Обретение мощей свт леонтия еп ростовского. Святые и чудотворцы

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ СВЯТИТЕЛИ

Субтитры

Происхождение и ранние годы

Крещён ещё во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира или Ярослава , взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть»), с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят») .

Благодаря школьному воспитанию и книжному научению, святитель Леонтий с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь , где, возможно, и был пострижен в монашество . По возвращении из Константинополя он пришёл в Печерскую обитель к преподобному Антонию , что было не ранее 1032 года, откуда лицами, стоявшими во главе тогдашнего правления, был призван на кафедру Ростовскую как русский образованный монах и рукоположён во епископа , «как первый престольник» из иноков печерских, прежде 1051 года, когда возведён был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженник Киево-Печерского монастыря - Иларион .

Ростовский епископ

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нём говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мёртвых и о единобожии . Впрочем, профессор Николай Никольский говорит, что в большинстве списков это поучение приписывается митрополиту Кириллу (до 1280 года). Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещённый им церковный клир, что унёс с собою в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нём же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею» .

Одновременно с «наказанием» клириков, Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам - язычникам из многолюдного племени мери , но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя святого архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с мёдом. С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей .

Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских жителей языческой веры, и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами , облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Поражённые мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, пришли в телесное расслабление и как мёртвые лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли его веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. «Тогда начал отходить мрак идольский, и воссиял свет благоверия», - говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию .

Смерть, мощи

О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы: по одним - он скончался в мире, по другим - был убит толпою язычников; одни относят кончину его к 1070 году, другие полагают, что он убит в 1073-м. Евгений Голубинский указывает, что он скончался около 1077 года . Во всяком случае, все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первою и второю редакциями послания святителя Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И епископ Ростовский Иоанн в каноне святителю прославляет святителя Леонтия как преблаженного и преподобного , но не как мученика . Да и в службе сему святителю, составленной одновременно с каноном и, всего вероятнее, тем же епископом Иоанном, ясно говорится о мирной кончине его: «не дал еси сна очима твоима, ни веждома твоима дремания, дондеже уснул еси сном общим» (стихира на «Господи воззвах» на Великой вечерне) .

С другой стороны, епископ Владимирский и Суздальский Симон пишет о Леонтии следующее: «Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные» .

Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме города Ростова , а обретено нетленным в 1162 году при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 году дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн I установил празднование святителю в день обретения мощей его - 23 мая и написал канон , помещённый в служебной (майской) Минее .

Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились, и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 года; 25 февраля 1231 года они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвящённом имени святителя. В 1609 году поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи святителя Леонтия почивают под спудом , а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 году усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная, украшенная бронзовым изящным золочёным балдахином. Во время реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 году «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия» .

Примечания

Литература

  • Иконография ростовских святых. Каталог выставки / сост. А. Г. Мельник . - Ростов, 1998. - 80 с.
  • Мельник А. Г. Икона Леонтия Ростовского из Воскресенского Горицкого монастыря // Кириллов: Краеведческий альманах. - Вологда: Легия, 2001. - Вып. 4 . - С. 212-218 . - ISBN 5-89791-022-7 .
  • Мельник А. Г. Становление культа св. Леонтия Ростовского в домонгольскую эпоху // Сообщения Ростовского музея. Сб. ст. в честь чл.-кор. РАН С. М. Каштанова. - Ростов, 2003. - Вып. 13 . - С. 144-152 .
  • Мельник А. Г.

Сетуя сегодня на свои проблемы, нам необходимо помнить какими маловажными и несущественными на самом деле иногда оказываются они. Воспитывая детей своим примером мы не должны забывать о том, что и сами должны воспитывать себя на примерах достойных. Нам необходимо чаще брать в руки книги, размышлять об их сути и выносить из них важные уроки. Прежде чем горевать о своих бедах, стоит задуматься о том, что вы делаете чтобы их исправить, что вы делаете для своей души, своей веры . Ведь многие люди в свое время жертвовали своей жизнью ради православного христианства и испытывали настоящие муки от того, сколько людей ещё остаются слепыми в своем неведении.

