Эссе на тему: «Какой он – современный урок». Эссе "каким должен быть эффективный урок" Эссе на тему: «Какой он – современный урок»

Эссе «Мои первые уроки»

Человек учится всю свою жизнь. Это на самом деле так, ведь первые уроки для нас - это и первый шаг, сделанный без поддержки, это и первое слово, и первое общение на площадке со сверстниками, это первая любовь, и постижение той мудрости, что приходит к нам вместе со зрелостью - тоже урок. Нас учит великая мудрая жизнь, терпеливо и заботливо раскрывая в нас запасы мудрости и жизненной силы, и проверяя их в испытаниях. И мы постепенно становимся мудрее и сильнее для того, чтобы однажды поставить самим себе оценку, полученную за долгие годы этого урока.

Подходя к школе, я волновалась так же как перед экзаменом. С вечера хорошо подготовившись, и с письменным конспектом урока в руках, вошла в класс. Первым делом до прихода учеников мне необходимо было подготовить доску: написать число и тему урока, нарисовать приготовленные ребусы, а также морально подготовиться самой. Кабинет, затаившись, ждал.

Когда закончилась перемена, и прозвенел звонок, в класс забежали веселые "первоклашки". Они покидали портфели и начали доставать учебники, тетради, пеналы. Спустя минуту они поняли, что сегодня урок русского языка у них ведет новая учительница, и принялись внимательно разглядывать меня.

Темой урока была «слова с сочетанием ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ», а главной задачей - повторение и закрепление изученных правил. Для разминки я предложила ученикам разгадать ребусы, нарисованные на доске. Затем они отвечали на вопросы, вспоминали правила из прошлых параграфов, придумывали свои примеры. Я хвалила их за правильные и развернутые ответы. Почти каждый ответил хотя бы на один вопрос. Меня приятно удивила такая активная работа на уроке.

В моем конспекте урока была запланирована физкультминутка. Поэтому ровно в середине урока я попросила всех встать и выполнить маленькое задание для того, чтобы немного отдохнуть. В этот радостный момент они расслабились и вообразили, что можно толкать друг друга, громко разговаривать и совсем забыть о том, что еще идет урок.

Мои первые уроки были для меня, конечно, трудны - ведь я и сама начинала тогда учиться быть учителем. Сорванный голос поначалу был первой моей ошибкой - я пыталась докричаться до них, пока не поняла, что надо просто прислушаться. Урок разумной строгости - самый трудный, и я не стала исключением. Трудно понять вообще, как реагировать на ребенка, который испытывает терпение учителя своим неадекватным поведением, а ты никак не поймешь, как с ним быть. И только с опытом начинаешь понимать, сколь важно в профессии учителя умение прислушаться к тем знакам, что подает в своем поведении ученик, и как правильно себя повести в той или иной ситуации. Прислушиваться надо постоянно, смотреть пристально и все замечать - дети ведь сами не могут объяснить причины своего непослушания, а их просто масса, и учитель должен уметь их видеть. Почему ребенок невнимательный такой сегодня - возможно, у него дома проблемы или просто голова болит? А может, его мучает какой-то неразрешимый по детским меркам вопрос, и вот он пытается его осмыслить? Прислушаться, увидеть и понять - это мой ежедневный урок, и даже мой девиз, потому что это на самом деле очень важные компоненты учебного процесса.

Иногда я чувствую себя ювелиром, который невзрачный маленький камушек превращает в бриллиант, сияющий драгоценными гранями. И если бы я могла изобразить свой герб, то изобразила бы как раз бриллиант, наполовину ограненный, наполовину удерживаемый в моей руке, а я в этот момент пристально смотрю на него. В этом гербе как раз и выразились бы основные мои педагогические принципы - умение видеть, терпеливо отшлифовывать грани детской души, понимая, что драгоценнее её нет ничего в мире. Мне действительно доверено самое ценное, и каждый раз мне нужно доказывать, что я достойна этой чести - учить.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №2 г. Ершова» Ершовского района Саратовской области

Эссе на тему: «Современный урок-это…»

Выполнил учитель физики моу «сош №2

Г.Ершова»

Хусаинов Иосиф Хосьянович

2014 г.

