Леонардо да винчи. рафаэль

Не только люди огромной культуры, творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.В центре их искусства - образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовного, не отвлеченный от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью.

Леонардо да Винчи.

Однако подлинным осно-воположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519).

Искусство для Леонардо было средством по-знания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо во-площал собой новый тип художника - ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.

К числу ранних произведений Леонардо относится«Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы.

Миланский период творчества оказался самым плодотворным. Много начинаний, но многое остается не завершенным. К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля - «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря».

«Мадонна в гроте» - первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Формат напоминает окно закругленное наверху. Это единое целое четырех фигур. Объединены расположением, взглядами, улыбками. Фигуры в пейзаже. Фигуры как бы вписаны в равнобедренный треугольник. Вершина - Мадонна. Все его мадонны «Мадонна Бенуа», «Мадонна Лита», « Мадонна с гвоздикой» представляют такую замкнутую пространственную пирамиду, где точно вписываются фигуры. Создал новую манеру живописи - невесомую световоздушную среду, смягчающие контуры.

Он помещал источник света спереди и сзади фигуры. Этот эффект дымки называется сфумато. В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей - «Тайная вечеря» фреска трапезной доминиканского монастыря Санта Мария дела Грация. Передал драму человеческих чувств, психологическое состояние каждого апостола. Иуда показан в тени. Смысл композиции состоит во взаимосвязи с пространством интерьера. Фреска - как продолжение помещения трапезной. Для этого, он увеличил на фреске масштабы фигуры и этим показал значимость происходящего.

К этому же времени относится портрет Моны Лизы («Джаконда», ок. 1503). Величественная фигура молодой женщины господствует над отдаленным, окатанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, в ее спокойно-уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холенные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато ), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого взмаха или угловатого контура.


Леонардо кроме живописи занимался математикой, физикой, астрономией, ботаникой, анатомией, оптикой, биологией. В Италии нет заказов и он переезжает во Францию, изготовил герб для короля (лилии выпадающие из пасти льва). Свое имущество оставил ученику. Умер в 67 лет во Франции в замке Клу.

Рафаэль Санти.

Младший современник Леонардо, прошивший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Родился в г.Урбино. Ученик малоизвестного художника. Позже - у Перуджино. У него Раф. Воспринял ту плавность линий, ту свободу постановки фигуры в пространстве, которые стали характерными для его зрелых композиций. «Мадонна Конестабиле» - просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного пейзажа. Здесь воплощены грезы о красоте, об идеальной гармонии.

В небольших картинах посвященных теме материнства «Мадонна в зелени», «Мадонна-садовница» «Мадонна в кресле» Рафаэль воплотил идеалы гуманизма, создал образ света и тепла. «Сикстинская мадонна» идет по небесам к людям и предвидит участь сына. В цикле мадонн проявилось главное открытие Рафаэля - соединение языческого и христианского мироощущения, поэтому его мадонны не слишком возвышенны, и не слишком чувственны. Рафаэль мастер пространственной композиции. Он точно выстраивает картину, связывает ее в единое целое.

Он расписывал апартаменты папы римского в Ватикане. Дар Раф. - монументалиста и декоратора - проявился во всем блеске. «Диспут», «Афинская школа», «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Здесь виден синтез архитектуры и изобразительного искусства. Римский период отмечен достижениями и в области портрета. (Портрет папы Юлия II, папы Льва Х).

В это же время создана «Сикстинская мадонна» (1515-1519), предназначавшаяся для церк. св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Серьезно и печально-тревожно смотрит мадонна куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына.

Последний монументальный цикл Рафаэля - роспись Лоджий - арочной галереи ватиканского дворца. Это сочетание живописного декора и небольших фресковых композиций. 52 фресковые композиции на темы Ветхого завета «Библия Рафаэля». Рафаэль - создатель стиля, основа которого - идеальное совершенство форм. Его полотна на столетия определили вкусы живописцев академического направления.

Микеланджело Буонарроти.

3 из титанов итальянского искусства. Прошел долгий творческий путь. Гениальный скульптор, живописец, архитектор, рисовальщик, военный инженер, поэт. Его жизнь совпала с историческим потрясениями. Вся его жизнь - непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. Поэтому он изображает человека - борца, действенного, активного, готового на подвиг. Уже в ранних самостоятельных произведениях - тяготение к большим монументальным образам, полных героики и силы («Битва кентавров»).