Православный сайт хочет рассказать о святом Леонтии , епископе Ростовском чудотворце и мученике. Проникнувшись его жизнью задумайтесь о том, как часто мы тратим свое время направляя мысли и силы в ложное русло. В 1051 году, Ростов оказался в скверной ситуации, из прихода вынуждены были сбежать уже два епископа которые отчаялись проповедовать веру Христову разъярённым и жестоким язычникам. Епископ Леонтий же не уступил, построив за городом церквушку он принялся воспитывать маленьких детей в Христианской вере. Он проводил с ними беседы, кормил, обращался ласковым словом, обращая в православие все больше и больше маленьких жителей Ростова. Батюшку часто избивали, мучили и святой Леонтий ежедневно подвергал свою жизнь опасности, но делая это сознательно не отступал от праведного дела.

Однажды церковь окружили разъярённые язычники готовые убить Леонтия за его дела. Но он облачился во все церковные одеяния, взял в руки святой крест и вышел к этим людям готовый принять смерть вместе с церковнослужителями. Но люди увидев это чудное видение упали на землю в страхе и огромном удивлении. Святой Леонтий провозгласил для них речь, каждое слово которой било могучей силой веры и искренности. И тогда свершилось чудо, Ростовчане приняли православие, крестились и уверовали в Господа. Таким образом святой Леонтий совершил чудо крещения в Ростове. Но он не остановился на этом, своим учением он еще многих жителей повернул в Христианство, посвятив всю свою жизнь Богу без остатка.

А кто из нас пожертвовал чем-то ради веры? Кто из нас заботился в первую очередь о ком-то, а не о себе? Кто из нас совершает ежедневное приношение Богу, несколько минут искренней молитвы и благодарности, а также просит прощения? Ведь это на самом деле не так сложно а всё это приносит нам же, силы и уверенность и позволяет идти в новый день с надеждой! Православный сайт призывает: молитесь!!! Молитесь в храме или дома, ведь главное что обращаясь к нашему Творцу, вы раскрываете свою душу в светлом порыве. Ведь сказано было Господом: «Просите и вы получите…», а ещё преподобный Анатолий Оптинский сказал: «Укрепляйтесь благодатью Иисуса Христа». Укрепляйте свой дух и воспитывайте себя в молитве и вере вместе с детьми своими, и мир наш станет светлее

Сохранился еще один источник све­дений о епископе - краткое упоминание в Патерике Киевского Печерского монастыря (20-е годы XIII века). Удивительно, но свидетельства этих двух источников резко противоречат друг другу.

Согласно Житию, Леонтий родился в Царьграде (Константи­нополе), столице Византийской империи , откуда и был отправлен в Ростов . Однако из послания епископа Владимирского Си­мона , одного из авторов Киево-Печерского патерика,

известно , что святой был пострижеником Киево-Печерской обители и, следовательно, русским. Исследователи, как правило, отдают предпочтение показаниям Патерика : дело в том, что Житие святого Леонтия было создано, вероятно, по инициативе князя Андрея Юрьевича Боголюбского , который именно в это время стремился к церковной независимости Ростова от Киева; следователь­но, можно полагать, что автор Жития, называя Леонтия греком, хотел таким образом подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии . Неизвестно и то, когда именно Леонтий стал ростовским епископом. Житие называет его предшественников на ростовской кафедре - Феодора и Илариона. Однако оба они, не стерпев враждебности со стороны местных жителей, бежали из Ростова.
Леонтий первым стал утверждать новую веру в крае, насе­ленном славянскими и финно-угорскими племенами. Вероятнее всего, речь идет о 60-х или 70-х годах XI века. (Ранее этого времени христианство получило распространение только среди при­ближенных князя.) Житие сообщает, что Леонтий хорошо знал мерянский язык (меря - финно-угорское племя, жившее на территории Ростовского края). По-видимому, он выучил его, готовясь к пастырскому служению в Ростове.

О проповеди христианства среди язычников Житие рассказывает так. «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице , Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых». Это, однако, вызвало гнев местных жителей: «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить». Тогда произошло чудо. Епископ и все бывшие с ним священники облачились в ризы и вышли с крестами навстречу толпе. «И, увидев его, упали все замертво. Но святой своей молитвой cделал всех здоровыми, и научил верить в Христа, и крестил их в Святую Троицу».

Житие рассказывает, что вскоре после этого, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит сви­детельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». И вновь исследователи склонны больше доверять печерскому автору. Полагают, что Леонтий погиб во время антихристианского восстания, охватившего Северо-Восточную Русь около 1074 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом). Во всяком случае, умер Леонтий до 1088 года: под этим годом в летописи упомянут новый ростовский епископ Исайя.