«Отец дал мне жизнь, а учитель бессмертие»

А. Македонский.

Каким должен быть современный урок? Оглядываясь в прошлое или говоря современным языком, рефлектируя, пытаюсь представить современный урок, понимая, что не знаю однозначного ответа. Так как кроме урока очень важно - время, в котором живешь, общество, учащиеся, которых обучаешь.

Ян Коменский написал свою книгу Великая дидактика в первой половине 17 века (1633-1638) где и дал объяснение своей системе.

С того времени изменилось очень многое, а не изменилась, мне кажется, только Библия и классно-поурочная система образования. Передо мной лежат два учебника по физике:

    Мякишев Г.Я. год издания 2007

    Руководство физики для гимназий и реальных училищ 1898 года издания

Кроме квантовой физики весь материал практически одинаковый. По учебнику 1898 года можно обучать учащихся сегодняшнего дня. Да и уроки в том далеком году шли в таких же классах, на таких же уроках. Система не изменилась. Реально школьная система не изменилась, изменилась только идеология. Получается, что сто лет мы рассказываем одно и тоже и одинаково, по одной и тоже схеме. За окном другое время, другое общество, другие люди, технологии. Возникает вопрос: как быть, что делать. В отличии от науки в других сферах жизни, педагогическая наука так и не смогла для нас, рядовых учителей за такой промежуток времени создать что-то приемлемое для сегодняшнего, для современного уровня развития общества Вот и думает сегодняшний учитель - что же делать, как сделать, как организовать современный урок, соответствующий современным вызовам общества. Надо признать что сообщество консервативно, наше руководство, начиная с самого верха до школ консервативно и шаблонно, заставляя учителей работать в узких, заданных рамках. Всякая инициатива учителя чревата.

В рамках этой парадигмы мы смотрим, что же зависит от нас, что же надо сделать, чтобы урок был современным. Решить эту задачу можно перейдя от традиционной формы изложения материала к организации самостоятельной деятельности учащихся, вовлечение в проектную и групповую деятельность. Современный урок должен быть информационно насыщен, включать разные формы работы, но в то же время соответствовать уровню восприятия каждого ученика.

Наверно первоначальная установка - учащиеся должны осознать логическую необходимость этого урока. Для тех кто умеет и любит мыслить должны быть созданы условия для творческого мышления. Должны быть созданы условия для самостоятельной работы и получения радости открытия.

Какие мы можем предложить формы овладения знаниями. Не секрет, что сегодня учебный процесс позволяет ученику при получении знаний иметь потребительски иждивенческую позицию, где все обязаны ученику. Следовательно, мы должны создать ситуацию, где такая позиция не приемлема. Всем хорошо известно проблемное обучение, использование ситуационных задач, где приобретается опыт индивидуального и совместного решения, где преодолеваются психологические барьеры, связанные с отсутствием навыков общения, развиваются навыки практического мышления, подготовка и осуществление семинарских занятий или иных занятий при подготовки к которым работают самостоятельно, конспектируя изученный материал, готовятся научные тезисы. Но более всего меня интересует проектная деятельность. Мне кажется, именно эта деятельность может стать краеугольным камнем концепции современного урока.

В результате проектной деятельности реализуются умение оценить ситуацию, построить план деятельности, вырабатывается умение трансформировать свои знания в реальности, что подразумевает умение применять знания в новых ситуациях. Выражаясь современным языком человек учится и получает практические навыки для реализации определенного алгоритма, однозначно приводящего к реализации своих планов. Создает залог успешности задуманных планов. А применение ИКТ делает этот процесс гораздо эффективнее. Возникает вопрос, так что такое проектная деятельность?