Впервые в скульптуре он соединил телесную красоту с духовной идеей - статуя Давид во Флоренции, изображен перед свершением подвига. Юноша сильный и отважный. Таким должен быть человек. Работал над гробницами папы Юлия II и Медичи (ск-ра «Ночь», «День», «Утро», «Вечер») - символизируют быстротечность времени. «Пьета» - создал несколько композиций. Грандиозной была роспись сводов Сикстинской капеллы. В течение 4 лет расписывал собственноручно громадный плафон. Сюжеты взяты из Библии. Написал около 200 фигур и композиций. Люди как живые, это могучие титаны, разнообразные позы. «Отделение света от тьмы», « Сотворение Адама», «Грехопадение», «Опьянение Ноя» и др.

Новое наступление католической церкви, период инквизиции и костров - создает в Сикстинской капелле полную мятежного духа протеста и обличения огромную фреску «Страшный суд». В центре - Христос рядом люди, они напуганы, но фигуры полны мощи, их движения конвульсивны, динамичны, они беспомощны перед роком. Завершил постройку собора Св. Петра в Риме, планировка площади и лестницы на Капитолийском холме. Мощь создаваемых образов объясняется желанием передать Величие души в телесной прекрасной оболочке, которая была и темницей. Влияние Микеланджело на современников и последующие поколения огромна.

Тициан.

Представитель венецианской школы. Его творчество принадлежит двум эпохам. Высокого и Позднего Возрождения. Много писал на античные темы, мифологические сюжеты: «Вакханки», «Даная», «Венера и Адонис» - показал простые радости земного бытия, воспевал женскую красоту. Ранние произведения отмечены поэтичностью мировоззрения. Но в отличие от Джорджоне Тициан создает образы более полнокровные, активные, жизнерадостные - «Любовь земная и небесная».

К концу жизни мироощущение худ-ка меняется, он обращается к трагическим темам мученичества и покаяния - «Кающаяся Магдалина», «Оплакивание», «Пьета». Техника живописи тоже меняется. Золотистый светлый колорит сменился густыми красками. Отказался от ярких, ликующих красок, обращается к пасмурным, стальным, оливковым оттенкам. Широкие мазки даже пальцами. Тициан заменил господство линии господством цветового пятна. На протяжении всей жизни обращается к жанру портрета.

Его творчество оказало влияние на Рубенса, Веласкеса.

Не за горами, и финальный трейлер про Донателло дает возможность представить вам всех четырех героев грядущей игры и их особенности в бою. Наконец-то во вселенной "Черепашек" появляется интересная кооперативная игра.
Смотрим и предвкушаем!

Рафаэль / Raphael


Красная маска и пара сай. Раф - это один из самых агрессивных и настырных уличных бойцов в игре. Умеет буквально ввинчиваться в толпу врагов, делать убойные перекидывания, а также имеет огромный урон при борьбе с одиночным противником, ведь скорость атаки и урон довольно высокие.

Микеланджело / Michelangelo


Всегда готов к дружественному нападению, Майки буквально душа компании, очень веселый, но будет до последнего защищать спины своих соратников. Благодаря нунчакам имеет самую большую скорость атаки в игре, но и самый низкий показатель урона за один удар одновременно с этим. Полагается на свою ловкость и возможность быстрого набивания комбо, чтобы положить врага до того, как он что-то сделает.

Донателло / Donatello


Как и младший брат, Майки , Донателло не особенно агрессивен. Умеет созерцать и размышлять, всегда ищет рациональные пути, помогающие избежать ненужной борьбы. Бьет медленно, но больно и размашисто, ведь в руках такой длинный шест Бо. Умеет катать на этом шесте своих братьев для умопомрачительных комбо.

Леонардо / Leonardo


Старший из братьев, Леонардо часто берет на себя задачи лидера четырех. Совмещает тактичность и порывистость в атаках своими мечами. Чувство самоотверженности часто заставляет его спорить с упрямым Рафаэлем . Боевые характеристики наиболее сбалансированные и универсальные под самые разные ситуации.

В далеком 1984 году два молодых художника, Кевин Истмен и Питер Лэрд, придумали и нарисовали четырех симпатичных и неустрашимых борцов со злом. Живут непобедимые герои в канализации под Манхэттеном, а наставляет их на путь истинный мудрый сэнсэй. Вскоре герои комикса стали очень популярны. Мультсериал про черепашек-ниндзя приковал к экранам телевизоров не одно поколение малышей, понравился зрителям и фильм.

Как зовут черепашек-ниндзя?

Как же зовут героических поедателей пиццы? Знакомьтесь:

  • Леонардо.
  • Рафаэль.
  • Донателло.
  • Микеланджело.

