Как экономика влияет на структуру общества. Экономика и социальная структура общества

Экономика играет ключевую роль в жизни общества. Экономическая система государства является своеобразным источником, который подпитывает все сферы жизни общества.

Экономика как подсистема общества

Как нам известно, общественная жизнь состоит из таких составляющих как политика, экономика, культура. Экономика является одной из самых важных подсистем общества, так как без ее нормального функционирования, существование, как других подсистем, так и общества в целом, невозможно.

Так за счет денежных средств, которые поступают от экономических отношений стояться культурные сооружения, в частности религиозного характера. Повышению духовности общества способствует также и наличие средств для возможности осуществлять свое культурное развитие. Экономическая сфера также тесно связана с политикой, так как непосредственно координирует расстановку политических сил.

Экономика и социальная структура

Уровень национального производства, а также уровень инфляции влияет на становление и изменение социальной структуры общества. В экономически развитых государствах, число людей, которые относятся к среднему классу, является доминирующим. В то время, как показатели бедных и богатых людей должны быть одинаковы, и не превышать 5%.

С падением показателей национального производства, численность среднего класса сокращается: как правило, люди, которые принадлежали к среднему классу занимают место в группе бедных людей.

Экономическое развитие влияет на уровень рождаемости в государстве, а также на количество работоспособного населения (пенсионный возраст в развитых странах намного выше, нежели в развивающихся).

Взаимовлияние экономики и политики

Между экономикой и политикой существует неразрывная связь. Эти два института часто взаимодополняют друг друга. Лица, обладающие политической власть, непосредственно влияют на вектор развития экономики.

Ярким примером является ежегодное утверждение государственного бюджета. При хорошем уровне экономического развития в государстве, политические силы имеют высокие шансы закрепить свои властные позиции.

В тол же время экономические отношения также воздействуют на политику. Так мировые экономические тенденции развития зачастую требуют от государственной власти определенной схемы развития национальной экономики, в частности, национального производства.

В случае если политическая власть государства не в состоянии успеть за общей тенденцией, государство выходит из международных рыночных отношений. Это неминуемо влечет за собой снижение уровня жизни граждан, а в итоге - смену политической власти.

Социальная структура - это достаточно постоянная взаимосвязь социальных элементов, например, социально классовая структура общества. Социальная структура общества – это относительно постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, например, социальная структура современного российского общества.

Основные элементы социальной структуры общества: социальные группы, социальные слои, социальные общности и социальные институты связаны между собой социальными отношениями, носителями которых являются люди. Существует также классификация, выделяющая такие компоненты социальной структуры общества как: со­сло­вия, касты, клас­сы.

11. Социальные связи и отношения.

Социальная связь - социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или групп Это совокупность особых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаимные отношения, которые объединяют людей в соответствующие соц ные общности и свидетельствуют об их коллективное существование Это понятие, обозначающее любые социокультурные обязанности индивидов или групп индивидов относительно друг другаго.

Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами, обусловленные их неодинаковым положением в обществе и роли в общественной жизни

Субъектами социальных отношений выступают различные социальные общности и отдельные индивиды

    1 - социальные отношения социально-исторических общностей (между странами, классами, нациями, социальными группами, городом и деревней);

    2 - социальные отношения между общественными организациями, учреждениями и трудовыми коллективами;

    3 - социальные отношения в форме межличностного взаимодействия и общения внутри трудовых коллективов

Выделяют различные виды социальных отношений:

      по объему властных полномочий: отношения по горизонтали и отношения по вертикали;

      по степени регламентации: формальные (сертифицированные) и неформальные;

      по способу общения индивидов: безличные или косвенные, межличностные или непосредственные;

      за субъектами деятельности: между организационные, внутриорганизационные;

      по уровню справедливости: справедливые и несправедливые

Основой различий между социальными отношениями являются мотивы и потребности, главными из которых являются первичные и вторичные потребности

В результате противоречия социальных отношений одной из форм социального взаимодействия становится социальный конфликт

12. Социальные группы: сущность и классификация.

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков:

      устойчивость, продолжительность существования;

      определенность состава и границ;

      общая система ценностей и социальных норм;

      осознание своей принадлежности к данной социальной общности;

      добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп);

      объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп);

      способность входить в качестве элементов в другие социальные общности.

