Преподобный Марк Гробокопатель: выйти из «системы. Святой преподобный Марк Гробокопатель и его исцеляющая шапочка Преподобный марк печерский

Марк Печерский (XI - XII вв.), гробокопатель, преподобный. Память 29 декабря , в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Монах Печерского монастыря, Преподобный Марк, копал для умершей братии могилы в пещерах, почему и имеет прозвище Гробокопатель. Он был участником перенесения мощей преподобного Феодосия в Успенский cобор. Марк никогда не брал денег за свою работу, а если и получал какую малость - раздавал бедным. Плоть удручал ношением тяжелых вериг, а его медный крест, внутри полый (235 на 165 мм), служил преподобному мерой для утоления жажды: он пил воды не более, чем вмещалось в этом кресте. Прославился чудотворениями, его повелений слушались даже мертвые (например, история с Иоанном и Феофилом). Похоронен в выкопанной им самим пещерной могиле. По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 35-40 лет. Мощи преподобного Марка покоятся в Ближних пещерах. Преподобные Марк, Иоанн и Феофил подвизались в Киево-Печерской обители в конце XI и самом начале XII вв.

Занятием преподобного Марка было копать пещеры и готовить каморы - места для погребения братии (оттого он назывался Печерник, то есть живущий в пещере). Но и при таком простом труде подвижник достиг необычайно духовного совершенства. Живя в пещере, преподобный своими руками копал такие могилы и на своих плечах выносил вон землю. День и ночь, трудясь для Господа, преподобный приготовил много мест для погребения братии. Подвижник не брал за свой труд ничего; если же кто добровольно давал ему что-нибудь, он принимал и все раздавал нищим. В безмолвии трудясь и бодрствуя день и ночь, прп. Марк однако не удовлетворялся этими трудами и подвигами. Смиряя плоть свою постом, бдением и молитвой, для полного умерщвления ее он возложил на чресла свои тяжелые вериги и воздерживался даже в употреблении воды: когда мучила жажда, он пил воды лишь столько, сколько вмещалось в его медном кресте, который он всегда носил с собою.

Богу угодны были непрестанные труды и подвиги прп. Марка, и Он сподобил Печерника такой чудесной силы, что даже мертвецы слушались его голоса.

Однажды Марк, по обычаю копая могилу, утомился до изнеможения и оставил место тесным и нерасширенным. Случилось, что в этот же день умер один болевший инок, и для него не нашлось другой могилы, кроме этой узкой и неудобной. Тогда же было в обычае хоронить тело умершего в день его смерти. Поэтому скоро принесли мертвого в пещеру, к недоконченной каморе и вследствие тесноты с трудом уложили его. Ни убрать мертвого, ни поправить на нем одежд, ни даже возлить на него елей оказалось совершенно невозможным, настолько узким и неудобным было место. Тогда братия возроптали на Марка. Печерник же со смирением низко кланялся всем и говорил: «Простите меня, отцы святые, за немощью не докончил я». Но братия еще больше бранили и укоряли его. Тогда Марк, обратившись к мертвому, сказал ему: «Брат, место тесно; так потрудись ты сам, возьми масло и возлей на себя». И мертвый, приподнявшись немного, простер руку, взял масло, возлил его крестообразно на грудь и лицо свое и, отдавши сосуд, сам перед всеми прибрал себя, лег и уснул. Страх и трепет объяли всех, видевших такое чудо.

Другой брат после долгой болезни помер. Один из друзей его отер губкой тело покойного и пошел в пещеру посмотреть место, где будет лежать тело усопшего. Он спросил об этом Марка Печерника, но блаженный отвечал ему: «Пойди и скажи брату: подожди до завтра, пока ископают тебе место, тогда и отойдешь от жизни на покой». «Отче, - возразил Марку пришедший инок, - кому говорить ты велишь? Я уже губою отер его мертвое тело». Но преподобный снова повторил ему: «Ты видишь: место еще не готово. Я велю тебе - иди и скажи умершему: грешный Марк говорит тебе: проживи еще этот день, а завтра отойдешь к желаемому тобою Христу, Господу нашему. Когда приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобою».

Повинуясь прп. Марку, инок возвратился в монастырь. Здесь все братия совершали погребальное пение над усопшим. Тогда инок встал перед ними и обратился к покойному с такими словами: «Марк говорит тебе, что место тебе еще не приготовлено, подожди до утра». Все удивлялись этим словам.

Но еще более изумительно было то, что по этому слову душа усопшего возвратилась в тело его; он открыл глаза и всю ночь оставался живым, с открытыми глазами, только не говорил ничего. На другой день друг его опять пошел в пещеру узнать, готово ли место. Блаженный Марк встретил его и сказал: «Пойди и скажи ожившему: Марк говорит тебе: оставь эту временную жизнь и перейди в вечную; готово место для тела твоего. Дух свой предай Богу, а тело твое будет положено здесь, в пещере со святыми отцами».

Брат пошел и передал ожившему другу слова прп. Марка. Тот на глазах у всех, пришедших посетить его, тотчас смежил очи и предал дух свой Богу. Он был погребен в пещере, на приготовленном для него месте. И все дивились этому чуду.

В Печерском монастыре жили два духовных брата - Иоанн и Феофил. От юности они были соединены узами духовной любви: имели одну волю, одни мысли и желания, одинаковую ревность по Боге. Они упросили прп. Марка приготовить им общее место для погребения, где бы они могли лечь вместе, когда Господь им повелит. Много времени спустя старший из них, Феофил, отлучился из обители по какой-то нужде. В это время младший брат, Иоанн, угодив Господу, разболелся и скончался. Его похоронили на приготовленном месте. Через несколько дней по смерти Иоанна возвратился Феофил и, узнав о кончине любимого брата, сильно скорбел. Потом, взявши с собою несколько иноков, он пошел в пещеру посмотреть, где и на каком месте положен умерший. Увидев, что тот положен на первом месте в их общей каморе, сильно разгневался на Марка, много роптал на него и с негодованием говорил: «Зачем ты положил его здесь? Я старше, а ты положил его на моем месте». Печерник, смиренно кланяясь ему, отвечал: «Прости меня, брат, согрешил я пред тобою». Затем, обратясь к умершему, сказал ему: «Брат, встань и уступи место не умершему, а сам ляг на другом, низшем месте». И вдруг, по слову блаженного, умерший встал и лег на другом месте. Сильный ужас объял всех присутствующих. Тогда роптавший на преподобного Феофил с трепетом припал к ногам его и просил: «Отче, согрешил я, потревожил с места брата моего. Молю тебя, прикажи ему опять лечь на старом месте». Но блаженный смиренно отвечал ему: «Господь Сам прекратил вражду между нами. Ради твоего ропота, чтобы ты, вечно враждуя, не держал злобы на меня, Он сотворил такое чудное дело, что даже бездушное тело показало истинную любовь к тебе, уступая тебе старейшинство и по смерти. И я хотел было, чтобы, не выходя отсюда, ты воспользовался своим старшинством и тотчас был бы положен здесь. Но так как ты еще не готов к смерти, то пойди и позаботься о своей душе: через несколько дней тебя принесут сюда. Воскрешать умерших - дело Божие, а я человек грешный. Вот мертвый, не стерпев твоего гнева, оскорблений и укоров мне, уступил тебе половину места, приготовленного для вас обоих. И так как только Всемогущий Бог может поднять его, то я сам собою не могу сказать умершему: встань и опять ляг на высшем месте. Прикажи ему теперь ты, не послушает ли он тебя, как теперь?» Услышав это, Феофил пришел в ужас и думал, что тут же падет мертвым и не дойдет до монастыря. Добравшись до своей келлии, он предался подвигу непрестанного плача. Раздав все до последней сорочки и оставив у себя только свиту и мантию, Феофил каждый день ожидал смертного часа. И никто не мог удержать его от слез; никто не мог принудить его вкусить сладкой пищи. Каждое утро он говорил сам себе: «Не знаю, доживу ли я до вечера». Приходила ночь, и он с плачем говорил: «Что мне делать? Доживу ли я до утра? Ибо многие, вставши утром, не достигали вечера и, возлегши на своих ложах, уже не вставали с них. Тем более я, уже получивший извещение от преподобного, что скоро кончится жизнь моя». И со слезами молил он Господа дать ему время покаяния. Каждый день и час ожидал Феофил кончины своей, изнуряя себя постом, плача и молясь непрестанно. Таким подвигом в течение нескольких лет Феофил до того иссушил свое тело, что можно было счесть все его суставы и кости. Многие приходили утешать его, но своими речами только доводили до большего рыдания. Наконец, от непрестанно плача и слез он ослеп.