Мощи святого Леонтия (как и его преемника Исаии) были открыты в 1164 году при постройке в Ростове Успенского собора . Первоначально была заложена небольшая церковь, рассказывает Житие . «И начали люди молить князя, чтобы повелел большую церковь заложить. И повелел быть по их воле». И вот, при копа­нии рва в передней стене храма нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому , пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в земле его такового сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. С этого времени начинается широкое прославление Леонтия Ростовского во всей Северо-Восточной Руси.

Церковь празднует память святого 23 мая (5 июня), в день обретения мощей.

  • Окончил церковно-приходскую школу
  • 1899-1909 гг. - писарь в Тарноградском суде
  • 1 января 1910 года он поступил в Яблочинский Свято-Онуфриевский первого класса необщежительный мужской монастырь, расположенный в двух верстах от села Яблочна Бельского уезда Седлецкой губернии.
  • 1911 г. - принял постриг с именем Леонтий в честь Леонтия, Святителя Ростовского
  • В 1914 году началась 2-я Отечественная война, и братия Яблочинского монастыря, ввиду близости линии фронта, была эвакуирована в глубь России. Отец Леонтий был определён в Московский Богоявленский монастырь.
  • 1916 г. - во время пребывания в Москве окончил Духовное училище и был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.
  • 1919 г. - окончил Духовную Семинария
  • 1922 г. - Патриарх Тихон назначил святого Леонтия наместником Суздальского Спасо-Евфимьевского мужского монастыря с возведением в сан архимандрита.
  • Когда отец Леонтий прибыл в монастырь, он обнаружил, что жизнь в нём пришла в совершеннейшее расстройство: должным чином не совершались богослужения, требовали неотложного решения запущенные хозяйственные дела, многие из братии сочувствовали обновленческому расколу, терзавшему в те годы Церковь и поддерживавшемуся властями. Новый наместник принялся за наведение порядка, но столкнулся с враждебным отношением братии. Отца Леонтия всячески поносили, обзывали, злословили. Некоторые из монахов даже поднимали на своего настоятеля руку, жестоко избивая его и пытаясь заставить покинуть монастырь. Но простые люди - паломники и жители Суздаля полюбили отца Леонтия за его кротость, доброту и искреннюю веру. Отец Леонтий сохранял верность Патриарху Тихону.
  • За время своего служения в Суздале святой, несмотря на сложные условия, привлёк к Церкви многих людей. Его имя стало широко известным среди верующих. И в 1930 году отец Леонтий был арестован. Он вызвал озлобление местных властей тем, что препятствовал антирелигиозной пропаганде ежедневным совершением богослужения и своими проповедями. Поводом же к аресту послужили любовь отца Леонтия к колокольному звону. Позже он вспоминал об этом так: «...звон тогда был запрещён. А мне... так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками». Заключение отец Леонтий отбывал в Коми АССР. Он работал фельдшером при дорожно-строительном участке.
  • 1933 г. святой возвращается из лагеря и начинает служить в селе Бородино Гаврилово-Посадкого района Ивановской области. Но пребывание его на новом месте было недолгим - 19 октября 1935 года он был опять арестован.
  • Святой Леонтий рассказывал: «Когда я проходил в Москве по улице, там сидел один блаженный, он предсказал мне: "Придёт время, тебя поведут по улице и прикладами будут погонять"». Это сбылось в Гавриловом Посаде. Скудное имущество отца Леонтия было конфисковано и погружено на телегу. Сам же он со связанными руками был за шею привязан к этой телеге, как бессловесное животное. Под издевательства и насмешки советских людей святого в таком виде отправили в районный отдел Н.К.В.Д. В ходе допросов святой Леонтий виновным себя в предъявленных преступлениях не признал, и был приговорён к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года. К тому времени у святого была обнаружена болезнь сердца, но комиссия признала его годным к физическому труду. Заключение святой Леонтий отбывал в Карагандинских лагерях, работая при санчасти печником.
  • Зимой 1935 года на перроне железнодорожного вокзала города Иваново был собран целый этап заключённых, среди них находилось много священников; все были обриты и острижены. Несмотря на это отцы узнавали друг друга и прямо здесь на перроне, запели громко, во весь голос молитву «Царю Небесный». Они пели так вдохновенно и красиво, что народ вокруг плакал. Охрана грубо прекратила пение, и в наказание вагоны с заключёнными были загнаны в тупик. Стоял сильный мороз, от которого в несколько дней погибли многие ссыльные. Только в одном вагоне, в котором находился святой Леонтий, все остались живы. Он призвал всех заключённых ночью класть земные поклоны с Иисусовой молитвой и потому никто из них не замёрз.
