Части речи и члены предложения. Что такое части речи? Какие бывают части речи

Тема: Части речи (3 класс)

Цель: обобщить знания учащихся о частях речи русского языка.

I.Организационный момент.

  1. Слово учителя. Перед вами карта, на ней вы видите страну Лингвинию (на доске). /Лингвистика – наука о языке/.

Наш корабль причалит к берегу большого острова морфология. Сосчитайте, сколько городов на этом острове. (14 частей речи)

Многие города вам еще неизвестны, знакомство с ними впереди. Сегодня мы посетим совершенно особенные города: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Глагол.

Ну что, маршрут принят? Тогда вперед!

  1. На доске: прилагательное

Приставка

Существительное

Какое из слов лишнее? Почему?

О чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О частях речи)

II. Разминка.

Задание:

Каждая команда получает карточку-таблицу. Ее нужно заполнить, распределив слова в таблице

правильно. (Слова в таблице закрепить с помощью клея).

имя существительное

подлежащее

сказуемое

корень

приставка

суффикс

окончание

имя прилагательное

глагол

предлог

определение

дополнение

Проверка.

III. Словарная работа.

Составьте словарный диктант. Включите в него 10 слов: 4 названия действий, 3 названия признаков, 3 названия предметов. (Первые пять человек получат оценки.)

IV. Повторение. Мозговой штурм.

Команда (ряд) за 1 минуту должна правильно ответить на возможно большее количество вопросов. Другие команды прошу следить за ответами и временем.

Вопросы первой команде:

  1. Часть речи, обозначающая предметы, явления природы, состояние человека, отвечающая на вопросы кто? что? /Имя существительное/
  2. Слова противоположные по значению. / Антонимы/
  3. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы сто делать? что сделать? /Глагол/
  4. Часть слова служит для связи слов в предложении. /Окончание/
  5. Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? /Неодушевленные/
  6. Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов? /Суффикс/
  7. После приставки, оканчивающейся на согласную букву и перед корнем, начинающимся на гласные е,ё,ю,я пишется… /Разделительный твердый знак/
  8. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «он,мой»? /Мужского рода/
  9. Окончание, не обозначенное звуком… /Нулевое окончание/
  10. Слова, у которых 2 корня называются… /сложными/

Вопросы второй команде:

  1. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог – это… /Части речи/
  2. Общая часть родственных слов, в которых заключено их лексическое значение. /Корень/
  3. Слова, близкие по значению … /Синонимы/
  4. Подлежащее, сказуемое … /Главные члены предложения/
  5. Бывает ли слово без суффикса? /Да/
  6. Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? /Одушевленные/
  7. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении и образования форм слова? /Окончание/
  8. Неизменяемая часть речи./ Наречие/
  9. Нельзя задать вопрос к этой части речи. /Предлог/
  10. Вся часть слова без окончания… /Основа слова/

Вопросы третьей команде:

  1. Часть слова, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? /Имя прилагательное/
  2. Указывает на предмет, но его не называет… /Местоимение/
  3. Буквы, расположенные в определенном порядке… /Алфавит/
  4. Бывает ли слово без корня? /Нет/
  5. Какие существительные пишутся с большой буквы? /Имена собственные/
  6. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? /Приставка/
  7. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «она, моя»? /Среднего рода/
  8. Слово или несколько слов, выражающих законченную мысль называется … /предложением/
  9. Часть речи, обозначающее количество или порядок предметов при счете… /Числительное/
  10. Чтобы в слове выделить окончание, надо … /изменить слово/

V. Физкультминутка

Я скажу существительное – стоим, глагол – идем на месте, прилагательное – наклоны влево, вправо.

Дождевой, проснулся, тюль, встал, хлебный, предложение, улыбался, спектакль, тетрадный,

классный, остановка.

Как вы определяли части речи?

VI. Синтаксический разбор предложений

  1. Елка ветки свои опустила.

Белый иней осыпал ее.

(Г.Галина)

2) На горе высокой дуб растет могучий.

VII. Проверка – самооценка.

У каждого на парте лежит лист. Впишите фамилию.