Преподобный же Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал Феофила и сказал ему: «Брат Феофил! Прости меня, что я огорчил тебя на много лет, и молись обо мне, ибо я уже отхожу из этого света. Если я получу дерзновение пред Всевышним, то не забуду молиться за тебя, да сподобит нас Господь свидеться там и быть вместе с отцами нашими Антонием и Феодосием». Феофил с плачем отвечал ему: «Отец Марк! Зачем ты меня оставляешь? Или возьми меня с собою, или дай мне прозреть». «Не скорби, брат, - отвечал ему преподобный Марк, - телесными очами ты ослеп ради Бога, а духовными прозрел на разумение Его. Объявив тебе близкую кончину, я стал виною твоей слепоты. Но я хотел принести пользу душе твоей, превратив твое высокоумие в смирение, ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19)». Феофил отвечал преподобному: «Знаю, отец мой, что за грехи мои я должен был пасть мертвым пред тобою в пещере тогда же, как ты воскресил умершего брата моего, но Господь пощадил меня ради твоих святых молитв, дал мне жизнь, ожидая моего покаяния. Теперь же я прошу тебя о сем: или возьми меня с собою к Господу, или возврати свет очам моим». Тогда прп. Марк снова возразил ему: «Нет тебе нужды видеть этот маловременный свет, а лучше проси Господа, чтобы Он сподобил тебя увидеть славу Его. И смерти не желай: она придет, хотя бы ты и не хотел. И вот тебе знамение твоего отшествия: за три дня до кончины твоей ты прозришь, так отойдешь ко Господу и узришь там свет нескончаемый и славу неизреченную». Сказав это, прп. Марк почил, и честные мощи его были положены в пещере, на месте, которое он сам себе выкопал.

Глубоко опечалила преподобного Феофила разлука с отцом и наставником его преподобным Марком. Кончина Печерника уязвила сердце Феофила и удвоила его плач и рыдания. Целые источники слез проливал он, а слезы все более и более умножались. Он имел сосуд и, становясь на молитву, ставил его пред собою и неутешно плакал над ним, вспоминая кончину наставника, со слезами помышляя и о своем скором отшествии из этого бренного мира. И через несколько лет сосуд этот был полон слез. Наконец, узнав приближение своей кончины, Феофил прилежно молил Господа, чтобы угодны были пред Ним слезы его. Подняв руки к небу, он молился: «Владыко Человеколюбче, Господи Иисусе Христе, Царю мой Пресвятый! Ты - не хотящий смерти грешников, но ожидающий их обращения, знающий глубокую немощь нашу, Утешителю Благий! Ты - здравие больным, грешником спасение, изнемогающим укрепитель, падающим восстание! Молю Тебя, Господи, в час сей: покажи и на мне, недостойном, милость Свою и излей на меня неисчерпаемую пучину Твоего благоутробия, избавь меня от искушений на мытарствах воздушными князьями и не дай им овладеть мною, молитвами угодников Твоих великих отцов наших Антония и Феодосия и всех святых, от века Тебе угодивших».

И вдруг пред ним предстал Ангел Господень, прекрасный видом, и сказал ему: «Ты хорошо молишься, но зачем же хвалишься суетою слез твоих, собранных тобою в сосуд?» И взяв другой сосуд, гораздо больший Феофилова, исполненный благоухания, как мира благовонного, показал его подвижнику и сказал: «Это твои же слезы, излитые тобою от сердца на молитве, которые ты отирал рукою, платком или одеждою и которые капали на землю из глаз твоих. По повелению Творца нашего я собрал их все и сохранил в этом сосуде. Теперь же я послан возвестить тебе радость: с веселием отойдешь ты к Нему, ибо Он сказал: блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 4)».
Сказав это, Ангел поставил сосуд перед Феофилом и стал невидим. Блаженный Феофил тотчас призвал игумена и поведал ему явление Ангела и речи его. Показав игумену оба сосуда: один полный слез, а другой - благовония, несравнимого ни с какими ароматами, преподобный просил вылить их при погребении на его тело.

Через три дня прп. Феофил мирно отошел ко Господу. Честное тело его было положено в пещере, вместе с телом любимого брата его преподобного Иоанна, вблизи от прп. Марка Печерника. Все три подвижника покоятся в Антониевой, или Ближней, пещере. И когда тело Феофила помазали из сосуда Ангелова, вся пещера исполнилась благоухания. Потом вылили на него и сосуд слез, чтобы сеявший слезами в радости пожал плод дела рук своих. «Ибо сказано, - заканчивает инок Поликарп свою повесть о преподобных Марке, Иоанне и Феофиле, - плакахуся метающе семена своя (Пс. 125, 6), но они утешены будут о Христе, Которому слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В настоящее время над мощами прп. Марка висят тяжелые вериги, свидетельствующие о подвигах и трудах преподобного, и памятник воздержания его - медный крест, из которого он пил воду. И многие, с верою приходящие ко святым мощам прп. Марка и с благоговением пьющие воду из его медного креста, освященного его устами, по молитве святого получают исцеление от всех недугов и болезней.

Память святых угодников Божиих преподобных Марка Печерника-гробокопателя, Иоанна и Феофила Плачливого издавна празднуется всей Русской Церковью.

Человек был создан Богом как совершенное, по сравнению с нашим настоящим состоянием, существо. Однако грех исказил природу человека, внес в нее страдания, тление и смерть. Как часто наше бренное тело поддается болезням и усталости, страдает от суеты сует и наша душа. Обращаясь к Богу, православные христиане также просят молитвенного предстательства перед Всевышним и у Его угодников. В этом отношении Киево-Печерская Лавра обладает великим богатством - заступничеством целого сонма святых, прославившихся в этой обители своими духовными подвигами. Ежедневно, по будням, в Лаврских пещерах совершается молебен Всем Преподобным Печерским, после которого молящихся помазывают миром от Чудотворных Мироточивых глав. Особый молебен совершается к основателям Киево-Печерской Лавры – Преподобным Антонию и Феодосию Печерским, а после него верующим одевается шапка преподобного Марка Гробокопателя. Преподобный Агапит Печерский при жизни был врачом, но больше, чем целебное зелье исцеляла людей его молитва. И посей день, молитвы святого утешают многих страждущих, и у его мощей происходят чудеса телесных и душевных исцелений.

Акафист преподобному Марку Гробокопателю

Кондак 1

Икос 1

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 2

Дар, Свыше тебе данный, ты, блаженне отче, до поры скрывал еси, тайныя молитвы Богу вознося непрестанно. Возложиша на пояс себе железо, бодрствовал еси день и нощь в трудах и псалмопениих, не отделяя же всея сея от строгого поста. Воду пил ты мерою из святыя мерки, коею служил тебе медный крест. Темже сподобил тя Господь невидимая зрети и невозможная человеком совершати. Сего ради с благоговением зовем Ему: Аллилуйя.

Икос 2

Сила Божия укрепи тя, преподобне отче Марко, на подвиги духовныя в подземнем раи, идеже возсия благодать Господня на месте варяжских вертепов. Там же яко наставник иноков явился еси. Почитая таковая деяния твоя, всем сердцем воспеваем ти:

Радуйся, житием своим терпению нас научающий; радуйся, любовь Божию людям показующий;

Радуйся, плодами благочестия украшенный; радуйся, терпение и незлобие всему миру явивый.

Радуйся, теплый предстательниче наш пред престолом Всевышнего; радуйся, души отчаянныя ко Христу направляющий.

Радуйся, всехвальне преподобне отче, благими делы братию в ревности о Господе утвердивый; радуйся, Христа ради железное на теле своем носивый.

Радуйся, сомнение и маловерие из душ смятенных изгоняющий; радуйся, чистоту и смирение собою являющий.

Радуйся, ангелонравный человече; радуйся, дивный о Господе подвижниче.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 3

Нося в чине ангельском иноческий образ, крылатому льву уподобился еси. Яко лев оживляет рыком своих мертвых, тако же и ты смиренными и кроткими речами воскрешал еси усопших иноков. Недоумеваяся о таковом чудесном превращении, взываем Богу Всемогущему: Аллилуйя.

Икос 3

Вкупе со евангелистом Марком и пророком Божиим Иезекиилем, некогда узревшими средь ликов ангельских наделенное крилами львиное подобие, удостоился еси и ты, богоблаженне, поминаем быти наравне с древнейшими наперстники Христа. Мы же, почитающе сия, зовем ти:

Радуйся, со апостолом Марком крылатому льву подобен бывый; радуйся, Божественного Духа носительниче.

Радуйся, великий чудотворче; радуйся, благомощный молитвенниче. Радуйся, свеща неугасимая, в молитвах к Богу ярко горящая; радуйся, пророка Иезекииля благий последователю.

Радуйся, яко весь во Господе пребывавый; радуйся, к нему бодренно и неуклонно ученики твоя направлявый.

Радуйся, куколь незлобия на ся возложивый; радуйся, смирения и послушания зерцало.

Радуйся Пресвятыя Богородицы избранный любимиче; радуйся, верный исполнителю заповедей Сына Ея и Бога.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 4

Бурю житейскую, в умах братии мятущуюся, кротостию и незлобием преодолевал еси, блаженне Марко. В благоотишии пещернем богоугодно подвизался еси, наставляя иноков на всяку добродетель. Темже заслужил еси быти почитаем вкупе со Антонием и Феодосием, первоначальниками иночества и монашескаго общежития на Руси. Се ведуще, взываем Богу: Аллилуйя.

