Ибн халдун как представитель арабской социальной философии. Ибн Халдун

Последний член нашей плеяды историков – арабский гений Абд‑ар‑Рахман ибн Мухаммед Ибн Хальдун аль‑Хадрами из Туниса (1332‑1406). Из семидесяти четырех лет своей жизни четыре года он провел в уединении. В течение этого короткого периода он создал литературный шедевр, по значимости сравнимый разве что с трудом Фукидида или Макиавелли. Звезда Ибн Хальдуна светила особенно ярко на фоне тьмы, которая разлилась кругом. Если Фукидид, Макиавелли и Кларендон были блестящими представителями блестящего времени, то Ибн Хальдун – единственная светлая точка на темном фоне своего времени и края. Он действительно стал выдающейся личностью в истории своей цивилизации, социальная жизнь которой была «одинока, бедна, отвратительна, груба и коротка» [прим79] . В избранном им поле интеллектуальной деятельности у него не было вдохновлявших его предшественников; не находил он откликов и в душах современников, отнюдь не жаждавших принять пламень его вдохновения, чтобы передать затем потомкам. И тем не менее в своем сочинении «Книга назидательных примеров» он сформулировал философию истории, изложив идею исторических циклов. Книга эта, несомненно, является величайшим произведением ума человеческого. Удалившись от практических дел в краткий период своего ухода, он с блеском использовал шанс проявить свою энергию в сфере духа.

Ибн Хальдун родился в арабском мире, когда арабская цивилизация, будучи в возрасте младенчества, упорно, но тщетно пыталась преодолеть хаос, доставшийся ей в наследство от периода междуцарствия. Междуцарствие (975‑1275) явилось следствием падения халифата Омейядов и халифата Аббасидов – последних воплощений сирийского универсального государства. В Северо‑Западной Африке и на Иберийском полуострове последние остатки старого порядка были сметены вторжением варваров.

Беды и разрушения варварского вторжения коснулись и семьи Ибн Хальдуна. Аристократический род Хальдунов эмигрировал из Андалусии в Африку примерно за сто лет до рождения Абд‑ар‑Рахмана Ибн Хальдуна, предчувствуя завоевание Севильи кастильцами.

Ибн Хальдун сознавал различие между разрушительным арабским вторжением во время постсирийского междуцарствия и движением, которое за три или четыре столетия до того привело его предков на запад, в Андалусию. Ибо эти арабские эмиссары Омейядов пришли в Магриб не нарушить, но выполнить. Они шли по стопам римских гарнизонов, римских чиновников, чтобы вернуть бывшие колониальные владения древнего сирийского общества, которых они были лишены в течение восьми или девяти столетий иноземного правления.

«После проповеди ислама, – пишет Ибн Хальдун, – арабские армии проникли в глубь Магриба и захватили все города страны; но они не чувствовали потребности жить в магрибских городах. Вплоть до пятого столетия хиджры они кочевали по стране, разбивая повсюду свои лагеря» [прим80] .


Отрывок взят из «Всеобщей истории» Ибн Хальдуна, содержащей, возможно, наиболее резкое осуждение арабов в их попытках управлять оседлым народом. Названия глав говорят сами за себя: «Страна, завоеванная арабами, обречена на погибель»; «Арабы, не получившие религии от пророка или святого, не способны к строительству империи»; «Из всех народов арабы наименее способны управлять империей». Ибн Хальдун не ограничивался простым изложением фактов. Продолжая свои размышления, он сравнивал номадический и оседлый образ жизни, пытаясь обнаружить некоторые общие закономерности. Он ввел понятие группового чувства, или чувства солидарности социальной общности, как качества, проявляющегося в ответ на вызов пустыни. Он установил причинную связь морального духа общества со строительством империи, а также строительства империи с религиозной проповедью. Взяв это за основу, он анализирует закономерности взлетов и падений империй, генезисов, ростов, надломов и распадов цивилизаций.

