Что такое галера при петре 1. Галерных дел мастера

Галера «Принципиум»

Галера «Принципиум» была собрана из частей в Воронеже. Изначально части для этой галеры были сделаны в подмосковном селе Преображенское. Образцы деталей для изготовления галеры "Принципиум" были привезены из Голландии. В том же 1969 году второго апреля была спущена на воду, вместе с ней были спущены на воду однотипные галеры с названиями "Святой Матвей" и "Святой Марк". Чуть позже было построено еще двадцать два похожих судна для участия во втором Азовском походе Петра Алексеевича.

Вооружение, экипаж и размеры галеры

Длина галеры "Принципиум" равнялась 38 метрам, ширина была равна шести метрам, высота достигала 4 метров от палубы до киля. Чтобы привести в движение это немаленькое судно использовались тридцать четыре пары весел. Количество экипажа галеры доходила до 170 человек. Несла шесть пушек вооружения.

Боевое применение галеры

После постройки галеры "Принципиум" в Воронеже она с другими судами такого же и типа и более мелкими судами отправилась в сторону Азовского моря, плавание при попутном ветре длилось немногим больше десяти дней. За время плавания Петр 1 написал пятнадцать правил, которые объединил и назвал "Указ по галерам".Первый раз в составе флота галера вышла в 27 мая 1969 года. Позже этого же года в июне месяце принимала активное участие в блокаде Азова. После взятия Азова активных морских боевых действий в ближайшие несколько лет не происходило. С галеры сняли вооружение и поставили недалеко от крепости. Вскоре ее разобрали на дрова из-за ветхости.

К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигла 210 тыс. человек.

Флот состоял из 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов. Людей на всех судах было почти 30 тысяч. Из 36 лет царствования он провоевал 28 лет. 22 октября 1721 года по итогам Северной войны царь Пётр I объявляет себя императором, а Россию -- империей.

Сознание необходимости морского флота для России нашло яркого выразителя в лице Петра 1, энергия которого, влечение к морскому делу и поставленные политические задачи побудили ускоренным темпом приняться за создание флота.

Сознание необходимости морского флота для России нашло яркого выразителя в лице Петра 1, энергия которого, влечение к морскому делу и поставленные политические задачи побудили ускоренным темпом приняться за создание флота. Еще 17-летним юношей он строит флотилию на Переяславском озере под Москвой. В 1692 году на переяславской верфи были построены два малых фрегата и три яхты. В 1693 году Петр едет в Архангельск, где он закладывает верфь и строит два корабля, а третий заказывает в Голландии. В следующем году он вооружает выстроенный корабль «Св. Павел» и принимает пришедший из Голландии 44-пушечный фрегат «Св. Пророчество». С флотом из трех кораблей он выходит в Белое море и провожает иностранные корабли. Эти попытки к созданию флота не могли удовлетворить Петра. Покинув Архангельск, Петр предпринимает поход против турок. Первый азовский поход (1695г.) был неудачен; штурмы крепости с суши были отбиты, а сама она получала с моря боевые запасы и провизию. В 1694 году была заказана в Голландии 32-весельная галера, она была доставлена на корабле по частям в Архангельск. Велено было спешно доставить ее в Москву, и на лесопильном заводе немедленно началось изготовление по этому образцу отдельных частей для 22 галер и 4 брандеров. В Воронеже была основана судостроительная верфь, куда переправлялись части галер для сборки. Наибольшая длина этих галер 38м, длина по ватерлинии 29м, ширина 6м, высота от киля до палубы 3,8м, вооружение- от трех до пяти 5- и 2-фунтовых пушек, команды 130-170 человек. Кроме того были заложены два 36-пушечных корабля «Апостол. Петр» длиною 35м, шириною 7,6м и «Апостол Павел» длиною 30м, шириною 9м. В мае 1696 года двинулся по Дону первый отряд из 8 галер во главе с галерой «Принципиу»м, которой командовал сам Петр, затем отправились и остальные суда. 18 июля 1696 года Азов был взят.

Весной 1700 года был заложен 58-пушечный корабль «Предестинация» длиной 36м, шириной 9,4м. Одновременно началась постройка другого 56-пушечного корабля «Черепаха». С целью заключения наиболее выгодного мира с Турцией Петр решил демонстрировать свой флот. В составе эскадры из 11 кораблей, нескольких галер он вышел в Азовское море. В эскадру входил 62-пушечный корабль «Скорпион», 34-пушечный «Благое начало», 32-пушечный «Цвет войны», 42-пушечный «Отворенные врата», которым командовал Петр, остальные имели от 22 до 46 пушек. На 46-пушечном корабле «Крепость» был отправлен в Константинопль русский посол Украинцев, которого до Керчи сопровождала русская эскадра. Неожиданное появление русских кораблей в Черном море произвело сильное впечатление на Турцию, был заключен мирный договор на 30 лет. В1700 году началась война со шведами, отвлекшая внимание Петра на север, к Балтийскому морю. В дальнейшем все мероприятия были направлены на создание военного флота в Балтийском море. Начало войны ознаменовалось появлением шведской эскадры из 5 фрегатов и 2 галиотов в Белом море и нападением их на Архангельск, окончившимся неудачей- один фрегат сель на мель и был взят, ровно как и оба галиота, остальные ушли.В 1702 году была взята крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 году крепость Ниеяшанц на Неве и заложен новый город- Петербург, путь флоту из Ладожского озера к морю был открыт. Закладываются новые верфи на Онежском и Ладожском озерах, реках Сясь и Свирь, в новой столице Петербурге, в Новгороде и Олонце. Началась планомерная постройка боевых кораблей. Первые корабли соответствовали 4-му рангу английских кораблей, они имели высокие кормы с расположенными в них пушками и одну или две батарейные палубы. Так как эти корабли были тяжелы на ходу, то при эскадре были более быстроходные суда- шнявы, имевшие две мачты с прямыми парусами и 12-16 пушек. Малые суда носили название шмаков, флейтов, буеров, галиотов и ботов. Шмаки- небольшие бриги-имели две мачты с косыми парусами и кливер, флейты имели также две мачты, буера имели одну мачту с марселем и одну малую в корме с бизанью, бригантины,боты и др. имели одну мачту с тендерским вооружением. Кроме крупных галер, во флоте были небольшие (до 30 м) быстроходные галеры- скампавеи (от итальянского слова scampar via- убегать), они имели три мачты с косыми парусами и 20 весел. В 1704 году Балтийский флот состоял из десяти фрегатов и девятнадцати других судов. На мели у острова Котлин была построена крепость Кроншлот, подступившая к ней шведская эскадра была отбита. 5 ноября 1704 года в Петербурге была заложена адмиралтейская верфь.