Икос 4

Бысть егда, утрудяся телесно, изнемогл еси, оставив место погребения тесным и нерасширенным. Инока, внезапно умерша, никто же не возмог в том неудобном гробе оправити достойно. Тогда ты приказал еси усопшему, взявши сосуд, возлити на себе елей крестообразо. И было по сему. При виде чуда братия, зело роптавшая, объялася смертельным ужасом и трепетом. И мы с благоговением трепещем, воспевая ти:

Радуйся, яко память твоя, не токмо братиею монастырскою величается; радуйся, помощниче неутомимый скорбящих и нуждающихся.

Радуйся, ходатаю наш у Престола Божия непостыдный; радуйся, смиренный многотрудниче, кротостию и незлобием многия в вере утвердивый.

Радуйся, даров Божиих преисполненный; радуйся, беспрекословную любовь к ближним явивый.

Радуйся, послушания рачителю; радуйся, своими чудесы и предсказании монахов от недоумения и от юродства непотребного спасавый.

Радуйся, трудолюбия правило; радуйся, подвиги духовными плоть твою духу покоривый.

Радуйся, яко Антония и Феодосиа учеником соделался еси; радуйся, яко с ними вкупе во славе небесней пребывая, Бога выну о нас грешных умоляеши.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 5

Еще бысть, егда другое место погребения явилось неготово. Новопреставленного оживив, ты, преподобне Марко, велел еси ему смиренне дожидатися своего часа. Воскресший же, раскрывши очи, не закрывал их целый день и нощь. Наутро же, прикрыв глазницы, предал дух свой в руце Божии и с честью был положен на готовом месте. Новому явлению чудящеся, взываем: Аллилуйя.

Икос 5

Уведевше тя, преподобне Марко, яко чудес творителя и прозорливца, многия усердно тя восхваляху и желаху получити благодать молитв твоих. Ты, по глаголу Божию, никого же отгонял еси, но ревностно спасению молящихся служил еси. Сего ради, воспеваем ти похвальная:

Радуйся, служивый Церкви Божией от трудов твоих праведных; радуйся, в собственноручно вырытой пещере пристанище спасения получивый.

Радуйся, в молитве непрестанно пребывавый; радуйся, Лавру Печерскую и священный град Киев молитвенным бдением от бед ограждавый.

Радуйся, претворивый пещерное жилище разбойников в храмы Господа Славы; радуйся, в подземных кровех главу глубиннаго змия крепко сокрушивый.

Радуйся, преподобне отче, богомудрием высоким преисполненный; радуйся, наставниче богоносне, дары Духа Святаго преукрашенный.

Радуйся, апостола Марка словеса возлюбивый; радуйся, всю братию трудолюбию поучавый.

Радуйся, даров духовных всем к тебе притекающим у Господа испрошающий; радуйся, от всякаго недоумения и нас спасающий.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 6

Внове воссия слава подвигов твоих, блаженне Марко, егда двоица духовных братий возжеле по смерти во едином гробе возлещи: старший горе, младший низу. Феофилу старшему, из монастыря временно исшедшу, пришла весть о смерти Иоанна, младшего. Вернувшеся и видев свое место занято, старший возопи: «Како можеши на мое место класти младшего?» Ты же, Марко, кротце поклонившеся ему, просил еси умершего ожити и перейти на свое место. И было так. Старший брат, роптавший на блаженного, припал к ногам его, глаголя: «Согрешил я, отче». Се познавше, мы зовем избравшему тя Богу: Аллилуя.

Икос 6

Согрешивый гневом Феофил опечалился зело, рек тебе: «Молю, прикажи брату, чтобы он лег там снова». Ты же отвещал еси: «Сам Господь, уничтожая распрю между нами, сотворил сие. Восставляти мертвых - дело Божие. Я же есмь человек грешный. Но знай и то: негоже, уповая на старшинство, ни в гнев впадати, ни своевольно братскую обитель покидати». Сему дивяся умиленно, поем ти таковая:

Радуйся, смирения любителю; радуйся, дивная похвало ревностных трудников по Бозе.

Радуйся, роптавшей братии примирителю; радуйся, мира и тишины во обители насадителю.

Радуйся, ученики твоя от сетей невидимаго врага молитвою твоею соблюдавый; радуйся, искушенный на мнозе, искушаемым помогавый.

Радуйся, чистое вместилище добродетелей; радуйся, красное селение Духа Святаго.

Радуйся, смиренно творити добродетели нас научающий; радуйся, к подвигам благочестия всех призывающий.

Радуйся, кротостию твоею братию и людия мирския удививый; радуйся, града Киева небесный заступниче.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 7

Чудо прозорливости явил еси, блаженне Марко, егда велел еси Феофилу готовитися к скорой смерти. Тот же, раздав имущество убогим, уединился в келлии своей, стеня, рыдая и постяся - дабы умилостивити Всевышнего и получити время на покаяние. Се ведуще, молитвенно взываем Богу: Аллилуйя.

Икос 7

От плача преподобный Феофил ослеп, плоть его истаяла до крайности за много дней. Тогда ты, Марко, молвил еси безутешному: «Прости, я пожелал тебе сего, предсказавши скорую кончину, дабы смирити твое плотское высокоумие. Сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит». Видя таковое исцеление душевное, поем ти:

Радуйся, всехвальне отче, со мудрыми учителеми монашестими в Царствие Небесное вшедый; радуйся, на путь спасения оттудуже нас призывающий.

Радуйся, скорби людския угашающий; радуйся, страстьми одержимых от гибели спасающий.

Радуйся, яко многия от неверия отвративый; радуйся, яко мощи твоя святыя и ныне всех припадающих к ним от всякого злого обстояния спасают.

Радуйся, даже до отшествия твоего ко Господу всех в разуме Христовом наставлявый; радуйся, день кончины своея предведый.

Радуйся, древним пророком Божиим равночестный; радуйся, прозорливости благодатныя преисполненный.

Радуйся, чудеса преславна в житии твоем совершивый; радуйся, Бога прославивый подвиги твоими.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 8

Наглавие твое честное, яко шлем, укрывает нас от зла, обновляет душу, ограждает от бесовскаго прельщения, лечит от греховных язв. Тебе изрядно послужившее, тысячу лет оно хранило твои помыслы. Мы же, осеняемии сим клобуком, вдохновляемся на подвиги ради Всевышняго, взывая: Аллилуйя.

Икос 8

Клобук архиепископа, шлем воина и куколь схимника объединила есть в себе твоя благая шапка, ею же мы каждодневно осеняеми, получаем силу и надежду на спасение. Ты же, почиваяй с преподобными на Небесех, не остави нас молитвами твоими, буди нам споборник и стена несокрушимая, да зовем ти:

Радуйся, велию власть на духи нечистыя от Господа приявый; радуйся, людей, стужаемых привидении диавольскими молитвою твоею очистивый.

Радуйся, многия бесноватыя от мучительства демонскаго свободивый; радуйся, вся привидения и искушения сатанинская победивый.

Радуйся, бесов и колдунов грозно карающий; радуйся, яко просящих защиты от них и вспоможения не отторгающий.

Радуйся, от мучительства демонскаго многия человеки молитвою твоею свобождаеши; радуйся, яко исцеления благодатныя от гроба твоего верным подаеши.

Радуйся, победивый враги невидимыя глубоким твоим смирением; радуйся, низложивый и посрамивый гордыню злобнаго велиара.

Радуйся, в час смертный всем нам благонадежный помощниче; радуйся, от насилия диавольскаго многомощный нам защитниче.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 9

Сколь ни старался подкупити тя глубинный змий, ты оставался еси непреклонен, отче наш честный, и ныне ревностно храниши души верных, не предаеши их на гибель, защищаеши от всяких зол. Темже вси, заступничество получившии, вопиют Спасителю: Аллилуйя.

Икос 9

Стена еси твердая и прибежище необоримое молящимся тебе, преподобне отче наш Марко. Сего ради вопием ти: охраняй нас всегда от враг видимых и невидимых, буди заступлением непостыдным и надеждою неизменяемою всем нам, прославляющим тебе глаголы сицевыми:

Радуйся, душевныя страсти умертвляющий; радуйся, ко спасению всех призывающий.

Радуйся, благочестию и смирению нас научающий; радуйся, мятущихся и маловерных в вере укрепляющий.

Радуйся, на труд духовный нас воздвигающий; радуйся, мир Божий в сердца людей приносящий.

Радуйся, дух злобы в сердцах озлобленных угашающий; радуйся, от сетей вражиих нас избавляющий.

Радуйся, делы благими душу свою украсивый; радуйся, с лики небесными Творца прославивый.

