Правда ли, что Бог не дает испытаний не по силам? Бог даёт нам испытание по силам нашим Бог не дает испытания сверх сил.

«Мне 25 лет. Вспоминая всю свою жизнь, начиная с малого возраста, осознаю, что весь этот промежуток времени был наполнен для меня горем и печалью. Я даже не могу вспомнить, были ли в моей жизни радостные дни. Вроде бы, нет… Вот, и думаю, почему же Господь допустил все эти несчастья для меня?» – это строки их письма нашего читателя, и подобных писем приходит не мало.

Разочарования, печаль, боль и одиночество – каждый из нас рано или поздно переживает все это. “Как мог Бог допустить эту трагедию? За что?” – спрашивают многие. Большинство из нас понимают, что никакие события в нашей жизни не происходят случайно, и Бог не является лишь безучастным свидетелем человеческой судьбы.

В Библии есть такое обетование: “Любящим Бога… все содействует ко благу” (Римлянам 8:28). Все? Даже страдания и скорби? В это трудно поверить, если мы не понимаем истинной цели встречающихся нам испытаний.

Во-первых, испытания проверяют наш характер. Слабости, скрытые в глубинах нашей души, могут никогда не обнаружиться, если мы не будем подвергнуты испытаниям. Ученые сконструировали специальные приборы, способные измерять прочность разных материалов. Одни испытываются на растяжение, другие – на сжатие, третьи проверяются многократным скручиванием. Только после такой тщательной проверки они рекомендуются для массового производства. Господь ищет такие характеры, которые выдерживают все испытания. Давление, напряжение, любое другое испытание помогает нам определить, кто мы есть на самом деле. И во всех своих переживаниях давайте помнить, что Христос понимает наши страдания, так как и Сам прошел через многие испытания. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – персть» (Псалом 102:13, 14).

По замыслу Божьему трудности способствуют формированию нашего характера. Наша своенравная и неподатливая жизнь подвергается ударам только для того, чтобы облагородить ее, подобно тому, как огненная печь очищает ценную руду. Неизбежность переживаний и испытаний, которые нам приходится переносить, показывает: Господь Иисус видит в нас нечто драгоценное, что Он желает развивать. Иначе, зачем тратить время на наше очищение?

Наверное, каждому из нас приходилось встречать людей, которые при обычных обстоятельствах кажутся слабыми и неспособными к большим поступкам, но в тяжелых условиях внезапно обнаруживают сильный характер. Господь хотел бы видеть, что испытания не ломают нас, а укрепляют.

Бабочка в коконе беспомощна и слаба, но, стремясь вырваться из кокона, она постепенно набирает силу, и каждый ее новый рывок умножает эту силу. Попробуйте помочь бабочке выбраться из ее пут, и она погибнет. Бабочка может существовать и развиваться, только испытывая свои силы. Если в дни жестоких невзгод мы всем сердцем будем уповать на Бога, то самые скорбные для нас моменты могут оказаться моментами высочайшего духовного взлета.

Известна поговорка: «В несчастье атеистов нет». Отмечено, что во время войны или в любое другое тревожное время посещаемость церквей резко повышается: в своей немощи люди обращаются к Господу, чтобы Он укрепил их. Невзгоды часто пробуждают в человеке потребность в Боге, поэтому неудивительно, что Он допускает наши несчастья. Человек, верящий только в силу денег, может и не узнать Бога и потерять спасение, если богатствам его не придет конец. Рабочий может не понять, что его благополучие зависит от благословения Божьего, если вдруг не окажется под угрозой безработицы. Бог не посылает нам несчастий – это происки сатаны, но Господь позволяет проблемам прийти в нашу жизнь, чтобы мы обратились к Нему – любящему Небесному Отцу.

Из-за того, что мы не можем видеть свои проблемы так, как их видит Бог, и не можем понять их так, как Он понимает, мы порой сомневаемся в Божьей любви. Но когда мы взираем на свои испытания с Божьей точки зрения, тогда воспринимаем их как Божественные орудия, посредством которых Он с любовью и заботой готовит нас к вечности. Когда искушение кажется невыносимым, нужно помнить, что Бог дает испытание каждому по силам и «при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Коринфянам 10:13).