После поражения шведов под Полтавой, взятия Выборга, Ревеля, Риги строительство кораблей получило широкое развитие. В 1712 году был спущен на воду первый построенный в Петербурге 54-пушечный корабль «Полтава». С 1712 года строятся крупные линейные корабли- 60-пушечные корабли «Екатерина», «Нарва», «Ревель», «Шлиссельбург» , «Ингерманланд» и «Москва». Кроме постройки кораблей у себя, Петр покупает корабли за границей. Были приобретены 50-пушечный корабль «Антоний», 32-пушечный фрегат «Самсон» и 22-пушечный фрегат «Св. Яков». У шведов в Финском заливе был сильный флот, препятствовавший русской торговле. Весной 1713 года было решено вытеснить шведов из Финского залива. Был собран флот из 93 галер, 60 бригантин и 50 малых судов с десантом в 16000 человек. Под общим командованием адмирала Апраксина флот вышел шхерами к Гельсингфорсу, а корабельный флот из 7 кораблей, 4 фрегатов и 2 шняв под командой вице-адмирала Крюйса пошел морем. Русскими были заняты города Гельсингфорс, Або и Борго, а затем вся Финляндия присоединена к России. Морской же флот потерпел неудачу: при встрече с неприятелем три русских корабля сели на мель и прекратили бой, упустив шведские корабли. Начальство над флотом принял сам Петр. Для нанесения решительного удара Швеции выходом в Ботнический залив и угрозам ее берегам, флот в составе 18 кораблей и фрегатов, под начальством Петра и 99 галер и скампавей под начальством Апраксина, вышел в море. Галерный флот дошел до полуострова Гангут. К нему присоединился и корабельный флот, увеличившийся после захода в Ревель до 24 единиц- шестнадцать 42-72 пушечных кораблей, восемь 18-32 пушечных фрегатов и шняв. Дальнейший путь был прегражден шведской эскадрой в составе 26 кораблей. 27 июля 1714 года произошел первый крупный морской бой русского флота при Гангуте. Петр задумал миновать шведский флот, перетащив галеры волоком через узкий перешеек полуострова. Шведы узнав об этом, разделили свой флот- один фрегат, 6 галер и 3 шхербота подошли к месту спуска галер на воду, остальные приблизились к русским кораблям. Переправа галер была прекращена, и Петр приказал 35 галерам, пользуясь штилем, обойти шведский флот морем, а остальным в тумане пройти берегом. Все галеры, обогнув полуостров, заблокировали шведские корабли и, несмотря на преимущество последних в артиллерии, взяли их на абордаж. Победителям достались 10 шведских кораблей вместе с командующим эскадрой Эреншильдом. Гангутская победа открыла путь русскому флоту к берегам Швеции, на которые производились набеги галерного флота. Корабельный флот в период 1714-1720 годов также имел ряд удачных сражений. После морского боя у острова Гренгама 35 русских галер с 14 шведскими кораблями, закончившегося захватом русскими 4 шведских фрегатов, и набега 60 галер на шведское побережье был заключен Ништадтский мир, по которому к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Финляндия и Приневский край. К концу царствования Петра 1 военный флот состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов, численность команд кораблей доходила до 28000 человек. Постройка военного флота была вызвана необходимостью обеспечить за собой моря, каковых до тех пор у страны не было и без которых невозможно было ее дальнейшее развитие.

Сознание необходимости морского флота для России нашло яркого выразителя в лице Петра I, энергия которого, влечение к морскому делу и поставленные политические задачи побудили ускоренным темпом приняться за создание флота. Еще 17-летним юношей он при содействии иностранных руководителей икорабельных мастеров-голландцев, оставшихся в Москве после постройки судов в Дединове, строит флотилию на Переяславском озере под Москвой. В 1692 г. на переяславской верфи были построены два малых фрегата и три яхты, причем Петр сам принимал личное участие в работах, вплоть до плотничьих. Не удовлетворившись этим, Петр в 1693 г. едет в Архангельск «провожать иностранные корабли». Там он закладывает верфь и строит два корабля, а третий заказывает в Голландии. В следующем году он опять едет в Архангельск вооружать выстроенный корабль Св. Павел и принимать пришедший из Голландии 44-пушечный фрегат Св. Пророчество. С флотом из трех кораблей он выходит в Белое море и провожает иностранные корабли.

Эти первые попытки к созданию военного флота не могли удовлетворить Петра. Белое море по кратковременности навигации являлось тесным для его замыслов. Покинув Архангельск и обратив построенные им корабли в торговые, Петр предпринимает поход против турок. Первый азовский поход Петра (1695 г.) был неудачен; штурмы крепости с суши были отбиты, а сама она беспрепятственно получала с моря боевые запасы и провизию, так как флота у русских не было.

Исход первого азовского похода доказал необходимость флота, и начинается серьезное строительство кораблей для второго азовского похода.

В 1694 г. Петром была заказана в Голландии 32-весельная галера, предназначавшаяся для отправки в Каспийское море; она была доставлена на корабле по частям в Архангельск. Велено было спешно доставить ее в Москву, и в селе Преображенском на лесопильном заводе немедленно началось изготовление по этому образцу отдельных частей для 22 галер и 4 брандеров. К этой работе были привлечены как местные, так архангельские и вологодские плотники, иноземцы и солдаты. В Воронеже была основана судостроительная верфь, куда переправлялись части галер для сборки. Несмотря на новую тяжелую работу и ряд неполадок, суда эти были выстроены в 3 месяца. Наибольшая длина этих галер 38 м, длина по ватерлинии

29 ж, ширина по корпусу 6 м, высота от киля до палубы 3,8 .м, вооружение - от трех до пяти медных 5- и 2-фунтовых пушек, команды 130-170 человек (рис. 164). і

Кроме того, в Воронеже были заложены два 36-пушечных корабля Ап. Петр длиною 35 м, шириною 7,6 м и Ап. Павел длиною

30 м, шириною 9 м; оба они походили по типу на современные им иностранные корабли 4 ранга. Для перевозки войск в Воронеже,

^■ Первое время у русских галеры назывались каторгами и фуркатаии, 3 корабли галеасами, но затем они получили обычные названия.

Козлове и других окрестных городах было приказано выстроить 1300 стругов (плоскодонных барж) и 100 плотов.

В мае 1696 г. двинулся по Дону первый отряд из 8 галер во главе с галерой Принципиум, которой командовал сам Петр; затем отправились и остальные суда, кроме корабля Ап. Павел, который не был готов. На рис.165 показан корабль Ап. Петр и галерыперед Азовом.

После взятия Азова 18 июля 1696 г., на совещаниях по военным делам Петр высказал свое мнение «ничто же лучпіе мню быть, еже воевать морем, такоже зело близко есть и удобно многократ паче нежели сухим путем, к сему же потребен есть флот». Было решено «корабли сделать со всею готовностью и с пушками и с мелким ружьем,

Рис. 1С4. Первые русские галеры.

как им быть к войне»; участие в постройке кораблей должен был принять весь народ, ибо это требовало средств больших тех, которыми располагало государство.