Жизнь Ибн Хальдуна началась не в обстановке уединенного созерцания и раздумий. Макрокосм призвал его; микрокосм мог подождать. Таким образом, в возрасте двадцати лет Абд‑ар‑Рахман ибн Хальдун избрал путь своих предков, занявшись политикой и став придворным и государственным министром. Началась жизнь «встреч вечером и расставаний утром», ибо в течение двадцати двух лет Ибн Хальдун служил не менее чем семи различным правителям и почти с каждой из этих августейших особ расставание было резким и насильственным. В родном княжестве Ибн Хальдуна, Тунисе, где началась его сознательная деятельность, он прослужил всего несколько недель, потом мы видим его то в Фесе, то в Гранаде (откуда его посылают в 1363 г. послом ко двору Педро Жестокого в Севилье). Именно благодаря этому Абдар‑Рахман Ибн Хальдун получил возможность посетить дом своих предков. «Когда я появился в Севилье, – пишет он, – я увидел много памятников величия моих предков». Педро принял Абд‑ар‑Рахмана с почестями и пообещал вернуть ему владения родителей, если он перейдет к нему на службу. Предложение это Абд‑ар‑Рахман вежливо отклонил, ибо в душе его уже созрел план отойти от государственных дел.

«Поскольку я отказался от государственных дел, – пишет Ибн Хальдун в «Автобиографии», – чтобы жить в уединении… перспектива новой миссии наполнила меня отвращением… Я обосновался со своей семьей в Калъат‑ибн‑Салама , во дворце, взятом у султана в феодальную аренду. Я жил там четыре года совершенно свободным от всяких забот и суеты государственных дел; и именно там я начал свой труд по всеобщей истории. В этом уединении я закончил «Мукаддаму» , сочинение, которое представляет собой полностью оригинальное исследование, составленное на основе огромного материала, добытого долгими и кропотливыми изысканиями. В моем распоряжении был дворец, построенный еще Абу Бекр ибн Арифом . Годы, проведенные в просторных комнатах этого дворца, были целиком посвящены работе, и я даже не вспоминал о царствах Магриба и Тлемсе , сосредоточенный на своем труде» [прим81] .

Пребывание магрибского отшельника в Кальат‑ибн‑Салама дало жизнь гениальному труду, и это несмотря на то, что годы уединения пролетели быстро и никогда больше не повторились. Ибо, покинув дружелюбные стены дворца, он снова оказался в водовороте нескончаемых дел, которые не отпускали его уже до конца дней. Из авторского описания неясно, почему он снова вернулся в мир, тяготило ли его одиночество и ученые занятия. Определенным остается только то, что это не был ответ на призыв гражданского долга, как у Кларендона.

С осени 1378 г. до своей смерти весной 1406 г., то есть почти двадцать восемь лет, Ибн Хальдун не знал покоя и уединения, когда бы «ум его был полностью свободен от забот». Попытка окунуться в общественную жизнь родной страны не была удачной. Через четыре года он покинул Тунис и отправился в Александрию, так больше и не вернувшись никогда в свой родной Магриб. Но даже в более устойчивом египетском обществе, несмотря на преклонный возраст, Ибн Хальдун оставался таким же, каким был в юности. Большой и неоспоримый авторитет его лишь расширил сферу, в которой он мог наживать себе врагов. За последние двадцать лет жизни он не менее шести раз назначался на одну из четырех самых высоких судебных должностей в Каире, причем пять раз отстранялся. Но умер он победителем, в очередной раз вернув себе пост, на этот раз за десять дней до кончины.

Задуманная им «Всеобщая история» так и не была доведена до конца. И можно быть уверенным, что даже первые шесть томов не увидели бы свет, если бы не те замечательные годы уединения. Можно добавить также, что ценность отдельных частей его труда не может быть измерена какими‑либо количественными мерками; и если бы когда‑нибудь потомки встали перед жестоким выбором, какой том сохранить ценой потери всех остальных, я думаю, они выбрали бы «Мукаддаму», тот единственный том, Что был создан Ибн Хальдуном в условиях истинного ухода. Фактически труд Ибн Хальдуна – это труд четырех лет ухода, лет, отданных творчеству, тогда как на суету общественной жизни потрачено им более чем полвека.

Абд ар-Рахман Абу Зейд ибн Хальдун (732/1332-808/1406) - величайший арабский историк, факих, протосоциолог, социальный теоретик, принадлежавший к маликитскому .