Радуйся, славы божественныя удостоивыйся; радуйся, на небеси обитель себе обретый.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 10

Яко видеста очи твоя пренесение мощей преподобного Феодосиа, ты бо своима рукама их во храме возложил еси, ныне в горнем Иерусалиме, вкупе со великими учителеми пребываеши. Призри и на нас, ты, угодниче Божий, благосердием твоим от всякия напасти защити, от бесовских наваждений и от ран греховных охрани, исцеление подаждь молитвами твоими, да благодарне воззовем ко Господу: Аллилуиа.

Икос 10

Ветия многовещанныя не могут разумети, како ты гласом своим чудеса творил еси, како целомудрием единым, постничеством и смирением неизбывную Божию благодать стяжал еси. Надо всем тем Богородицы лик сияет, Ей же святые молебны вкупе с тобою творяще, из глубины сердец наших зовем:

Радуйся, изрядный слуго Пресвятыя Девы; радуйся, с Нею вкупе молитися за ны ко Господу дерзновение получивый.

Радуйся, велию власть на диавола от Господа имеющий; радуйся, вся искушения духов тмы победоносно отражающий.

Радуйся, цвете прекраснейший рая небесного; радуйся, всем скорбящим благий утешительниче.

Радуйся, целомудрия рачителю; радуйся, яко и вся Русь Православная тя пред Господом величает.

Радуйся, яко тя гонителем бесов нарицают; радуйся, яко ты еси Лавры Печерския и града Киева молитвенниче святый.

Радуйся, в горних обителех пребывающий; радуйся, о нас грешных тамо молящийся.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 11

Пещеры Лаврския, выну Подземным Небом величавшаяся, и ныне всеми тако величаются, понеже истекает от могил, вырытых тобою, Марко, и позднейшими усердными копателями благодать. В рацех положеннии святии принимают лобызания и молитвенные воздыхания за всех, кто праведным житием своим стяжали от Всевышняго дар чудотворения и посмертного нетления, обаче всех имен подвижников не вемы. Прославляем ныне благодатный сей некрополь паче пирамид египетских и прочих величайших кладбищ мира, вознося в небесный рай молитву: Аллилуйя.

Икос 11

Еретики пытахуся разрушити некрополь, основанный тобою; людие, не веровавшия во благодать святых мощей, потщашася зело вывезти и сожещи нетленные останки преподобных. Однако же посрамлены явилися безбожники и богоборцы: не допустил Всевышний кощунственного разорения, ибо Господь посрамлен не бывает. Припадая же к ракам преблагословенным, из глубины сердец взываем сице:

Радуйся, блаженне Марко, даже по смерти еретическую злобу посрамивый; радуйся, яко житием своим пещерным ангелов удививый.

Радуйся, о снискании жизни вечныя наш ходатаиче преблагий; радуйся, яко за Русь Православную, молитвенниче пресвятый.

Радуйся, всем ищущим милосердия Божия всегда помогающий; радуйся, о всех страждущих и труждающихся молитвы о нас Богу приносящий;

Радуйся, преподобне отче, чудодейственную шапку нам даровавый; радуйся, под нею же стоящим велию надежду и неиссякаемую помощь подаеши.

Радуйся, изрядный слуго Пречистыя Девы; радуйся, молитвы усердныя за нас пред нею приносящий.

Радуйся, благоволением Богоматере осененный; радуйся, откровений Божественных от Нея удостоенный.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 12

Имуще дар великой благодати Божией, святе преподобне отче Марко, и ныне неоскудно помогаеши всем жаждущим защиты и спасения. Подвиги твоя, многажды воспетыя в летописаниих, запечатленныя на стенах храмов и в изображениих святых икон, вдохновляют нас на житие по Бозе. Ты бо охраняеши и укрепляеши труждающихся, наставляеши заблудших, подставляя рамо крепкое ведущим брань противу духовом злобы поднебесным. Ныне же и нам, тебе молящимся, источи от Бога струи исцеления, да зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Чудотворные мощи твоя подают неоскудеваемые исцеления всем с верою притекающим к раце твоей честней, коей место есть в Ближних пещерах велицей Лавры Киево-Печерстей, во единей келлии с любящими братиями Феофилом и Иоанном, вкупе такожде и с преподобным Титом. Прославляем тя сердечно со всеми преподобными Печерскими, глаголя сице:

Радуйся, распинати плоть со страстьми и похотьми научающий; радуйся, о чтущих память твою ходатаю и покровительниче.

Радуйся, ко гробу твоему притекающим отраду подающий; радуйся, о спасении Отечества нашего присно ходатайствующий.

Радуйся, учителю монахов, многими чудесы всю братию удививый; радуйся, со всеми преподобными отцы в Лавре прославляемый.

Радуйся, усердный предстателю, у Престола Божия молитвы о нас приносящий; радуйся, от насилия диавольскаго многомощный нам защитниче.

Радуйся, Лавры Печерския крепкое ограждение; радуйся, по Бозе и Богородице непостыдное наше упование.

Радуйся, яко семя твое духовное не оскуде в земли Российстей; радуйся, яко веселишися со чады твоими во обителех райских.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 13

Кондак 13

О великий чудотворче, богоблаженне отче Марко, смиренне понесый крест жития пещернаго, сокрушивый мерзкую главу внутренняго змия, за вся сия от Бога милость велию приявый, приими от нас, грешных и недостойных, моление сие, к тебе приносимое, огради нас молитвами твоими от наветов духов тьмы и всех, мыслящих нам злая, избави от скорбей и болезней, от злых человек и напрасныя смерти. Ты бо еси молитвенниче и помощниче великий, взывающих к тебе неутомимый в Небе заступниче, да с тобою и мы, ко спасению придя, воспоем всепобедную песнь Богу нашему: Аллилуйя.

Кондак 13

О великий чудотворче, богоблаженне отче Марко, смиренне понесый крест жития пещернаго, сокрушивый мерзкую главу внутренняго змия, за вся сия от Бога милость велию приявый, приими от нас, грешных и недостойных, моление сие, к тебе приносимое, огради нас молитвами твоими от наветов духов тьмы и всех, мыслящих нам злая, избави от скорбей и болезней, от злых человек и напрасныя смерти. Ты бо еси молитвенниче и помощниче великий, взывающих к тебе неутомимый в Небе заступниче, да с тобою и мы, ко спасению придя, воспоем всепобедную песнь Богу нашему: Аллилуйя.

Икос 1

Ангелоподобный иноче, безмездный копателю, молитвенныя келлии и смертныя одры приготовлявый, землю на рамах своих носивый, за вся сия Небесную награду ожидавый, людскую мзду убогим раздавал еси. Дивяся таковому твоему усердию, велицей кротости и нестяжанию, взываем ти хвалебне:

Радуйся, всем сердцем Бога возлюбивый; радуйся, пещерное подвижничество в послушание себе вменивый.

Радуйся, служити миру отрекийся; радуйся, работати Единому Богу возжелевый.

Радуйся, мир и вся красная его презревый; радуйся, о горних благах выну помышлявый.

Радуйся, из темных лабиринтов к Богу очи сердца возводивый; радуйся, дар прозорливости и чудотворения от Него стяжавый.

Радуйся, труды наша на пути спасения облегчающий; радуйся, к тебе прибегающих скорый помощниче.

Радуйся, ризы безыскусныя носивый; радуйся, града Киева и Лавры Печерския велелепное украшение.

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Кондак 1

Избранный многотрудниче, угодниче Христов, богоблаженне Марко, в посте, молитве, неустанном бдении вся дни и нощи провождавый, темже велии дары Пресвятаго Духа стяжавый, моли Всевышняго и Пресвятую Деву Богородицу изъяти нас от скорбных обстояний, подати нам спасение необоримое, да со умилением зовем ти:

Радуйся, преподобне отче наш Марко, скорый помощниче и молитвенниче о всех к тебе прибегающих.

Молитва

О великий и предивный чудотворче, богоблаженне отче наш Марко, всего себе служению Христу отдавый, до изнеможения священныя гробы копавый, монахов на путь правый наставлявый и от грехов нечаянных их ограждавый, услыши нас, молящихся тебе, яви на нас любовь свою, умоли Всевышнего Бога и Пресвятую Деву Богородицу избавитися нам от всякого злаго обстояния и от геенны огненной, да безболезненно и непреткновенно войдем в чертоги Господа нашего Иисуса Христа и сподобимся вкупе с тобою во Царствии Небеснем пети Ему: Аллилуиа.

Краткие жития преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах

О пре-по-доб-ных Мар-ке Гро-бо-ко-па-те-ле, Фе-о-фи-ле Плач-ли-вом и Иоанне (XI-XII) рас-ска-зы-ва-ет Ки-е-во-Пе-чер-ский Па-те-рик. Два бра-та-ино-ка, пре-по-доб-ные Фе-о-фил и Иоанн, так лю-би-ли друг дру-га, что упро-си-ли пре-по-доб-но-го Мар-ка при-го-то-вить им од-ну мо-ги-лу.