Были образованы «кумпанства», т.е. компании. Все помещики, имевшие больше 100 крестьянских дворов, должны были, соединившись вместе, за каждые 10 ООО дворов предоставить один вполне оборудованный корабль. Духовенство - за каждые 8000 дворов - один корабль. Купцы и горожане, сорганизовавшись, должны были выстроить 12 кораблей. Владельцы, имевшие менее 100 дворов, облагались денежным сбором по полтине со двора. Срок всем был дан 1 апреля 1698 г. Купцы, чтобы не связываться с этим непонятным для них делом, дума.чи отделаться от повинности взносом денег, но Петр для прекращения подобных попыток прибавил им еще 2 корабля. Владельцы имений составили 18 кумпанств, духовенство 17, а купцы 14. Лес для постройки кораблей давался правительством, оно же принимало иа себя заботу о найме корабельных мастеров, которые были вызваны из Голландии, Швеции, Дании и Венеции.

Для ведения всех дел по постройке кораблей, число которых определялось в 52, 1 был образован Владимирский судный приказ, прототип адмиралтейства других стран.

Верфь в Воронеже была расширена, построены склады для леса, магазины для хранения корабельных частей и вооружения, мастерские и цейхгаузы (склады). В некоторых местах, ближе к Дону, были оборудованы и другие верфи. Часть кумпанств приступила к работе, другие отлынивали и приходилось грозить им строгими указами; работа была трудная, небывалая до того в России, а потому встречала непонимание и недоброжелательство. Не все иностранные кораблестроители оказывались сведущими, а потому Петр решил сам ознакомиться с делом на лучших европейских верфях, каковые были в то время в Голландии иАн-глии, и пригласить оттуда лучших специалистов; кроме того, решено было послать 69 молодых людей за границу для обучения корабельному и морскому делу. В инструкции, данной им, указывается: «знать чертежи или карты, компасы и протчие признаки морские, владеть судном как в бою, так и в простом шествии и знать все снасти или инструменты, к тому принадлежащие - паруса, веревки, а на каторгах весла и протчая». Особая царская милость полагалась тем, кто б}"дет «знать как делать те суды, на которых они искушение свое приемлют».

В 1697 г. во главе с адмиралом Лефортом выехало из Москвы за границу посольство, в которое под именем Петра Михайлова входил сам царь. Поездка продолжалась полтора го да; в течение этого времени Петр сначала простым плотником работал по постройке корабля, от закладки до спуска на воду, в Амстердаме на верфи Ост-Индской компании. Неудовлетворенный тем, что голландцы «строят суда просто по навыку и опыту бе."з всяких хитростных чертежей», Петр уехал в Англию, где занимался на королевской верфи в Дептфорде, составляя под руководством опытных строителей чертежи кораблей.

Перед возвращением в Россию он принял на русскую счужбу опытного голландского адмирала Крюйса, пять капитанов кораблей

1 Стоимость корабля по расценке того времени была около 10 ООО рублей.

и много моряков и матросов (всего около 600 человек); часть из них были англичане, а часть голландцы.

Тем временем корабли продолжали строить на воронежских верфях; срок постройки был продлен до конца 1698 г., но зато кум-панствам было предложено выстроить еще 19 кораблей, а затем еще 6, но фактически из них было заложено только 12. К назначенному сроку корабли были почти готовы, хотя из-за спешности постройка велась пз сырого невыстоявшегося леса; из-за этого, а также вследствие неудовлетворительности чертежей имели место различные переделки. Построенные корабли состояли из таковых, соответствующих 4-му рангу иностранных (см. § 10), ^ затем из шестибомбардирских судов и двенадцати галер. Корабли были длиною до 35 м, шириною 8-10 л«, осадкой 2,0-2,5 .и и вооружены 26-44 пушками, послед-


Рис. 166. Постройка кораблей на Воронежской верфи,

ние были 12-, 6-, 4-фунтовые и картечницы. Бомбардирские суда, длиною 25-2Sm, шириною 8,5 ^и, были вооружены двумя мортирами и несколькими 24- и 12-фунтовыми пушками. Галеры были крупнее: длина наименьшей была 41 м, наибольшей 53 л<, ширина 7,3 м, вооружение состояло из одной 20-фунтовой пушки и нескольких 6- и 3-фунтовых и картечниц. Пушки частью приобретались заграницей, частью изготовлялись на тульских заводах. Кроме того, шведский король Карл XI подарил в 1697 г. Петру 300 пушек,которые были перевезены в Воронеж.

На рис. 166 показан общий вид постройки кораблей на Воронежской верфи (по старинной гравюре). По возвращении из-за границы, Петр, вместе с Крюйсом и вновь назначенным адмиралом Головиным, поставленным во главе флота, прибыл в Воронеж. Там он занялся приведением в порядок и исправлением плохо построенных кораблей, поручив наблюдение за этим делом Крюйсу; последний одновременно

^ По неустановившейся еЩе голландско-венецианской терминологии эти корабли сначала называли 6apEanoBa.4h (Ьагса longae) и варвариысБшш судами, т. е. построенными по образцу мавританских.

ста.ч устанавливать однообразную терминологию частей корпуса и вооружения, так как происходила невероятная путаница в этом отношении, особенно при выписке отдельных изделий и контроле работ.

к весне 1700 г. корабли кумпанств были готовы и приняты. * Однако постройка их была далека от совершенства; имея по большей части деревянное крепление частей, они рассыхались и текли, тем более что были плохо проконопачены и осмолены. В отзыве голландского резидента Гульста, посетившего Воронеж, говорится, что из 30 кораблей лишь 4-5 исправные, остальные стоятнемногого. Поэтому Петр еще из Голландии прекратил постройку кораблей по старым образцам и решил дальше строить средствами правительства, которое уже располагало достаточным числом корабельных мастеров, хорошими чертежами и накопило опыт в этом деле. Был заложен 58-пушечный корабль Пре-дестинация длиною 36 ж, шириною 9,4 м\ он был построен по чертежам, привезенным иэ Англии, и подобен английским кораблям того времени, что видно из сравнения рис. 167 с рис. 72 и 73. Вначале сам Петр был строителем этого корабля, но по отъезде поручил это дело двум первым русским корабельным инженерам Скляеву и Верещагину, обучавшимся в Венеции. Одновременно английский кораблестроитель Иосиф Най начал постройку другого 56-пушечпого корабля Черепаха, а итальянец Яков Моро приступил к постройке «великого галеаса» длиною 50 м, шириною 9,4 м - роскошно отделанного корабля, который Петр предполагал иметь для торжественных выездов. 2

Рис. 167. Корабль Предестинщия.

г Вся работа постройки кумпаиствами кораблей обошлась им в суммупеле 14 лет, после спуска иа воду простоял столько же лет у оерег^ был разломан.

Всего было построено казною 11 кораблей.Управление кораблестроением и заведывание корабельными лесами было переведено из Владимира в «Московский адмиралтейский приказ» с назначением «адмиралтейцем» стольника Ф. Апраксина - в будущем генерал-адмирала флота.