Родился в , куда его , покинув Севилью, перебралась во времена Реконкисты. Он получил прекрасное традиционное исламское воспитание. Служил при дворах правителей Магриба, Андалусии, . Войны , политический хаос и чума, унесшая жизни его родителей, вынудили Ибн Халдуна перебраться в Фес, где он служил на таможенном дворе и продолжал образование. Интриги и зависть к его успехам и известности заставили Ибн Халдуна вернуться в Северную Африку и отойти от политической деятельности. Он направился в Каир, где занял должность и преподавал в маликитском мазхабе.

Труды

Среди трудов Ибн Халдуна самый известный - фундаментальное сочинение, под названием «Книга назидательных примеров к истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Этот труд состоит из трех частей. На Западе более всего известна первая часть - Мукаддима («Введение»), в которой Ибн Халдун изложил задачи, метод и принципы исторического исследования, учение о развитии общества, а также циклическую теорию взаимоотношений между кочевыми и городскими цивилизациями. Он также описал принцип групповой солидарности (асабия), который обеспечивает единство в государстве, тогда как утрата этого принципа ведет к упадку и разрушению.
Вторая часть посвящена истории народов мусульманского Востока, третья - истории народов Магриба. Эти работы привлекли меньший интерес и не произвели такого значительного впечатления на ученых, как Мукаддима.
Ибн Халдун написал также «Автобиографию», ставшую одним из первых образцов арабской мемуарной литературы. К сожалению, она не дает полного представления о мотивах его деятельности и характере.

Значение

Ибн Халдуна считают уникальным историком, и довольно трудно указать предшественника, моделью которого он пользовался. Последователей Ибн Халдун не оставил, возможно, потому, что современники не принимали его метод, и только в 19 в. его вновь «открыли» европейцы и объявили Ибн Халдуна отцом историографии, социологии и социальной истории.
Ибн Халдун заложил основы исторической науки, а его известность в настоящее время связана с актуальностью его воззрений в контексте современных социальных и политических теорий.

Дарья Нессель | Июн 3, 2018

Абдуррахмана Ибн Халдуна (1332-1406) называют пионером социологии. Он родился в непростое для своего народа время, и именно поэтому заинтересовался общественными проблемами. Подобно античным авторам он пытался найти рецепт идеального государства.

Мыслитель утверждал, что благополучие халифата не наступит до тех пор, пока у народа не будет достойного уровня жизни. При этом даже современные ученые не перестают получать пользу от его работ. Это заставляет нас только восхищаться мудростью и проницательностью Ибн Халдуна.

Ибн Халдун родился в 1332 в Тунисе. Его семья происходила из знатного рода и пришла в Северную Африку из испанской Андалусии. Беззаботная жизнь будущего философа закончилась, когда его родители погибли при эпидемии чумы. Он остался сиротой, когда ему исполнилось шестнадцать лет.

Одаренный юноша с ранних лет начал карьеру писца у султана Туниса, а в более зрелом возрасте был приближенным секретарем султана Феса и даже советником правителя. Кроме этого он занимал пост верховного судьи Каира и преподавал исламскую юриспруденцию в престижном мусульманском университете Аль-Азхар. Почти перед своей смертью Ибн Халдун успел послужить у легендарного Тамерлана, составив по его заданию описание западных земель мусульманского мира.

Северная Африка XIV века была политически нестабильным регионом. В это время на ее территории происходили свержения правящих династий, изменения межгосударственных границ, а также нескончаемые междоусобные войны. Различные кланы и племена, не жалея сил боролись за контроль над торговыми путями. При этом простой народ часто терпел страдания и унижение. Именно эта непростая атмосфера заставила Ибн Халдуна задуматься о закономерностях общества и государства.

На сегодняшний день мы можем изучать жизнь Ибн Халдуна, благодаря его «Автобиографии». Этот дневник ученый вел до самой смерти. Ознакомление с этой книгой позволяет убедиться в его насыщенной политической карьере. Однако, несмотря на это, Ибн Халдун изучал науки на протяжении всей жизни. В «Автобиографии» приводиться внушительный список его учителей, благословивших философа на передачу полученных знаний.