Все четверо названы в честь великих художников и скульпторов. Каждый из них имеет свои особенности характера, владеет определенным видом оружия и носит маску любимого цвета. По этим особенностям их и различают фанаты.

Теперь мы знаем, как зовут черепашек-ниндзя, но есть в комиксе еще один персонаж, он не выступает на передний план, но незримо стоит за спинами зеленых супергероев. Именно он подобрал мутировавших пресмыкающихся, благодаря ему они стали известны как черепашки-ниндзя. Как звали крысу-сэнсэя, сначала умалчивалось, но потом секрет был раскрыт. Хамато Сплинтер, или просто Сплинтер.

Черепашки-ниндзя: характеристики и особенности

Теперь, когда мы знаем, как зовут черепашек-ниндзя, познакомимся с ними поближе. Узнаем их любимое оружие, характер, наклонности.

Микеланджело - самый старший в этой неугомонной четверке. Именно он первым родился из-под карандаша художников.

Отличительные особенности:

  • Носит маску-бандану оранжевого цвета.
  • Любимое оружие - нунчаки, иногда пользуется крюками.
  • Самый веселый и легкомысленный.
  • Непостоянный.
  • Лучший друг - Донателло.
  • Любимый напарник для тренировок - Рафаэль.
  • Очень влюбчивый.
  • Первое произнесенное слово - "пицца".

Донателло - ученый и исследователь, любитель заумных бесед. Просто обожает подавлять братьев своим интеллектом. Предпочитает не доводить конфликт до драки, если все можно решить миром.

Отличительные особенности:

  • Бандана-маска фиолетового цвета.
  • Любимое оружие - деревянный шест-бо.
  • Не любит шумных компаний.
  • Предпочитает заниматься научными изысканиями.
  • Самый скрытный из всех.
  • Любит компьютерные игры.
  • Занимается программированием.

Отличительные особенности:

  • Носит бандану красного цвета.
  • Любимое оружие - кинжалы-саи.
  • Хорошо владеет цепями и сюрикенами.
  • Есть друг - Кейси Джонс.
  • Был влюблен дважды.

Лидер команды - непревзойденный Лео

Ну и наконец последний в списке, но первый среди братьев - непревзойденный лидер черепашек-ниндзя Леонардо. Свое место он занял по праву, ведь именно он самый спокойный и рассудительный из всех черепашек. Сначала думает, а потом решительно действует. Строго следует кодексу чести самурая.

Отличительные особенности:

  • Носит маску-бандану синего цвета.
  • В совершенстве владеет двумя японскими мечами - катанами.
  • Предпочитает проводить время за медитацией или тренироваться.
  • Любимец сэнсэя.

Сэнсэй

Теперь вы знаете, как зовут черепашек-ниндзя и каковы их особенности. Но кто же дал им такие необычные имена? За всем стоит крыса-мутант, которая подобрала четырех начавших мутировать черепашек в сточных водах канализации и заменила им отца. Главная особенность этого персонажа - в совершенстве владеет боевыми искусствами.

Есть две версии появления сэнсэя. Согласно авторской версии Хамато Сплинтер - это просто мутировавшая домашняя крыса, знания восточной философии и владение боевыми единоборствами перенял у своего хозяина - Хамато Йоши.

В связи возросшей популярностью черепашеки-ниндзя стали героями множества комиксов, мудьтфильмов, сериалов и художественных фильмов. Сценаристы развили и углубили образ сэнсэя. Так появилась и другая версия его происхождения, согласно которой Хамато Сплинтер - не просто крыса. Эта сам Хамато Йоши, который подвергся мутации и превратился в мудрую крысу. С появлением мутировавших черепашек его жизнь обрела смысл. Так что неизвестно, что на самом деле правда и как звали учителя черепашек-ниндзя до встречи с ними.

Отличительные черты Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи – архитектор, художник, инженер, основоположник стиля Высокого Возрождения. Фрески и «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. Микеланджело Буонаротти – скульптор, архитектор, живописец. Фрески Сикстинской капеллы. Сила и экспрессия скульптурных композиций. Искусство Высокого Ренессанса как воплощение «прекрасного реализма». Характеристика социокультурной ситуации позднего возрождения. Особенности Венецианской школы живописи (Джорджоне, Тициан).

Высокий Ренессанс в Средней Италии

В трудные для Италии времена насту­пает недолгий «золотой век» итальянского Возрождения - так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета италь­янского искусства. Высокий Ренессанс совпал с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независи­мость. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество прогресса. В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично раз­витого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего поднять­ся над уровнем повседневности.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя «Крещение» уже отчетливо демон­стрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная оду­хотворенность образа. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят «Мадонну с цветком» («Мадонна Бенуа», как она называлась раньше, по имени владельцев).