Давайте будем благодарить Бога за трудности, которые помогают нам возрастать, уподобляясь Ему. Как, например, мы смотрим на скорбь, которая делает нас сострадательными; боль, которая прибавляет нам терпения; проблему, которая заставляет нас думать; критику, которая заставляет нас проверить самих себя? Все эти и тысячи других вопросов приносят нам больше пользы, чем множество легких побед, не дающих никакого духовного роста.

Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Об этом говорит св. апостол Павел: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1Кор.10:13). В приведенных словах выражена мысль, которая объясняет, почему некоторые люди падают под бременем искушений. Большинство людей навлекают на себя тяжелые искушения грехами (блудом, гордой и дерзкой самонадеянностью, попранием Божественных заповедей). Для многих эти искушения оказываются гибельными. Апостол говорит коринфянам: пока вы боролись с испытаниями, посылаемыми Богом, вы не подвергались опасности впасть в грех и отпасть от веры, потому что Бог не попускает нам искушений сверх сил. Но когда вы сами навлекаете на себя своим поведением искушения, тогда не можете быть уверены в победе над ними.

Св. апостол Иаков призывает благодушно переносить искушения: испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак.1:3-4). Иногда человеку кажется, что испытания превышают меру его сил. Преодолеть это можно полным доверием к Богу и упованием на Его Божественное милосердие. В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и, как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк 24, 13-32), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни. И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль берега которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был пройденный путь его жизни. И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь сшествовал с ним в жизни, как он и молился Ему. Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной. И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; Ты видишь, что отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни, и Ты видишь из того, что следы глубоко врезались в землю, что мне было тогда очень тяжело идти. Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это - отпечатки не твоих стоп, а - Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это - отпечатки не твоих стоп, а - Моих» (Размышление смиренного сердца ).

Некоторое время назад здесь в сообществе была опубликована статья «Плохих людей не бывает?», тема которой возникла во время поездки в Екатеринбург, где состоялась встреча с одной женщиной – «особой умной, образованной и, при этом, глубоко верующей»:

http://gidepark.ru/community/289/article/401880

Есть ещё одна фраза, которую несколько раз во время бесед высказала моя знакомая: «Каждому человеку Бог дает ровно столько испытаний, сколько он в состоянии вынести». Фраза эта всегда произносилась тоном человека, уверенного в своей правоте, что заставило меня призадуматься. ..

Вначале, я решил найти первоисточник и нашёл его, разумеется, в священном писании, в Новом Завете. В синодальном переводе эта фраза звучит так:

«13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».

((1-е Коринфянам, 10-13)

Согласитесь, но смысл оригинала всё-таки отличается от того, что говорила моя знакомая и встречается в обиходе священников и простых сограждан. Но, раз звучит именно фраза: «Каждому человеку Бог дает ровно столько испытаний, сколько он в состоянии вынести», то её и предлагаю обсудить..

Вначале возникает вопрос: а для чего Бог насылает на человека всякие испытания? Возможно, речь идёт о необходимости закалкихарактера, а, возможно, и для того, чтобы жизнь мёдом не казалась. Хотя, если честно, то в течение жизни человеку выпадает много испытаний и помимо Бога,так зачем же Господу вносить сюда свою лепту?Да, и утверждение, чтовсе испытания, которые приходится преодолевать, человек в состоянии вынести, вызывает у меня сильные сомнения.

Верующие часто к вышеуказанной фразе добавляют:

От Бога зависит, какие испытания придут к нам, а от нас зависит, как мы пройдём через эти испытания.

Вопрос: а если испытания настолько тяжелы, что у человека не хватает сил, чтобы выстоять?

Приведу самые наглядные примеры.

Данные из Интернета:

По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек

среди них:

350 тысяч китайцев,

110 тысяч индийцев,

55 тысяч русских

31 тысяча американцев

30 тысяч японцев

12 тысяч украинцев

10 тысяч французов...

Цифры впечатляют, не правда ли?