В детстве Ибн Халдун начал получать традиционное исламское образование. Под руководством наставников он изучал арабский язык, юриспруденцию, поэзию и Коран. Также он брал уроки по жизнеописанию пророка Мухаммада у выдающихся ученых своего времени. Кроме этого на протяжении трех лет углублялся в философию, логику и исламский мистицизм. Принадлежность к политической элите позволяла Ибн Халдуну работать в лучших библиотеках Туниса, Тлемсена, Гранады, Феса. Написанные им работы позволяют увидеть в них идеи Платона и Аристотеля. Помимо прочего, философ был знаком с идеями выдающихся ученых исламского мира: Аль Фараби, (Авиценны) и Ибн Рушда (Аверроэса).

Наиболее известное произведение Ибн Халдуна «Большая история». Введение к этой книге получило название «Мукаддима» и часто рассматривается как отдельный трактат. Этот энциклопедический труд знакомит читателя с культурой средневековых арабов, а также рассказывает различные сведения о нашей планете. На страницах «Мукаддимы» можно найти информацию о появлении многих государств и их исчезновении, о ремеслах и земледелии, о законах и налогах и не только об этом. Прежде всего эта работа содержит сведения социально-экономического и политического характера. Именно в ней Ибн Халдун сформулировал свою выдающуюся социологическую теорию.

В «Мукаддима» философ излагает ряд принципов, от которых, по его мнению, зависит расцвет династий, государств и даже цивилизаций. Он рассматривает эти процессы в непрерывной взаимосвязи с уровнем благополучия простого народа. С его точки зрения, справедливость во все времена была ключевым фактором политического успеха.

Важно отметить что Ибн Халдун жил в эпоху зарождающегося упадка мусульманской цивилизации. Во многом благодаря этому ученый изучал общественные закономерности, желая докопаться до подлинных причин исламского декаданса.

В своей работе Ибн Халдун придерживался прежде всего научных методов. Уважая Коран и другие источники Ислама, мыслитель утверждал, что в них содержатся только базовые принципы общественного управления и развития. В свою очередь эти положения должны быть разработаны мусульманскими мыслителями с учетом исторических реалий.

Как социолог Ибн Халдун опередил свое время. Осмысление его философии продолжается и в наше время. Остается только надеяться, что описанная им модель справедливого и гуманного государства получит материальное воплощение.

Ибн Хальдун - один из величайших мыслителей и историков прошлого. Благодаря подробной автобиографии, которую он оставил, нам хорошо известны события его жизни. Он родился в 1332 г. в Тунисе в семье высокопоставленных чиновников и ученых, выходцев из Андалусии, ведущих свой род от древних йеменских арабов. Ибн Хальдун получил прекрасное религиозное, литературное и научное образование, его учителями были выдающиеся ученые Магриба. Когда он был еще подростком, правитель династии маринидов Абу-ль-Хасан завоевал Ифрикию и в 1348 г. вторгся в Тунис.

А через год в стране началась эпидемия чумы, которая унесла его родителей. В 1352 г. Ибн Хальдун отправился в Фес, где провел десять лет, став канцлером при дворе султана Абу Салима. Но, ни здесь, ни в Гранаде, куда он ездил в 1362 г., ни в Бужи и Тлемсене не удалось ему обрести стабильности в жизни, воплотить свой политический идеал. Однако в странствиях он хорошо узнал жизнь двора и работу государственных чиновников, изучил обычаи арабских и берберских племен.

Когда в 1375 г. Ибн Хальдуну исполнилось 43 года, он отошел от политики и целиком посвятил себя науке. Найдя пристанище в Калаат (Алжир) при дворе Ибн Салама, он написал первый вариант «Введения» («Мукаддима»). Но для дальнейшей работы ему потребовалось множество источников и документов. Пришлось оставить уединение и вернуться в Тунис. Здесь Ибн Хальдун занялся преподаванием и одновременно завершил первый вариант «Китаб-аль-Ибар…» («Книга поучительных примеров…») - монументального труда по всемирной истории.

Но интриги недоброжелателей вынудили ученого покинуть Магриб. В1384 г. он переселился в Египет. В Каире после представления мамлюкскому султану аль-Захир Баркуку он занялся преподавательской и судебной деятельностью, сочетая ее с работой над своим обширнейшим трудом. За пять лет до смерти, в 1406 г., он стал свидетелем осады Дамаска войсками Тамерлана и оставил удивительно точное описание этого человека.