Спу-стя мно-го лет стар-ший брат был по-слан по мо-на-стыр-ским де-лам. В то вре-мя брат Иоанн за-бо-лел и умер. Через несколь-ко дней воз-вра-тил-ся пре-по-доб-ный Фе-о-фил и по-шел вме-сте с бра-ти-ей по-смот-реть, где по-ло-жен умер-ший. Уви-дев, что он ле-жит в об-щем их гро-бе на пер-вом ме-сте, воз-не-го-до-вал на бла-жен-но-го Мар-ка и ска-зал: «За-чем по-ло-жил его здесь на мо-ем ме-сте? Я стар-ше его». Пе-щер-ник, со сми-ре-ни-ем кла-ня-ясь пре-по-доб-но-му Фе-о-фи-лу, про-сил про-стить его. За-тем, об-ра-тись к усоп-ше-му, ска-зал: «Брат, встань и дай это ме-сто стар-ше-му, а ты ляг на дру-гом ме-сте». И мерт-вый по-дви-нул-ся во гро-бе. Уви-дев это, пре-по-доб-ный Фе-о-фил пал к но-гам пре-по-доб-но-го Мар-ка и про-сил про-ще-ния. Пе-щер-ник за-ме-тил ему, чтобы он за-бо-тил-ся о сво-ем спа-се-нии, так как через неко-то-рое вре-мя его так-же при-не-сут сю-да. Услы-шав это, пре-по-доб-ный Фе-о-фил при-шел в ужас и ре-шил, что ско-ро умрет. Раз-дав всё, что имел, и оста-вив толь-ко ман-тию, он каж-дый день ожи-дал смерт-но-го ча-са. Ни-кто не мог удер-жать его от слез или за-ста-вить вку-сить слад-кой пи-щи. От слез пре-по-доб-ный Фе-о-фил по-те-рял зре-ние. Пре-по-доб-ный Марк пе-ред кон-чи-ной на его моль-бу уме-реть вме-сте с ним ска-зал: «Не же-лай смер-ти, она при-дет, хо-тя бы ты и не же-лал. Вот что по-слу-жит зна-ме-ни-ем близ-кой тво-ей кон-чи-ны: за три дня до смер-ти ты про-зре-ешь». Сло-ва свя-то-го ис-пол-ни-лись. Те-ло пре-по-доб-но-го Фе-о-фи-ла по-ло-же-но в Ан-то-ни-е-вой пе-ще-ре, в гро-бе вме-сте с его бра-том пре-по-доб-ным Иоан-ном, вбли-зи мо-щей пре-по-доб-но-го Мар-ка.

Полные жития преподобных Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах

Пре-по-доб-ные Марк, Иоанн и Фе-о-фил под-ви-за-лись в Ки-е-во-Пе-чер-ской оби-те-ли в кон-це XI и са-мом на-ча-ле XII вв.

За-ня-ти-ем пре-по-доб-но-го Мар-ка бы-ло ко-пать пе-ще-ры и го-то-вить ка-мо-ры - ме-ста для по-гре-бе-ния бра-тии (от-то-го он на-зы-вал-ся Пе-чер-ник, то есть жи-ву-щий в пе-ще-ре). Но и при та-ком про-стом тру-де по-движ-ник до-стиг необы-чай-но ду-хов-но-го со-вер-шен-ства. Жи-вя в пе-ще-ре, пре-по-доб-ный сво-и-ми ру-ка-ми ко-пал та-кие мо-ги-лы и на сво-их пле-чах вы-но-сил вон зем-лю. День и ночь тру-дясь для Гос-по-да, пре-по-доб-ный при-го-то-вил мно-го мест для по-гре-бе-ния бра-тии. По-движ-ник не брал за свой труд ни-че-го; ес-ли же кто доб-ро-воль-но да-вал ему что-ни-будь, он при-ни-мал и все раз-да-вал ни-щим. В без-мол-вии тру-дясь и бодр-ствуя день и ночь, прп. Марк од-на-ко не удо-вле-тво-рял-ся эти-ми тру-да-ми и по-дви-га-ми. Сми-ряя плоть свою по-стом, бде-ни-ем и мо-лит-вой, для пол-но-го умерщ-вле-ния ее он воз-ло-жил на чрес-ла свои тя-же-лые вери-ги и воз-дер-жи-вал-ся да-же в упо-треб-ле-нии во-ды: ко-гда му-чи-ла жаж-да, он пил во-ды лишь столь-ко, сколь-ко вме-ща-лось в его мед-ном кре-сте, ко-то-рый он все-гда но-сил с со-бою.

Бо-гу угод-ны бы-ли непре-стан-ные тру-ды и по-дви-ги прп. Мар-ка, и Он спо-до-бил Пе-чер-ни-ка та-кой чу-дес-ной си-лы, что да-же мерт-ве-цы слу-ша-лись его го-ло-са.

Од-на-жды Марк, по обы-чаю ко-пая мо-ги-лу, уто-мил-ся до из-не-мо-же-ния и оста-вил ме-сто тес-ным и нерас-ши-рен-ным. Слу-чи-лось, что в этот же день умер один болев-ший инок и для него не на-шлось дру-гой мо-ги-лы, кро-ме этой уз-кой и неудоб-ной. То-гда же бы-ло в обы-чае хо-ро-нить те-ло умер-ше-го в день его смер-ти. По-это-му ско-ро при-нес-ли мерт-во-го в пе-ще-ру к недо-кон-чен-ной ка-мо-ре и вслед-ствие тес-но-ты с тру-дом уло-жи-ли его. Ни убрать мерт-во-го, ни по-пра-вить на нем одежд, ни да-же воз-лить на него елей ока-за-лось со-вер-шен-но невоз--мож-ным, на-столь-ко уз-ким и неудоб-ным бы-ло ме-сто. То-гда бра-тия воз-роп-та-ли на Мар-ка. Пе-чер-ник же со сми-ре-ни-ем низ-ко кла-нял-ся всем и го-во-рил: «Про-сти-те ме-ня, от-цы свя-тые, за немо-щью не до-кон-чил я». Но бра-тия еще боль-ше бра-ни-ли и уко-ря-ли его. То-гда Марк, об-ра-тив-шись к мерт-во-му, ска-зал ему: «Брат, ме-сто тес-но; так по-тру-дись ты сам, возь-ми мас-ло и воз-лей на се-бя». И мерт-вый, при-под-няв-шись немно-го, про-стер ру-ку, взял мас-ло, воз-лил его кре-сто-об-раз-но на грудь и ли-цо свое и, от-дав-ши со-суд, сам пе-ред все-ми при-брал се-бя, лег и уснул. Страх и тре-пет объ-яли всех, ви-дев-ших та-кое чу-до.

Дру-гой брат по-сле дол-гой бо-лез-ни по-мер. Один из дру-зей его отер губ-кой те-ло по-кой-но-го и по-шел в пе-ще-ру по-смот-реть ме-сто, где бу-дет ле-жать те-ло усоп-ше-го. Он спро-сил об этом Мар-ка Пе-чер-ни-ка, но бла-жен-ный от-ве-чал ему: «Пой-ди и ска-жи бра-ту: по-до-жди до зав-тра, по-ка ис-ко-па-ют те-бе ме-сто, то-гда и отой-дешь от жиз-ни на по-кой». «От-че, - воз-ра-зил Мар-ку при-шед-ший инок, - ко-му го-во-рить ты ве-лишь? Я уже гу-бкою отер его мерт-вое те-ло». Но пре-по-доб-ный сно-ва по-вто-рил ему: «Ты ви-дишь: ме-сто еще не го-то-во. Я ве-лю те-бе - иди и ска-жи умер-ше-му: греш-ный Марк го-во-рит те-бе: про-жи-ви еще этот день, а зав-тра отой-дешь к же-ла-е-мо-му то-бою Хри-сту, Гос-по-ду на-ше-му. Ко-гда при-го-тов-лю ме-сто, ку-да по-ло-жить те-бя, то при-шлю за то-бою».

По-ви-ну-ясь прп. Мар-ку, инок воз-вра-тил-ся в мо-на-стырь. Здесь все бра-тия со-вер-ша-ли по-гре-баль-ное пе-ние над усоп-шим. То-гда инок встал пе-ред ни-ми и об-ра-тил-ся к по-кой-но-му с та-ки-ми сло-ва-ми: «Марк го-во-рит те-бе, что ме-сто те-бе еще не при-го-тов-ле-но, по-до-жди до утра». Все удив-ля-лись этим сло-вам. Но еще бо-лее изу-ми-тель-но бы-ло то, что по это-му сло-ву ду-ша усоп-ше-го воз-вра-ти-лась в те-ло его; он от-крыл гла-за и всю ночь оста-вал-ся жи-вым, с от-кры-ты-ми гла-за-ми, толь-ко не го-во-рил ни-че-го. На дру-гой день друг его опять по-шел в пе-ще-ру узнать, го-то-во ли ме-сто. Бла-жен-ный Марк встре-тил его и ска-зал: «Пой-ди и ска-жи ожив-ше-му: Марк го-во-рит те-бе: оставь эту вре-мен-ную жизнь и пе-рей-ди в веч-ную; го-то-во ме-сто для те-ла тво-е-го. Дух свой пре-дай Бо-гу, а те-ло твое бу-дет по-ло-же-но здесь, в пе-ще-ре со свя-ты-ми от-ца-ми».

Брат по-шел и пе-ре-дал ожив-ше-му дру-гу сло-ва прп. Мар-ка. Тот на гла-зах у всех, при-шед-ших по-се-тить его, тот-час сме-жил очи и пре-дал дух свой Бо-гу. Он был по-гре-бен в пе-ще-ре, на при-го-тов-лен-ном для него ме-сте. И все ди-ви-лись это-му чу-ду.

В Пе-чер-ском мо-на-сты-ре жи-ли два ду-хов-ных бра-та - Иоанн и Фе-о-фил. От юно-сти они бы-ли со-еди-не-ны уза-ми ду-хов-ной люб-ви: име-ли од-ну во-лю, од-ни мыс-ли и же-ла-ния, оди-на-ко-вую рев-ность по Бо-ге. Они упро-си-ли прп. Мар-ка при-го-то-вить им об-щее ме-сто для по-гре-бе-ния, где бы они мог-ли лечь вме-сте, ко-гда Гос-подь им по-ве-лит. Мно-го вре-ме-ни спу-стя стар-ший из них, Фе-о-фил, от-лу-чил-ся из оби-те-ли по ка-кой-то нуж-де. В это вре-мя млад-ший брат, Иоанн, уго-див Гос-по-ду, раз-бо-лел-ся и скон-чал-ся. Его по-хо-ро-ни-ли на при-го-тов-лен-ном ме-сте. Через несколь-ко дней по смер-ти Иоан-на воз-вра-тил-ся Фе-о-фил и, узнав о кон-чине лю-би-мо-го бра-та, силь-но скор-бел. По-том, взяв-ши с со-бою несколь-ко ино-ков, он по-шел в пе-ще-ру по-смот-реть, где и на ка-ком ме-сте по-ло-жен умер-ший. Уви-дев, что тот по-ло-жен на пер-вом ме-сте в их об-щей ка-мо-ре, силь-но раз-гне-вал-ся на Мар-ка, мно-го роп-тал на него и с него-до-ва-ни-ем го-во-рил: «За-чем ты по-ло-жил его здесь? Я стар-ше, а ты по-ло-жил его на мо-ем ме-сте». Пе-чер-ник, сми-рен-но кла-ня-ясь ему, от-ве-чал: «Про-сти ме-ня, брат, со-гре-шил я пред то-бою». За-тем, об-ра-тясь к умер-ше-му, ска-зал ему: «Брат, встань и усту-пи ме-сто не умер-ше-му, а сам ляг на дру-гом, низ-шем ме-сте». И вдруг по сло-ву бла-жен-но-го умер-ший встал и лег на дру-гом ме-сте. Силь-ный ужас объ-ял всех при-сут-ству-ю-щих. То-гда роп-тав-ший на пре-по-доб-но-го Фе-о-фил с тре-пе-том при-пал к но-гам его и про-сил: «От-че, со-гре-шил я, по-тре-во-жил с ме-ста бра-та мо-е-го. Мо-лю те-бя, при-ка-жи ему опять лечь на ста-ром ме-сте». Но бла-жен-ный сми-рен-но от-ве-чал ему: «Гос-подь Сам пре-кра-тил враж-ду меж-ду на-ми. Ра-ди тво-е-го ро-по-та, чтобы ты, веч-но враж-дуя, не дер-жал зло-бы на ме-ня, Он со-тво-рил та-кое чуд-ное де-ло, что да-же без-душ-ное те-ло по-ка-за-ло ис-тин-ную лю-бовь к те-бе, усту-пая те-бе ста-рей-шин-ство и по смер-ти. И я хо-тел бы-ло, чтобы, не вы-хо-дя от-сю-да, ты вос-поль-зо-вал-ся сво-им стар-шин-ством и тот-час был бы по-ло-жен здесь. Но так как ты еще не го-тов к смер-ти, то пой-ди и по-за-боть-ся о сво-ей ду-ше: через несколь-ко дней те-бя при-не-сут сю-да. Вос-кре-шать умер-ших - де-ло Бо-жие, а я че-ло-век греш-ный. Вот мерт-вый, не стер-пев тво-е-го гне-ва, оскорб-ле-ний и уко-ров мне, усту-пил те-бе по-ло-ви-ну ме-ста, при-го-тов-лен-но-го для вас обо-их. И так как толь-ко Все-мо-гу-щий Бог мо-жет под-нять его, то я сам со-бою не мо-гу ска-зать умер-ше-му: встань и опять ляг на выс-шем ме-сте. При-ка-жи ему те-перь ты, не по-слу-ша-ет ли он те-бя, как те-перь?» Услы-шав это, Фе-о-фил при-шел в ужас и ду-мал, что тут же па-дет мерт-вым и не дой-дет до мо-на-сты-ря. До-брав-шись до сво-ей кел-лии, он пре-дал-ся по-дви-гу непре-стан-но-го пла-ча. Раз-дав все до по-след-ней со-роч-ки и оста-вив у се-бя толь-ко сви-ту и ман-тию, Фе-о-фил каж-дый день ожи-дал смерт-но-го ча-са. И ни-кто не мог удер-жать его от слез; ни-кто не мог при-ну-дить его вку-сить слад-кой пи-щи. Каж-дое утро он го-во-рил сам се-бе: «Не знаю, до-жи-ву ли я до ве-че-ра». При-хо-ди-ла ночь, и он с пла-чем го-во-рил: «Что мне де-лать? До-жи-ву ли я до утра? Ибо мно-гие, встав-ши утром, не до-сти-га-ли ве-че-ра и, воз-лег-ши на сво-их ло-жах, уже не вста-ва-ли с них. Тем бо-лее я, уже по-лу-чив-ший из-ве-ще-ние от пре-по-доб-но-го, что ско-ро кон-чит-ся жизнь моя». И со сле-за-ми мо-лил он Гос-по-да дать ему вре-мя по-ка-я-ния. Каж-дый день и час ожи-дал Фе-о-фил кон-чи-ны сво-ей, из-ну-ряя се-бя по-стом, пла-ча и мо-лясь непре-стан-но. Та-ким по-дви-гом в те-че-ние несколь-ких лет Фе-о-фил до то-го ис-су-шил свое те-ло, что мож-но бы-ло счесть все его су-ста-вы и ко-сти. Мно-гие при-хо-ди-ли уте-шать его, но сво-и-ми ре-ча-ми толь-ко до-во-ди-ли до боль-ше-го ры-да-ния. На-ко-нец от непре-стан-ного пла-ча и слез он ослеп.

Пре-по-доб-ный же Марк, про-ви-дев час от-ше-ствия сво-е-го ко Гос-по-ду, при-звал Фе-о-фи-ла и ска-зал ему: «Брат Фе-о-фил! Про-сти ме-ня, что я огор-чил те-бя на мно-го лет, и мо-лись обо мне, ибо я уже от-хо-жу из это-го све-та. Ес-ли я по-лу-чу дерз-но-ве-ние пред Все-выш-ним, то не за-бу-ду мо-лить-ся за те-бя, да спо-до-бит нас Гос-подь сви-деть-ся там и быть вме-сте с от-ца-ми на-ши-ми Ан-то-ни-ем и Фе-о-до-си-ем». Фе-о-фил с пла-чем от-ве-чал ему: «Отец Марк! За-чем ты ме-ня остав-ля-ешь? Или возь-ми ме-ня с со-бою, или дай мне про-зреть». «Не скор-би, брат, - от-ве-чал ему пре-по-доб-ный Марк, - те-лес-ны-ми оча-ми ты ослеп ра-ди Бо-га, а ду-хов-ны-ми про-зрел на ра-зу-ме-ние Его. Объ-явив те-бе близ-кую кон-чи-ну, я стал ви-ною тво-ей сле-по-ты. Но я хо-тел при-не-сти поль-зу ду-ше тво-ей, пре-вра-тив твое вы-со-ко-умие в сми-ре-ние, ибо серд-це со-кру-шен-но и сми-рен-но Бог не уни-чи-жит ()». Фе-о-фил от-ве-чал пре-по-доб-но-му: «Знаю, отец мой, что за гре-хи мои я дол-жен был пасть мерт-вым пред то-бою в пе-ще-ре то-гда же, как ты вос-кре-сил умер-ше-го бра-та мо-е-го, но Гос-подь по-ща-дил ме-ня ра-ди тво-их свя-тых мо-литв, дал мне жизнь, ожи-дая мо-е-го по-ка-я-ния. Те-перь же я про-шу те-бя о сем: или возь-ми ме-ня с со-бою к Гос-по-ду, или воз-вра-ти свет очам мо-им». То-гда прп. Марк сно-ва воз-ра-зил ему: «Нет те-бе нуж-ды ви-деть этот ма-ловре-мен-ный свет, а луч-ше про-си Гос-по-да, чтобы Он спо-до-бил те-бя уви-деть сла-ву Его. И смер-ти не же-лай: она при-дет, хо-тя бы ты и не хо-тел. И вот те-бе зна-ме-ние тво-е-го от-ше-ствия: за три дня до кон-чи-ны тво-ей ты про-зришь, так отой-дешь ко Гос-по-ду и узришь там свет нескон-ча-е-мый и сла-ву неиз-ре-чен-ную». Ска-зав это, прп. Марк по-чил, и чест-ные мо-щи его бы-ли по-ло-же-ны в пе-ще-ре, на ме-сте, ко-то-рое он сам се-бе вы-ко-пал.

Глу-бо-ко опе-ча-ли-ла пре-по-доб-но-го Фе-о-фи-ла раз-лу-ка с от-цом и на-став-ни-ком его пре-по-доб-ным Мар-ком. Кон-чи-на Пе-чер-ни-ка уяз-ви-ла серд-це Фе-о-фи-ла и удво-и-ла его плач и ры-да-ния. Це-лые ис-точ-ни-ки слез про-ли-вал он, а сле-зы все бо-лее и бо-лее умно-жа-лись. Он имел со-суд и, ста-но-вясь на мо-лит-ву, ста-вил его пред со-бою и неутеш-но пла-кал над ним, вспо-ми-ная кон-чи-ну на-став-ни-ка, со сле-за-ми по-мыш-ляя и о сво-ем ско-ром от-ше-ствии из это-го брен-но-го ми-ра. И через несколь-ко лет со-суд этот был по-лон слез. На-ко-нец, узнав при-бли-же-ние сво-ей кон-чи-ны, Фе-о-фил при-леж-но мо-лил Гос-по-да, чтобы угод-ны бы-ли пред Ним сле-зы его. Под-няв ру-ки к небу, он мо-лил-ся: «Вла-ды-ко Че-ло-ве-ко-люб-че, Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, Ца-рю мой Пре-свя-тый! Ты - не хо-тя-щий смер-ти греш-ни-ков, но ожи-да-ю-щий их об-ра-ще-ния, зна-ю-щий глу-бо-кую немощь на-шу, Уте-ши-те-лю Бла-гий! Ты - здра-вие боль-ным, греш-ни-ком спа-се-ние, из-не-мо-га-ю-щим укре-пи-тель, па-да-ю-щим вос-ста-ние! Мо-лю Те-бя, Гос-по-ди, в час сей: по-ка-жи и на мне, недос-той-ном, ми-лость Свою и из-лей на ме-ня неис-чер-па-е-мую пу-чи-ну Тво-е-го бла-го-утро-бия, из-бавь ме-ня от ис-ку-ше-ний на мы-тар-ствах воз-душ-ны-ми кня-зья-ми и не дай им овла-деть мною, мо-лит-ва-ми угод-ни-ков Тво-их ве-ли-ких от-цов на-ших Ан-то-ния и Фе-о-до-сия и всех свя-тых, от ве-ка Те-бе уго-див-ших».

И вдруг пред ним пред-стал Ан-гел Гос-по-день, пре-крас-ный ви-дом, и ска-зал ему: «Ты хо-ро-шо мо-лишь-ся, но за-чем же хва-лишь-ся су-е-тою слез тво-их, со-бран-ных то-бою в со-суд?» И взяв дру-гой со-суд, го-раз-до боль-ший Фе-о-фи-ло-ва, ис-пол-нен-ный бла-го-уха-ния, как ми-ра бла-го-вон-но-го, по-ка-зал его по-движ-ни-ку и ска-зал: «Это твои же сле-зы, из-ли-тые то-бою от серд-ца на мо-лит-ве, ко-то-рые ты оти-рал ру-кою, плат-ком или одеж-дою и ко-то-рые ка-па-ли на зем-лю из глаз тво-их. По по-ве-ле-нию Твор-ца на-ше-го я со-брал их все и со-хра-нил в этом со-су-де. Те-перь же я по-слан воз-ве-стить те-бе ра-дость: с ве-се-ли-ем отой-дешь ты к Нему, ибо Он ска-зал: бла-же-ни пла-чу-щии, яко тии уте-шат-ся ()».

Ска-зав это, Ан-гел по-ста-вил со-суд пе-ред Фе-о-фи-лом и стал неви-дим. Бла-жен-ный Фе-о-фил тот-час при-звал игу-ме-на и по-ве-дал ему яв-ле-ние Ан-ге-ла и ре-чи его. По-ка-зав игу-ме-ну оба со-су-да: один пол-ный слез, а дру-гой - бла-го-во-ния, несрав-ни-мо-го ни с ка-ки-ми аро-ма-та-ми, пре-по-доб-ный про-сил вы-лить их при по-гре-бе-нии на его те-ло.

Через три дня прп. Фе-о-фил мир-но ото-шел ко Гос-по-ду. Чест-ное те-ло его бы-ло по-ло-же-но в пе-ще-ре, вме-сте с те-лом лю-би-мо-го бра-та его пре-по-доб-но-го Иоан-на, вбли-зи от прп. Мар-ка Пе-чер-ни-ка. Все три по-движ-ни-ка по-ко-ят-ся в Ан-то-ни-е-вой, или Ближ-ней, пе-ще-ре. И ко-гда те-ло Фе-о-фи-ла по-ма-за-ли из со-су-да Ан-ге-ло-ва, вся пе-ще-ра ис-пол-ни-лась бла-го-уха-ния. По-том вы-ли-ли на него и со-суд слез, чтобы се-яв-ший сле-за-ми в ра-до-сти по-жал плод де-ла рук сво-их. «Ибо ска-за-но, - за-кан-чи-ва-ет инок По-ли-карп свою по-весть о пре-по-доб-ных Мар-ке, Иоанне и Фе-о-фи-ле, - пла-ка-ху-ся ме-та-ю-ще се-ме-на своя (), но они уте-ше-ны бу-дут о Хри-сте, Ко-то-ро-му сла-ва со От-цем и Свя-тым Ду-хом ныне и прис-но и во ве-ки ве-ков. Аминь».

В на-сто-я-щее вре-мя над мо-ща-ми прп. Мар-ка ви-сят тя-же-лые вери-ги, сви-де-тель-ству-ю-щие о по-дви-гах и тру-дах пре-по-доб-но-го, и па-мят-ник воз-дер-жа-ния его - мед-ный крест, из ко-то-ро-го он пил во-ду. И мно-гие, с ве-рою при-хо-дя-щие ко свя-тым мо-щам прп. Мар-ка и с бла-го-го-ве-ни-ем пью-щие во-ду из его мед-но-го кре-ста, освя-щен-но-го его уста-ми, по мо-лит-ве свя-то-го по-лу-ча-ют ис-це-ле-ние от всех неду-гов и бо-лез-ней.

Па-мять свя-тых угод-ни-ков Бо-жи-их пре-по-доб-ных Мар-ка Пе-чер-ни-ка-гро-бо-ко-па-те-ля, Иоан-на и Фе-о-фи-ла Плач-ли-во-го из-дав-на празд-ну-ет-ся всей Рус-ской Цер-ко-вью.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Марку гробокопателю, Печерскому в Ближних пещерах

Умертви́в плотски́я по́хоти мно́гим воздержа́нием/ и копа́нием гробо́в святы́м,/ при́сно, а́ки мертв, в пеще́ре живя́,/ ме́ртвыя повеле́нием свои́м воздвиза́л еси́,/ Ма́рко прехва́льне,/ мертви́ и на́ша мудрова́ния плотска́я/ и наста́ви нас на тече́ние доброде́телей,// моля́ о нас Еди́наго Человеколю́бца.

Перевод: Умертвив плотские похоти многим и копанием могил для святых, всегда проживая в пещере, как мертвый, повелением своим мертвых поднимал ты, Марк прославляемый, умертви и наши мудрования плотские и направь нас на путь добродетелей, моля о нас Единого Человеколюбца.

Кондак преподобному Марку гробокопателю, Печерскому в Ближних пещерах

Врача́ изря́дна и чудотво́рца любо́вию, ве́рнии, ублажи́м, прося́ще его́:/ да моли́твами свои́ми уврачу́ет на́ша стра́сти, душе́вныя и теле́сныя,/ и́мать бо на сие́ благода́ть от Бо́га,/ и прого́нит ду́хи лука́выя от всех, ве́рно ко гро́бу его́ притека́ющих и зову́щих:// ра́дуйся, Ма́рко, цели́телю не́мощей на́ших.

Перевод: Врача превосходного и чудотворца с любовью, верующие, прославим, прося его, да молитвами своими уврачует наши , душевные и телесные, поскольку имеет на то благодать от Бога, и прогонит духов лукавых от всех, с верой ко гробу его приходящих и взывающих: «Радуйся, Марк, целитель болезней наших».

Монах, сейчас известный как Преподобный Марк Гробокопатель, жил в 11 веке в Киево-Печерской лавре. По результатам антропологических исследований преставился в возрасте 35-40 лет. Мощи преподобного Марка покоятся в Ближних пещерах (Ближние или Антониевы пещеры - комплекс подземных пещер в Киево-Печерской Лавре, где покоятся мощи печерских подвижников, своего рода парижские катакомбы по-украински).

В те времена среди монашеской братии практиковался обычай: для уединенной молитвы монахи отправлялись в пещеры, и в их стенах вырывали себе углубление (подземные кельи). Преподобный Марк отличался большим трудолюбием: помимо молитв и строгого поста он успевал копать пещеры для совершения молитвы и для погребения усопших монахов (именно по этой причине получил своё прозвище), на своих плечах выносил вырытую землю. За свою работу подвижник ничего не брал.

Преподобный Марк не боялся смерти, но имел такую силу чудотворения, что мог воскрешать мертвых (так его вознаградил Господь за усердие в молитвах). Существуют легенды о трёх подобных случаях:

Так, однажды, когда он по обычаю рыл могилу, то изнемог после долгого труда и оставил ее тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что один инок, болевший перед тем, умер, и другого места для его погребения не оказалось. Мертвого принесли в пещеру и с трудом смогли уложить в тесную могилу. Тогда братия стала роптать на Марка, что из-за тесноты могилы они не могли как должно положить покойного и возлить на него елей. Марк сказал мертвому:

Брат, так как место тесно, то сам подвинься, и, принявши елей, возлей его на себя.

Мертвый тотчас протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его крестообразно на лицо и грудь себе, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, возлег и почил.

Второй случай произошел с двумя братьями, преподобными Иоанном и Феофилом, для которых Марк выкопал общую могилу. Младший брат, преподобный Иоанн, умер первым, и его похоронили в отсутствии старшего, бывшего в отъезде. Когда преподобный Феофил возвратился и увидел, что брат лежит в могиле на принадлежавшем ему по праву старшинства месте, то стал укорять прп. Марка. Пещерник просил прощения и желая устранить недовольство, обратился к усопшему: «Брат, встань и уступи это место своему старшему брату...» И мертвый подвинулся во гробе. Увидев это, преподобный Феофил пал к ногам преподобного Марка и просил прощения.

Пещерник заметил ему, чтобы он больше заботился о своем спасении, так как через некоторое время его также принесут сюда. Святой Феофил решил, что скоро умрет, и раздал все, что имел, оставив только мантию. Он каждый день ожидал смертного часа, и никто не мог удержать его от слез или заставить вкусить сладкой пищи. От слез преподобный Феофил потерял зрение. Перед кончиной прп. Марк на просьбу святого Феофила умереть вместе с ним сказал: «Не желай смерти, она придет, хотя бы ты и не желал. Вот что послужит знамением близкой твоей кончины: за три дня до смерти ты прозреешь». Предсказание святого исполнилось. Тело преподобного Феофила положено в Антониевой пещере вместе с его братом.

Третий случай произошел, когда Марк заболел и не смог выкопать могилу для усопшего монаха. Преподобный передал через другого монаха просьбу к умершему: мол, брат, погоди отходить в Царствие Господне, еще могила для тебя не готова. Многие стали свидетелями чуда, некоторые от страха убежали, когда покойник пришел в себя и открыл глаза. На следующий день Марк передал, что обитель для новопреставленного готова – в тот же момент монах закрыл глаза и вновь умер.

Когда пришел срок Марка предстать перед Господом, то он сам ископал себе могилу. Вместе с ним покоятся медный крест - кувшин, из которого он пил воду, и который он столь освятил своими устами, что сообщил ему чудотворную силу исцелять тех, кто теперь пьет из этого креста. Так же считается, что шапка Марка также обладает целительной силой (под шапкой имеется в виду металлический головной убор весом в четыре килограмма).

Музей Погребальной Культуры обладает уникальным экспонатом, связанным с Марком Гробокопателем - освященной в Киево-Печерской Лавре иконой Преподобного с частицей его мощей и землей с места его упокоения.

Мощи преподобного Марка Медный крест Марка Гробокопателя Чудодейственная шапка Марка

Подробнее о различных ритуалах, погребальных и мемориальных традициях, феноменах, необычных фактах вы можете узнать в разделе

Преподобный Марк Гробокопатель подвизался во второй половине XI века в обители. При нем были обретены нетленные мощи преподобного Феодосия Печерского (1074; память 3 мая, 14 и 28 августа) и перенесены из пещеры в церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1091). Преподобный Марк поселился в пещере, непрестанно молился и соблюдал строгий пост, даже воду преподобный пил умеренно (мерою
в питии служил для него медный крест, внутри полый). Блаженный опоясался железным поясом, который носил в течение всей своей жизни. Преподобный Марк отличался большим трудолюбием: он копал пещеры для совершения молитвы и для погребения усопших братии, на своих плечах выносил вырытую землю. За свою работу подвижник ничего не брал, но если его принуждали взять что-либо в награду, то он сразу же отдавал полученное бедным. Пребывая в ангельском образе, святой и на деле явил себя как бы бесплотным. Он не боялся смерти, но имел такую силу чудотворения, что мог воскрешать мертвых. Так, по слову прп. Марка, умерший инок сам возлил на себя елей. Другой инок умер, когда преподобный Марк еще не успел выкопать для него могилу. Тогда святой повелел мертвецу встать и дождаться следующего дня, чтобы ему закончить начатую работу. По слову преподобного умерший воскрес, а на следующий день вновь почил. Однажды преподобный Марк по просьбе двух братьев, преподобныхИоанна и Феофила (память 28 сентября и 29 декабря), выкопал для них общую могилу. Младший брат преподобный Иоанн умер первым, и его похоронили в отсутствии старшего, бывшего в отъезде. Когда преподобный Феофил возвратился и увидел, что брат лежит в могиле на принадлежавшем ему по праву старшинства месте, то стал укорять прп. Марка. Пещерник, со смирением кланяясь преподобному Феофилу, просил прощения и желая устранить недовольство, обратился к усопшему: «Брат, встань и уступи это место своему старшему брату…» И мертвый подвинулся во гробе. Увидев это, преподобный Феофил пал к ногам преподобного Марка и просил прощения. Пещерник заметил ему, чтобы он больше заботился о своем спасении, так как через некоторое время его также принесут сюда. Святой Феофил решил, что скоро умрет, и раздал все, что имел, оставив только мантию. Он каждый день ожидал смертного часа, и никто не мог удержать его от слез или заставить вкусить сладкой пищи. От слез преподобный Феофил потерял зрение. Перед кончиной прп. Марк на просьбу святого Феофила умереть вместе с ним сказал: «Не желай смерти, она придет, хотя бы ты и не желал. Вот что послужит знамением близкой твоей кончины: за три дня до смерти ты прозреешь». Предсказание святого исполнилось. Тело преподобного Феофила положено в Антониевой пещере вместе с его братом преподобным Иоанном, вблизи мощей преподобного Марка. Много других чудес и предсказаний совершил преподобный Марк Гробокопатель. Зная час своей смерти, он сам выкопал для себя могилу. Преподобный Марк мирно скончался около 1102 года. Мощи святого прославились чудотворным исцелением всех, с верою к ним приходящих. Целительную силу имеет и крест, из которого он пил воду. Память преподобного Марка празднуется 11 января, 11 октября и во 2-ю Неделю Великого поста.

Тропарь, глас 1:

Умертвив плотские похоти многим воздержанием / и копанием гробов святым / присно аки мертв в пещер< живя / мертвыя своим повелением воздвизал еси / Марко прехвальне / мертви и наша мудрования плотская / и настави нас на течение добродетелей / моля о нас единого Человеколюбца.
Кондак, глас 8:
Врача изрядна и чудотворца / любовию вернии ублажим просяще его / да молитвами своими уврачует наша страсти душевныя и телесныя /имать бо на сие благодать от Бога и прогонит духи лукавыя от всех верно ко гробу его притекающих и зовущих / Радуйся, Марко, целителю немощей наших. Величание Ублажаем Тя, преподобие отче наш Марко, и чтим святую память Твою — наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Молитва Преподобному Марку Печерскому

О угодниче Христов, преподобие Отче наш Марко, светильничепресветлый, святостию иноческого жития Твоего просиявший на земли Российстей! К Тебе, молитвеннику теплому и предстателю непостыдному, усердно притекаем, в нуждах и скорбех наших утешения и помощи просяще. Помози нам, рабом Божиим (имена), заступниче наш! Утверди нас в вере святей, сохрани Церковь Божию от пагубных ересей и расколов, научи нас всегда творити заповеди Божий иАминь. Рака с мощами преподобного Марка Киево-Печерского в Ближних пещерах вся предания церковная, от Отец нам заповеданная, буди нам благосердный Отец и теплый молитвенник, яко да прославим имя Живоначальныя Троицы, Отца и Сына, и Святого Духа, во веки. Киево-Печерской Лавры