С целью заключения наиболее выгодного мира с Турцией Петр, в число требований которого входило свободное плавание русских военных кораблей в Азовском и Черном морях, решил демонстрировать свой флот перед Турцией. В составе эскадры из 11 кораблей (больше не удалось собрать из-за недостатка команды), нескольких галер и других небольших судов он вышел в Азовское море. В эскадру входил адмиральский 62-пушечный корабль Скорпион, вице-адмиральский 34-пушечный Благое начало, 32-пушечный Цвет войны шаут-бенахта (контр-адмирала), 42-пушечный Отворенные врата, которым командовал царь под именем Петра Михайлова; остальные корабли, под командой инострапных командиров, имели от 22 до 46 пушек. На 46-пушечном корабле Крепость был отправлен в Константинополь русский посол Украинцев, которого до Керчи сопровождала русская эскадра. Неожиданное появление русских кораблей в Черном море произвело сильное впечатление на Турцию; был заключен мирный договор на 30 лет, по которому Азовский край и часть побережья Азовского моря отходили к России, но вопрос о свободном плавании русских кораблей в Черном море остался открытым.

В 1700 г. началась война со шведами, отвлекшая внимание Петра на север, к Балтийскому морю; война эта продолжалась 21 год. Закладываются новые верфи на Онежском, Ладожском озерах, на Свири, в Олонце (Лодейном Поле), а затем и в новой столице Петербурге. Однако неустойчивые отношения с Турцией, возбуждаемой Швецией против России, заставляли продолжать постройку кораблей в Воронеже, а также на новых верфях в Таврове (близ Воронежа) и в Таганроге. Готовые суда переводились в Азов, часть особенно плохих превратили в провиантские склады, некоторые старые корабли прогнили, несколько крупных 80-пушечных кораблей нельзя было спустить на воду из-за обмеления рек Воронежа и Дона, и они были разобраны. Когда в 1710 г. Турция объявила войну России, то Крюйс, посланный в Азов, мог собрать только эскадру из 4 линейных кораблей, вместо намеченных 19, 3 шняв, 2 бригантин и 2 галер. Турецкий же флот, посланный в Азовское море, состоял из 18 кораблей и 14 галер; однако ни с той, ни с другой стороны никаких действий на море, кроме мелких стычек, не происходило. Дальнейшие мероприятия по усилению Азовского флота были прекращены заключением мира с Турцией (после неудачного Прутского похода), по которому вся Азовская область возвращалась обратно Турции. В 1712 г. Азов и Таганрог были разрушены русскими же, пушки отправлены внутрь страны, часть кораблей продана Турции, остальные сожжены. Воронежское строительство закончилось, мастера и рабочие отправлены в Петербург, куда возвратился и Крюйс с командирами и командами кораблей. Недостроенные корабли на воронежских верфях до 1727 г. стояли на стапелях, пока пожар не уничтожил их и оборудование верфи.

В дальнейшем все мероприятия были направлены на создание военного флота в Балтийском море. Начало войны со шведами ознаменовалось появлением шведской эскадры из 5 фрегатов и 2 галиотов в Белом море и нападением их на Архангельск, окончившимся неудачей, - один фрегат сел на мель и был взят, равно как и оба галиота, остальные ушли. Петр велел укрепить Архангельск и начать там постройку двух малых фрегатов, которые были закончены в 1702 г. В том же году была взята шведская крепость Нотебург (нынешний Шлиссельбург) при выходе Невы из Ладожского озера, а в 1703 г. крепость Ниеншанц на Неве и заложен новый город - Петербург; путь русскому флоту из Ладожского озера к морю был открыт и нужно было усиленно создавать этот флот.

В дополнение к указанным выше верфям создается верфь на реке Сяси, впадающей в Ладожское озеро, и на ней заложено шесть 18-пушечных фрегатов (с трехфунтовыми пушками) и несколько малых судов. Для ускорения дела их разрешено строить из невыстояв-шегося леса и из тесаных, анепиленыхдосок, таккакпилбыломало, и русские плотники, хорошо владея топором, не были приучены к пользованию пилами. Ввиду медленности постройки была основана еще верфь в Новгороде (на Волхове) для постройки шести фрегатов длиною 20-30 м, пяти яхт и пяти других судов. В Олонце был заложен 24-пушечный фрегат Штандарт длиною 24 м, шириною 7,3 м, осадкой 2,7 м, два шмака, один флейт, один галиот и четыре бота. Малые суда строились на верфях в Старой Ладоге, на реках Луге и Ижоре; галеры строились в отнятом от шведов Выборге. Кроме того, была проведена грандиозная работа по перетаскиванию сушей из Архангельска в Онежское озеро, а оттуда в Ладожское озеро и Неву двух построенных там фрегатов.

Первые корабли, построенные на Олонецкой верфи, соответствовали 4-му рангу английских и голландских кораблей; они имели высокие кормы с расположенными в них пушками и одну или две батарейные палубы. Так как эти корабли были тяжелы на ходу, то при эскадре были более быстроходные суда - шнявы (рис. 168), имевшие две мачты с прямыми парусами и 12-16 пушек, расположенных на открытой палубе. Отношение длины к ширине у них равнялось 4, тогда как у кораблей около 3. Малые суда носили название пгааков, флейтов, буеров, галиотов и ботов. Шмаки - небольшие бриги - имели две мачты с косыми парусами и кливер; флейты имели также две мачты, подобно шмакам; буера (рис. 169) имели одну мачту с марселем и одну малую в корме с бизанью; бригантины, боты и др. имели одну мачту с тендерским вооружением (рис. 170). Малые суда могли ходить и под веслами; вооружение их состояло из нескольїїих мелких пушек, кроме крупных галер, во флоте были еще небольшие (длиною до 30 м) быстроходные галеры - скамнавеи (от итальянского слова всатраг via - убегать); они имели три мачты с косыми парусами и 20 весел.

В 1704 г. Балтийский флот состоял из десяти фрегатов, вооруженных 22-43 шестифунтовыми пушками, и девятнадцати других судов.

На мели у острова Котлина была построена крепость Крон-шлот. Подступившая к ней шведская эскадра была отбита. Петер бург был защищен с моря, мог принимать торговые корабли, приходившие из-за границы, а также вести постройку кораблей у себя. На всех верфях усиленно строились корабли и направлялись в Петербург, а 5 ноября 1704 г. в нем была заложена адмиралтейская


верфь и строителем назначен Федосей Скляев - лучший русский кораблестроитель того времени.

После поражения шведов под Полтавой, взятия Выборга, Ревеля, Риги и др. городов строительство кораблей с целью усиления Бал-


Рис. 170. Шведский бот Гедон, взятый русскими в 1703 г.

тийского флота получило широкое развитие. Корабли строились в Архангельске (три фрегата перешли морем в Петербург), а также и на других верфях. Крупные корабли преимущественно строились в Петербургском адмиралтействе (на месте нынешнего); на рис. 171


показан общий вид постройки кораблей с расположенными по концам адмиралтейства складами корабельных частей и лекал, магазинами и кузницами. В устье Невы на «Галерном острове» (ныне завод им. Марти) строились галеры, а на взморье для ремонта и стоянки их была устроена «Галерная гавань», сохранившая и поныне свое название.

В 1712 г. был спущен на воду первый построенный в Петербурге под наблюдением самого Петра 54-пушечный корабль Полтава (рис. 172). Все управление флотом и кораблестроением переведено из Московского приказа в Петербург, объявленный в 1713 г. столицей государства.