Ибн Хальдун был, прежде всего, историком. Он стремился нарисовать как можно более правдивую картину современной ему эпохи - «образец для историков будущего». А поскольку существовавшие в те времена традиции фактографии его не удовлетворяли, он сформулировал теорию общества, которая и легла в основу его дальнейших трудов. В своем «Введении» Ибн Хальдун заложил фундамент науки, названной впоследствии этнографией. Напомним только некоторые концепции, впервые выработанные им.

Центральной в его теории развития общества была концепция «умран», которую приблизительно можно перевести как «цивилизация», исключив при этом противопоставление «развитого» и «отсталого» общества. «Умран» исходит из идеи божественности мироздания и означает саму жизнь человека на земле, устройство человеческого, общества в целом. Человек - творение Божие, он создан свободным и равноправным и должен быть властелином на земле. Но жизнь людей неодинакова, ибо определяется географическими и климатическими условиями. «Умран» - это и формы социальной жизни, точнее, жизни городской (с ее большим скоплением людей) в отличие от сельской (в горах или пустыне).

Ибн Хальдун различает две фазы развития общества. Первая, кочевая (занятие земледелием и скотоводством), близкая к природе, удовлетворяет только самые простые потребности человека. Вторая, более сложная, - «городская» (занятие ремеслом и торговлей) с характерным для нее появлением излишков. На этой стадии общество, реализуя скрытые возможности, достигает своей цели. В соответствии с непреложным законом «умран» постоянно колеблется между этими двумя состояниями.

Ибн Хальдун полагал, что «мульк» (власть) является основной движущей силой общественно-исторического развития. Источник престижа, она становится объектом вожделений и стремлений человека, постоянно подталкивая его к действиям. Власть по своей природе не прочна, она все время переходит от одной группы к другой, от одного народа к другому. Являясь средством перераспределения излишков и упорядочения общества, она играет решающую роль при смене фаз. Именно на этом принципе строит Ибн Хальдун свой труд по истории общества. Он прослеживает путь народов, преимущественно арабов и берберов, один за другим завоевывавших власть: от кочевничества до владычества над другими народами и, наконец, падения.

В основные понятия включено множество мелких. В социальном плане это сплоченность, родство, покровительство, честь; в политическом - принуждение, насилие, господство, власть; в экономическом - средства существования, или заработок, стоимость, труд.

Концепции Ибн Хальдуна, выведенные им законы жизни арабо-берберского общества, его синтетический подход к истории исламского мира по сей день остаются неисчерпаемым источником знаний для историков и этнографов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Идеи Ибн Халдуна в историко-культурном пространстве Османской империи

    ✪ Ибн Халдун - IAAU, МУАА

Субтитры

Биография

Его полное имя: Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Ашбили. Родился в 1332 году в Тунисе. Родители - выходцы из Андалусии . Изучив в родном городе Тунисе Коран, хадисы , право, грамматику, пиитику, служил у султана Абу-Инана в Фесе . Придворные интриги заставили его уехать в Испанию (1362); здесь он составил трактат по логике и несколько стихотворений; по поручению гранадского султана он вёл переговоры о мире с доном Педро Кастильским .

Позже Ибн Хальдун был письмоводителем у повелителей тунисского и фесского. С 1382 г. он жил в Каире, занимая должность профессора, а затем верховного кади (шариатский судья) маликитов . Честность доставляла ему много врагов, так что несколько раз его смещали, но потом опять призывали на должность. Когда в Сирию (владения египетского султана) вторгся Тамерлан , Ибн-Хальдун, по словам Ибн Арабшаха , сопровождал туда своего повелителя, сумел очаровать Тамерлана своим обращением и был отпущен в Каир на ту же должность верховного кади (1400).

Экономическая теория

Труды ибн Хальдуна по экономике актуальны и сегодня . В своем историческом труде «Мукаддима » (Введение в историю) Ибн Хальдун анализировал причины подъёма и упадка стран и народов. Он делал акцент на уменьшении государственных издержек на наемную армию и был против налогообложения и тарифов, препятствующих торговле и производству. Ибн Хальдун считал, что бюрократия не в состоянии эффективно управлять коммерческой деятельностью из-за слабой мотивации и обученности. Он считал, что в тех странах, где в торговле и производстве участвует государство, следует ожидать относительное понижение экономического излишка и упадок. Эти и другие экономические принципы Ибн Хальдун считал необходимым условием построения цивилизованного общества . Ибн Хальдун открыл огромное количество фундаментальных понятий экономики. Ещё до Адама Смита им открыта ценность и необходимость разделения труда. Он опередил Рикардо в открытии трудовой теории стоимости и до Джона Кейнса рассмотрел роль государства в стабилизации экономики .