На полоске пять чисел. Я прочитаю пять предложений. Не согласны с утверждением – зачеркните число, согласны – число пропустите.

  1. Имена прилагательные в предложении являются главным членом предложения и отвечают на вопрос кто? что?
  2. Имена существительные имеют постоянные признаки: род, одушевленность и неодушевленность.
  3. Род имени прилагательного зависит от глагола.
  4. Имя существительное – служебная часть речи.
  5. Глагол обозначает признак предмета.

Самопроверка.

Самооценка.

VIII. Обобщение материала.

Заполним таблицу, работая коллективно.

Часть речи

Что обозначает

вопросы

Роль в предложении

Имя существительное

предмет

кто? что?

подлежащее

Имя существительное

предмет

вопросы косвенных падежей

дополнение

Имя прилагательное

признак предмета

какой? чей?

определение

Могут быть другие вопросы, зависит от существительного.

глагол

действие

что делать? что сделать?

сказуемое

I Х. Самостоятельная работа.

Проверим на практике, насколько хорошо усвоили материал. Работа по карточкам.

… играли во дворе.

Х. Домашнее задание.

Выбираете то задание, которое вам интересно и не вызывает затруднений.

1) Придумать 3 красивых предложения и выполнить их разбор.

2) Подобрать из книг 3 простых предложения и выполнить разбор.

3) Записать слова разных частей речи, но не менее 15 слов.

Х I. Итог урока.

Что запомнилось из урока?

Что удалось?

Что не понравилось?

А мне, ребята, понравились ваши ответы, ваше отношение к русскому языку. Вы говорили

уверенно, грамотно, и мне не удалось вас запутать. Вы были очень внимательными на уроке.

Спасибо за работу.

Части речи -- это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол-- он, удобный -- такой, легко -- так, пять -- сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи -- местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

  • 1) обобщенное значение;
  • 2) морфологические признаки;
  • 3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Таким образом, части речи -- это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

  • 1. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.
  • 2. Служебные части речи: предлог, союз, частица.
  • 3. Междометие.

Современный русский язык располагает большим числом морфологических вариантных форм. Одни из них закрепились в литературном языке, признаны нормативными, другие же воспринимаются как речевые ошибки. Варианты форм могут быть связаны с различными значениями слова. Так же вариантные формы могут различаться стилистической окраской. Стилистически окрашенными могут быть и варианты форм, связанные с категориями рода и числа.

Морфология - (греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) - раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. А это значит изучать общие значения и изменение слов. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Например, существительное обозначает предмет и изменяется по числам и падежам, прилагательное обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам. Но, есть слова, которые не изменяются, например, предлоги, союзы и наречия.

В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разную работу. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т.д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов.

Имя существительное

Имя существительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

  • 1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
  • 2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
  • 3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное -- это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Имя прилагательное

Имя прилагательное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

  • 1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;
  • 2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые -- по полноте / краткости и степеням сравнения;
  • 3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого. речь существительное глагол наречие

Прилагательные зависят от существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются от существительных. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из множества одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину написанную, серой краской. Прилагательные делают нашу речь более точной и образной, так как позволяют показать различные признаки предмета.

Имя числительное

Имя числительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения -- отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. В документах необходимо чтобы сумма была написана и словами, а не только цифрами.

Местоимение как часть речи

Местоимение -- это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.

Местоимения употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи.

Наречие -- это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко -- предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на-о/-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям -- по функции и по значению.

Глагол -- это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать),состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак(белеться).

Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет: неопределенную форму (инфинитив), спрягаемые (личные и безличные) формы, неспрягаемые формы -- причастные и деепричастные.

Глаголы для речи очень важны поскольку позволяют называть различные действия.

Причастие

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других -- особой формой глагола.

Причастие обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. В устной речи причастия употребляются реже, чем в письменной.

Деепричастие

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола.

Деепричастие -- это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

  • 1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
  • 2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог -- это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями самостоятельных слов различные смысловые значения.

Союз -- это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

Частица -- это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда -- смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

Междометие

Междометие -- особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.

Междометие -- это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).