От 80-х годов XV в. сохранились две неоконченные композиции Леонардо: «Поклонение волхвов»
и «Св. Иероним». Вероятно, в сере­дине 80-х годов была создана в старинной технике темперы и «Ма­донна Литта».

Леонардо предлагает свои услуги герцогу Миланскому и уезжает в Милан. Соединяя научное и творче­ское начала, обладая как логическим, так и художественным мышлением, Леонардо всю жизнь занимался учеными изысканиями наравне с изобразительным искусством; отвлекаясь, он казался медлительным и оставил после себя немного произведений искус­ства. При миланском дворе Леонардо работал как художник, ученый техник, изобретатель, как математик и анатом. В архитектуре он занят проектированием идеального города, в скульптуре - созда­нием конного монумента, в живописи - написанием большого алтарного образа. И каждое из созданных им творений было открытием в искусстве.

Первым большим произведением, которое он исполнил в Ми­лане, была «Мадонна в скалах» (или «Мадонна в гроте»).

Композиция картины конструктивна, логична, строго выверена. Группа из четырех человек образует как бы пирамиду, но жест руки Марии и указующий перст ангела создают внут­ри картины движение по кругу, и взгляд естественно переходит от одного к дру­гому. Это уже не просто пейзажный фон, а определенная среда, в которой взаимодействуют изображенные лица. Созданию этой среды спо­собствует и то особое качество живописи Леонардо, которое полу­чило название «сфумато»: воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры, образующая определенную свето-воздушную атмосферу.

Самой большой работой Леонардо в Милане, высшим достиже­нием его искусства была роспись стены трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» (1495-1498).

Христос в последний раз встречается за ужином со своими учени­ками, чтобы объявить им о предательстве одного из них. «Истинно говорю вам, один из вас предаст меня». Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати на слова учителя. Эта реакция различна, но в картине нет никакой внешней аффектации, все полно сдер­жанного внутреннего движения. За длинным столом, па­раллельно линии холста сидят тринадцать человек: двое - в проф­иль к зрителю по бокам стола, а одиннадцать - лицом. Двенадцать чело­век разбиты на четыре группы по три человека в каждой. Для Леонардо главное - через реакцию разных людей, характеров, темперамен­тов, индивидуальностей раскрыть извечные вопросы человечества: о любви и ненависти, преданности и предательстве, благородстве и подлости, корыстолюбии. По-разному проявляют себя люди в момент душевного потрясения.

С 1499 г. начинаются годы скитаний Леонардо: Мантуя, Венеция и, наконец, родной город художника - Флоренция, где он пишет картон «Св. Анна с Марией на коленях», по которому создает картину маслом в Милане (куда возвратился в 1506 г.). Недолгое время Леонардо пробыл на службе у Цезаря Борджиа, а весной 1503 г. вернулся во Флоренцию, где получил от Пьетро Содерини, теперь пожизненного гонфалоньера, заказ на роспись стены нового зала палаццо Синьории. Леонардо исполнил картон на тему битвы миланцев и флорентийцев при Ангиари - момент ожесточенной схватки за знамя.

Во Флоренции Леонардо была начата еще одна живописная работа: портрет жены купца дель Джокондо Моны Лизы, ставший одной из самых знаменитых картин в мире. Впервые портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозную и мифологическую темы. При всем бесспорном физиономическом сходстве портреты Кватроченто от­личались если не внешней, то внутренней скованностью. В портрете Моны Лизы достигнута та степень обобщения, которая, сохраняя всю неповторимость изображенной индивиду­альности, позволяет рассматривать образ как типичный для эпохи Высокого Ренессанса. Это обобщение, главная идея которого - чувство собственной значительности, вы­сокое право на самостоятельную духовную жизнь, достигнуто целым рядом определенных формальных моментов: и плавным контуром фигуры, и мягкой моделировкой лица и рук, окутанных леонардовским «сфумато».

Идеи монументального искусства Возрождения, в которых сли­лись традиции античности и дух христианства, нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля (1483-1520). В его искус­стве обрели зрелое решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гар­монию всесторонне развитой личности, в чем Рафаэль следовал античности, и сложная многофигурная композиция, передающая все многообразие мира. Рафаэль Санти родился в 1483 г. в городе Урбино. Ранний период творче­ства Рафаэля прекрасно характеризует небольшая картина в форме тондо «Мадонна Конестабиле», с ее простотой и лаконизмом строго отобранных деталей (при всей робости композиции) и особым, присущим всем работам Рафаэля, тонким лиризмом и чувством умиротворения.