Рис. 172. 54-пушечный корабль Полтава.

До 1711 г. в Балтийском флоте было мало линейных кораблей. Ядро флота составляли 20-26-пушечные фрегаты и шнявы; к ним присоединялись брандеры, ирамы - небольшие плоскодонные суда, мелкосидящие, с полными обводами, носившие 18-30 пушек крупного (по тому времени) калибра, шмаки, галиоты, транспорты и др. Кроме того, была еще отдельная эскадра - галерная. Каждая галера имела одну 24-фунтовую пушку и 14-16 пушек малого калибра, к галерной эскадре присоединялись бригантины (вооруженные трехфунтовыми пушками) и провиантские суда; последние Ходили на буксире у галер и бригантин. В период с 1703 по 1711 г. с русских верфей было спущено 20 кораблей и фрегатов, из них 11 на Олонецкой верфи (в том числе один 50-пушечный корабль Пернов), ^5 Шняв, 2 бомбардирских корабля, 4 прама и 170 малых судов. Построены они были плохо, так что из указанных 20 кораблей и фрегатов в 1712 г. участвовало в кампании только 9, остальныенаходились в тимберовке, а часть фрегатов и шняв обращены в брандеры, т. е. признаны неспособными носить артиллерию.

В Петербурге под личным наблюдением Петра дело шло лучше. С 1712 г. строятся крупные линейные корабли. Кроме Полтавы, построены 60-пушечные корабли Екатерина, Нарва, Ревель, Шлиссельбург, Ингерманланд и Москва. На рис. 173показан64-пушечный корабль Москва. Петр принимал участие в постройке кораблей и лично утверждал их чертежи. На рис. 174а и 1746 показан утвержденный им чертеж 100-пушечного корабля. Так как осадка означенных кораблей превышала Ъ,2м, то для зимовки их была устроенагавань на о. Котлине.

Наиболее деятельными кораблестроителями Петровской эпохи былиСкля-ев и Броун, построившие по 11 кораблей, затем Ко-зенц и Най, построившие по 6 кораблей. В Архангельске строитель Выбе-Ганс построил 9 кораблей. Большую помощь в деле постройки галер и организации галерного флота оказывал венецианец Боцис, перешедший в 1703 г. из венецианского флота в русский; в должности шаутбенахта он удачно действовал во главе галерного флота в войне со шведами.

Кроме постройки кораблей у себя, Петр решил увеличить флот покупкой кораблей за границей. Для этого в Данию и Голландию был командирован корабельный мастер Салтыков; им был приобретен в Голландии 50-пушечный корабль Антоний (длина 40 м, ширина 11 л). В своем донесении Салтыков упоминает, что этот корабль, построенный из дуба с железным креплением, обошелся в 35000 гульденов (около 19 ООО рублей по цене того времени) без пушек, что составляет лишь ^/д стоимости постройки кораблей в России из соснового леса с деревянным креплением. Кроме того, были еще куплены два фрегата - 32-пушечный Самсон и 22-пушечный Св. Яков.

Все верфи были загружены постройкой судов; к 1712 г. пришли и корабли, купленные за границей, а также совершившие переход морем из Архангельска.

Война со Швецией продолжалась как на суше, так и на море-У шведов в Финском заливе был сильный флот, препятствовавший русской морской торговле. Весной 1713 г. было решено вытеснить

Рис. 173. 64-пушечиый корабль Москва.

шведов из Финского залива, овладев Финлядией. Был собран флот из 93 галер, 60 бригантин и 50 разных малых судов; на галерах было десанта 16000 человек. Под общим командованием адмирала Апраксина флот вышел шхерами к Гельсингфорсу; корабельный флот из 7 кораблей, 4 фрегатов и 2 шняв под командой вице-адмирала Крюйса пошел морем. Русскими были заняты города Гельсингфорс, Або и Борго, а затем вся Финляндия присоединена к России.

Рис. 174а. Теоретический корпус 100-пушечного корабля, утвержденный лично Петром I.

Морской же флот потерпел неудачу: при встрече с неприятельским флотом три русских корабля, в том числе и адмиральский, сели на мель и прекратили бой, упустив шведские корабли. По суду Крюйс был сослан в Казань, а начальство над корабельным флотом принял сам Петр.

Для нанесения решительного удара Швеции выходом в Ботнический залив и угрозой ее берегам флот в составе 18 кораблей и фрегатов, под начальством контр-адмирала Петра Михайлова, 99 галер и скампавей, а также транспортных судов с войсками, под начальством Апраксина, вышел в море- Галерный флот дошел доконечного пункта Финского залива - полуострова Гангут. К нему присоединился и корабельный флот, увеличившийся после захода в Ревель до 24 единиц: шестнадцать 42-5-72-пушечных кораблей, 8 фрегатов и шняв (18-ь32-пушечных). Дальнейший путь был прегражден шведским флотом в составе 26 кораблей.

27 июля 1714 г. произошел первый крупный морской бой русского флота при Гангуте. Петр задумал миновать шведский флот, перетащив галеры волоком через узкий перешеек полуострова. Шведы, узнав об этом, разделили свой флот: 1 фрегат, 6 галер и 3 шхербота пошли к месту спуска галер на воду, а остальные приблизились к оставшимся русским кораблям.


Рис. 1746. Чертеж 100-пушечного корабля, утвержденный лично

Переправа галер была прекращена, и Петр приказал 35 галерам, пользуясь штилем, обойти шведский флот морем, а остальным в тумане пройти берегом, пользуясь тем, что шведский флот оттянулся дальше от берега, чтобы преградить дорогу русским галерам. Все галеры, обогнув полуостров, заблокировали отделившиеся шведские корабли и, несмотря на преимущество последних в артиллерии, взяли их на абордаж. Победителям достались 10 шведских кораблей вместе с командующим шаутбенахтом Эреншильдом.

Гангутская победа открыла путь русскому флоту к берегам Швеции, на которые впоследствии производились нападения галерного флота. Корабельный флот в период 1714-1720 гг. также имел ряд удачных сражений и захватов шведских кораблей. После морского боя у о. Гренгама 35 русских галер с 14 шведскими кораблями, закончившегося захватом русскими 4 шведских фрегатов, и набега

60 галер на шведское побережье был заключен Ништадтский мир, 00 которому к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Финляндия л Приневский край.

Состав Балтийского флота был весьма разнообразен; в него входили линейные корабли до 100-пушечного включительно, фрегаты, галеры и много небольших судов, указанных выше. К 1715 г. половина всего командного состава и все матросы были русские; иностранные кораблестроители также заменяются русскими.

К концу царствования Петра I военный флот состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и Других судов; число команды на всех кораблях доходило до 28 ООО человек.

Своеобразие создания русского военного флота состояло в том, что всюду таковой появлялся после развития морских торговых коммуникаций, в России же постройка его была вызвана необходимостью обеспечить за собой моря, каковых до тех пор у страны не было и без которых невозможно было ее дальнейшее развитие.