1. Различиями тех синтаксических функций, которые выполняют разные категории слов в связной речи, в структуре предложения;

2. Различиями морфологического стоя слов и форм слов;

3. Различиями вещественных (лексических) значений слов;

4. Различиями в способе отражения действительности;

5. Различиями в природе тех соотносительных и соподчинительных категорий, которые связаны с той или иной частью речи.

В. В. Виноградов, отмечая, что в разных языках может быть разный состав частей речи, подчеркивал динамизм системы частей речи в одном языке.

Глава III . Части речи в русском языке

Части речи - это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол - он, удобный - такой, легко - так, пять - сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи - местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

1) обобщенное значение;

2) морфологические признаки;

3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Таким образом, части речи - это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

1. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.

2. Служебные части речи: предлог, союз, частица.

3. Междометие.

Современный русский язык располагает большим числом морфологических вариантных форм. Одни из них закрепились в литературном языке, признаны нормативными, другие же воспринимаются как речевые ошибки. Варианты форм могут быть связаны с различными значениями слова. Так же вариантные формы могут различаться стилистической окраской. Стилистически окрашенными могут быть и варианты форм, связанные с категориями рода и числа.

Морфология – (греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово) – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. А это значит изучать общие значения и изменение слов. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Например, существительное обозначает предмет и изменяется по числам и падежам, прилагательное обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам. Но, есть слова, которые не изменяются, например, предлоги, союзы и наречия.

В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разную работу. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т.д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов.

Имя существительное

Имя существительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное - это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Имя прилагательное

Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;

2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые - по полноте / краткости и степеням сравнения;

3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого.

Прилагательные зависят от существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются от существительных. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из множества одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину написанную, серой краской. Прилагательные делают нашу речь более точной и образной, так как позволяют показать различные признаки предмета.

Имя числительное

Имя числительное - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения - отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. В документах необходимо чтобы сумма была написана и словами, а не только цифрами.

Местоимение как часть речи

Местоимение - это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.

Местоимения употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи.

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о/-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.

Глагол - это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).

Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет: неопределенную форму (инфинитив), спрягаемые (личные и безличные) формы, неспрягаемые формы - причастные и деепричастные.

Глаголы для речи очень важны поскольку позволяют называть различные действия.

Причастие

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других - особой формой глагола.

Причастие обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. В устной речи причастия употребляются реже, чем в письменной.


Деепричастие

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями самостоятельных слов различные смысловые значения.

Союз - это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.


Частица - это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда - смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

Междометие

Междометие - особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.

1. Все слова русского языка можно разделить на группы, которые называют частями речи .

Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой .

2. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

3. Все части речи делятся на две группы - самостоятельные (знаменательные) и служебные . Особое положение в системе частей речи занимают междометия.

4. Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.

К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:

Часть речи Вопросы Примеры
1 Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно.
2 Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать.
3 Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной.
4 Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый.
5 Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко.
6 Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там.
7 Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др.) Мечтающий, мечтавший.
8 Деепричастие как? (что делая? что сделав?) Мечтая, решив.

Примечания.

1) Как уже отмечалось, в лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Причастие и деепричастие действительно занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данном пособии мы придерживаемся точки зрения, отражённой, например, в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

2) В лингвистике нет единой точки зрения на состав такой части речи, как числительные. В частности, в «академической грамматике» принято рассматривать порядковые числительные как особый разряд прилагательных. Однако школьная традиция относит их к числительным. Этой позиции будем придерживаться и мы в настоящем пособии.

3) В разных пособиях по-разному характеризуется состав местоимений. В частности, слова там, туда, нигде и др. в одних школьных учебниках относят к наречиям, в других - к местоимениям. В данном пособии мы рассматриваем такие слова как местоимения, придерживаясь точки зрения, отражённой в «академической грамматике» и в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

5. Служебные части речи - это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

    К служебным словам нельзя поставить вопрос.

    Служебные слова не являются членами предложения.

    Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.

    К служебным частям речи в русском языке относятся следующие:

    предлог (в, на, об, из, из-за );

    союз (и, а, но, однако, потому что, чтобы, если );

    частица (бы, ли, же, не, даже, именно, только ).