Какой-то процент, из наложивших на себя руки, делают это по глупости, но большинство идут на самоубийство сознательно, продуманно! Они считают, что испытания, выпавшие на их долю, столь тяжелы, что добровольный уход из жизни является для них лучшим выходом. Вот мнение по этому поводу из Интернета:

Лариса Пономарёва Мыслитель (6786)

Закрыт :11 месяцев назад

Подарить стикер! NEW

Говорят, что Господь посылает столько испытаний, сколько человек МОЖЕТ вынести.

« Может до какой степени? До смерти? До сумасшествия? Где грань? Многие добровольно уходят из жизни от отчаяния. Одна моя знакомая взяла огромный кредит, все деньги вложила в товар, на следующий день торговую точку сожгли вместе с товаром. Женщина покончила собой. Другая знакомая почти одновременно потеряла работу, схоронила мужа, сына, потеряла жильё. Тоже добровольно ушла из жизни... Когда теряется смысл существования - стОит нести свой крест?»

Что на это скажете, господа верующие? А. может, крест, который каждый из нас несёт по жизни, разный?

Теперь, о людях, которые физически ещё существуют, но, фактически, уже людьми не являются – я имею в виду бомжей. Их у нас в стране миллионы. Одна моя знакомая – сотрудник системы соц.защиты рассказывала, что многие из этой маргинальной группы добровольно выбирают такой образ жизни и им он нравится! У меня нет оснований, чтобы не верить своей знакомой – у неё большой опыт работы с эти контингентом. Но, тогда возникает резонный вопрос: что же должны были испытать эти бедолаги, чтобы выбрать для себя столь ужасный образ жизни? Многие из бомжей пытаются выкарабкаться из своего горького состояния, но шансы у них невелики. Вот, что пишет о себе и своих собратьях по несчастью один из бомжей:

Но как бы ни истребляли бомжей, как бы ни гибли они пачками, меньше их не становится. Государственная машина постоянно выбрасывает за борт жизни всё новые и новые жертвы, действуя по принципу воронки: вниз — пожалуйста, вверх — никак. Так и вымирают, точнее — уничтожаются россияне по миллиону в год. И конца-края этому не видно, потому что нет признаков объединения нации перед лицом ползучего геноцида, этнической катастрофы. Гнилые принципы “Моя хата с краю”, “Умри ты сегодня, а я — завтра” губят нас — хороших и плохих, бездомных и тех, кто их презирает. Прямо какое-то наваждение, мрак, какая-то гнилая слизь затягивает людские души, а в конечном счете — и государство. Ведь государство-то не из березок, а из людей состоит.

Людей нужно беречь. Людей!..

Олег БОРОВСКИХ.

Человек без определенного места жительства.

Московская область.

А вы, господа верующие, можете сказать о себе, что жизненные передряги не сломали вас? Конечно, жить на свете проще, если считаешь, что где-то на небе есть что-то или кто-то принимающее за тебя решения и на кого можно повесить вину за свои неудачи и попросить у него помощи. Возможно, я не прав, но тогда ответьте на простой вопрос: как можно верить в Бога, доказать существование которого вы, верующие, не в состоянии? Объяснение типа:существование Бога недоказуемо потому, что это выше понимания человеческого разума – ни меня, ни многих других людей не устраивает….

Разве я не прав?

Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
Пс. 30:25

В наше время создаются все условия для того, чтобы человек ни в чем не нуждался, культивируется образ «успешного и счастливого», без проблем, как в личной, так и в общественной жизни. Но иногда, нас настигают скорби, переживания и неприятности, и мы начинаем роптать и жаловаться на Бога. В материальном мире не принято считать скорби нормальным явлением, люди стараются поскорее от них избавиться, а главное – поскорее забыть. Но духовный мир, который не виден за плотской оболочкой человека, определяет скорби как обязательное условие духовного роста человека. Так являются ли скорби наказанием Божьим, или имеют более глубокую природу, чем мы привыкли думать?

Условно скорби можно разделить на три категории.

1. Скорби и страдания как последствия греха и глупости

Человек вышел из казино, где все проиграл, и застрелился. Вопрос: Это Бог его направил туда играть или кто? Как писал Антоний Великий: «Если мы стараемся жить по заповедям Евангельским, то мы соединяемся с Духом Божиим, и нам бывает хорошо, если же мы отвращаемся от Бога, не считаемся с заповедями Божиими, то мы соединяемся с демонами-мучителями, и тогда наступает беда для человека». Как видим, не следует во всех скорбях винить Бога.