Создание отечественного регулярного военного флота началось в 1696 г. с постройки на верфи в селе Преображенском первых 22 галер, предназначавшихся для второго Азовского похода.

Еще летом 1694 г. Петр перед своим отъездом из Архангельска заказал голландскому судопромышленнику Николаю Витсену, находившемуся тогда в России, 32-весельную галеру, которую предполагалось построить и Амстердаме, а затем в разобранном виде доставить в Россию.

В конце июля 1695 г. Петр узнал, что галера готова и отправлена в Архангельск вместе с ее моделью, сопровождаемая галерным мастером-голландцем, который должен был обеспечить сборку ее на месте. Петр приказал доставить судно в подмосковное село Преображенское. До Вологды галеру транспортировали водным путем по Северной Двине, а оттуда зимой (к началу января 1696 г.) перевезли на двадцати специально построенных санях к селу Преображенскому.

В связи с решением Боярской думы „морским судам быть" Петр должен был всего за несколько зимних месяцев построить флот, который смог бы обеспечить победу армии и взятие турецкой приморской крепости Азов.

Помимо стругов и других транспортных плавучих средств для доставки войск, техники и припасов к Азову в селе Преображенском было начато изготовление „членов" набора галер, которые должны были составить ядро направлявшегося к Азову „каравана". Образцом послужила доставленная и Преображенское голландская галера. Инструктировал и консультировал отечественных корабелов, еще не имевших опыта постройки подобных судов, галерный мастер-голландец.

Непосредственными строителями первых отечественных галер были солдаты Преображенского и Семеновского гвардейских полков, многие из которых имели некоторые навыки в кораблестроении, приобретенные на постройке судов для „потешной флотилии" на Переяславском озере. Петр по примеру своего учителя Франца Тимермана именовал этих строителей „шхипманами".

Солдаты и другие плотники сообща срубили к концу февраля 1696 г. „члены" судового набора для всех 22 галер. Из-за спешки пришлось использовать для постройки галер сырой лес; из такого же леса готовили на местной лесопильной мельнице доски для обшивки галер. Уже к середине марта все „члены", заготовленные для галер, а также разобранная голландская галера были доставлены в Воронеж, где сотни плотников во главе с преображенцами - „шхипманами" сразу же приступили к сборке и достройке судов.

Строителем царской галеры „Принципиум" был уроженец Вологды — искусный судовой плотник Осип Щека со своей командой из 24 вологжан, имевших опыт постройки многих речных судов. Другую галеру строил с командой из восьми человек нижегородский судостроитель Яков Иванов. Постройка остальных судов велась под руководством нескольких голландских галерных мастеров, которые были срочно выписаны и наняты на русскую службу, а именно: Иева Вилимсена, Питера Клара, Яна Янсена и др. Общее руководство всем кораблестроением в Воронеже Петр возложил на Франца Тимермана. Этот всезнающий учитель молодого царя, полюбившийся ему еще с отроческих лет, был назначен им обер-сарваером, то есть главным кораблестроителем.

К началу апреля 1696 г. постройка галер была в основном завершена и их благополучно спустили на воду, оснастили, вооружили и загрузили припасами, а затем в составе „каравана" отправили с войсками к Азову.

На постройке этих первых отечественных галер вместе с остальными бомбардирами-преображенцами работали Федосей Скляев, Лукьян Верещагин, Филипп Пальчиков, Анисим Моляров, Гаврила и Александр Меншиковы, Иван Кочет, Фаддей Попов и многие другие, ставшие впоследствии известными отечественными кораблестроителями. Всем им довелось в разное время строить галеры и скампавеи.

Галеры, строившиеся в Воронеже на „голландский манер" оказались громоздкими и глубокосидящими. По возвращении из-за границы Петр приказал не возобновлять контрактов с голландскими галерными мастерами, так как разуверился в их умении. Он распорядился выписать из Франции, Венеции и Греции лучших галерных мастеров, так как знал, что именно эти страны славятся более легкими и поворотливыми галерами, бороздящими воды Средиземного моря.

Вскоре в Россию стали прибывать такие известные за границей галерные мастера-венецианцы, как Яков Моро, Франц Пиколо, Яков Кол, Фран-циско Дипонтий, а также греческие галерные мастера Юрий Русинов, Самуил Леонтьев, Николай Муцин и другие. Все они были высококвалифицированными специалистами, каждый из которых за время своего пребывания на русской службе построил десятки галер, бригантин и скампавей. Кроме того, они обучили своему галерному искусству многих учеников из числа наших соотечественников, которые затем сами стали мастерами и подмастерьями галерного дела.

Юрий Антонович Русинов

Особенно удачным оказалось приглашение на русскую службу грека Юрия Антоновича Русинова, проработавшего в России более двадцати лет. Этот галерный мастер в ранге капитан-лейтенанта был выдающимся строителем и конструктором галер и им подобных судов. Спроектированная Русиновым „конная галера", предназначавшаяся специально для перевозки лошадей, получила высокую оценку Петра. Под руководством Русинова на Олонецкой верфи, на Галерном дворе в Санкт-Петербурге, в Новгороде, на реке Луге, а также в Або и других финских портах было построено свыше ста галер и скампавей. Из всех иностранных мастеров Русинов выделялся своими незаурядными педагогическими способностями. В 1715 г. Петр издал специальный указ, в котором объявлялось, чтобы те, „кто пожелает учиться галерному делу у мастера Юрия Русинова, явились бы к нему. За каждого выученного мастеру будет выдано вознаграждение 50 рублей за человека, а выученный будет получать 60 рублей в год".У Русинова было до десятка галерных учеников, в том числе и Мокей Черкасов, ставший замечательным отечественным строителем галер.

Мокей Черкасов

Ученик Юрия Русинова Мокей Черкасов вошел в историю отечественного кораблестроения как видный отечественный галерный мастер. Он родился примерно в 1670 г. в одной из приладожских деревень и с самого основания в 1703 г. Олонецкой верфи был направлен туда „записным" плотником. С первых дней Черкасов стал работать на постройке „государевой" галеры, которую заложил сам царь, а строил галерный мастер Юрий русинов. Петр во время своих посещении верфи приметил сноровистого и сметливого плотника и в 1706 г. распорядился отдать Мокея Черкасова в ученики галерного мастерства галерному мастеру Николаю Муцину. В последующие годы Черкасов трудился на галерном дворе в Санкт-Петербурге под руководством своего наставника, а также сопровождал его в командировках- в Новгородский и Старорусский уезды для заготовки лесоматериалов для постройки галер.

В 1713 г. Юрий Русинов был переведен в Санкт-Петербург на Галерный двор и настоял, чтобы в его команду помощником строителя был зачислен Мокей Черкасов, который к этому времени имел опыт самостоятельного строения галер.

Когда в 1714 г. Галерная эскадра Балтийского флота готовилась к походу на запад и к сражениям со шведами, потребовалось, чтобы в ее составе был опытный кораблестроитель, способный обеспечить ремонт галер и скампавей. По представлению Русинова Адмиралтейств-коллегия произвела Мокея Черкасова в подмастерья скампавейного дела, придала ему команду из восьми плотников и назначила в распоряжение Ф. М. Апраксина, командовавшего Галерной эскадрой.