В 1500 г. Рафаэль уехал из Урбино в Перуджу учиться в мастерской известного умбрийского художника Перуджино, под влиянием которого написано «Обручение Марии» (1504).

Рафаэль перебирается во Флоренцию, его многочисленные произведения, толкующие образ мадонны, снискали ему всемирную славу. Заслуга художника прежде всего в том, что он сумел воплотить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства, соединить лиричность и глубокую эмоциональность с монументальным величием. Это видно во всех его мадоннах, начиная с юношески робкой «Мадонны Конестабиле»: в «Мадонне в зелени», «Мадонне со щегленком», «Мадонне в кресле» и особенно в вершине рафаэльевского духа и мастерства - в «Сикстинской мадонне».

Несомненно, это был путь преодоления простодушного толкования безмятежной и светлой материнской любви к образу, насыщенному высокой духовностью и трагизмом, построенному на совершенном гармоническом ритме: пластическом, колористиче­ском, линейном. Но это был и путь последовательной идеализации. Однако в «Сикстинской мадонне» это идеализирующее начало отодвигается на задний план и уступает место трагическому чувству, исходящему от этой идеально прекрасной молодой женщины с младенцем-Богом на руках, которого она отдает во искупление человеческих грехов. Фигура Марии с младенцем, строго вырисовывающаяся на фоне неба, объединена общим ритмом движения с фигурами св. Варвары и Папы Сикста II, жесты которых обращены к мадонне, как и взгляды двух ангелов, - в нижней части композиции.

В 1509 г. Папа Юлий II приглашает молодого художника в Рим для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце. Рафаэль расписывает первые две станцы. В станце делла Сеньятура (комнате подписей, печатей) он написал четыре фрески-ал­легории основных сфер духовной деятельности человека: фило­софии, поэзии, богословия и юриспруденции. Официальная программа росписи станцы делла Сеньятура являлась отражением идеи примирения христианской религии с античной культурой. Во фреске «Афинская школа», олицетворяющей фило­софию, Рафаэль представил Платона и Аристотеля в окружении философов и ученых различных периодов истории.

Их жесты (один указывает на небо, другой - на землю) характеризуют суще­ство различий их учений. У самого края правой группы художник написал себя. Главным в рос­писи остается общая атмосфера высокой духовности, ощущение силы и мощи человеческого духа и разума. Во фреске «Парнас», оли­цетворяющей поэзию, изображен Аполлон в окружении муз и поэтов - от Гомера и Сафо до Данте.

Во второй комнате, называемой «станца Элиодора», Рафаэль написал фрески на исторические и легендарные сюжеты, прославляющие римских пап: «Из­гнание Элиодора» - на сю­жет Библии о том, как кара Господня в образе ангела - прекрасного всадника в зо­лотых доспехах - обруши­лась на сирийского вождя Элиодора, пытавшегося по­хитить из Иерусалимского храма золото, предназначен­ное для вдов и сирот.

Рафаэль был и величайшим портретистом своей эпохи, со­здавшим тот вид изображения, в котором индивидуальное нахо­дится в тесном единстве с типи­ческим.

Третий величайший мастер Высокого Возрождения - Микел­анджело - намного пережил Леонардо и Рафаэля. Первая полови­на его творческого пути приходится на период расцвета искусства Высокого Ренессанса, а вторая - на время Контрреформации и начало формирования искусства барокко. Микеланджело Буонарроти (1475-1564) родился в Капрезе, в семье градоправителя. В 1488 г. во Флоренции, куда переехала семья, он поступает в мастерскую к Гирландайо, через год - в скульптурную мастерскую при монастыре Сан Марко к одному из учеников Донателло. Молодой художник уезжает в Рим, где создает свои первые принесшие ему славу произведения: «Вакх» и «Пьета».

Микеланджело изобразил Христа, распростертым на коленях Марии. Молодое, идеально прекрасное лицо мадонны скорбно, но очень сдержанно. Фигуры образуют в композиции пи­рамиду, сообщающую группе устойчивость и законченность. Господствующими в этой композиции являются черты, свойст­венные именно Высокому Ренессансу: цельность героического образа, классическая ясность монументального художественного языка.

