою очередь, самим бороться с неприятельской артиллерией , расположенной на командующих высотах, -

Описание крепости Познань:

Система укреплений Познань состоит из:

1) отдельных фортов и промежуточных верков;

2) постройки на правом берегу Варты с внутренним укреплением;

3) верков левого берега Варты и

4) цитадели Виниари (северо-западный сектор и 3 бастиона от старой центральной ограды). Длина оборонит. линии, связывающей отдельные форты, 27 в. удалены форты от крепостной ограды от 3 до 5 в.

В 1873 г. было решено возвести отдельные форты и увеличить толщину валов ограды (ныне старой).

В 1883 г. форты были окончены и связаны с крепостной оградою и между собою шоссированными дорогами.

Расположение фортов следующее.

На правом берегу Варты .

1) Форт № 1 Староленка в 2.480 сж. от центра города и 300 сж. от Варты и севернее Клейн-Староленка. Он расположен на открытой местности, обстреливает долину Варты и железную дорогу на Крейцбург.

Высота линии огня форта 266 фт. Вблизи форта (в 2 в.) расположены группа высот, которая командует фортом.

2) Форт № 2 Зегрже в 2.085 сж. от города, в 1 в. к югу от села того же названия. Форт занимает командующее положение на совершенно открытой местности.

Огнем его обстреливается весь юго-восточный сектор вплоть до Кобыльепольских лесов (в 4-5 в. от форта).

3) форт № 3 Иоганнемисле расположен на возвышенном правом берегу р. Цибины (между фольварками Вейсберг и Тополе) в 1.650 сж. от города.

Командование высот - 324 фт.

Несмотря на значительное командование высот, обстрел всюду стеснен, за исключительно небольшой полосы на западе, вследствие лесного пространства. Подступы к форту затруднены со всех сторон Цибиною, её притоками, болотистыми пространствами и лесами,

4) форт № 4 Гловно в 1.920 сж. от города и в 600 сж. к северо-востоку от сел. Гловно.

Командование высот 292 фт.

Форт обстреливает Бромбергскую железнодорожную дорогу, долину р. Гловно, а также и шоссе, и железную дорогу через Сборник на Шпейдемюль.

Возле форта (3 в.) командующие высоты (у с. Яниково). Ближайшие подступы к форту будут затруднены искусственным разливом р. Гловно.

5) форт № 5 Нарамовица в 1.850 сж. от города и 300 сж. к юго-западу от мызы того же имени. Командование высот - 328 фт.

Местность вблизи открытая и обстрел ничем не стеснен.

В 2 1 / 2 в. от него имеются командующие высоты (с. Пиатково).

6) форт № 6 Виниари в 300 сж. к западу от с. Ней-Виниари и 2.060 сж. от города. Командование - 334 фт.

Местность вокруг совершенно открытая.

Форт обстреливает весь северо-западный сектор, железная дорога на Бельгард и шоссе на Оборник. У сс. Пиатково и Сухилас - командующие высоты,

7) форт № 7 расположен между сс. Сытково (Берлинское шоссе) и Понгово (шоссе на Бук) в 2.200 сж. от города. Командование 325 фт.

На флангах имеются 2 придаточные батареи. Местность впереди форта открытая, кроме лесисто-болотистой долины Богданки. Форт обстреливает Берлинское шоссе и Старгардскую железную дорогу.

В 2 вер. имеются командующие высоты.

8) форт № 8 Юниково в 2.390 сж. от города и в 550 сж. к западу от фольварка.

Командование 298 сж. Круговой обстрел ничем не стеснен.

Командующих высот вблизи нет, местность открытая, безлесная и болотистая.

9) форт № 9 Гургин в 245 сж. от города, в 600 сж. к югу от с. Гургин.

Командование высот - 307 фт. Местность очень болотистая и совершенно открытая. Форт обстреливает железную дорогу на , Бреславль и шоссе на Бреславль.

Между каждыми 2 фортами расположены тех же номеров промежуточные верки. Укрепления: № 1 - A обстреливает железную дорогу на Ярош и промежуток между 1 и 2-м фортами.

№ 2 - A предназначено для обстрела промежутка между р. Цибиной и шоссе Познань - Зегрже - Сплавие.

№ 3 - A обстреливает сектор, заключенный между ж. дорогами на Вромберг и на Ярош.

№ 4 - A Вольфсмюлле, расположено в 1.610 сж. от города.

Командование его высот - 254 фт. Оно обстреливает низменную долину нижнего течения р. Варты, впереди его местность совершенно открытая. Вблизи с. Червонах имеются командующие высоты.

№ 5 - A Голенцин вблизи с. Голениц, в 2.150 сж. от города.

Командование - 328 фт. Местность всюду открытая. Огнем форта обстреливаются подступы к соседним фортам (6 и 7) и железная дорога на Бельгард.

№ 8 - A обстреливает железную дорогу на Опаленицу;

№ 9 - A Дембсен, в 300 сж. южнее селения того же имени и в 2.460 сж. от города.

Командование высот 266 фт. Командующих высот по соседству нет. Местность всюду открытая.

Он обстреливает оба берега р. Варты и продольно железную дорогу на Бреславль.

Кроме фортов и промежуточных укреплений, имеются отдельные батареи: смежные, промежуточные и вспомогательные; последние из них назначаются для обстреливания таких направлений, которые не обстреливаются огнем опорных пунктов и смежных батарей.

Устройство фортов и промежуточных верков .

Эти постройки все возведены по одному типу. Отдельный форт представлял из себя укрепление в виде 2-сторонего люнета с двумя фланками, с тупым исходящим углом и сомкнутою горжею.

Потом все форты были перестроены, а укрепления возведены заново, гарнизон форта - 1-2 роты пехоты.

Смежные и промежуточные батареи вооружены различно: от 4 до 10 орудий в зависимости от назначения батареи.

Гарнизоны промежуточного укрепления - 1 рота пехоты.

Шоссированные дороги, соединяющие форты, образуют вокруг Познани, на левом берегу Варты - широкий полукруг, прерванный долиною р. Богданки лишь между фортами 6 и 7-м. На правом берегу шоссе тянется только между фортами 1 и 2-м.

Кроме этого круговое шоссе, имеются еще радиальные, идущие от фортов к крепостной ограде. Из этого обзора видно, что форты удалены от крепости Познань на 3 1 / 4 -5 вер.

Взаимное расстояние между фортами колеблется от 1 1 / 4 до 3 1 / 4 вер., при чем последняя цифра относится только к форту № 3. где удаление соседних фортов оправдывается пересеченною местностью, затрудняющей прорыв.

Удаление фортов от ограды, видимо, не может гарантировать крепость от случайностей бомбардировки, т. к. осадные орудия м. открыть огонь с 8 вер., и, следовательно, дальние осадные батареи могут поместиться довольно безопасно, т. к. они не будут находиться ближе 3 вер. от выдвинутого верка или форта.

Линия фортов, сильная сама по себе, с приведением крепости на военное положение будет усилена сооружением отдельных промежуточных батарей, и пр. Кроме того, будут сделаны всевозможные искусственные препятствия, вырублены леса для достижения лучшего обстрела. Все это вместе взятое, в связи с искусственным наводнением северо-восточного сектора, д. значительно затруднить ведение подступов к фортам.

Укрепления правого берега р. Варты представляют из себя обширный постоянных переправ через Варту (большой шлюз, железнодорожный и городской мосты), редюитом которого служит т. наз. Соборное укрепление прежней центральной ограды.

Центральный редюит форта Виниари расположен в 200 сж. позади бастиона Леопольда. Он представляет огромную каменную оборонительную казарму, в виде люнета с 3 фасами, обнесенными рвом, шириной в 7 сж.

Длина переднего фаса - около 80 сж.

В середине его расположен каменный капонир, а на оконечностях боковых фасов находятся полукапониры. Между северным и боковыми фасами расположены 2 высокой башни. Горжевая стенка расположена в виде исходящего к стороне города угла; на угле этом находится подковообразный капонир. К фасам стенки примыкают 2 казармы, длиной в 44 сж. каждая.

Внутренняя площадь редюита вмещает не менее 5 т. кв. сж. Северный фронт редюита имеет 2 гласиса. Заложение первого из них - 50 сж. и контрэскарп каменный (ширина рва 7 сж.).

Ров 2-го гласиса (шириной около 6 сж.) обстреливается с тыльного кремальерных фронтов, примыкающих к центральному редюиту и связывающих его с флангов. полуфронтами.