  • В лагере святого Леонтия, как священника, пытались «перевоспитать». Однажды в пасхальную ночь охранники потребовали, чтобы святой отрёкся от Бога. Он отказался это сделать. Тогда коммунисты привязали его к верёвке и с головой опустили в уборную. Через некоторое время поднимают его и кричат: «Отрекаешься?», а он им - «Христос воскресе, ребята». Так долго издавались над ним, но отречься от Бога заставить не смогли.
  • Святой как-то рассказывал: «...часто нам не давали по целым ночам спать. Только ляжешь, - кричать: "Подъём, на улицу строиться", - а на улице холодно и дождь. Начинают мучить: "лечь, встать, лечь, встать", - а падаешь прямо в грязь, в лужу. Скомандуют отбой, только начнёшь согреваться и опять кричать: "Подъём, строиться" И такая процедура до утра, а утром на тяжёлую работу».
  • Когда святому Леонтию жаловались на скорби, то он говорил: «Это не скорби, а мы, бывало, в тюрьме откушаем, а нас выведут, поставят в ряд и говорят: "Сейчас будем расстреливать". Прицелятся уже, попугают, а потом опять в казарму гонять».
  • В конце 1938 г. - освобождён и вернулся в Суздаль , где жил в домике по улице Ленина , 139. В храмах, насколько известно, он не служил, но часто ходил по деревням Суздальского и Гаврилово-Посадского районов, совершая требы. Иногда он приезжал в посёлок Нерль Тейковского района, где на дому у своих духовных чад совершал богослужения.
  • После окончания Великой Отечественной войны святому Леонтию было предложено вернуться к службе, и он согласился.
  • 23 июня 1947 года епископ Ивановский и Кинешемский Михаил вручил отцу Леонтию указ о назначении его настоятелем храма Живоначальной Троицы села Воронцово. 2 Мая 1950 года, в 11 часов, после Литургии, батюшка был арестован в третий раз. За три дня до ареста он внезапно начал раздавать духовным чадам и своим прихожанам всё своё имущество, включая келейные иконы. Деньги отец Леонтий раздавал и наличными и отправлял почтовыми переводами. Во время допросов он говорил: «...в своих проповедях при богослужении я призывал верующих, посещающих храм Божий, преданно верить Богу, исполнять все заповеди, регулярно посещать храм». Один из свидетелей по делу показывал при допрос: «Сам Стасевич... служит по монастырскому уставу, старается хранить веру в чистоте и прививать её путём церковных служб и проповедей. Он всегда требует исполнения всех духовных заповедей».
  • Обвинительное заключение гласило: «...Обвиняемый Стасевич в течение 47-50 годов, проводя богослужения в церкви в своих проповедях распространял антисоветские измышления о якобы приближающихся "Страшном Суде" и "Кончине мира", истолковывая религиозные писания в антисоветском духе» (сохранена орфография подлинника). Следователь ходатайствовал о том, чтобы отец Леонтий и три его духовных дочери были приговорены к 10 годам лагерей.
  • Особым совещанием при Министре Госбезопасности С.С.С.Р. это ходатайство было удовлетворено в отношении 66-летнего отца Леонтия. Его же духовные чада, как выходцы из рабоче-крестьянской среды, получили по 8 лет лагерей. Отец Леонтий был отправлен в лагерь Озёрный в Коми А.С.С.Р.
  • В лагере святому, бывшему в преклонных годах, приходилось трудно, но заключённые, видя святость его жизни и силу веры, уважали старца. Святой был посажен в камеру с вором рецидивистом; зайдя в камеру, он сделал земной поклон, а когда пришло начальство с осмотром, то увидели, что вор стоит на коленях и плачет, а святой утешает его. Заключённые охотно длились едой и тёплой одеждой со святым, а когда начальство обижало его, то заключённые грозились поднять бунт в лагере.
  • Чудо изгнания беса. У начальника лагеря тяжело заболела дочь. Семьи офицеров жили, видимо, при лагере, в глуши, а лагерный врач даже не мог определить, что это за болезнь. Святой Леонтий увидел девочку и сказал, что в неё вселился бес. Отчаявшиеся родители обратились к нему за помощью. Святой Леонтий стал усердно молиться за эту девочку, и бес вышел из неё. В благодарность за это начальник лагеря дал ему какие-то послабления в режиме и возможность на Пасху отслужить Литургию.
  • Вскоре святой Леонтий получил освобождение по амнистии.

