Шесть православных святынь беларуси. Собор белорусских святых Собор белорусских святых икона

Жыровіцкая ікона Божай Маці, прп. Ефрасіння Полацкая, прп. Кірыл Тураўскі, Тураўскія крыжы, Мінская ікона Божай Маці, прп. Сафія княгіня Слуцкая, Баркалабаўская ікона Божай Маці, Крупецкая ікона, св. Георгій Магілеўскі (Каніскі), мч. Гаўрыіл Беластоцкі, Пустынскі Свята-Успенскі манастыр...

Значение слова, обозначающего библейское понятия святости, восходит к значению «отделенный, отрезанный», или в переносном значении - «избранный»: «вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (1 Пет. 2,9).

В более широком контексте святыми - избранными - назывались люди и предметы, посвященные Богу, и поэтому отделенные, отчужденные от мира, лучшие, непорочные.

Люди, исходя из положений будничной, земной логики, часто могут не увидеть праведника, живущего рядом с ним. "Какие такие святые? Они же простые люди, необразованные. Да нам и не нужны посредники, мы с Богом напрямую желаем общаться!". Эти слова яснее всего показывают, какая пропасть лежит между святостью и грехом, между религиозным и обыденным сознанием.

Именно поэтому для нас так ценен опыт святых - тех людей, которые путем преодоления своих страстей и недостатков сподобились богообщения, приблизились к Богу, отдаленному от нас не расстоянием, а нашей невнимательной жизнью.

Чтобы явить нам благодать подвижника, дабы была замечена всеми, Господь одаряет Своих избранных при жизни или по смерти чудотворениями.

Но чудеса могут твориться и диаволом. И человек не имеет иной возможности отличить одни от других, кроме как в сравнении этих чудес с теми, что сотворил Сам Иисус и которые описаны в Евангелии.

Чудотворения и иные дары Святого Духа могут быть явлены после кончины подвижника и уже сами по себе свидетельствовать о святости умершего.

Первое из них - нетление тела подвижника. «Мощами» называется не подвергшееся тлению тело умершего святого, прославившееся чудотворениями. Само значение и происхождение слова указывает на то, что мощи способны - «мощны» - совершать Божией волей чудеса, чаще всего - чудо исцеления или защиты от опасности; в любом из этих случаев Господь по молитве святых через их чудотворные мощи отпускает человеку грехи, за которые прежде посланы были болезни и несчастья.

Именно поэтому чудотворения при мощах праведников являются главным условием для начала их почитания: чудесами этими проявляется их угодность богу. Зачастую лишь после соборного церковного свидетельства о чудесах от мощей проводилось исследование жизни подвижника, затем составлялось его житие, слагались духовные служебные песнопения и создавалось его иконографическое изображение.

Официальное причисление к лику святых - канонизация - явление довольно позднее: раннехристианская Церковь не знала особых актов канонизации или прославления. Мученику, пострадавшему за Христа, сразу после его смерти молились, на его гробнице совершали Литургию. Поэтому до сих пор канонизация происходит вследствие всенародного почитания святого.

Какую же пользу святые приносят Отечеству?

Они напоминают нашему быстро теряющему веру поколению о том, что для человека нет пользы уподобляться животным, заботясь лишь о собственном благе. Нельзя жить только ради кармана и желудка и называться при этом человеком. Все усилия неверующих ученых доказать, что человек потомок обезьянок, разбиваются о высочайшую человечность подвига новомучеников, о свидетельство того, на какую несоизмеримую нравственную высоту поднимается жизнь человека, поставившего во главу своей жизни и смерти верность Богу!

3 апреля 1984 года по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Белорусских Святых в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в третий воскресный день после праздника Святой Троицы.

Вскоре в здании Минского Епархиального Управления был освящен храм в честь Собора Белорусских Святых. Собор состоит более чем из 70 имен, из них около 30 - имена новомучеников, пострадавших за свои религиозные убеждения и деятельность в недалекие времена.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Преподобная Евфросиния Полоцкая
(+1173, память 23 мая)

Святитель Кирилл, епископ Туровский
(+1183, память 28 апреля)

Преподобный Мартин Туровский
(+1150, память27 июня)

Преподобный Елисей Лавришевский
(+1250, память 23 октября)

Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские
(+1347, память 14 апреля, 13 июля)

Евфросинья Полоцкая, Кирилл Туровский… А каких еще белорусских святых вы можете назвать без предварительной подготовки? TUT.BY разобрался в категориях святых, узнал, как церковь причисляет умерших к их лику, а также каким выдающимся соотечественникам поклоняются верующие в нашей стране.

Фрагмент иконы «Собор белорусских святых». Фото: ikony.by

Четверо святых и более двух десятков блаженных

Кто такие святые? Это люди, которых церковь почитает за праведные и благочестивые дела, а также за стойкое исповедование веры. После их смерти церковь собирает доказательства святости этих людей и в случае положительного результата может причислить их к лику святых.