Всем нам известно, что совершая грех, мы сознательно нарушаем Божьи заповеди, отходим от Бога, и тем самым наносим себе непоправимый вред. Пройдет время, кто-то осознает, кто-то нет, что он сделал, но тот вред, который мы нанесли себе при совершении греха, останется с нами до конца дней. Через искреннее покаяние Господь прощает человека, но то, что случилось с человеком в момент совершения греха и после, может оставаться с ним как напоминание об отступления от Бога. «Страдающий плотию перестает грешить », - пишет ап. Петр (1 Пет. 4, 1).

Как видим, все зависит от нас: соединяемся ли мы с Духом Божиим или с демонами-мучителями. Господь никого не наказывает, а наказываем мы себя сами, когда отходим от Господа.

2. Испытания, посылаемые Господом для поучения или назидания

Бог, как любящий Отец, попускает нам такие «скорби» в воспитательных целях – для вразумления и наставления. Господь не хочет нас погубить, ввести в уныние (это грех), вызвать обиду или гнев, а только помочь нам спастись! В своей проповеди Патриарх Кирилл указывает, что «Господь как мудрый и любящий родитель не балует своих детей. Он проводит их через скорби, потому что в скорбях мы растем, под тяжестью ответственности мы возрастаем, в преодолении трудностей оттачивается наш характер, рождаются мысли, которые могут поддерживать нас и других. Без этих трудностей нет духовного роста и нет спасения».

«А когда скорбь придет и молитва не даст облегчения, то не унывай, не ропщи и не придавайся неверию; а помни, что без скорбей нельзя спастись, нельзя даже приобрести опыта житейского (игумен Никон Воробьев)».

И поэтому, как писал затворник Георгий Задонский: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит: скорби находящие бывают попущением Божиим; и когда скорбящие всей душой обратятся ко Господу, в тот же час щедротами Своими неизреченно утешит их Господь и подаст благую мысль слушающим Его, что когда надлежит делать к Его угождению».

Как видим, иногда испытания приходят в нашу жизнь по милости Божьей. Приходят они, как будто невидимая рука добавляет очередную ступеньку к лестнице нашего восхождения на Небо, на которую хлопотно всходить, но с которой далеко видно, и главное – ближе к Богу. Разумеется, никакие тварные силы не могут вмешиваться в этот сокровенный воспитательный процесс. Как поучает Исаак Сирин: «никакая тварь не может прикоснуться к человеку без воли Божией». Профессор МДА Осипов А.И. добавляет: «А воля Божия совершается в полном соответствии с тем, что хочет человек, к чему он стремится и как он живет».

3. Скорби и страдания за веру Христову

«И яко многими скорбьми подобает нам внити в царство Божие » (Деян. 14:22). Блаженный Феофилакт Болгарский объясняет, что «в царство небесное вводит не всякая, какая только встретится, теснота или скорбь, но скорбь из-за веры в Бога». Тот человек, который готов ради Христа пожертвовать своей жизнью, терпеть любые скорби и лишения получает мученический венец.

Святой Иоанн Златоуст писал: «Для меня доблестнее терпеть зло за Христа, чем принимать от него почести. Это – великая честь, это – слава, выше которой нет ничего».

Следует понимать, что скорби и страдания за веру Христову есть удел избранных, они посылаются тем, кто уже прошел большой путь духовного развития и готов их достойно вынести.

Так как же достойно принять скорби, где взять силы их пережить и спастись?

Без терпения и вложения в руки Божьи нашей жизни мы ничего не достигнем. Терпением мы спасаем наши души. Профессор МДА Осипов А.И. указывает на то, что есть 4 ступени терпения: «Первая ступень: просто терпеть. Случилась неприятность, болезнь, скорбь – просто терпеть (не роптать, никого не винить). Вторая ступень: признать, что достойное по делам моим со мной происходит, а не потому, что кто-то мне желает плохого (винить только себя). Третья ступень: я не только сознаю, что это достойное по делам моим, а и благодарю тебя, Господи, что ты даешь мне возможность за эти свои дела, хоть немножко потерпеть (благодарить Бога за его участие в нашем спасении). Четвертая ступень: человек радуется и благодарит Бога за эти страдания (ощутить всю полноту любви Бога и всю его мудрость). Мы видим это в истории многих мучеников: когда они были рады сострадать вместе с Христом».