Социальная группа – относительно стабильная совокуп­ность людей, связанных общими отношениями, деятельнос­тью, ее мотивацией и нормами Классификация групп , как правило, базируется на пред­метной области анализа, в которой выделяется основной при­знак, определяющий устойчивость данного группового обра­зования. Семь основных признаков классификации :

    на основе этнической или расовой принадлежности;

    на основе уровня культурного развития;

    на основе типов структуры, существующей в группах;

    на основе задач и функций, выполняемых группой в бо­лее широких общностях;

    на основе преобладающих типов контактов между чле­нами группы;

    на основе различных видов связей, существующих в группах;

    на других принципах.

13. Социальные институты: сущность, типология, функции.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая социально-значимые функции.

Типологию социальных институтов можно составить исходя из представления о том, что каждый институт удовлетворяет ту или иную фундаментальную социальную потребность. Пяти фундаментальным социальным потребностям (в воспроизводстве рода; в безопасности и социальном прядке; в добывании средств существования; в социализации подрастающего поколения; в решении духовных проблем) соответствуют пять основных социальных институтов: институт семьи, политический институт (государство), экономический институт (производство), образование, религия.

    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности с целью выработки определенных стандартов поведения у своих членов.

    Адаптационная функция заключается в том, что функционирование социальных институтов в обществе обеспечивает приспособляемость, адаптируемость общества к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды – как природной, так и социальной.

    Интегративная функция состоит в том, что существующие в обществе социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и/или всех членов данного общества.

    Коммуникативная функция заключается в том, что информация (научная, художественная, политическая и др.), произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодействии между институтами и организациями, действующими в обществе.

    Социализирующая функция проявляется в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, в ориентации и реализации ею своего социального статуса.

    Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.

Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной со­циальной системы формируются и действуют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, семьи, профессиональные коллективы и т. д. Предметом дальней­шего рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние со­циальной структуры общества и его экономической жизни.

Одной из значительных общностей выступает народона­селение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние


Здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет, прежде всего, уровень материального благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлечен­ности женщин в общественное производство. Например, уро­вень рождаемости в европейских странах с переходной эко­номикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5-10 лет резко упал, что связано с ухудшением условий жизни, сопровождавшим экономические реформы. В России в 90-е гг. XX в. уровень рождаемости также зна­чительно сократился.

Существует и обратная зависимость, когда народонаселе­ние влияет на экономику. Ускорение или замедление тем­пов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численно­стью населения затруднено разделение труда, дольше сохра­няется натуральное хозяйство), темпов его роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и соответ­ственно снижают объемы производства, слишком высокие темпы заставляют направлять значительные ресурсы на про­стое физическое выживание населения).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продол­жительности жизни. Помимо этого, одной из причин резко­го снижения продолжительности жизни, например, у муж­чин в России (в 90-е гг. XX в. - с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение доходов населения, рост нервных стрессов в связи с социально-экономическими переменами и нестабильностью в обществе и др.).

Заметно влияние экономической жизни общества на фор­мирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социаль­ная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотовар­ным производством. В развитых странах Запада под влия­нием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицирован­ные рабочие). При этом структурные изменения в экономи­ке ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социаль­ными группами.

В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и эко­номического выживания. Особенностью последних лет раз­вития российского общества является тенденция усиления


Экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение социальной структуры проявилось в формировании новых социальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.

Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе эконо­мических. В современном обществе существует проблема со­гласования этих интересов. Особую угрозу для политической и экономической стабильности в обществе представляет чрезмерное неравенство доходов и богатств. Развитие России в 90-е гг. XX в. привело к значительным различиям в до­ходах населения. Рыночная система, предоставленная сама себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, на­оборот, наказывает другие. Если эту систему не корректиро­вать определенной социальной политикой, то она имеет тен­денцию вырождаться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элита) и против большинства.

В современных промышленно развитых странах создают­ся общества всеобщего благосостояния, т. е. доходы перерас­пределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, со­здаются системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности и др.)- Так, в Швейцарии и Нидерландах на социальное пе­рераспределение приходится около 30% национального до­хода. Социальная политика российского правительства пред­полагает социальную поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоуст­ройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэто­му экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

Посмотрим, как влияет на экономическое развитие обще­ства его главный политический институт - государство. Од­на из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль госу­дарственной политики. В последние десятилетия эта поли­тика подверглась серьезной переориентации.