Возвратившись в 1501 г. во Флоренцию, Микеланджело по поручению Синьории взялся изваять фигуру Давида из испорченной до него незадачливым скульптором мраморной глыбы. В 1504 г. Микеланджело закончил знаменитую статую. В прекрасном образе Давида, в его суровом лице скульптор передал титаническую силу страсти, не­преклонную волю, гражданское мужество, безграничную мощь свободного человека. Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и ее защитника. Общественное значение скульптуры было понято сразу.

В 1504 г. Микеланджело начинает работать над росписью «Зала пятисот» в палац­цо Синьории, но рисунки и картоны к его «Битве при Кашине» не сохранились.

В 1505 г. Папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим для сооружения себе гробницы. Папа от своего замысла отказался. Разгневанный Микеланджело уехал во Флоренцию, но, вытребо­ванный Папой, под нажимом флорентийских властей, боявшихся осложнений с Римом, вынужден был вновь возвратиться в Рим, на этот раз для не менее грандиозного, но, к счастью, воплотившегося замысла - росписи потолка Сикстинской капеллы при Ватикан­ском дворце.

Над росписью плафона Сикстинской капеллы Микеланджело работал один, с 1508 по 1512 г., расписав площадь около 600 кв. м (48х13 м) на высоте 18 м.

Центральную часть потолка Микеланджело посвятил сценам священной истории, начиная от сотворения мира. Эти композиции обрамлены написанным же, но создающим иллюзию архитектуры, карнизом и разделены, также живописными, тягами. Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. Под живописным карнизом Микеланджело написал про­роков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами.

В девяти центральных композициях развертываются события первых дней творения, история Адама и Евы, всемирный потоп, и все эти сцены, по сути, являются гимном человеку, заложенным в нем силам, его мощи и его красоте. Адам идеально прекрасен в сцене «Сотворение Адама», он еще лишен воли, но прикосновение руки творца, как электрическая искра, пронзает его и зажигает жизнь в этом пре­красном теле. Главными выразительными средствами Микеланджело являются подчеркнутая пластичность, чеканность и ясность линии и объема.

Пластическое начало в росписи Микеланджело всегда доминирует над живописным.

Вскоре после окончания работ в Сикстине умер Юлий II и его наследники возвратились к мысли о надгробии. В 1513-1516 гг. Микеланджело исполняет фигуру Моисея и рабов (пленников) для этого надгробия. «Скованный раб»,

«Умирающий раб» передают разные состояния человека, разные стадии борьбы.

С 1520 по 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значительных и самых трагических скульптурных произведений - над гробницей Медичи (флорентийская церковь Сан Лоренцо), выражающей все переживания, выпавшие в этот период на долю и самого мастера, и его родного города, и всей страны в целом. С конца 20-х годов Италия буквально раздиралась как внешними, так и внутренними врагами. Одну стену ук­рашает фигура Лоренцо, противоположную - Джулиано, а внизу у их ног размещаются саркофаги, украшенные аллегорическмие скульптурными изображениями - символами быстротекущего времени: «Утра» и «Вечера» - в надгробии Лоренцо,

«Ночи, и «Дня» - в надгробии Джулиано. Чувство беспокойства, тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. Этот беспокойный ритм еще усиливается позами аллегорических фигур времени суток: напряженные изогну­тые тела как бы скатываются с покатых крышек саркофагов, не находя опоры.

Микеланджело уезжает в Рим, где приступает ко второй работе в Сикстинской капелле - к росписи «Страшный суд» (1535-1541) - грандиозному тво­рению, выразившему трагедию человеческого рода.

Творящий суд, карающий Христос помещен в центре композиции, а вокруг него во вращательном круговом движении изображены низвергающиеся в ад грешники, возносящиеся в рай праведники, встающие из могил на Божий суд мертвецы. Все полно ужаса, отчаяния, гнева, смятения. Сложные ракурсы переплетенных, закрученных в клубок тел, крайний дина­мизм, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокой­ства, тревоги, смятения,- все это черты, глубоко чуждые Высокому Возрождению.

С 1546 г. он работает над собором св. Петра, начатым еще Браманте. Микеланджело принадлежит рисунок и чертеж купола, который был исполнен уже после смерти мастера и до сих пор является одной из главных доминант в панораме города.

Два последних десятилетия жизни Микеланджело приходятся на тот период, когда в Италии искореняются черты свободомыслия великой гуманистической эпохи Ренессанса. По настоянию инкви­зиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры. Историческое значение искусства Микеланджело, его воздействие на современников и на последую­щие эпохи трудно переоценить. Некоторые зарубежные исследова­тели трактуют его как первого художника и архитектора барокко.

Щивались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, почти враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетво­ряя главные ценности итальянского Возрождения - Интеллект, Гар­монию, Мощь.