В составе Галерной эскадры в ту пору было до ста галер и скампавей, которые до отказа загружали войсками и провиантом. Два месяца продолжался ее переход шхерными фарватерами к рейду Твермине вблизи полуострова Гангеуд. Команде Черкасова доставалось немало: почти ежедневно та или иная галера оказывалась поврежденной в результате посадки на мель или от столкновения при совместном плавании в узкостях. По его требованию до десятка бывалых солдат были приданы в помощь команде плотников. Когда Петр задумал оборудовать волок в узкой части перешейка полуострова, чтобы перетащить по нему скампавеи и, таким образом, перехитрить врага, он за одну ночь вместе с Черкасовым детально разработал конструкцию необходимого сооружения. Команда Черкасова по его чертежу оборудовала не только деревянный настил для перетаскивания скампавеи, но и приспособления для вытаскивания их из воды и спуска на воду на другой стороне перешейка. Петр высоко ценил деятельность Мокея Черкасова и после победоносного Гангутского сражения наградил его вместе с другими участниками.

Затем Мокей Черкасов получил новое назначение: его направили в Казанское адмиралтейство, где он должен был построить 15 разборных скампавеи, которые предназначались в качестве подарка союзной в то время Дании. В 1716 г. задание было выполнено и Черкасов отбыл в/Копенгаген, где руководил сборкой и снаряжением скампавеи, доставленных из Казани в разобранном виде.

По возвращении на родину вплоть до 1719 г. Черкасов строил галеры и скампавеи в Санкт-Петербурге на Галерном дворе, а затем был прикомандирован к команде французского галерного мастера Клавдия Ниулона, чтобы научиться строить эти суда „на французский манер". Мокей Черкасов довольно быстро освоил методы французского мастера и в следующем, 1720 г. сам построил пять „новоманерных" галер. Адмиралтейств-коллегия наградила его за „прилежный к галерному делу труд" прибавкой к денежному окладу.

В 1724 г. Черкасов построил в Брянске для Днепровской флотилии по чертежу Скляева десять плоскодонных галер и пять прамов. Произведенный в галерные мастера, он принял заведование Киевской верфью, где ему помогал строить суда способный подмастерье Андрей Алатчанинов.

В последующие годы Мокей Черкасов ведал на Галерном дворе в Санкт-Петербурге всеми материалами и припасами и одновременно продолжал строить десятки новых галер и скампавеи.

За двадцатилетнюю службу искусный галерный мастер Мокей Черкасов построил около сотни гребных судов и прамов, которые отличались добротностью и хорошими ходовыми качествами. Особой известностью пользовались скампавеи черкасовской постройки.

Скончался Мокей Черкасов в Санкт-Петербурге 3 февраля 1731 г. от чахотки на 46-м году жизни. Его похоронили на Охтинском кладбище.

Иван Немцов

Достойно упоминания имя отечественного кораблестроителя Ивана Немцова, деятельность которого была связана в основном с постройкой галер и заведованием Галерным двором в Санкт-Петербурге.

Иван Немцов происходил из северодвинских крестьян и вместе со своим братом Ильей с отроческих лет работал на постройке различных промысловых судов. К концу XVII в. он славился на Севере как искусный строитель ботов и иных мореходных промысловых судов.

Когда началось строительство судов в Воронеже для второго Азовского похода, архангельский воевода Ф. М. Апраксин направил туда обоих братьев. Они участвовали в постройке судов (чаще всего, галер), присматривались к методам иностранных мастеров, руководивших всеми работами.

С организацией Олонецкой верфи в Лодейном поле обоих братьев направили туда в помощь голландским мастерам: Ивана в качестве корабельного подмастерья, а Илью как корабельного ученика. В течение двух следующих лет Иван Немцов строил 14-пушечные шнявы „Дегас" и „Фалк" под руководством иностранных мастеров, которых за два года сменилось шесть человек. Фактически построил эти суда сам Немцов и по свидетельству вице-адмирала Крюйса блестяще справился с этой задачей. В 1704 г., когда сам Петр стал строить на Олонецкой верфи шняву „Мункер", он взял к себе в помоийгани Ивана Немцова. Как известно, шнява „Мункер" оказалась весьма удачным и быстроходным судном, на котором царь часто держал свой флаг.

Как опытного кораблестроителя Немцова неоднократно направляли в Новгород, Астрахань, Нижний Новгород и Москву для постройки „новоманерных" судов и выполнения ряда заданий Петра.

После заключения мирного договора со Швецией Адмиралтейств-коллегия, учитывая опыт минувшей войны, решила пополнить Галерную эскадру Балтийского флота новыми парусно-гребными судами, построенными „по французскому манеру". Руководителем строительства галер решили назначить Ивана Немцова, присвоив ему звание галерного мастера и назначив заведующим Галерным двором в столице.

Иван Немцов оказался весьма инициативным и деятельным администратором и строителем галер на Галерном дворе. Он быстро перенял у венецианского мастера Франциско Дипонтия все известные методы постройки „новоманерных" судов и вскоре сам начал их конструировать. Внимание Петра привлекла плоскодонная галера конструкции Ивана Немцова, созданная специально для использования в мелководных районах финских шхер.

До глубокой старости продолжал Иван Немцов строить галеры и скампавеи на Галерном дворе в Санкт-Петербурге, где он и умер в 1747 г.

Известный историк русского флота Н. А. Бестужев утверждал, что имя отечественного галерного мастера Ивана Немцова стояло в одном ряду с именами лучших иностранных строителей галер.

Андрей Алатчанинов

Наиболее яркой фигурой в отечественном гребном кораблестроении являлся галерный мастер Алатчанинов, который начал свою активную деятельность на этом поприще к концу жизни Петра.

Год и дату рождения Андрея Алатчанинова установить не удалось, хотя известно, что он был значительно моложе не только Ивана Немцова, но и Мокея Черкасова. Подростком в 1714 г. он начал плотничать на верфи Казанского адмиралтейства и, видимо, являлся уроженцем окрестных мест. Ведал Казанским адмиралтейством Мокей Черкасов, который организовал там массовую постройку скампавеи. Он понял, что юный плотник обладает незаурядными способностями и сразу определил его к себе в ученики галерного мастерства. Являясь поклонником французских методов постройки галер, Мокей Черкасов посвятил своего ученика во все их тонкости. В течение последующих шести лет Алатчанинов был в Казани учеником и первым помощником Черкасова и под наблюдением своего учителя сам начал строить суда.

В 1720 г. решением Адмиралтейств-коллегий ученик 1-го класса Алатчанинов был направлен в Санкт-Петербург на Галерный двор в помощь галерному мастеру-венецианцу, чтобы научиться у него строить галеры „на венецианский манер". Учась у венецианца его методам создания галер, Алатчанинов критически сравнивал эти методы с „французским манером", которому его научил Черкасов. У пытливого молодого кораблестроителя стали появляться свои идеи по конструированию, которые позднее воплотились в самобытный стиль в кораблестроении.