Вследствие краха экономической, политической и соци­альной системы, основанной на централизованном планиро­вании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности соци­ально-экономической системы.

В большинстве стран, выбравших путь рыночных преоб­разований в экономике, предпосылками экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства, что сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эф­фективностью. Однако это означает не ликвидацию государ­ственного управления, а скорее изменение его форм и улуч­шение качества.

В рыночной экономике главными функциями государст­ва являются облегчение и стимулирование действия рыноч­ных сил с помощью мер правительственной политики. Наи­более общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких поли­тических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социаль­ная, и как экономическая категория. Чем ценнее признает­ся свобода отдельного человека в обществе, тем более зна­чимой воспринимается экономическая свобода в государстве.

Государство заинтересовано обеспечить правовую надеж­ность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде всего, обеспечение с помощью законов права на соб­ственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности государ­ством предполагает создание институтов по поддержанию об­щественного порядка внутри страны, а также наличие про­фессионально подготовленной армии, способной защищать страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в на­циональной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Например, для развивающейся ры­ночной экономики России это одна из насущных проблем. (Вспомните и приведите примеры антимонопольного регули­рования экономики российским правительством.)

И, наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства - разработка оптимальной нацио­нальной стратегии экономического развития, объединение усилий государственных органов, частных компаний, обще­ственных организаций для ее реализации. Эта функция не

£ Л. Н. Боголюбов, 11


Может быть предоставлена автоматическим механизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании таких областей, как фундаментальная на­ука, образование, здравоохранение, национальная культура и др.

Целями государственной политики могут быть: обеспе­чение полной занятости, справедливое распределение дохо­дов, защита природного комплекса и т. п. Каждое прави­тельство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, при­оритеты политики современного Российского государства в экономике?)

На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Политические институты общества активно влияют на экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке, например, демократии, правового государства?

Опыт развитых стран показывает, что рыночная эконо­мика дает основу для поддержки демократии, правового государства, гражданского общества. Существование в усло­виях конкуренции многообразия политических и экономи­ческих структур сокращает опасность для человека попасть под власть безответственного работодателя или организации, предоставляя ему возможность выбора, кому и в чем подчи­няться.

Условия рыночной конкуренции учат людей более ответ­ственному отношению к своему делу, окружающим, приня­тию решений. Свобода предпринимательства убеждает чело­века в том, что он собственным выбором деятельности и инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.

Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функ­ционировать в рамках правового государства. Так, предпри­нимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важ­ные для экономики вопросы, как установление налогов, за­коны по охране окружающей среды, постановления, регули­рующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.

В свою очередь, правовое государство опирается на граж­данское общество, которое составляют граждане, самостоя­тельно принимающие личные решения, реализующие част­ные интересы. Структурными единицами гражданского общества в экономической сфере являются частные пред­приятия, кооперативы, акционерные общества и другие про­изводственные ячейки, создающиеся гражданами по собст­венной инициативе.


ЭКОНОМИКА И КУЛЬТУРА

Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимозави­симость культуры и экономики. Хозяйственная деятель­ность в первую очередь создает материальную основу и ус­ловия для развития основных областей культуры: науки, образования, искусства, кино и телевидения. В процессе производства, например, экспериментально проверяются и внедряются новые технологии и другие достижения науч­но-технического прогресса. Решение задач информатизации образования, развитие его новых форм (например, дистан­ционного обучения) невозможно без современной материаль­но-технической основы (использование компьютеров, Интер­нета и др.)- Развитие современного искусства и сохранение культурного наследия прошлого требуют не только финан­совой, но и материально-технической поддержки. Культур­ное развитие самого человека происходит через рост его ма­териальной вооруженности.

Процессы глобализации (стирание границ и торговых ба­рьеров между странами), происходящие в мировой экономи­ке, ведут к стиранию культурных различий, способствуют культурной интеграции и культурному обмену.

Культурное развитие человечества, в свою очередь, ока­зывает серьезное влияние на экономику. Культура оп­ределяет творческую направленность экономической дея­тельности общества и людей в процессе производства, рас­пределения и потребления. Характер и результативность экономической деятельности зависят от уровня развития ос­новных элементов экономической культуры (знания, инте­ресы, потребности, ценности).