Леонардо да Винчи

К Леонардо да Винчи, может быть больше, чем ко всем другим деяте­лям Возрождения, подходит понятие Homo universale . Этот необыкно­венный человек все знал и все умел - все, что знало и умело его вре­мя кроме того, он предугадывал многое, о чем в его время еще не по­мышляли. Так, он обдумывал конструкцию летательного аппарата и, как можно судить по его рисункам, пришел к идее геликоптера. Ле­онардо был живописцем, скульптуром, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком иску ства, военным инженером, изобретате лем, математиком, анатомом и физиологом, ботаником... легче пер ­числить, кем он не был. Причем в научных занят ях он оставался художником, так же как в иску стве оставался мыслителем и ученым.

Легендарная слава Леонардо прошла столетия и до сих пор не только не померкла, но разгорается все ярче: открытия современной науки снова и снова подогревают интерес к его инженерным и научно-фан­тастическим рисункам, к его зашифрованным записям. Особо горя­чие гол вы даже находят в набросках Леонардо чуть ли не предвиде­ние атомных взрывов. А живопись Леонардо да Винчи, в которой, как и во всех его трудах, есть что-то недосказанное и тем более вол­нующее воображение, снова и снова ставит перед нами самую вели­кую загадку - о внутренних силах, таящихся в человеке. Известно мало произведений Леонардо, и не столько потому, что они погибали, сколько потому, что он и сам их обычно не завершал. Осталось всего несколько законченных и достоверных картин его кисти, сильно потемневших от времени, почти совсем разрушившаяся фреска «Тайная вечеря» в Милане и много рисунков и набросков - самое богатое их собрание в Виндзорской библиотеке. Эти рисунки пером, тушью и сангиной, некоторые очень тщательные, другие толь­ко набросанные, многие по нескольку на одном листе, иные впере­межку с записями, дают представление о колоссальном мире образов и идей, в котором жил великий художник. Здесь неисчислимые ф ­гуры и головы в различных поворотах, прекрасные лица, уродливые лица, юношеские, старческие, лица спокойные и лица искаженные яростью, рисунки рук, ног, пухлые тельца младенцев, этюды женских причесок, драпировок, гол вных уборов, зарисовки растений и де­ревьев, целые ландшафты, сражающиеся воины, скачущие и взды­бившиеся лошади, головы лошадей, анатомические штудии, аллего­рии и фантазии - борьба дракона со львом, рыцаря с чудовищем, и более странные и сложные - какие-то стихийные космические бед­ствия, хлынув ие потоки вод; здесь изображения гигантских пушек, машин, похожих на танки, водолазных скафандров, церквей, двор­цов, архитектурные проекты и планы. Переполненный замыслами, малой доли которых хватило бы на це­лую жизнь, Леонардо ограничивался тем, что намечал в эскизе, в на­броске, в записи примерные пути решения той или иной задачи и предоставлял грядущим поколениям додумывать и доканчивать. Он был великий экспериментатор, его больше интересовал принцип, чем самое осуществление. Если же он задавался целью осуществить замысел от начала до конца, ему хотелось добиться такого пре­дельного совершенства, что конец отодвигался все дальше и дальше, и он, истощая терпение заказчиков, работал над одним произведе­нием долгие годы.

У него было много учеников, которые старательно ему подражали,- видимо, сила его гения порабощала, - и Леонардо часто поручал им выполнять работу по своим наброскам, а сам только про­ходился по их творениям кистью. Поэтому, при малом количестве подлинных кар­тин самого мастера, сохрани­лось много «леонардесок» - произведений, прилежно и довольно внешне копирующих манеру Леонардо, - однако, отблеск его гения заметен то в общей концепции, то в от­дельных частностях этих ка тин.

Сам Леонардо учился у известного флорентийского скульптора, ювелира и живо­писца Андреа Вероккьо. Ве-роккьо был крупный худож­ник, но ученик превзошел его еще в юные годы. По рас­сказу Вазари, молодой Ле­онардо написал голову бело­курого ангела в картине Ве­роккьо «Крещение Христа». Эта голова так изящно-благо­родна, исполнена такой поэ­зии, что остальные персона­жи картины не смотрятся рядом с ней, кажутся не­складными и тривиальными. Однако двор Медичи не оце­нил Леонардо, который был слишком ранней предтечей Высокого Ренессанса. Тогда еще в зените был стиль кват­роченто, и шумным у пехом во Флоренции пользовался Боттичелли, старший това­рищ Леонардо, йи в чем на него не похожий. В 1482 го­ду, когда Леонардо было тридцать лет, он покинул Флоренцию и надолго обосно­вался в Милане. В 1500 го­ду, после завоевания Милана французами и падения Лодовико Моро, миланского тирана, который был покровителем Леонардо,- снова вернулся во Флорен­цию. Последние девятнадцать лет жизни он переезжал то в Рим, то опять во Флоренцию, то снова в Милан и в конце жизни переселил­ся во Францию, где его с большим почетом принял король Фран­циск 1. Надо признать, что Леонардо был довольно равнодушен к по­литическим распрям и не проявлял местного патриотизма. Он чувствовал себя гражданином мира, сознавал общечеловеческое зна­чение своих трудов и хотел одного: иметь возможность ими зани­маться,- поэтому охотно ехал туда, где ему эту возможность пре­доставляли.