Командование редюита - 112 фт. Описываемый центральный редюит сообщается помощью каменных открытых капониров:

а) на юго-заданым с малым шлюзом; длина открытого капонира - 70 сж.;

б) на юго-востоке - с большим шлюзом через р. Варту; длина капонира - 110 сж.

К означенным шлюзам ведут также дороги через гласис от капонира горжевой стенки редюита. Фасы упомянутых открытых капониров имеют переломы под прямым углом, с целью доставить им оборону в южном направлении.

Командование редюита на 22 фт. менее, чем таковое же у главного вала напольных фронтов. Кремальерные фронты, связывающие крайние равелины с центральным редюитом (длина полигона около 225 сж.) представляют каждый по 2 исходящих прямых угла, заключающие 4-угольные отдельные редуты, фланкирующие ров.

Внутреннее пространство форта - около 60 т. кв. сж. (приблизительно 25 десятин). Такая вместительность его в связи с сильною профилью и значительным командованием над всеми прочими верками крепостной ограды и над городом - делают из этого форта не только сильную , но и самостоятельную крепостцу, имеющую широкий обстрел над местностью впереди северной оконечности города.

Положение цитадели Виниари вне главной ограды, над которой она командовала, как бы локализирует вероятное направление атаки на левом берегу Варты, отодвигая на 2-й план, а б. м., и уничтожая значение прочих укреплений этого берега, в виду того, что форт м. б. взят, минуя их, а со взятием его, названные укрепления вряд ли м. держаться, имея неприятеля в господстводствующем положении на фланге или в тылу.

Гарнизон крепости - около 27 т. ч. и 1.350 орудий.

Военное укрепление Познань было построено по инициативе Генерала Карла Вильгельма Георга фон Гролмана (1777-1843 гг) который между 1815 т 1819 гг, был начальником Прусского Генерального Штаба, а после стал командиром корпусов пятой армии, располагающейся в Великом Герцогстве Познань. Размещение города на прусско-российской границе было стратегически важным, а опасность, грозящая со стороны Берлина (во время второго раздела Польши в 1793 г, город был захвачен Пруссией) дала толчок польскому освободительному движению переделать Познань в крепость. Причин построить крепость было две: необходимо было обеспечить собственную защиту, а также Берлина против возможной атаки со стороны Варшавы, которая в те времена была в руках России. Несмотря на официальные дружеские отношения, Пруссия и Россия не доверяли друг другу.

Известно, что Берлин находится всего в 270 км от городского центра Познани, а Варшава – в 300 км. Другим преимуществом в сторону Познани - была река Варта и выгодный рельеф. Времена постройки крепости Познань были поистине трагическими для города. Его развитие было приостановлено на много лет.

Добро пожаловать на экскурсию по останкам этой удивительной крепости…

Многоугольная крепость – Цитадель

Крепость являла собой новшество архитектуры своего времени. Она была первым строением непосредственного оборонительного назначения, позже известной как «ново-прусской» системой, разработанной Леопольдом Бресе.

Первым шагом воплощения этих планов стало перемещение двух деревень, Винияри и Бонин, расположенных на Виниярском Холме, возвышающимся над городом, т.е прямо на месте где впоследствии была возведена крепость (Форт Винияри). Строительные работы начались 23 июня 1828 года с котлована для планируемых рвов. Работы двигались чрезвычайно медленно, но все было сделано с прусской аккуратностью. Строительный материал доставлялся с кирпичных заводов, расположенных в Вильде, Ратаи, Ржпадеке, Радоево, Промнисе и Зябилково. Все законченные постройки сразу же вооружили и оснастили войсками. 1 Октября 1834 г, Фредерик Вильям III Прусский поставил Познань во II класс оборонительных сооружений.

В декабре 1834 года был введен в эксплуатацию целый редут с бараками, Кернверк, который находился в самом центре форта, выполненный по проекту Майора Иоанна Леопольда Людвига фон Брезе (1787-1878 г). Общий вид Крепости сформировался 1842 году, но окончательный силуэт крепость приобрела в результате работ военнопленными в 1870 г. В это время, использовался самый центральный элемент внутреннего многоугольного кольца укреплений, окружающий город (сегодня это городской центр Познани).