Экономические знания личности не только влияют на уровень развития производства, но и формируют у работни­ков представления о закономерностях развития экономиче­ской жизни общества. От совершенства экономических от­ношений между людьми зависят и развитие производства, и социальное равновесие в обществе, его стабильность. В ре­формируемом российском обществе особое значение приоб­ретает формирование нового типа хозяйственника - ответст­венного, самостоятельного, инициативного и рационального. При этом эффективность решения экономических задач во многом определяется развитием таких ценностных ориента­ции личности, как экономическая свобода, конкуренция, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху.

Глубокое и разностороннее воздействие на экономику оказывает такая область культуры, как наука. После нача­ла научно-технической революции (НТР) наука стала глав­ной движущей силой экономического прогресса. Научный по-


Иск непосредственно направлен на практические задачи про­мышленности. Стремительное развитие получили высокие технологии (хай-тек), ставшие одним из факторов конку­рентной борьбы. Введение новых технологий обеспечивает огромное разнообразие товаров и услуг, способных удовле­творять растущие запросы рядовых потребителей, улучшать уровень и качество их жизни. (Попробуйте вспомнить пред­меты бытовой техники и электроники, которые появились в вашей семье за последние десять лет. Дайте оценку их тех­ническим возможностям и потребительским свойствам.) Скоро на рынке появятся устройства, объединяющие в од­ном корпусе радиотелефон, компьютер и цифровую камеру. Любую информацию можно будет передать из самой отда­ленной точки планеты. НТР привела к замене природных материалов искусственными. Это позволило экономить при­родное сырье и сделать производство более дешевым и эф­фективным. Развитие генетики, создавшей новые высоко­урожайные культуры, позволило увеличивать объем сельскохозяйственной продукции и решать продовольствен­ную проблему. Правда, создание генетически измененных продуктов обострило проблему качества продуктов питания, и ученые продолжают вести споры о последствиях их воз­действия на человека. Усовершенствование техники сделало более комфортными и дешевыми средства связи и транспор­та. В перспективе НТР приведет к тому, что главными в международном обмене будут не товары и услуги, а передо­вые технологии и научные кадры.

Телевидение не только вид массовой культуры, но и важ­нейшее средство экономической информации. (Заметим, что информация сегодня считается экономистами пятым факто­ром производства.) Телевизионная реклама, например, ока­зывает стимулирующее воздействие на потребительский спрос. Необходимо отметить, что рекламная информация не­редко бывает недостоверной и недобросовестной, предостав­ляя искаженную информацию о товарах и их свойствах. По­требителям важно критически оценивать рекламную информацию и различать ее негативную роль (реклама ал­когольных напитков, сигарет и т. п.). (Приведите собствен­ные примеры воздействия ТВ на экономику.)

Такая область культуры, как образование, серьезно вли­яет на качество трудовых ресурсов экономики. Уровень квалификации и профессионализм работника выступают важнейшим фактором производительности труда и эффек­тивности общественного производства.

Экономика как подсистема общества не только обеспечи­вает саму возможность активной жизнедеятельности людей, но и, находясь в тесной взаимосвязи с другими сторонами жизни общества и оказывая на них серьезное разносторон-


Gee воздействие, успешно решает задачу повышения благо­состояния всего общества.

«gffi Основные понятия: экономика, экономическая сфера об­щества, экономические институты, экономические механиз­мы, уровень жизни.

jj§ff Термины: потребление, ВВП на душу населения, уровень бедности.

[поверьте себя

1) Каковы место и роль экономики в жизни общества? 2) От чего зависит богатство и процветание страны? 3) Ка­кие экономические институты и механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостоя­ния? 4) Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общест­ва? 5) Может ли рыночная экономика способствовать разви­тию демократии, гражданского общества? 6) Влияет ли го­сударственная политика на условия функционирования рыночной экономики? 7) Раскройте роль культуры в разви­тии цивилизованной рыночной экономики.