От миланского периода сохранились картина «Мадонна в гроте» и фреска «Тайная вечеря». Оба эти произведения эпохальны-целая художественная программа Высокого Возрождения, образцы ренес-сансной классики.

«Мадонна в гроте» -большая картина, форматом напоминающая ти­пичное ренессансное окно: прямоугольник, наверху закругленный. Это распространенный в ренеосансной живописи формат. Ренессанс-ная картина - действительно подобие окна, окно в мир. Мир, в нем открывающийся, - укруп­ енный, величавый, торжест­венный, более торжественный, чем настоящий, но столь же реальный, долженствующий поражать глаз своей реаль­ностью, своим сходством с зеркальным отражением. «... Вы, живописцы, находите в поверхности плоских зеркал своего учителя, который учит вас ветотени и сокращениям каждого предмета», - писал Леонардо. Как усердно ни ра­ботали ватроч"ент ст над перспективой и объемом, у них еще не получалось подо­бия зеркала. У любого худож­ника кватроченто есть сопо­ставление ближних и даль­них пространственных зон, но нет их естественного перете-кания. Фон замыкает карти­ну, как задник декорации, а первый план рельефом вы­ступает на этом фоне; между ними - разрыв, единого про­странства не чувствуется. Про­верьте это, посмотрев еще раз на композиции Пьеро делла Франческа, Гирландайо, Бот-тичелли, - всюду будет то же самое.

У Леонардо уже другое. Че­рез его «окно» мы загляды­ваем в полутемный сталакти­товый грот, где пространство развивается в глубину плав­но, неощутимо перетекая из одного плана в другой, выво­дя к светлому выходу из пе­щеры. И группа из четырех фигур - Мария, маленький Христос, маленький Иоанн Креститель и ангел - распо­ложена не «на фоне» пещеры, а действительно внутри нее, как говорят «в среде», причем сама эта группа пространственна. Ощущается реальное расстояние, воздух между младенцем Христом, матерью Крестителем, - сравните с группой Весны и Флоры у Боттичелли: как там стиснуты и «нало­жены» одна на другую фигуры.

Вот где по-настоящему берет начало станковая живопись. Живопись, которая не покрывает плоскость, но «пробивает» в ней окно; не вхо­дит в пространственные отношения интерьера, но создает для себя свое собственное пространство, собственный мир, отдельное бытие. Мир «Мадонны в гроте» полон глубокого, таинственного очарования, свойственного только кисти Леонардо. Эти четыре существа, связан­ные между собой интимно-духовными узами, не смотрят друг на дру­га - они объединились вокруг чего-то невидимого, как будто находя­щего я в пустом пространстве между ними. На это невидимое на­правлен и указующий, длинный тонкий перст ангела. Есть какая-то неуловимость во внутренней концепции картины, и она ощущается тем острее, что исполнение с начала до конца рациона­листично. Леонардо да Винчи был художником менее всего интуитив­ным, вое, что он делал, он делал сознательно, с полным участием ин­теллекта. Но он едва ли не с умыслом набрасывал покров таинствен­ности на содержание своих картин, как бы намекая на бездонность, неисчерпаемость того, что заложено в природе и человеке. «Тайная вечеря» особенно заставляет удивляться интеллектуальной силе художника, показывая, как тщательно он размышлял и над об­щей концепцией и над каждой деталью. Эту громадную фреску, где фигуры написаны в полтора раза больше натуральной величины, по­стигла трагиче кая участь: написанная маслом на стене, она начала разрушаться еще при жизни Леонардо - результат его неудачного технического эксперимента с красками. Теперь о ее деталях можно судить только с помощью многочисленных копий. Но копии в те вре­мена были, собственно, не копиями, а довольно свободными вариа­циями подлинника, к тому же копировать Леонардо вообще очень трудно.