Экономика

Ибн Хальдун является первым экономистом, который систематизировал функции экономики, указал на важность технической базы, специализации производства и внешней торговли для получения экономического излишка. Он проанализировал роль государства и его политику стабилизации как средство обеспечения производительности и занятости населения. Его интересовали вопросы оптимального налогообложения, сокращения государственных служб, льготы и средства материального стимулирования. Организационная структура, экономические ожидания, нормативно-правовая база, теория стоимости, экономика производства и другие вопросы вошли в сферу его научных интересов .

Ибн Хальдун стал первым ученым, который был вооружен представлением об экономическом излишке. Он предложил биологическую теорию подъёма и упадка наций, а его стройная общая экономическая теория определяла и его подход к истории. До Ибн Хальдуна не было учёного, который бы создал столь последовательную теорию общей экономики, объясняющую и предсказывающую подъём и упадок цивилизаций, стран и империй. Его учение позволяет предсказать, насколько жизнеспособным является то или иное государство, а также эмпирически и теоретически объясняет последствия государственной политики в области производства и торговли .

Государство

По мнению Ибн Хальдуна роль государства заключается в охране закона и порядка, способствующих хозяйственной деятельности, а также - в защите имущественных прав, торговых путей, мира и стабильности. Особую роль в улучшении экономической активности играет оптимальное (минимальное) налогообложение, не препятствующее производству и торговле. Чрезмерное обложение налогом экономического излишка, увеличение размеров бюрократического аппарата и армии приводит к ослаблению торговли и производства, вследствие чего уменьшается экономический излишек. По словам Ибн Хальдуна, «рост абсолютной власти в государстве является причиной упадка экономического процветания и, как следствие, государства и города». Уменьшение совокупного дохода государства требует новых мер для повышения этого дохода, среди которых: налоги в натуральной форме, акцизы, конфискации, а также прямое вмешательство государства в экономическую деятельность .

Ибн Хальдун считал, государство должно заниматься организацией общественных служб для создания рабочих мест, строить дороги и принимать меры для поощрения торговли и производства. Вмешательство государства в коммерцию приведёт к разрастанию бюрократической системы и наемной армии, в результате чего предприниматели не смогут нормально заниматься торговлей и получать прибыль от своих предприятий. Результатом экономического упадка может быть исход населения городов и промышленных центров в альтернативные места проживания, что приводит к падению спроса на товары и ещё больше усугубляет ситуацию. По Ибн Хальдуну, самое лучшее государство - государство с минимальным бюрократическим аппаратом, минимальной армией и минимальным налогообложением, которое занимается обеспечением законности и порядка .

Специализация и экономический излишек

Ибн Хальдун считал, что разделение труда является важным источником экономического излишка, а предпринимательская заинтересованность зависит от благоприятности среды для специализации . Об обособлении различных видов трудовой деятельности и принципе массового производства Ибн Хальдун говорил следующее:

«Каждый отдельный вид ремесла нуждается в работниках, причём, в опытных работниках. Чем более многочисленны и разнообразны этапы производства в том или ином ремесле, тем больше людей в него вовлечены. Причём каждая группа работников занимается своим делом. Постепенно в ремесле все более четко выявляются различные виды работ, люди, которые ими занимаются, приобретают все больший опыт в том, что делают. Время и постоянные повторения одних и тех же действий способствуют созданию и укоренению ремесел» .

Ибн Хальдун считал важным обучение на практике и повышение профессиональной квалификации. Он дал краткое экономическое обоснование разделения труда и считал, что в функции предпринимателей входит согласование и обеспечение взаимодействия факторов производства в соответствии с рыночными силами. По мнению Ибн Хальдуна разделение труда является источником экономического излишка, если выполнены условии взаимодействия и согласованности факторов производства. Он также указал на то, что «прибыль, которую извлекает человек, есть стоимость, полученная от его труда» .