думайте, обсудите, сделайте

1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономичес­
ких делах, отмечал, что «цель государства - это совместное
продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли
вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

2. Многие отечественные политики и представители де­
ловых кругов России видят экологию лишь в свете огром­
ных капитальных вложений и штрафов за загрязнения.
Свою бездеятельность объясняют тем, что экология - удел
богатых стран, до которых России далеко. Поддерживаете
ли вы подобную точку зрения? Какова ваша позиция?

3. В России действует около 350 тыс. общественных объ­
единений. Подберите по материалам СМИ примеры их уча­
стия в решении экономических проблем общества.

4. Рост дифференциации доходов неизбежен в условиях
экономической реформы, одна из задач которой заключает­
ся в установлении более жесткой взаимозависимости между
результативностью труда и доходами, считают идеологи
российских экономических реформ. Можно ли с ними согла­
ситься? Как влияет процесс дифференциации доходов насе­
ления в условиях рынка на отношение работников к труду?
Назовите положительные и отрицательные результаты со­
циально-экономической дифференциации в ходе реформ в
России.

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из книги Т. А. Махмутова о трансформации государ­ства, экономики и общества.


Отечественная экономическая наука выявила основные контуры мировой экономической трансформации, по кото­рой идут передовые западные страны. Это ориентация эко­номики на социально-рыночную модель хозяйствования, обеспечивающую ей высокую эффективность; формирование многоукладной экономики на базе многообразия форм соб­ственности...; усиление интеграционных процессов как на мировом, так и региональном уровнях...; социализация и гуманизация экономики, характеризующие степень ее соот­ветствия естественному своему назначению - наиболее пол­ному удовлетворению потребностей людей, росту их уровня жизни, духовному прогрессу. И, конечно же, важнейшей со­ставляющей трансформации мировой экономики является обеспечение устойчивого ее развития, продовольственная и экологическая безопасность, которые в нашу эпоху приобре­тают острый характер и имеют всеобщее значение.

Махмутов Т. А. Трансформация государства,

экономики и общества/Труды Вольного

экономического общества России.-М., 2000. - Т. 23.-С. 154.

Вопросы и задания к источнику. 1) С какими тенденциями ми­рового экономического развития знакомит вас автор документа? 2) В какой мере российские реформы соответствуют направлению общемирового цивилизационного развития? 3) Возможен ли свой, особый российский путь этого движения? Ответ аргументируйте. 4) Приведите примеры, подтверждающие вывод автора документа о всеобщности значения обеспечения продовольственной и экологи­ческой безопасности.

Социальные статусы и роли

Вспомните:

чем характеризуется понятие «личность»? Как происхо­дит профессиональное самоопределение личности? Како­ва роль семьи в воспитании детей? Как влияет межгруп­повое общение на становление личности?

Долгое время понятие «статус личности» было связано преимущественно с характеристикой правового положения человека. В социологии понятия «статус» и «роль» стали активно использоваться в первой половине XIX в. Полеми­зируя с К. Марксом, немецкий социолог М. Вебер утверж­дал, что не только экономическое положение, но и (шире) общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение Вебер называл социальным статусом. В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория


Ролевых конфликтов стали важным инструментом исследо­вателей, помогающим глубже осмысливать социальные про­цессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения.


Похожая информация.


Что касается воззрений социологов на социальную структуру экономики, то во многом за основу мим была взята марксистская теория, и подвергнута значительной переработке. Так, на вооружение социологов было взято понятие «социальный класс», которое позволяет выявлять и анализировать социально-экономические структуры национальных экономик.

Вклад Вебера в рассмотрение социальной структуры экономики

По мнению М. Вебера принадлежность индивида к какому-либо классу отражает его экономическое положение в обществе. Наряду с данным критерием люди в обществе делятся по объему имеющейся у них власти, то есть политическому статусу, и по престижу, по которому и определяется их непосредственно социальный статус. Таким образом, Вебер рисует более подробную картину социального расслоения, введя в нее, помимо класса (экономического статуса), понятия "власть" (политический статус) и "престиж" (социальный статус).

В последующем в западной социологии утвердилось данное понимание классовой дифференциации общества . При этом, по сравнению, с марксизмом изменилось само понимание класса. Если в марксистских и околомарксистских концепциях принадлежность человека к определенному классу определяется его отношение к средствам производства, то в традиции. Заложенной Вебером, основание классового деления общества является дифференциация его членов по уровню доходов.