Как известно, проект-это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленные на решение творческой, исследовательской проблемы и что немаловажно на получение конкретного результата в виде некоторого продукта. Учитель здесь не столько руководитель, сколько консультант, регулировщик. Современный урок обязательно закладывает основание для будущего. На нем нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности, обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого. Понятно, что ведущее место за информационными технологиями. Информационно –коммуникационные технологии здесь выступают как инструмент для формирования компетенций ученика в сфере самостоятельной деятельности, компетенций, основанных на усвоение способов приобретения знаний из различных источников.

Проектное обучение является интегративным, так как в нем синтезируются в той или иной мере другие теории. В проектном обучении с использованием ИКТ формируются проектное мышление, обеспечивается целостность педагогического процесса(единство развития, обучения и воспитания), создаются условия для самостоятельного приобретения знаний, обеспечиваются межпредметные связи, происходит переход от школы памяти к школе мысли, усиливается профориентационный аспект процесса обучения, создаются здоровьесберегающие технологии обучения, формируются положительные мотивации к самообразованию.

Успех в современном мире во многом опредяляется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Исследования, проведенные по всему миру показали, что большинство современных лидеров в политике, в науке, в бизнесе- люди, обладающие проектным типом мышления.

В рамках сегодняшней школы есть возможности для развития проектного мышления, с помощью особого вида деятельности учащихся- проектной деятельности. И попрошедствии скольких то лет, может быть, мы услышим в свой адрес слова, сказанные Александром Македонским в адрес своего учителя Аристотеля: «Отец дал мне жизнь, учитель бессмертие» .

Эссе на тему: «Какой он – современный урок».

Какой он – современный урок? Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий.

Сегодня, на мой взгляд, традиционный урок теряет свою актуальность, он дает мало возможности для творчества, лишает ребенка самого добывать знания, решать поставленные проблемы, иначе говоря, традиционный урок консервативен. Ученики превращаются в пассивных слушателей. А значит традиционный урок отходит в прошлое и нам, и нашим детям нужны современные уроки, актуальные. А какие же они должны быть?

По - моему мнению, это и совершенно новые, и не теряющие связи с прошлым, одним словом – актуальные уроки. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе.

В связи с введением государственных образовательных стандартов второго поколения на преподавателей возложена ответственность достижения целей учебного процесса в свете современных требований общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.

Что влияет на "современность" урока? Мастерство педагога? Совокупность педагогических приемов? Наличие суперсовременных технических средств обучения? Каким он, современный урок, должен быть в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?
Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как и много лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик и где, как не на уроке они могут решать главные задачи, свободно общаться, думать, мыслить, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Сегодня уроки должны строиться по совершенно иной структуре. В соответствии с изменениями и переходом на ФГОС, упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, на тесное сотрудничество и партнерство, на формирование УУД, на личностные, предметные и метапредметные результаты, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса, который самостоятельно научиться добывать знания, ставить цель и решать проблемы, осуществлять самостоятельно действия целеполагания, планирования, программирования, контроля и оценивания. Это урок поиск, развитие, реализация.
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими чертами: актуальность, креативность, информационность, действенность, системность, интерактивность, комфортность, коммуникативность и т.д. Главной целью урока является развитие каждой личности ребенка, в процессе обучения и воспитания. На уроке реализуется личностно- ориентированный подход к обучению, идеи гуманизации и образования, деятельностный подход к обучению. Современный урок организован динамично и вариативно. На уроке используются ИКТ и современные педагогические технологии. Но главнее всего, я полагаю, сами отношения между учителем и обучающимися, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства.

Каким должен быть современный урок - решать каждому учителю лично, но на сегодняшний день, я считаю, преподаватель обязан не просто развивать УУД, но и воспитывать, развивать в ребенке Личность.

Какой должен быть современный урок? По-моеме мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный урок. А ещё действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества и государства. Урок обязательно закладываетоснования для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Гимн современному уроку».

"Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий… Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремиться". Адольф Дистервег

Что значит современный? По-моему мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Актуальный - означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе.

Современный урок, - какой он? Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок на котором учителю и ученику комфортно.

Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.

Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!

Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.

Критерии эффективности современного урока:
Обучение через открытие
Развитие личности
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Демократичность, открытость
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.