Ибн Хальдун считал, что прибыль является первопричиной коммерческих начинаний, а работники и предприниматели стараются получить максимальную отдачу от своей деятельности в виде прибылей и заработной платы. Для Ибн Хальдуна «коммерция подразумевает прибыль за счет роста капитала путём покупки товаров по низкой цене и их продажи по высокой цене». Он считал важными для роста экономики согласованность, взаимодействие и направленность факторов производства на повышение экономического излишка .

Спрос и предложение

Ещё в XIV веке Ибн Хальдун постулировал, что цена товаров и услуг определяется спросом и предложением. Если товар редок и пользуется спросом, его цена высока, а если товара много и он не пользуется спросом, то его цена будет низкой. Предприниматель в погоне за прибылью будет покупать товар там, где он дешевле и не является дефицитным, и будет продавать там, где он пользуется спросом, по более высокой цене .

Кредитно-денежная политика

Ибн Хальдун отстаивал стабильную кредитно-денежную политику и был против того, чтобы власти играли на стоимости валюты. Он считал, что искусственная инфляция приводит к потере доверия к валюте со стороны населения . Одним из приоритетов политики государства должна быть защита покупательной способности денег, для чего необходимо создавать независимые кредитно-финансовые учреждения. Говоря о количестве денег, Ибн Хальдун утверждал, что «количество денег не имеет значения для благосостояния страны». По его мнению, монетарная политика должна быть стабильной, продуманной и направленной на защиту покупательной способности денег, а население должно быть защищено от обесценивания денег .

Фиксирование цен

Ибн Хальдун был противником вмешательства государства в формирование цен на товары и услуги . Политика, в которой правитель скупает товары по самой низкой цене, а затем продаёт этот же товар по выгодной ему цене по мнению Ибн Хальдун, влечет за собой следующие последствия:

Право собственности

Ибн Хальдун считал, что право собственности является залогом выживания цивилизации, а защита и обеспечение имущественных прав должны быть закреплены законодательно. По его мнению, «когда пропадает мотив приобретать и получать имущество, человек не предпринимает никаких усилий для его приобретения. Степень и частота нарушений права собственности определяет, насколько ослабевают усилия субъекта, направленные на приобретение имущества» . Ибн Хальдун связывал право собственности со справедливостью, а посягательство на собственность считал актом несправедливости. Он считал, что при отсутствии справедливости «совершается уничтожение человеческого рода», и, следовательно, несправедливость должна быть запрещена .

Дипломат

«Мукаддима» образует самостоятельный трактат. Содержание её:

  • смысл истории, значение исторической критики и приемы её, источники исторических ошибок;
  • географический обзор земного шара, мысли о физическом и нравственном влиянии климата и почвы на людей;
  • способы познания истины; эволюции форм семейной, общественной и государственной жизни;
  • развитие экономическое и умственное;
  • разложение государства;
  • значение труда в благосостоянии государства;
  • обзор различных отраслей ремесел и искусств;
  • классификация наук.

«Мукаддима», по справедливости, считается замечательным произведением. Высказанные в ней идеи являются одной из основ современной клиодинамики .

Ибн Хальдуном также написаны: автобиография («Ат-таариф би Ибн Хальдун уа рихляту-ху гарбан уа шаркан»; араб. التعريف بابن خلدون ورحلته غربا وشرقا ‎), работа по суфизму («Шифа ус-саиль уа тахзиб уль-масаиль»; араб. شفاء السائل وتهذيب المسائل ‎) и трактат, который в библиографическом списке к переводу «Мукаддима», выполненному Францем Роузенталем , назван трактатом по логике (англ. Treatise on logic ) - «Любаб уль-мухассаль фи усуль ид-дин» (араб. لباب المحصل في أصول الدين ‎).

Публикации трудов и переводов

Изучение научного творчества Ибн Хальдуна было начато в первые десятилетия XIX века французскими востоковедами, одним из которых был Сильвестр де Саси .