Галерным мастером Андрей Алатчанинов стал сразу после смерти своего учителя Мокея Черкасова в 1731 г., приняв в свое ведение Киевскую верфь. В истории отечественного кораблестроения еще не было случая, чтобы такому молодому человеку, как Алатчанинов, присваивали звание галерного мастера, да еще ставили во главе верфи.

Несколько следующих лет Алатчанинов работал в Санкт-Петербурге на Галерном дворе на постройке судов для Балтийского флота. В связи с возрождением постройки судов в Тавровском адмиралтействе в 1733 г. туда была направлена рабочая команда во главе с Алатчаниновым. На него было возложено строительство судов для Азовской флотилии. Он по собственным чертежам построил в те годы в Таврове 15 транспортных судов и 500 больших казачьих „чаек".

После окончания войны с Турцией надобность в Азовской флотилии, а следовательно, и в Тавровском адмиралтействе отпала. Алатчанинов снова возвратился в столицу, где вскоре принял от Ивана Немцова в свое ведение Галерный двор.

Гребные суда, построенные под руководством Алатчанинова в 40-х годах XVIII в., были использованы для наступательных действий русской армии против Швеции. На них войска перебрасывали из Выборга к Гельсингфорсу, а оттуда — к Аландским островам, обеспечивая таким образом боевой успех в войне со шведами.

В последующую четверть века галерный мастер Андрей Алатчанинов непрерывно работал на столичном Галерном дворе, являясь главным строителем всех гребных судов. За особые заслуги в постройке судов для гребного флота Алатчанинову был присвоен ранг бригадира — небывалый случай для галерных мастеров (да притом еще для выходца из народных низов!). Ему был определен вчетверо больший денежный оклад, чем всем остальным галерным мастерам.

Скончался выдающийся конструктор-строитель отечественных гребных судов, отдавший этому делу более пятидесяти лет жизни, в 1766 г. За особое изящество и ходкость построенных Алатчаниновым судов его вдове „не в образец другим", была назначена высокая по тем временам пенсия 200 рублей в год.

ГАЛЕРА

ГАЛЕРА

(исп.). Дорожный экипаж в Испании с полотняным верхом, открытый спереди.

, 1910 .

ГАЛЕРА

(франц. galere , исп. и итал. galero , от лат. galea - шлем, изображение которого помещалось обыкновенно в древности на носу судна): 1) общее название гребных военных судов у древних греков, римлян и карфагенян; они устраивались обыкновенно низкобортными и в несколько рядов весел. Галеры были в употреблении и на Средиземном море, в средние века, причем гребцы набирались из преступников или пленных и приковывались к скамьям. Отсюда ссылка на галеры до сих пор - род каторги во Франции.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ГАЛЕРА

в древности и в средн. века военное гребное судно. Гребцы на г. были прикованы к сиденью и набирались из рабов, пленных и преступников. Ссылка на г. была одним из самых тяжких наказаний во Франции и Испании. В России г. введена при Петре I под названием каторга, котор. позднее была применена ко всем принудительным работам преступников.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ГАЛЕРА

в старину военное гребное судно, на котором гребцами были рабы. Во Франции очень долго практиковалась в качестве высшей меры наказания ссылка на галеры.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ГАЛЕРА

исп. Дорожный экипаж в Испании, открытый спереди, и с полотняным верхом.

, 1865 .

ГАЛЕРА

франц. galere , исп. и ит. galero , провансал. galea , средневеков.-лат. galea , galeida . Двухмачтовое, низкобортное гребное судно.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Гале́ра

ит. galera) старинное гребно-парусное военное судно с острым носом, заканчивавшимся надводным тараном; существовало до конца 18 в.; во многих странах гребцами на галерах были рабы, военнопленные и преступники, которые часто приковывались к ножным упорам; * галеры - каторга.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Галера

галеры, ж. [ит. galera ] (истор.). 1. Старинное гребное многовесельное судно. 2. только мн. В старину в Зап. Европе – принудительный труд преступников в качестве гребцов на таких судах. Сослать на галеры.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Галера

ы, ж. (ит. galera).
Старинное гребное многовесельное военное судно, на котором в Зап. Европе гребцами обычно бывали каторжники.
Галерный - относящийся к галере, галерам.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ГАЛЕРА" в других словарях:

    галера - I ы, ж. galère f., ит. galera. 1. Большое многовесельное парусное судно (в русском флоте с петровского времени). Сл. 18. Товаров сквоз Грабунскую землю на галеры не возит. 1620. Куранты 41. // Сл. 17. А пришли те галеры в Неаполь для того, что с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Жен. вышедшее из обычая мореходное судно, парусное и гребное, величиною иногда до нынешних бригов; в каждое весло садилось по нескольку человек, нередко иевольников, или каторжников, почему ссылка на галеры ·знач. ссылка в каторгу. | Суда или… … Толковый словарь Даля

    - (Galley) тип военного гребного судна, появившийся на Средиземном море около VII в. н. э. Имела один ряд весел; форштевень ее был вооружен длинным надводным тараном, благодаря которому она имела некоторое сходство с рыбой меч, от греческого… … Морской словарь

    - (иноск.) каторга. Поясн. Ссылка на галеры (иноск.) въ каторгу. Поясн. Галеры (галіотъ мал. куп. судно) въ прямомъ смыслѣ, суда, барки (у насъ по Днѣпру), когда то мореходныя, парусныя и гребныя: въ каждое весло садилось по нѣскольку человѣкъ, не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (итал. galera) деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. венецианцами. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, осадка 2 м, один ряд весел (до 32 на борт). Экипаж с воинами до 450 человек … Большой Энциклопедический словарь

    ГАЛЕРА, галеры, жен. (итал. galera) (ист.). 1. Старинное гребное многовесельное судно. 2. только мн. В старину в Зап. Европе принудительный труд преступников в качестве гребцов на таких судах. Сослать на галеры. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    ГАЛЕРА, ы, жен. Старинное гребное многовёсельное военное судно, на к ром в Западной Европе гребцами обычно были каторжники. Сослать на галеры. | прил. галерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 9 бирема (2) галеида (1) галёра (1) каик (5) … Словарь синонимов

    Галера - (galley), однопалубное воен. судно, оснащенное веслами и парусом, во время сражений преимущ. использовались весла. Бирему (Г. с двумя рядами весел), по видимому, изобрели финикийцы ок. 700 г. до н.э.. Афиняне в кач ве осн. воен. судов… … Всемирная история

    Галера - ГАЛЕРА, типъ воен. судна, появившійся ок. VII в. послѣ Р. Х. Г. имѣла одинъ рядъ веселъ, форштевень ея б. вооруженъ длин. надвод. тараномъ, благодаря к рому она имѣла нѣк рое сходство съ рыбой мечъ, отъ греч. названія к рой и получила свое… … Военная энциклопедия

Книги

  • Галера , Для того, чтобы ребенок вырос разносторонне развитым, ему необходимо постоянно получать новые знания. Общеизвестно, что дети лучше всего обучаются во время игры. Игрушки компании "ВГА"… Серия: