Какую отчетность сдают субъекты малого предпринимательства. Субъекту малого предпринимательства о льготах, касающихся ведения бухгалтерского учета и составления отчетности

Согласно статье 5 Закона №88-ФЗ статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в порядке, утверждаемом Правительством РФ. Указанный порядок предусматривает упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую при налогообложения.

Организации - субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке. При общей системе налогообложения бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 года №43н приказом Минфина России от 22 июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - Приказ №67н).

Организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, согласно пункту 3 Приказа №67н бухгалтерскую отчетность может сдавать в сокращенном варианте:

«3. Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных».

Пунктом 2 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете установлено, что бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает:

в) приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

г) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Напомним, что субъекты малого предпринимательства - плательщики ЕНВД составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством. Состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Как уже упоминалось, при УСН субъекты малого бизнеса, не обязаны в качестве отчетности составлять и представлять бухгалтерскую отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках и так далее).

Малые предприятия в качестве отчетности представляют налоговые декларации по налогам, плательщиками которых они являются. Налоговые декларации представляются каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Вне зависимости от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия обязаны представлять статистическую отчетность. Утверждены следующие формы статистической отчетности для малых предприятий:

- №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»;

- №МП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия - владельца (арендатора) грузовых автомобилей»;

- №1-ТС (вывоз) «Сведения о поставке товаров в Республику Беларусь»;

- №1- «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)»;

- №ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малого предприятия промышленности»;

- №2-МП инновация «Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)».

Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.

Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения №ПМ утвержден Постановлением Росстата от 24 января 2006 года №4. Статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий по форме №ПМ осуществляется на выборочной основе, поэтому эту форму представляют не все малые предприятия. Если организация попала в выборку на текущий отчетный год, она должна представлять ежеквартально нарастающим итогом за период с начала отчетного г. и за соответствующий период предшествующего года сведения по форме №ПМ.

Форма №МП-1 (автогруз) утверждена постановлением Госкомстата России от 28 января 2003 года №31 Эту форму представляют юридические лица - субъекты малого предпринимательства, которые являются владельцами или арендаторами грузовых автомобилей и осуществляют перевозку грузов. В данной форме отражаются сведения о наличии собственных и арендованных автомобилей и объеме перевозок грузов за исследуемую неделю.

Форма №1-ТС (вывоз) утверждена постановлением Росстата от 5 августа 2005 года №59. Указанная форма обязательна для малых предприятий, осуществляющих поставки товаров потребителям на территории Республики Беларусь по самостоятельно заключенным контрактам (договорам). Форма заполняется во всех случаях, когда страной назначения при отгрузке товара (либо страной покупки) является Республика Беларусь. Не заполняют эту форму только малые предприятия, общая стоимость поставленных товаров которых не превышает 100 евро.

Форма №1-лицензия введена для малых предприятий с 1 января 2003 г. Новая форма №1-лицензия утверждена постановлением Росстата от 5 августа 2005 года №59 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей на 2006 год». Данную форму представляют малые предприятия, если они осуществляют обмен технологиями с зарубежными странами (партнерами) по самостоятельно заключенным соглашениям (договорам, контрактам).

Новая форма №ДАП-ПМ «Обследование деловой активности малого предприятия промышленности» утверждена постановлением Росстата от 5 августа 2005 года №58 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий на 2006 год». Данная форма представляется юридическими лицами, являющимися субъектами малого предпринимательства, на выборочной основе (по перечню, установленному органами государственной статистики).

Форма №2-МП инновация утверждена постановлением Росстата от 1 августа 2005 года №55 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования, науки и инноваций на 2006 год». Под технологическими инновациями в отчете данной формы подразумевается деятельность предприятия, связанная как с разработкой, так и с внедрением в промышленности технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах, технологически новых или значительно усовершенствованных услуг (работ) и новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.

Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.

Более подробно с вопросами, касающихся применения различных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства, формы и порядок представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Деятельность субъектов малого предпринимательства».

При проведении проверки на малых предприятиях аудитору необходимо учесть, что отчетность данного рода экономических субъектов может различаться. В соответствии с действующими нормативными документами малые предприятия сами выбирают форму отчетности, которую они будут составлять: либо общепринятую для всех экономических субъектов, либо упрощенную. С точки зрения техники проведения проверки этот момент не вносит каких-либо существенных особенностей в порядок проведения проверки.

Если малое предприятие выбрало в соответствии с общеустановленным порядком упрощенную систему отчетности, то аудитору при проверке необходимо руководствоваться еще и Федеральным законом РФ № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и приказами МФ РФ о форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

С 1 января 2004 г. вводится в действие гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, которая заменяет вышеназванный федеральный закон.

Упрощенная система отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей - применяется наряду с принятой ранее системой отчетности, предусмотренной законодательством РФ.

Право выбора системы отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Применение упрощенной системы отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.

В случае выявления искажений бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация должна оценить их влияние на достоверность проверяемой отчетности во всех существенных отношениях.

В связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности аудиторской организации следует учитывать возможные виды нарушений, имеющие место у экономического субъекта и ведущие к появлению искажений, а именно:

  • а) отклонения от установленных законодательством правил ведения и организации бухгалтерского учета и отчетности;
  • б) отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;
  • в) нарушения гражданского, налогового и валютного законодательства;
  • г) прочие виды нарушений, влияющих на искажение бухгалтерской отчетности.

Аудитор должен в случае выявления искажений бухгалтерской отчетности корректировать разработанные им аудиторские процедуры в зависимости от:

  • а) видов нарушений, имевших место в организации и ведущих к появлению искажений;
  • б) степени существенности выявленных искажений;
  • в) риска появления искажений при дальнейшей проверке и риска необнаружения искажений.

Если аудитор не обнаружил нарушений или обнаружил нарушения, которые не влияют на законность функционирования, не наносят ущерб государству, учредителям или акционерам, то он фиксирует это в аналитической части аудиторского заключения и выдает положительное заключение.

При обнаружении нарушений, влияющих на законность функционирования или наносящих ущерб государству, учредителям или акционерам, аудитор фиксирует это в аналитической части аудиторского заключения, предоставляя организации время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудитор не вправе выдать положительное заключение.

Е. П. Зобова, главный редактор журнала

На официальном сайте Минфина (minfin.ru) представлен новый документ – Информация № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее – Информация № ПЗ-3/2010). В нем обобщены вопросы применения упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. Как же рассматривают финансисты ведение бухгалтерского учета на малых предприятиях?

В очередной раз возвращаемся к проблемам бухгалтерского учета «упрощенцев» . Это в первую очередь связано с перспективой введения обязательного бухгалтерского учета для всех организаций и индивидуальных предпринимателей уже с 2012 года. Напомним, что соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении, его окончательное принятие планируется этой осенью. И льгот для «упрощенцев» по ведению бухгалтерского учета в нем нет.

А Минфин продолжает настаивать на том, что независимо от применяемого налогового режима организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет. Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (ГК РФ, Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ) и об акционерных обществах (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ) обязывают их вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, а также утверждать распределение прибыли и убытков. Вышеуказанные нормы законодательства РФ подлежат применению всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедшие на УСНО (Письмо Минфина РФ от 31.05.2011 № 03-11-06/2/85 ).

Рекомендации, приведенные в Информации № ПЗ-3/2010 , предназначены для субъектов малого бизнеса, критерии отнесения к которому определены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» . К субъектам малого предпринимательства относятся зарегистрированные в установленном порядке юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

  • для юридических лиц – суммарная доля участия в уставном капитале РФ, субъектов РФ и других указанных в законе лиц не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством РФ, – 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» ).

Прежде чем следовать рекомендациям Минфина по ведению упрощенного варианта бухгалтерского учета, «упрощенцы» должны проверить, по всем ли критериям они подходят под категорию субъектов малого бизнеса, особенно те организации, которые имеют разноплановый состав учредителей. По таким показателям, как средняя численность работников и выручка от реализации, вопросов к «упрощенцам» возникнуть не может.

Упрощенная система бухгалтерского учета

Принципы построения и ведения бухгалтерского учета определяются в учетной политике. Учетная политика – это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 1/2008 ).

Учетная политика должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Для субъектов малого предпринимательства при выполнении прочих требований к учетной политике важным является требование рациональности. Из этого исходит и Минфин в своих рекомендациях. Условия хозяйствования и величина организации имеют решающее значение при организации бухгалтерского учета субъектов малого бизнеса.

Предпочтительные формы ведения бухгалтерского учета. Субъектам малого предпринимательства рекомендованы в качестве предпочтительных следующие организационные формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы):

  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично руководителем.

Данные варианты предусмотрены Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» , также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации .

Какой вариант выбрать руководителю малого предприятия? Ответ на этот вопрос зависит прежде всего от объема учетной работы. Во-вторых, важным фактором являются личные предпочтения руководителя: кому-то нравится работать со своим бухгалтером, а кому-то проще передать ведение бухгалтерского учета и сдачу всей отчетности сторонней организации.

Только вариант ведения бухгалтерского учета лично руководителем представляется сомнительным. Например, руководителю
аудиторской фирмы не составляет никакого труда вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность своей организации. А вот руководителю строительной организации, наверное, это будет сделать сложно. Все-таки каждый должен заниматься своим делом.

Сокращенный вариант рабочего плана счетов. Для практической реализации требования рациональности Минфин предлагает сократить количество синтетических счетов в принимаемом субъектом малого бизнеса рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций . Данные рекомендации приведем в таблице 1.

Таблица 1

Упрощенный вариант рабочего плана счетов

Счета, которые можно заменить

Производственные запасы

Затраты, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг)

Готовая продукция и товары

Денежные средства в банках

Капитал

Финансовые результаты

Упрощенная система регистров бухгалтерского учета. Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов, рекомендуется применять простую форму бухгалтерского учета. Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг), рекомендуется применять форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества: регистрация фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Послабления в методике ведения бухгалтерского учета. Субъектам малого предпринимательства сделан ряд послаблений при ведении бухгалтерского учета. Например, они могут не применять ряд ПБУ (таблица 2). Исключением из этого правила являются эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, они не могут воспользоваться всеми льготными возможностями.

Минфин предлагает использовать данные льготы при ведении бухгалтерского учета в полном объеме.

Таблица 2

Основание

Примечание

Использовать кассовый метод учета доходов и расходов

– ПБУ 1/2008;

– Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н;

– Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н

Признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов), не применяя ПБУ 2/2008

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 24.10.2008 № 116н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н

Не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07), утвержденное Приказом Минфина РФ от 27.12. 2007 № 153н

Не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете

Осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен

– Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденное Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н;

– ПБУ 1/2008

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Не отражать , условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.)

Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/01), утвержденное Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н

– за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг;

– начиная с отчетности 2011 года

Признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности

Признавать все расходы по зай-мам прочими расходами

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства могут не раскрываться отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т. п. объекты

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11. 2002 № 114н

Бухгалтерская отчетность в сокращенном варианте. При формировании бухгалтерской отчетности субъект малого предпринимательства должен исходить из того, что она должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в финансовом положении (Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) , утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н ). При выполнении данных условий субъектам малого предпринимательства дано право воспользоваться рядом послаблений при представлении бухгалтерской отчетности (таблица 3).

Таблица 3

Послабления субъектам малого предпринимательства

Основание

Примечание

Составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (например, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности)

– Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (далее – Приказ № 66н);
– Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности

Приказ № 66н

Включать в бухгалтерский баланс и показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям

Приказ № 66н

Начиная с отчетности за 2011 год

Не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.04.2008 № 48н

За исключением публикующего бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе

Не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденное Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 № 143н

Не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 № 66н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

При отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты исходить из требования рациональности

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях приводить обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности

Отражать любые последствия изменения учетной политики перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету

Кроме эмитента публично размещаемых ценных бумаг

Исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода

Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н

За исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг

В заключение

В целом субъектам малого предпринимательства предоставлены серьезные послабления при организации и ведении бухгалтерского учета.

На практике бухгалтеры пользуются лишь некоторыми из них. Например, единицы представителей субъектов малого бизнеса ведут учет с применением ПБУ 18/02 . Вместо счетов , , , , многие бухгалтера используют счет 20 «Основное производство» , на котором собирают все затраты. При этом представляется целесообразным еще раз посмотреть на все возможные упрощения бухгалтерского учета на данный момент времени, которые собраны в Информации № ПЗ-3/2010 .

При принятии решения об изменении каких-либо принципов ведения бухгалтерского учета надо обязательно внести изменения в учетную политику организации и оформить приказом или распоряжением руководителя. Напомним, что согласно ПБУ 1/2008 изменение учетной политики организации может производиться в случае разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. Но изменение учетной политики в данном случае производится с начала отчетного года.

Но тем субъектам хозяйственной деятельности, у которых есть движение валютных средств, все‑таки целесообразнее вести полноценный счет Также вызывает вопросы применение счета. Любую программу можно настроить так, как нужно бухгалтеру конкретного предприятия. Для упрощения можно вести учет всех доходов на счете 90 «Продажи» , не применяя счет 91 «Прочие доходы и расходы» . Этот вопрос надо решать исходя из конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности.

Также серьезным послаблением в методологии ведения бухгалтерского учета является разрешение не применять целый ряд ПБУ представителям малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Это тоже необходимо отразить в учетной политике.

Серьезным облегчением для бухгалтера будет и сокращенный вариант представления бухгалтерской отчетности. Существенным фактором в этом случае является возможность раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.

С учетом всех приведенных послаблений для субъектов малого предпринимательства в отношении бухгалтерского учета, а также соответствующей его организации ведение полноценного бухгалтерского учета для «упрощенцев» не будет трудоемким и сложным процессом. Как известно, дорогу осилит идущий!

Подробно об этом – в статьях Е. П. Зобовой «Упрощение бухгалтерского учета для малых предприятий», № 1, 2011, «Бухучет «упрощенцев» – 2012», № 5, 2011, «Изменения в бухгалтерском учете», № 6, 2011.

По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/98).

36. В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:

а) Бухгалтерский баланс - форма N 1;

б) Отчет о прибылях и убытках - форма N 2;

в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

Отчет о движении капитала - форма N 3;

Отчет о движении денежных средств - форма N 4;

Приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;

Пояснительная записка;

КонсультантПлюс: примечание.

Приказ Минфина РФ от 12.11.1996 N 97, утвердивший типовые формы бухгалтерской отчетности N 1 - N 5, утратил силу с 1 января 2000 года в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 13.01.2000 N 4н.

г) Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией - форма N 2-2 (утверждена письмом Минфина России от 27 июня 1995 г. N 61) и Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета (утверждена письмом Минфина России от 9 сентября 1996 г. N 79). Данные формы представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.

В случае установления Минфином России других форм отчетной информации о характере использования бюджетных средств, они также должны включаться в состав бухгалтерской отчетности.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 07.12.1994 имеет номер 1355, а не номер 1335.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 07.12.1994 N 1355 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.06.2002 N 409, которым были утверждены иные Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита.

Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 N 409 было признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 30.11.2005 N 706, которым утверждены действующие на настоящий момент Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 процентов.

В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1335 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке".

37. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 19 июля 1998 г. N 34н, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малым предприятием в сокращенном варианте.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации было утверждено Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года, а не 19 июля 1998 года.

38. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

39. В формах бухгалтерской отчетности приводятся данные по предусмотренным в них показателям.

В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

Отчетность субъектов малого предпринимательства (бухгалтерская и налоговая)

Бухгалтерская отчетность организации представляет собой комплексную систему данных о финансовом и имущественном положении организации и об итогах хозяйственной деятельности на протяжении отчетного периода. Обязательная отчетность предприятия формируется на основе бухгалтерского учета в соответствии с установленными нормами и стандартами. Оформление годовой отчетной документации - это весьма ответственный процесс, от результатов которого зависит последующая политика, проводимая организацией.

Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства может составляться как по стандартной, так и по упрощенной схеме, выбор которой зависит непосредственно от руководства компании. Если первоначально выбирается полная отчетность малого предприятия, то на законных основаниях фирма имеет право перейти к упрощенной схеме и обратно.

Малые предприятия сдают налоговую и бухгалтерскую отчетность, в социальные фонды ежеквартально. Ежегодно сдается статистическая отчетность. Если рассматривать отчетность организации применяющей упрощенную систему налогообложения, то они сдают ежеквартальную налоговую отчетность, фонды - тоже ежеквартально, статистическую отчетность, в принципе, вообще могут не сдавать.

Налоговая отчетность субъекта малого предпринимательства состоит из налоговых деклараций, представляющих собой его письменное заявление о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также представление других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется малым предприятием по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством.Статьей 346.23 НК РФ установлены сроки и место подачи деклараций.

Организацией, применяющей УСН, налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Организациями, применяющими ЕНВД, налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).

Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих налоговых периодов в течение года соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января).

Внесение налогоплательщиком дополнения и изменений в декларацию при обнаружении в текущем отчетном (налоговом) периоде неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в прошлых отчетных (налоговых) периодах, повлекших завышение (занижение) сумм налога, подлежащих уплате, производится путем представления корректирующей декларации за соответствующий истекший отчетный (налоговый) период, в которой отражаются налоговые обязательства с учетом внесенных дополнений и изменений.

Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.

Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.

Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ. В нем указано, что отчетность не сдают те организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет.

Исключением из этого правила являются организации, которые совмещают УСН и ЕНВД.

Как указывают контролирующие органы, если организация применяет два специальных налоговых режима, один из которых не освобожден от ведения бухучета, то она должна представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в целом по организации.

Субъекты малого предпринимательства, которые применяют специальный налоговый режим в виде ЕНВД, составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке, предусмотренном законодательством для субъектов малого предпринимательства. То есть состав и формы отчетности плательщиков ЕНВД аналогичны отчетности, представляемой при общем режиме налогообложения.

Малому предприятию, находящемуся на общем режиме налогообложения, следует формировать бухгалтерскую отчетность в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета Финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Особое внимание должно быть уделено ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и приказу Минфина РФ от 22.07.03 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (в ред. от 31.12.04 г. № 135н).

ПБУ 4/99 определяет бухгалтерскую отчетность как единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составленную на основе информации бухгалтерского учета по установленной форме.

В соответствии с приказом Минфина России от 22.07.03 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений), в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:

Бухгалтерский баланс;

Отчет о прибылях и убытках;

В качестве приложений к бухгалтерскому балансу и Отчету о

прибылях и убытках составляются:

Отчет об изменениях капитала;

Отчет о движении денежных средств;

Приложение к бухгалтерскому бaлансу;

Отчет о целевом использовании полученных средств;

Отчет об использовании бюджетных ассигнований организациeй и справку об остатках средств, полученных из федерального бюджета, представляют малые предприятия, получающие бюджетные ассигнования.

В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить независuмую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Они имеют право не предоставлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансупри отсутствии соответствующих данных.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и по статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала тчет о движении денежных средств Приложение к бухгалтерскому балансу Пояснительную записку.

В формах бухгалтерской отчетности приводятся данные по предусмотренным в них показателям.

В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность информации для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.

Малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае оно должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах, заполняемых малым предприятием, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.

Согласно пункту 2 статьи 15 Закона № 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

наименование составляющей части бухгалтерской отчетности;

указание отчетной даты, по состоянию на которую сформирована бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность («на 01.01.200_ г.», «за 9 месяцев 200_ г.»);

наименование организации (указывается полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (указывается присвоенный налоговым органом в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика);

вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утверждаемых Госкомстатом России);

организационно-правовая форма/форма собственности (указывaeтcя организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ОКОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (ОКФС);

единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. - код по ОКЕИ 384; млн. руб. код по ОКЕИ 385);

местонахождение (адрес) (указывается на форме бухгалтерского баланса);

дата утверждения (указывается установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);

дата отправки/принятия (указывается конкретная дата почтового, электронного и иного отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности). Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионax рублей без десятичных знаков.

Общие требования к содержанию отчетности определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).

В соответствии с указанными документами бухгалтерская отчетность должна обеспечивать заинтересованных пользователей достоверной и полной информацией о финансовом положении малого предприятия, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Для обеспечения достоверности бухгалтерской отчетности субъект малого предпринимательства должен соблюдать следующие принципы:

1. Нейтральности - исключения одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

2. Целостности - бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

3. Последовательности - при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним малое предприятие должно сохранять содержание и форму названных документов последовательно от одного отчетного периода к другому.

4. Сопоставимости - по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

5. Соблюдения отчетного периода - при составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, суммы указаны в рублях.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному (с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением ПБУ 1/98).

В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

«Бухгалтерский баланс» должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются Положениями по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и инструкциями по составлению бухгалтерской отчетности. Кроме баланса в составе бухгалтерской отчетности малые предприятия представляют внешним пользователям «Отчет о прибылях и убытках»

«Отчет о прибылях и убытках». Основные правила ее формирования:

показатели отчета должны быть отражены в тысячах (миллионах) рублей. Суммы отражаются без десятичных знаков; все показатели отражают нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря отчетного года включительно. В графе 3 приводят данные за отчетный период, а в графе 4 - за аналогичный период прошлого года; каждый существенный показатель можно представить отдельно, несущественные суммы - объединить; отрицательные показатели записывают в круглых скобках.