6. занимают особое положение среди частей речи.

    Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи).

    Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух ; для выражения чувства холода - бр-р , для выражения страха или боли - ой и т.д.

7. Как отмечалось, одни слова в русском языке могут изменяться, другие - нет.

    К неизменяемым относятся все служебные части речи, междометия, а также такие знаменательные части речи, как:

    наречия (вперёд, всегда );

    деепричастия (уходя, уйдя, приняв ).

    Не изменяются также некоторые:

    существительные (пальто, такси, жалюзи );

    прилагательные (пальто цвета беж , костюм цвета электрик );

    местоимения (тогда, там ).

    с помощью окончания ;

    Ср.: сестра - сестры ; читал - читала .

    с помощью окончания и предлога ;

    Сестра - к сестре, у сестры, с сестрой.

    с помощью вспомогательных слов .

Урок русского языка по теме: «Части речи» в форме деловой игры «Детективное агентство» для 3 класса

Учитель Карназина Ирина Викторовна
Форма проведения: деловая игра «Детективное агентство»
Класс: 3 «а»
Цели урока:
Учебно-познавательные: Обобщение знаний о частях речи; познакомить с признаками постоянными и не постоянными (род, число, падеж); учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.
Формируемые УУД
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи;
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
анализ объектов с целью выделения их признаков;
синтез;
подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
формирование умения слаженно работать в паре;
Учебно- методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.), тетради
Оборудование: экран, проектор, карточки для работы в парах, лист самооценки.
I.
Организационный момент.

Вступление учителя.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
-Девочки, мальчики, расскажите мне о себе:
Я – человек
Я – умею мыслить и удивляться,
Я – умею обижаться и огорчаться
Я – умею думать и понимать,
Я – умею слушать и отвечать
Я – могу ошибаться
Я – хочу научиться не ошибаться
Я – хочу красиво писать
Я – хочу учиться на отлично
Я – хочу быть грамотным
Я – умею рассуждать
Я – умею мечтать
Я – хочу много знать
Я – умею учиться
Я – хочу учиться.
Мы – хотим учиться

Эмоциональный настрой.
«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
- Прочтите, что записано на доске. Кто сможет продолжить это предложение тихо садится.
Часть речи –…..
- Как же можно продолжить это предложение?

ЧАСТИ РЕЧИ – это большие группы слов, которые делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи называют либо предметы, либо признаки, либо действия.
Например, котёнок, полосатый, играет.
Служебные части речи ничего не называют. К ним относятся предлоги.
Например: в, над, за, с, по и другие.
Они служат для связи слов в предложении. Например: Мальчик играет с котёнком.

Какую цель вы ставите себе на уроке?
- Сформулируйте тему, опираясь на цель.
- А кто сможет определить задачи нашего урока?

У – О чем должны узнать на уроке?
- Чему мы сегодня будем учиться?
Р – Что будем развивать?
О – Что будем объяснять?
К – Что будем контролировать?

Проверяем готовность. Записать число, классная работа в блокнот детектива
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы не просто учитель и ученики, мы – детективное агентство.
– Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы). Правильно, и мы с вами будем вести детективное расследование. Какими качествами должны обладать детективы?
1. Быть очень внимательным
2. Должен уметь все слышать и видеть

Перед вами карта нашего урока , что бы вы хотели поменять или оставить?

1. Экспресс-опрос «Подготовка детективов»
2. Фоторобот «Части речи»
3. Следственный эксперимент «Имя существительное»
- Следствие ведут Знатоки.
- Работа в архиве.
- Помоги другу «Узнай падеж».
4. Вещественные доказательства «Имя прилагательное»
- Работа с шифровкой «Угадай»
ФИЗМИНУТКА «Школа разведки»
5. Дознание «Глагол»
- Внимание! Розыск! «Зоопарк»
- Составление семейного портрета «Синонимы»
6. Экспертиза «Домашнее задание»
7. Аттестация «Рефлексия»
8. «Самооценка». Экзамен с присвоением «5», «4», «3» разрядов