В разных христианских церквях — свои правила. К примеру, в католицизме есть всего две категории: собственно святые и блаженные (хотя существует неофициальное деление на дев, апостолов, мучеников, исповедников, пророков и патриархов). По мнению церкви, блаженные являются спасенными и находятся на небесах. Но в их отношении разрешено только местное, а не общецерковное почитание.

В католицизме есть четыре стадии канонизации (они отсутствуют в православии). Первая — слуга Божий. Так называют людей, в отношении которых лишь начался процесс его беатификации (причисления к лику блаженных). Вторая — достопочтимый (слуга Божий, процесс беатификации которого одобрен Ватиканом). Третья и четвертая стадии — блаженный и святой.

Число святых в католической церкви Беларуси немногочисленно. Сайт catholic.by называет имена четырех святых и более двух десятков блаженных.

Первый из них — это Казимир (1458−1484), второй сын короля польского и великого князя литовского Казимира Ягелончика. Четверо его братьев стали королями разных стран, но Казимира не очень-то прельщала политическая карьера. Он был образованным, скромным и набожным и даже отказался от женитьбы, ссылаясь на обет безбрачия.

В процесс канонизации Казимира (церемония состоялась в 1604 году) отчасти вмешались политические факторы: до этого у ВКЛ не было святого. Хотя, по свидетельству очевидцев, во время церемонии останки Казимира оказались нетронутыми тленом. Вскоре после этого его провозгласили патроном ВКЛ и Польши, а уже после Второй мировой войны папа римский Пий ХII объявил Казимира небесным покровителем молодежи.

Иосафат Кунцевич (1580−1623) — наиболее спорная фигура среди белорусских святых. Назначенный полоцким архиепископом, Кунцевич силой проповедовал унию (объединение католиков и православных при подчинении папе римскому и сохранении православных обрядов), закрывая храмы и запрещая православные богослужения.

Канцлер ВКЛ Лев Сапега даже писал ему письмо, в котором протестовал против таких методов. В результате Кунцевич был убит во время витебского восстания. В 1867 году он был причислен к лику святых. Мощи Кунцевича после Второй мировой войны находятся в базилике святого Петра в Риме.

«Пинский апостол» Андрей Боболя (1591−1657) из ордена иезуитов прославился в середине XVII века. Благодаря его красноречию многие православные семьи переходили в католичество. Во время войны России с Речью Посполитой Боболя был схвачен казаками, подвергнут зверским пыткам и замучен.


Через полвека к могиле Андрея Боболи в Пинске начали приходить паломники. В середине XVIII века его провозгласили мучеником, но канонизировали лишь в 1938 году.

Четвертый святой, признаваемый белорусской католической церковью, получил такой высокий статус в 1991 году. Это Рафаил Калиновский — однофамилец руководителя восстания 1863 года. Рафаил также участвовал в этом выступлении и даже занимал пост начальника военной секции Исполнительного отдела Литвы. При этом при назначении на этот пост он оговорил оставление за собой права не выносить смертные приговоры.

После восстания его приговорили к смертной казни, но благодаря ходатайству родных отправили на каторгу в Сибирь. После освобождения Рафаил вступил в орден кармелитов и был настоятелем монастыря.

В числе блаженных — 22 человека. Они отдали свои жизни во время Второй мировой войны и были провозглашены блаженными Иоанном Павлом ІІ в 1999 году вместе с мучениками других стран. Среди них 11 сестер-назаретянок, которые во время Второй мировой войны сознательно пошли на смерть: они попросили немцев обменять их на местных жителей, приговоренных к расстрелу. Или Марианна Бернадская, которая попросила нацистов обменять ее на свою беременную невестку и добровольно пошла на смерть.

Через некоторое время число блаженных может пополниться. Еще в 1957 году начался процесс беатификации Зигмунда Лозинского — католического епископа, который возглавлял епархию Минска (1917−1925) и Пинска (1925−1932). В этом году католики попросили митрополита Тадеуша Кондрусевича поспособствовать завершению процесса беатификации, в ответ тот призвал верующих молиться за скорейшее решение Ватикана.

Валентина Минская и Софья Слуцкая

В отличие от католиков, у которых, напомним, есть всего две категории святых, в православной церкви их более полутора десятков! К примеру, бессребреники — это христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры, благоверные — монархи, которые укрепляли церковь и веру, преподобные — монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, страстотерпцы — лица, принявшие мученическую кончину. К примеру, к последним относится последний российский император Николай II и члены его семьи.

По словам теолога Натальи Василевич, можно выделить как минимум три категории святых, характерных для православной церкви.