  • По возвращении святого из заключения новый настоятель села Воронцово встретил его крайне недоброжелательно и даже угрожал устроить ему ещё один арест.
  • И святому опять пришлось искать другое место службы. Около месяца он проживал в Иваново, а 20 июля 1955 года был назначен архиепископом Венедиктом настоятелем храма Михаила Архангела села Михайловского Середского (ныне Фурмановского) района.
  • В 1960 году отец Леонтий был награждён правом служения Божественной Литургии с открытыми Царскими вратами до Херувимской песни. Летом 1962 года два местных священника в корыстных целях оклеветали святого, обвинив его в небрежном отношении к святыням. Владыка, не разобравшись в сути дела, запретил отца Леонтия в служении на месяц. Святой много плакал об этом: «Плачу и рыдаю, - говорил он. - Шило в мешке не утаится, всё выйдет наружу, все улетят».
  • Так оно и получилось. Священник, оклеветавший отца Леонтия, на приходе долго не задержался и вынужден был покинуть его по причине нелюбви к нему прихожан. А через год Владыку Илариона перевели в дальнюю епархии. Покидать Иваново ему пришлось на самолёте. Действительно, «все улетели». СвятомуЛеонтию было уже 78 лет.
  • В 1963 году новый владыка Ивановской епархии Леонид (Лобачев), ознакомившись с положением в епархии, вернул святого на прежнее место службы, в село Михайловское.

Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич)


  • К Пасхе 1969 года отец Леонтий Святейшим Патриархом Алексием I был награждён вторым наперсным крестом с украшениями
  • Последнюю Литургию святой Леонтий отслужил 7 февраля 1972 г.
  • Умер 9 февраля 1972 г. Похоронен на общем сельском кладбище, недалеко от села Михайловское. На могиле святого совершаются многочисленные чудеса
  • Канонизован в 1999-м году как местночтимый святой Ивановской епархии Русской Православной Церкви.
  • Август 2000 г. - причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
Преподобне отче Леонтие, моли Бога о нас!

Нашем городе грядут торжества – 5 июня Православная Церковь чтит память святого Леонтия, епископа Ростовского, а также всех святых Ростово-Ярославской земли. До событий 1917 года Леонтьев день, приходившийся на 23 мая по старому стилю (совр. 5 июня), был в Ростове одним из самых торжественных в году . Он отмечался как день города.

В новейший период, с 1964 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) и решением Священного Синода РПЦ в день святого Леонтия Ростовского установлено празднование Собора ростовских и ярославских святых. Вместо ярмарки и гуляний владыка установил общегородской крестный ход, который уже не один год проходит от кремля к Спасо-Яковлевскому монастырю. Проходя по центральной улице Ростова к монастырю, в котором покоятся мощи сразу трех ростовских святых, крестный ход молитвенно освящает город и напоминает его жителям об угодниках Божиих, заступничеством которых он стоит.

Святой Леонтий – просветитель и покровитель нашей земли. Он один из самых почитаемых русских святых. К сожалению, сведения о нем скудны и противоречивы, как и о большинстве святых, живших в столь далекую эпоху. Сохранилось более двухсот списков с его житием, что говорит о большой популярности и почитании святителя. Списки эти сохранились в двух основных редакциях, но сведения в них слишком разнятся.

Первая и самая древняя из сохранившихся редакций, как полагают, была создана в 60-е годы XII столетия - в период княжения в Ростове Андрея Боголюбского. Согласно этому житию, Леонтий родился в Царьграде (Константинополе), столице Византийской империи, был образованным для своего времени человеком и за великие добродетели поставлен епископом в Ростов. Известно, что Андрей Боголюбский стремился к церковной независимости Ростова от Киева. Желанием особо подчеркнуть факт приобщения Ростова к христианству непосредственно из Византии, а не из Киева, объясняют некоторые исследователи создание именно такой версии жития Леонтия.

В основе другой редакции положены сведения епископа владимирского Симона. Он был пострижеником Киево-Печерской лавры - древнейшей русской обители. Став в 1215 году первым епископом Владимиро-Суздальской земли, он пишет послания, в которых рассказывает о великих подвижниках любимой им Печерской лавры. В одном из таких посланий, вошедших в состав Печерского патерика, он сообщает: «Из Печерского монастыря многие поставлены во епископов… Первый - Ростовский Леонтий, великий святитель, которого Бог прославил нетлением. Это был первый престольник, которого неверные много мучили и били». Эти сведения относятся к 20-м годам XIII века. Из этого сообщения историки делают вывод, что святой Леонтий был русским, подвизался в лавре еще при жизни ее основателя Антония Печерского, был пострижен здесь и первым из печерских иноков был избран на епископское служение. Это произошло не позже 1051 года, потому что в этом году удостоился епископского сана и второй из пострижеников Антония - Илларион, митрополит Киевский.