Подход Л. Уорнера

Так, в США автором первой типологии классовой системы стал американский социолог Ллойд Уорнер в 40-е годы прошлого столетия. Согласно ей социальная структура США состояла из:

  • верхнего высшего класса,
  • нижнего высшего класса,
  • верхнего среднего класса,
  • нижнего среднего класса,
  • верхнего низшего класса,
  • низшего низшего класса.

При этом, класс, находящийся на верхушке социальной иерархии, состоял из так называемых «старых семей». Данная часть общества - это преуспевающие бизнесмены и высокооплачиваемые профессионалы, проживающие в привилегированных городских районах.

Класс, находящийся ступенькой ниже высшего высшего, отличался от него не уровнем материального благополучия, а лишь тем, что не состоял из старых родовитых семей. Подобная ситуация свидетельствует об элементах сословного типа социальной стратификации, когда статусы передаются по наследству. Именно принадлежность к известному роду отделяет самый высший класс от тех, кто ниже их по статусу.

Далее следует средний класс, разделенный на две прослойки, общим для которых является наличие профессионального образования и уровня достатка, позволяющего обеспечивать нормальное качество жизни. Отличались они тем, что в верхнюю прослойку в данном классе составляли собственники и профессионалы, имеющий меньший материальный достаток по сравнению с классами, занимающими более высокое социальное положение, а нижняя состояла из низших служащих и квалифицированных рабочих. Кроме этого, высший средний класс активно участвовал в общественной городской жизни и мог выбирать для проживания довольно благоустроенные районы.

Далее в социальной иерархии следовали малоквалифицированные рабочие, занятые на местных фабриках и имеющие относительно достаточный уровень благополучия (высший низший класс). И на самом «дне» социальной структуры согласно теории Л. Уорнера находились бездомные и нищие, называемые сейчас маргиналами.

Подход В. Зомбарта

Классовая картина Германии Зомбартом была представлена так: в начале XIX века немецкое общество состояло из двух крупных классов, включающих в себя внутренние подклассы:

  1. феодалов-землевладельцев с зависимыми и крепостными крестьянами;
  2. ремесленников с учениками и подмастерьями.

Замечание 1

Во второй половине XIX века к ним добавляются классы буржуазии и пролетариата. Но старые классы сохранили и свой состав, и свое политическое влияние. В итоге с каждым историческим витком социальная структура общества усложнялась и в начале XX века в Германии, согласно Зомбарту, можно обнаружить юнкерство, буржуазию, мелкобуржуазное мещанство, пролетариат.

«Общество 6 класс» - Объединение людей по интересам и деятельности. Здесь больше подходит слово «сообщество». Конкретный этап в развитии народа. Все люди, проживающие в стране или на планете (человечество). Общество. Трудовой коллектив. Б) Объединение людей по происхождению (дворянское общество, высшее общество и т.д.).

«Социальная структура российского общества» - Формируются совершенно различные социальные и социально-психологические типы личности. То же самое относится и к социальным общностям. Среднеобес- печенные. Государственная муниципальная. Социальная структура российского общества. Высокообес- печенные. Богатые. Бедные. Виды собственности. Малообеспе- ченные.

«Структура общества» - Ученик. Данный вид стратификации характерен для развитых западных стран. Социальные группы. Социальная структура российского общества. Позиции социальных групп различны. Социальная сфера общества. 5. Найди «Чужаков» в цепочке: Человек выполняет разные социальные роли в соответствии со своим социальным статусом.

«Взаимодействие в обществе» - Общество как система. Общество и общественные отношения. Подумайте, как человек может относиться к природе? Взаимодействие человека и общества. Система общественных наук. Что такое общество? Общество и природа. Подсистемы. Общество.

«Социальная структура общества» - Профессия. Социальные интересы. Марксистская теория В основе – деление общества на классы. Социальная стратификация. Социальное равенство. Социальная группа. Нисходящая вертикальная мобильность: разорение, понижение в должности. Существование неравенства не снимает вопроса о социальном равенстве. Социальная роль.

«Социальная сфера общества» - Философия наука религия право искусство мораль идеология. Формы общественного сознания: Сми. Общественное мнение. Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учебное пособие. Единство и различие природы и общества. Различия между цивилизацией и культурой. Общество как объект познания. Основные сферы жизнедеятельности общества.