II. Актуализация знаний

1. ЭКСПРЕСС-ОПРОС «ПОДГОТОВКА ДЕТЕКТИВОВ» (фронтальная работа)
ЦЕЛЬ: проверить свои знания по русскому языку
Кто из вас желает проверить свои знания, поднимает руку.
Дети в режиме соревнования отвечают на поставленные вопросы.
Вопросы:
1. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)
2. Как называется главный член предложения, который отвечает на вопрос Кто? Что? (Подлежащее.)
3. Какие слова всегда пишутся с большой буквы? (Имена собственные.)
4. Главное правило переноса слов? (По слогам.)
5. Слова, которые отвечают на вопросы: какой?, какая? – это …? (Имя прилагательное.)
6. Какая часть слова стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (Приставка.)
7. Как называется согласная, которая пишется, но не произносится? (Непроизносимая.)
8. Какие местоимения относятся к 1 лицу? (я, мы)
9. Как пишутся предлоги со словами? (раздельно)
10. Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня)
11. Как проверить безударный гласный в корне слова? (поставить под ударение)
12. В корне слова, после Ц пишется буква И, а какие слова составляют исключение? (Цыган встал на цыпочки и цыкнул цыпленку: «Цыц!»)
13. Какой падеж имеет предлоги К, ПО? (Дательный падеж)
14. Что вы знаете о написании жи-ши, ча-ща, чу-щу? букв а, у, и после шипящих?
Рефлексия:
1) кому из ребят удалось быстро и верно отвечать на вопросы?
2) кому лично для себя этот пункт плана был полезен? Почему?

На своем листе самооценки раскрасьте один из лучиков солнышка, если при выполнении задания у вас не было никаких вопросов раскрасьте зеленым цветом, желтый цвет – если были какие-то вопросы, а красный, если совсем не справились.

II. «Открытие нового знания».
ФОТОРОБОТ «ЧАСТИ РЕЧИ» (групповая работа)
Молодцы, вы будущие детективы и для нашего агентства просто необходимы. И вот перовое задание. Неизвестное лицо прислало нам материал для расследования.
ЦЕЛИ:
- во-первых, определить о какой части речи вы будите вести расследование. (Детям раздаются карточки со словами)
- во-вторых, прежде, чем приступить к расследованию, детектив всегда выясняет, что ему известно по этому делу.
- в-третьих, необходимо составить фоторобот, рассказать каждой группе о своей части речи.
На доске записаны три части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) и их признаки. Каждой группе предлагается часть речи, к которой нужно подобрать её признаки. По одному представителю от групп распределяют на доске признаки по столбикам в соответствии с частью речи (метод «перетягивания»). Добавить примеры из карточки.

III. Первичное закрепление.
А теперь наступило время использовать наши знания. Работаем по группам.
Ребята, о какой части речи мы дальше с вами поговорим?

СЛЕДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Задание 1. Следствие ведут Знатоки
Запиши слова в три столбика. В первый - женского рода, во второй – мужского рода, в третий – среднего рода.
Народ, премьера, пальто, солнце, свет, грамота, письмо, книга, малыш, луна, погода, снег.

Работа в архиве. Значение слова: Премьера - первое представление (показ) нового спектакля, цирковой программы, фильма.

Допишите в каждом столбике еще по одному слову.

Задание 2.
Помоги другу «Узнай падеж» (работа в парах)
- Какая из пар быстро и правильно узнает падеж, та и победит.
Задание для работы в парах:
1) кому? (Д.п.)
2) на, за, под, через, про, в (В.п.)
3) нет (Р.п.)
4) без предлога не употребляется (П.п.)
6) подлежащее (И.П.)
7) кого? (Р.п., В.п.)
9) два предлога к, по (Д.п.)
10) что? (И.п., В. п.)
11) о, об (П.п.)
(проверка проведена в форме фронтального опроса)

«Отгадай слово, определи род» - загадки (работа индивидуальная по карточкам)

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Задание 1. Работа с шифровкой “ Угадай”
Учитель: Разделимся на две команды. Каждая команда получит картинку, на которой изображен предмет, необходимо охарактеризовать его с помощью признаков, а ребята другой команды определить этот предмет по признакам. Давайте попробуем. Лиса – рыжая, хитрая, пушистая.
Картинки:
Арбуз – вкусный, сладкий, сочный,
Листья – желтые, зеленые, осенние.
Снег – холодный, пушистый, белый,
Ель – ветвистая, зеленая, колючая,
Медведь – косолапый, неуклюжий, бурый.
– Ребята какая часть речи обозначает признак предмета? (Прилагательное)
– Что такое имя прилагательное?
– Значит? мы с вами будем учиться подбирать прилагательные к предметам.

ФИЗМИНУТКА «Школа разведки»
Формирование групп учеников.

Трем ученикам учитель раздает «секретные» карточки со словами, которые никому нельзя показывать. Главная их цель набрать как можно больше в свою команду.

Карточки:
1 – корабль (какой?)
2 – планета (какая?)
3 – солнце (какое?)

Остальным детям учитель раздал слова:
Новый, красивый, живая, новая, светлое, яркое, высокий, цветная, жгучее, большой, голубая, горячее.

Учитель, пока учащиеся работают, ставит карточки на столы со словами: мужской род, женский род, средний род.

ДОЗНАНИЕ ГЛАГОЛ

Задание 1. Внимание! Розыск! «Зоопарк»
– Подберите к глаголам подходящие существительные
- Соедините стрелочками. (Групповая работа). mimio

Каркает, летает, ворует (всё блестящее) ворона
Шипит, ползает, извивается змея
Хрюкает, чавкает, валяется (в грязи) свинья
Кукарекают, квохчут, пищат петух, куры
Блеет, бодается, даёт (молоко) коза
Мяукает, вылизывается, лакает (это же молоко) кот (кошка)

Каркает, летает, ворует (всё блестящее) кот (кошка)
Шипит, ползает, извивается петух, куры
Хрюкает, чавкает, валяется (в грязи) змея
Кукарекают, квохчут, пищат коза
Блеет, бодается, даёт (молоко) свинья
Мяукает, вылизывается, лакает (это же молоко) ворона

Задание 2. Составление семейного портрета «Синонимы».
Учитель бросает мяч, называет слова, обозначающие предметы. При возвращении мяча дети называют действие этого предмета.

Ребята, вы замечали, что осенью часто идут дожди. Дождь всегда бывает одинаковым? Давайте подберем и запишем в тетрадь глаголы к словам:
дождь – идет, моросит, капает, льет, хлещет.
снег - кружится, вертится, летит, падает
река – течёт, бежит
каша – есть, кушать
слёзы – плакать, реветь

IV. Включение в систему знаний.
В конвертах разного цвета задания разной сложности. Каждый возьмет задание из конверта того цвета, которое он сможет выполнить.

1 уровень: Найти в тексте глаголы и подчеркните их
Пришла зима, рассыпала серебро по земле и деревьям. Мороз щиплет щеки. Дремлет лес: ни звука.

2 уровень: От данных словарных слов образуйте глагол
Беседа - …
Завтрак - …
Работа - …
Рассказ - …
Чувство - …

3 уровень: Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы
1)Труд человека кормит, а лень портит.
2)Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться.
3)Что в других не любишь, того и сам не делай.

АТТЕСТАЦИЯ РЕФЛЕКСИЯ.
Игра «Да. Нет»
1. Имя существительное отвечает на вопрос Кто? Что? (Да)
2. Имя существительное обозначает признак? (Нет)
3. Имя существительное изменяется по родам? (Нет)
4. Имя существительное бывает только множественного числа? (Нет)
5. Имя прилагательное обозначает признак предмета? (Да)
6. Имя прилагательное отвечает на вопрос Какой? Чей? (Да)
7. Имя прилагательное всегда связано с глаголом? (Нет)
8. Глагол обозначает предмет? (Нет)
9. Глагол отвечает на вопрос что делать? (Да)
10. В предложении глагол всегда главный член предложения? (Да)

Выполнили мы задачи нашего урока? Что повторили?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что вызвало особый интерес?

ЭКСПЕРТИЗА «ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
По выбору:
1. Т1 стр. 65
2. кроссворд,