Чтобы примирить две редакции, известный историк Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков) допускает, что Леонтий мог быть греком, который пришел на Русь, жил в Киеве, принял здесь постриг, а после был поставлен епископом в Ростов, бывший центром огромной на тот момент территории.

Принято считать, что первым ростовским епископом был Федор, грек по происхождению, прибывший на кафедру в 991 году. Именно при нем строится первое деревянное здание Успенского собора. Не стерпев упрямства и вражды местного населения, Федор, а также прибывший за ним Илларион, тоже грек, оставили город, после чего некоторое время здесь не было епископа. Следующим архиереем в Ростове стал святой Леонтий. Он первым стал утверждать христианство в этом крае и имел результаты своих трудов. Нужно сказать, что в последнее время историки больше склоняются к мнению, что Ростовская епархия была образована в конце 60-х или в 70-е годы XI века при святом Леонтии, и он был ее первым епископом.

О проповеди христианства среди язычников в житии Леонтия говорится так: «Святой проповедовал учение и поучал в церкви. Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу. Старики, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям. Тогда блаженный оставил стариков и стал учить молодых».

Будучи изгнан жителями из города, в отличие от своих предшественников Леонтий не покинул их, а поселился за городом, на берегу ручья Брутовщина, при впадении его в озеро Неро. Здесь он построил для себя хижину, а позже и деревянный храм в честь Архистратига Михаила . Он приглашал к себе детей, угощал, занимался с ними и в такой непринужденной обстановке рассказывал о Христе.

То, что изгнанный епископ привлекает к себе детей, вызвало родительский гнев. «И устремились язычники на святую его главу, помышляя его изгнать и убить», - изгнать вообще из своих пределов. Но тут произошло чудо. Видя приступающую к храму разъяренную толпу, епископ сказал находившимся с ним служителям облачиться в священнические ризы. Облачился и сам. С крестом в руках он вышел навстречу разгневанным людям. Мы не знаем, что они увидели, но увиденное заставило их упасть на землю в страхе: «И, увидев его, упали все замертво». После этого случая жители уверовали во Христа и сами попросили Леонтия крестить их. Так в среде упорных язычников появились первые христиане. И хотя до повсеместного обращения ростовцев было очень далеко, но начало было положено.

После этого Житие сообщает, что, совершив еще и многие другие достойные памяти чудеса, святой вскоре с миром отошел к Господу. Но и здесь показаниям Жития противоречит свидетельство Патерика. Епископ Симон сообщает о мученической кончине святого: «Его же неверные, много мучив, убили». Полагают, что святитель Леонтий погиб во время так называемого восстания волхвов, охватившего Северо-Восточную Русь около 1075-76 года (в летописи о нем рассказывается под 1071 годом).

Мощи святителя Леонтия, как и его преемника святого Исайи, были открыты в 1164 году при князе Андрее Боголюбском, во время постройки в Ростове нового Успенского собора взамен сгоревшего деревянного. При копании рва нашли гроб, покрытый двумя досками. В нем лежали нетленные мощи святого подвижника. Дали знать князю Андрею, пребывавшему тогда во Владимире. Князь, возблагодарив Господа за открытие в его земле такого сокровища, послал в Ростов каменный гроб, в который и было положено тело святого. Со временем в знак особого народного почитания мощи святителя были положены в золотую раку, которая подверглась разграблению и осквернению во время нашествия на город поляков в 1608 году. Считается, что именно после этого случая во избежание и впредь надругательства над святыней мощи Леонтия были закопаны в землю, и потому сейчас пребывают под спудом в ростовском Успенском соборе.

Святому Леонтию Ростовскому молятся о даровании мудрости и терпения.

Приглашаем ростовцев поучаствовать в торжествах в честь святителя Леонтия и всех святых покровителей города. Праздничное богослужение, возглавляемое владыкой Кириллом, начнется 5 июня в 9.00 в Успенском соборе. По окончании его – крестный ход, в котором примут участие прихожане всех ростовских храмов. В Спасо-Яковлевском монастыре всем участникам будет предложена трапеза.

Мария РУБЦОВА, референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.