Фаддей Витовницкий, сербский старец, в конце своей жизни говорил: «Все святые отцы, которые прожили добрую, тихую жизнь, - все говорили, что совершенство христианской жизни в полном смирении. Значит, терпение - самая необходимая в жизни вещь. Все терпеть и все прощать!».

Так правда ли, что Бог дает столько, сколько можешь вынести?

На этот вопрос лучше ответить известной притчей для того, чтобы человек сам для себя решил, дает ли ему Бог столько, сколько может вынести или нет?

Однажды, стал человек роптать на судьбу. Не мог он вынести те скорби и страдания, которые были в его жизни. «Как же мне тяжело нести этот крест. За что, Господи?» – все не унимался человек. Неожиданно появляется Господь и предлагает: «Пошли со мной. Выберешь крест по своим силам». Человек с радостью пошел за Ним. Вот они заходят в помещение, где полно разных крестов – больших и средних; железных и деревянных. И вдруг человек видит в дальнем углу маленький деревянный крестик. Он подбегает к нему, берет в руки и с благоговением прижимает к своей груди, потом поворачивает к Господу и говорит: «Этот хочу!». «Бери, говорит Господь, – этот и был твой!»

Святые Отцы о терпении скорбей

«Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели».

Прп. Нил Синайский

«Ничто не может служить таким свидетельством о совершенной разумности, как долготерпение».

Свт. Иоанн Златоуст

«Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средства отразить ее, тот приял утешение от Бога по вере в Него».

Прп. Исаак Сирин

«Переноси терпеливо удары, ибо таковыми очистить тебя хочет Божие промышление».

Авва Фалассий

«Терпение в жизни есть дар Божий, и дается ищущим и хоть через силу напрягающимся удерживаться при смущениях, неурядицах неполадках».

Прп. Феодор Студит

«Потерпи Господа в день скорби, чтобы покрыл тебя в день гнева».

Прп. Ефрем Сирин

«Не полагайте, будто от других вам наносятся скорби; нет, они извнутрь вас происходят; а люди суть токмо орудия, коими действует Бог в деле нашего спасения, к нашему очищению».

Преподобный Макарий Оптинский

«Отец Небесный всемогущ, всевидящ: Он видит твои скорби, и если бы находил, что нужно и полезно отвратить от тебя Чашу, то сделал бы это непременно».

Святитель Игнатий Брянчанинов.


©nbcnews
©OnlyGo

Однажды богатый человек шел по улице и увидел бедного старика.
Тот стоял на ступеньках здания в грязной одежде и без обуви. Но его лицо сияло невероятной улыбкой.
Богач хотел что-то спросить у старика, но передумал и продолжил путь.

На следующий день он снова увидел бедняка... лицо которого все так же светилось от счастья.


©freeimages

Богач не мог понять, почему этот человек, у которого нет ничего, счастлив.

Поэтому он подошел к старику и спросил:
- Как Вы можете улыбаться, живя в такой бедности? Вы выглядите очень счастливым.

Бедный старик ответил:
- Я и правда счастливый человек.


©FunnyEpicVids

А почему Вы счастливы? У Вас есть деньги?

У меня ничего нет, добрый человек. Иногда пару раз за день меня подкармливают прохожие.

У Вас есть дом? Семья?


©zacch

У меня нет ни дома, ни семьи. Я свободен, как птица в небесах.

Тогда Вы абсолютно здоровы.

Нет, добрый человек. Холодные ночи на улице не делают меня здоровым... и почти все мои зубы выпали.


©OnlyGo

Тогда я не понимаю... Почему Вы счастливы? Может быть, Ваш рецепт счастья будет полезен и мне. У меня есть все, чего можно желать, но я несчастен.

Бог никогда не дает человеку больше испытаний, чем тот может вынести. Я принимаю то, что я есть, где я и что происходит в моей жизни.


©freeimages