Крепость, построенная по новой прусской системе, покрыла площадь примерно в 100 га. Наружная насыпь со рвами была построена в форме многоугольника. Кернверк состоял из трехэтажных бараков с цоколем, с двумя обзорными башнями с артиллерийскими бойницами позади бараков. В крепость можно было попасть по двум мостам: основной мост для артиллерии и один мост для пехоты. С юга редут был защищен двумя шлюзами: Малый Шлюз на реке Виерсбак и Большой шлюз на реке Варта. Они были способны поднять уровень воды и создавать водоемы на окраинах крепости. На концах обоих шлюзов были расположены следующие форты: Форт Войцеха (Форт Жуликов) на Малом Шлюзе и Плацдарм (Форт Рона) на большом Шлюзе. Вся крепость в целом была окружена основной земляной насыпью, укрепленной с северной стороны тремя бастионами и четырьмя выступающими равелинами, а с южной стороны, барачные помещения были защищены от огня четырьмя независимыми редутами. Внешняя линия защиты протянулась на 3 километра. Крепость была окружена сухим рвом 6-32 метра в ширину и 7 м глубиной. Толщина стен всех построек была 1,3-1,8 м. Весь комплекс был окружен так называемой «крытой дорогой», которая вела вокруг крепости по холму.

В 1839 году, Король Фредерик Вилиам III согласился возвести укрепления окружающие левую часть города. Они состояли из 6 бастионов и 2 фортов, соединенных между собой земляными укреплениями, строительство которых закончилось к 1860 году. Во время своего существования, крепость выполняла разные функции. Здесь были заключены польские заговорщики восстаний 1846 года, 1848 и 1863 гг (включая Л. Мировславского, В. Ниголевского и В. Стефански), и военнопленные, захваченные в результате войн с Данией (1864 г), Австрией (1866 г) и Францией (1870-71 гг), принесшие победу и славу Пруссии.

Быстрый технологический прогресс искусства ведения войны пришелся на вторую половину 19 века и способствовал ослаблению влияния крепости. В результате, в 1876-90 гг на окраинах города возвели новое кольцо оборонительных сооружений. Предполагалось, что оно возьмет на себя роль первичного укрепления. В 1902 году, Император Вильям II согласился снести укрепления на окраинах по левую сторону города, исключая крепость. Его решение было ускорено тем фактом, что в то время, подобный тип укреплений был не слишком удобным с военной точки зрения, и Император решил переделать Познань в город- столицу.

Во время первой Мировой Войны, Крепость Винияри не играла никакой роли в военных действиях. Захваченная без сражения мятежниками Великопольского Восстания (19 декабря 1918 года), она стала центром формирования Первого Великопольского Военного Режима, а также Первого и Второго телеграфных батальонов. Захват радиостанции крепости имел огромную важность: теперь восставшие могли легко связываться с Варшавой и другими европейскими столицами напрямую. В межвоенный период крепость была местом, где располагалась Польская Армия и такие части как Седьмой Телеграфный Батальон, Седьмой Санитарный батальон, Двенадцатый Железнодорожный батальон, Седьмой Административный Батальон, Войско Седьмой Конной Кавалерии и Третья Железнодорожная Армия. Благодаря усилиям солдат вышеупомянутых частей, 21 июля 1923 года, была пущена узкоколейка длиной 17,4 км, связывающая крепость с учебным лагерем в Бидруске. В крепости имелся рабочий передатчик местной польской радио станции (с 1934 г), а также пеленгационная станция и станция перехвата №4, управляемая Одиннадцатой частью командного штаба Польской Армии, весьма заинтересованной в радиотехнической разведке.

Вслед за взятием Познани Вермахтом (10 сентября 1939 года) форт стал использоваться местом для содержания военнопленных – самыми первыми были поляки (среди них Бригадир Генерал Роман Абрахам), затем добавились русские и англичане. Юго-западная часть рва использовалась как экспериментальный полигон для немецкого оружия и под военный завод (Н. Гедельски). Военная значение крепости неожиданно возросло в 1944/45 гг. Она стала главным оборонительным пунктом для нескольких тысяч солдат. После падения крепости 23 февраля 1945 года в результате пятидневной осады, здесь приняли смерть несколько тысяч солдат и офицеров красной армии и защитников Познани (защитников Крепости) набранных русскими. Это был первый, впоследствии ставшим поворотным, военный эпизод истории крепости. Во время войны редуты с бараками были частично разрушены, другие части крепости выстояли практически нетронутыми, не смотря ни на что.

После Второй Мировой Войны, городские власти решили снести форт, что и было сделано в 1950-58 гг. Кирпичи затем использовали для строительства домов в Познани (например имение «Он Дебек», и поместье на улице Чоцизевского), а также и в Варшаве. С 1962 года, крепость стала монументом в честь польско-Российской дружбы и Братства (сегодня она называется Парк Крепость). В 1962 году, остатки архитектуры форта были внесены в Государственный перечень Исторических памятников. В настоящее время, крепость удобно расположена на «зеленых легких» города, и представляет комплекс военных кладбищ, памятников, скульптур (таких как «Памятник Неизвестному» Магдалены Абаканович) Колокол Мира и Дружбы между нациями и два музея (Музей Вооруженных Сил и Музей Познаньской Армии), расположенный в частично восстановленных помещениях.

Музеи Крепости

Музей Вооруженных сил

Музей Вооруженных сил был основан в 1965 году, в бункере бывшего SK1 – Военной лаборатории, производимой порох и патроны. В музее собраны и выставлены иконографические, архивные материалы и военные экспонаты, связанные с историей Виниярского Форта с момента его основания до современности. Значительная часть выставочной коллекции посвящена битве за крепость в феврале 1944 года и участие жителей Познани в событиях тех лет. Но самым привлекательным является место, где расположен открытый парк военной техники. В музее можно увидеть такие экспонаты как Русские танки Т-34 и IS-2, самоходный танк ISU-122, а на огражденной территории возле музея, самолеты, минометы, оружие, автомобили (такие как уникальная модель ZiS-5/12 с Z-ISA с зенитной установкой) и старую ракетную установку BM-13N “Катюшу» поднятую на Американский грузовик "Studebaker" US-6. Следующими всемирно известными экспонатами периода после Второй Мировой Войны идут послевоенные машины, списанные с вооружения Польской Армии, такие как самолеты ИЛ-28, СУ 20, Як-12М, вертолет СМ-1 или танк Т-55А. В музее также проходят временные выставки.

Музей Познаньской Армии

Он был основан в 1982 году в так называемой Западной Эстакаде Крепости, то есть связывающей эскарповой галереей, ведущей к Малому Шлюзу и Порт Войчеха. В здании музея две постоянные выставки. Главная – представляет историю армии и воинской доблести в Польше в 1918-39 гг, т.е. с момента Великопольского Восстания до Польской Кампании 1939 года и битвы познаньской армии на реке Бзура. Здесь можно увидеть подлинные фотографии, документы, карты, флаги и элементы солдатского обмундирования и вооружения. Другая выставка, названная «Тайная Организация Великопольская 1939-1945 гг» повествует о действиях Польского Движения Сопротивления во время нацисткой оккупации. Здесь можно узнать много интересного об тайных организациях, биографиях членов тайного движения и методах ведения борьбы. Выставка также представляет много подлинных военных экспонатов, начиная с воздушного десанта и до Польской Народной Армии, найденных после окончания войны в Вьежине на Реке Просна.

На карте отмечен Форт Виняры, точнее Городской Парк Цитадель на месте центрального форта Познанской крепости.

Кре́пость По́знань (польск. Twierdza Poznań, нем. Festung Posen) - комплекс фортификационных сооружений, построенный в городе Познань в девятнадцатом и начале двадцатого веков, третий по величине среди подобных сооружений в Европе.

В состав крепости входят цитадель в центре города и кольцо из фортов (18 фортов) и вспомогательных объектов диаметром 9,5 километра и протяжённостью 30 километров.

Военное укрепление Познань было построено по инициативе Генерала Карла Вильгельма Георга фон Гролмана (1777-1843 гг) который между 1815 т 1819 гг, был начальником Прусского Генерального Штаба, а после стал командиром корпусов пятой армии, располагающейся в Великом Герцогстве Познань. Размещение города на прусско-российской границе было стратегически важным, а опасность, грозящая со стороны Берлина (во время второго раздела Польши в 1793 г, город был захвачен Пруссией) дала толчок польскому освободительному движению переделать Познань в крепость. Причин построить крепость было две: необходимо было обеспечить собственную защиту, а также Берлина против возможной атаки со стороны Варшавы, которая в те времена была в руках России. Несмотря на официальные дружеские отношения, Пруссия и Россия не доверяли друг другу.

Известно, что Берлин находится всего в 270 км от городского центра Познани, а Варшава – в 300 км. Другим преимуществом в сторону Познани - была река Варта и выгодный рельеф. Времена постройки крепости Познань были поистине трагическими для города. Его развитие было приостановлено на много лет.

Крепость являла собой новшество архитектуры своего времени. Она была первым строением непосредственного оборонительного назначения, позже известной как «ново-прусской» системой, разработанной Леопольдом Бресе.

Первым шагом воплощения этих планов стало перемещение двух деревень, Винияри и Бонин, расположенных на Виниярском Холме, возвышающимся над городом, т.е прямо на месте где впоследствии была возведена крепость (Форт Винияри). Строительные работы начались 23 июня 1828 года с котлована для планируемых рвов. Работы двигались чрезвычайно медленно, но все было сделано с прусской аккуратностью. Строительный материал доставлялся с кирпичных заводов, расположенных в Вильде, Ратаи, Ржпадеке, Радоево, Промнисе и Зябилково. Все законченные постройки сразу же вооружили и оснастили войсками. 1 Октября 1834 г, Фредерик Вильям III Прусский поставил Познань во II класс оборонительных сооружений.

В декабре 1834 года был введен в эксплуатацию целый редут с бараками, Кернверк, который находился в самом центре форта, выполненный по проекту Майора Иоанна Леопольда Людвига фон Брезе (1787-1878 г). Общий вид Крепости сформировался 1842 году, но окончательный силуэт крепость приобрела в результате работ военнопленными в 1870 г. В это время, использовался самый центральный элемент внутреннего многоугольного кольца укреплений, окружающий город (сегодня это городской центр Познани).

Крепость, построенная по новой прусской системе, покрыла площадь примерно в 100 га. Наружная насыпь со рвами была построена в форме многоугольника. Кернверк состоял из трехэтажных бараков с цоколем, с двумя обзорными башнями с артиллерийскими бойницами позади бараков. В крепость можно было попасть по двум мостам: основной мост для артиллерии и один мост для пехоты. С юга редут был защищен двумя шлюзами: Малый Шлюз на реке Виерсбак и Большой шлюз на реке Варта. Они были способны поднять уровень воды и создавать водоемы на окраинах крепости. На концах обоих шлюзов были расположены следующие форты: Форт Войцеха (Форт Жуликов) на Малом Шлюзе и Плацдарм (Форт Рона) на большом Шлюзе. Вся крепость в целом была окружена основной земляной насыпью, укрепленной с северной стороны тремя бастионами и четырьмя выступающими равелинами, а с южной стороны, барачные помещения были защищены от огня четырьмя независимыми редутами. Внешняя линия защиты протянулась на 3 километра. Крепость была окружена сухим рвом 6-32 метра в ширину и 7 м глубиной. Толщина стен всех построек была 1,3-1,8 м. Весь комплекс был окружен так называемой «крытой дорогой», которая вела вокруг крепости по холму.

В 1839 году, Король Фредерик Вилиам III согласился возвести укрепления окружающие левую часть города. Они состояли из 6 бастионов и 2 фортов, соединенных между собой земляными укреплениями, строительство которых закончилось к 1860 году. Во время своего существования, крепость выполняла разные функции. Здесь были заключены польские заговорщики восстаний 1846 года, 1848 и 1863 гг (включая Л. Мировславского, В. Ниголевского и В. Стефански), и военнопленные, захваченные в результате войн с Данией (1864 г), Австрией (1866 г) и Францией (1870-71 гг), принесшие победу и славу Пруссии.

Быстрый технологический прогресс искусства ведения войны пришелся на вторую половину 19 века и способствовал ослаблению влияния крепости. В результате, в 1876-90 гг на окраинах города возвели новое кольцо оборонительных сооружений. Предполагалось, что оно возьмет на себя роль первичного укрепления. В 1902 году, Император Вильям II согласился снести укрепления на окраинах по левую сторону города, исключая крепость. Его решение было ускорено тем фактом, что в то время, подобный тип укреплений был не слишком удобным с военной точки зрения, и Император решил переделать Познань в город- столицу.

Во время первой Мировой Войны, Крепость Винияри не играла никакой роли в военных действиях. Захваченная без сражения мятежниками Великопольского Восстания (19 декабря 1918 года), она стала центром формирования Первого Великопольского Военного Режима, а также Первого и Второго телеграфных батальонов. Захват радиостанции крепости имел огромную важность: теперь восставшие могли легко связываться с Варшавой и другими европейскими столицами напрямую. В межвоенный период крепость была местом, где располагалась Польская Армия и такие части как Седьмой Телеграфный Батальон, Седьмой Санитарный батальон, Двенадцатый Железнодорожный батальон, Седьмой Административный Батальон, Войско Седьмой Конной Кавалерии и Третья Железнодорожная Армия. Благодаря усилиям солдат вышеупомянутых частей, 21 июля 1923 года, была пущена узкоколейка длиной 17,4 км, связывающая крепость с учебным лагерем в Бидруске. В крепости имелся рабочий передатчик местной польской радио станции (с 1934 г), а также пеленгационная станция и станция перехвата №4, управляемая Одиннадцатой частью командного штаба Польской Армии, весьма заинтересованной в радиотехнической разведке.

Вслед за взятием Познани Вермахтом (10 сентября 1939 года) форт стал использоваться местом для содержания военнопленных – самыми первыми были поляки (среди них Бригадир Генерал Роман Абрахам), затем добавились русские и англичане. Юго-западная часть рва использовалась как экспериментальный полигон для немецкого оружия и под военный завод (Н. Гедельски). Военная значение крепости неожиданно возросло в 1944/45 гг. Она стала главным оборонительным пунктом для нескольких тысяч солдат. После падения крепости 23 февраля 1945 года в результате пятидневной осады, здесь приняли смерть несколько тысяч солдат и офицеров красной армии и защитников Познани (защитников Крепости) набранных русскими. Это был первый, впоследствии ставшим поворотным, военный эпизод истории крепости. Во время войны редуты с бараками были частично разрушены, другие части крепости выстояли практически нетронутыми, не смотря ни на что.

После Второй Мировой Войны, городские власти решили снести форт, что и было сделано в 1950-58 гг. Кирпичи затем использовали для строительства домов в Познани (например имение «Он Дебек», и поместье на улице Чоцизевского), а также и в Варшаве. С 1962 года, крепость стала монументом в честь польско-Российской дружбы и Братства (сегодня она называется Парк Крепость). В 1962 году, остатки архитектуры форта были внесены в Государственный перечень Исторических памятников. В настоящее время, крепость удобно расположена на «зеленых легких» города, и представляет комплекс военных кладбищ, памятников, скульптур (таких как «Памятник Неизвестному» Магдалены Абаканович) Колокол Мира и Дружбы между нациями и два музея (Музей Вооруженных Сил и Музей Познаньской Армии), расположенный в частично восстановленных помещениях.

Wiki: ru:Форт Виняры en:Fort Winiary de:Fort Winiary

Парк Цитадель в Познани - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Великопольском воеводстве (Польша). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Всего 6 редакций, последнее 3 года назад сделано Kashey из Сцсдала Швеции

Крепость Познань расположена в одноименном городе на западе Польши. Построенная в XIX – начале XX века, крепость считается третьим по величине комплексом оборонительных сооружений на европейском континенте.

В центре комплекса расположена цитадель, а на некотором удалении от центра были построены 18 фортов, образующих кольцо укреплений. В одном из них по времена немецкой оккупации был концентрационный лагерь, где были убиты 20 тысяч поляков. В настоящее время здесь основан «Музей мучеников Великой Польши Форт VII».

Строительство цитадели было начато в 1828 году, а начиная с 1876 года, были возведены 18 оборонительных фортов. Река Варта разделяла внешнее кольцо укреплений на две части. Форты соединялись друг с другом и с основной цитаделью сетью кольцевых и радиальных дорог.

После Первой мировой войны часть оборонительных укреплений была снесена.В настоящее время в различных объектах оборонительного комплекса созданы мемориальные парки и музеи.