Мехмет Пиризаде перевёл «Мукаддима» на турецкий язык, переработав её в стилистическом отношении . Этьен Катрмер напечатал весь арабский текст «Мукаддима» в «Notices et extraits» (tt. XVI-XVIII, Пар. 1858); полный французский перевод «Мукаддима» осуществил дэ Слэн (фр. ) : «Prolegomenes» (Париж, 1862); восточные издания - Каир (2-е, 1886) и Бейрут (1882). Вторая часть издаваема была аббатом Арри (по-араб. и итальян.). Третья часть обстоятельно разобрана Рено (Reinaud): «Memoire sur les populations de l’Afrique septentrionale, leur langage, leurs croyances et leur etat social» (в «Nouv. annales des Voyages», 1858, февр.); арабское издание «Hist. des Berberes» (Алжир 1847 и 1851) и французский перевод (1852-1856, 4 тома). Четвёртая часть издана в извлечениях Noel des Vergers: «Histoire de l’Afrique sous la dynastie Aghiabide et de la Sicile sous la domination musulmane» (Париж 1841); о крестовых походах - изд. и пер. Торнберга: «Narratio de expeditione Francorum» (Упсала 1841, в «Академ. Зап.»). Полностью издан весь текст «Большой истории» Ибн-Хальдуна в Булаке (Каир; 1867, 7 т.).

  • «Autobiographie d’Ibn-Khaldoun», traduite par de Slane («Journale Asiatique», Paris, 1844).
  • «Histoire des berberes et des dynasties musulmanes de l’Afrique septentrionale», traduite de l’arabe par de Slane, Algiers, 1852-1856, 4 volumes.
  • «Les Prolegomenes», traduite par de Slane. Paris, 1934-38. 3 volumes. Reproduction of 1862-1868 edition.
  • «Lubab al-Muhassal fi usul ad-din», edited by Luciano Rubio. Tetuan, 1952.
  • «The Muqaddimah; An Introduction to History», translated from the Arabic by F. Rosenthal, New York, London, 1958. 3 volumes.
  • «Введение (фрагменты)». Перевод С. М. Бациевой // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. IX-XIV в. М., 1961, С. 559-628.
  • Пролегомены к «Книге поучительных примеров и дивану сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» // Мировая экономическая мысль: Сквозь призму веков: В 5 т. Т.1: От зари цивилизации до капитализма / Ред. Г. Г. Фетисов.; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Благотвор. фонд «Благосостояние для всех». - М.: Мысль. - 2004. - 718 с. - (250 лет Московскому Государственному Университету им. М. В. Ломоносова.) - ISBN 5-244-01039-5 .
  • «Введение (ал-Мукаддима)». Составление, перевод с арабского и примечания А. В. Смирнова // Историко-философский ежегодник 2007. М., 2008. С. 187-217.
  • Введение в историю (ал-Мукаддима). Фрагменты. Перевод с арабского, комментарии и примечания И. Л. Алексеева, А. В. Душак и А. Ш. Столыпинской // Pax Isamica, 1/2008, c.15-21.

Публикация полного перевода «Китаб ал-Ибар» на русский язык до сих пор не осуществлена.

Примечания

  1. http://apnaorg.com/books/english/ibn-e-khuldun/ibn-e-khuldun.pdf
  2. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118639773 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  3. «Ибн Халдун Введение (ал‑Мукаддима) Cоставление, перевод с арабского и примечания А.В. Смирнова»
  4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М.· Политиздат, 1992. С. 176
  5. , с. 1.
  6. , с. 10.
  7. , с. 2.
  8. , с. 3.
  9. , с. 4.
  10. , с. 5.
  11. , с. 6.
  12. , с. 7.
  13. , с. 8.
  14. , с. 9.
  15. , с. 117.
  16. , с. 66.
  17. Этот перевод и большинство приводимых далее изданий трудов Ибн Хальдуна указаны в библиографии к переводу «Мукаддима», выполненному Францем Роузенталем.

Литература

  • Ацамба Ф. М. Социально-экономические воззрения Ибн Хальдуна // Всемирная история экономической мысли : В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. - М. : Мысль , 1987. - Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. - С. 311-315. - 606 с. - 20 000 экз. - ISBN 5-244-00038-1 .
  • Алексеев И. Л. Возвращаясь к Ибн Халдуну // Pax Islamica, 1/2008, с.5-14;
  • Араби Б. Ибн-Хальдун - основоположник арабской социологии // Социологические исследования. - 1990. - Т. 11 . - С. 107-109 .
  • Бациева, С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». - М. : Наука, 1965.
  • Бациева С. М.