— Гэта мясцовыя святыя (напрыклад, беларускія). Праваслаўнай царкве заўжды было ўласціва шанаванне святых знізу, з боку народа нават без прызнання царкоўных уладаў (напрыклад, Матроны Маскоўскай, Валянціны Мінскай, нават сям"і імператара Мікалая ІІ). Іерархі доўгі час не маглі з гэтым нічога зрабіць, хоць безумоўна, спрабавалі ўрэгуляваць гэты працэс. Другая катэгорыя — святыя, якіх ушаноўваюць на ўзроўні памеснай царквы. Напрыклад, Аляксандр Неўскі добра вядомы сярод вернікаў Рускай праваслаўнай царквы. А ў Грэцыі будуць свае святыя, невядомыя ў нашых мясцінах. А ёсць святыя, якія шануюцца ўсімі праваслаўнымі. Напрыклад, гэта Мікалай Цудатворац.

В 1984 году по инициативе митрополита Филарета был установлен Собор белорусских святых. Это празднование Русской православной церкви в честь святых нашей земли. За три десятилетия их число увеличилось с 14 до шести десятков.

Любопытно, что из-за одной из белорусских святых однажды едва не начались боевые действия. Речь о Софье Слуцкой (1585−1612), самой богатой наследнице Великого княжества Литовского.

Опекуны (представители магнатского рода Ходкевичей) в последний момент запретили ей выходить замуж за своего жениха Януша Радзивилла. Радзивиллы и Ходкевичи едва не устроили междоусобную войну, собрав в Вильне около 20 тысяч человек. По легенде, именно вмешательство девушки остановило кровопролитие. За защиту православия девушка после смерти была причислена к лику святых. Два года назад историки Ольга Бобкова и Анастасия Скепьян заявили , что Софья была католичкой, впрочем, представители РПЦ с ними не согласились .

По словам Натальи Василевич, в Собор белорусских святых включают не только белорусов по национальности, но и тех, кто совсем немного прослужил на территории нашей страны. Причем иногда механически.

— Напрыклад, латышскі архіепіскап Іаан (Помер) з’яўляўся епіскапам Слуцкім усяго год (у пачатку ХХ стагоддзя), але яго таксама ўключылі ў сабор.

Как считает собеседник TUT.BY, «цяпер на ўзроўні Сінода Рускай праваслаўнай царквы змяняецца працэдура. Раней Беларускі Экзархат мог вызначаць сваіх мясцовых святых, якія потым зацвярджаліся ў цэнтры. Такім чынам былі кананізаваны 23 пакутнікі Мінскай епархіі, якія сталі ахвярамі рэпрэсій 1920−1950-х гадоў. Цяпер асобы кандыдатаў будуць разглядацца больш уважліва».

Нафонта Калашникова. «Ефросинья Полоцкая». 1859. Изображение: Википедия

Среди наиболее почитаемых белорусских святых Наталья Василевич, разумеется, называет Евфросинью Полоцкую (умерла в 1167 году). Ее почитание началось, по-видимому, вскоре после ее смерти. Хотя, уточняет Василевич, оно вышло на новый уровень в начале XX века, когда мощи святой были перенесены из Киева в Полоцк.

Среди святых, которые получили статус относительно недавно, теолог называет Иоанна Кормянского (1837−1917), который служил до революции на востоке современной Беларуси.

В 1998 году он был причислен к лику праведных (миряне и священнослужители из белого, немонашеского духовенства, почитаемые за праведную жизнь).

По словам Натальи, одной из самых уважаемых белорусских святых является Валентина Минская (1888−1966). Она провела в постели 33 года, до самой смерти. Долгие годы она принимала посетителей, обычно ее поучения звучали в форме иносказаний и притч и были понятны лишь человеку, на чей вопрос она отвечала.


Согласно воспоминаниям, за долгие годы у Валентины Минской не было ни пролежней, ни других проблем, возникающих у лежачих людей. «Яе шанаванне пачалося яшчэ ў савецкі час, — говорит Наталья. — Сярод вернікаў яна карыстаецца вялікай папулярнасцю».

В начале XIV века православная вера в Литве делала первые шаги. Православным христианином был и великий князь литовскій Ольгерд. Однако в первые годы княжения он был вынужден для укрепления власти подчиниться языческим жрецам. После князь снова вернулся к православию, крестил своих детей, а перед смертью постригся в схиму и был похоронен в постоенном им храме Пречистой Девы.

Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий принадлежали к роду знатных литовских бояр и несли придворную службу у князя Ольгерда. Иоанн и Антоний - родные братья - приняли от святителя Нестора святое Крещение. От него молодые придворные узнали про Христа, Новый завет и христианскую веру. Однако христианский образ жизни даже внешне отличался от языческого и не позволял долго держать в тайне свою религиозную принадлежность. На вопрос Ольгерда, почему они нарушают древние обычаи, братья открыто назвались христианами. Не желая распространения христианской веры среди своих слуг, быть может, мучимый совестью за измену православию, великий князь начал склонять их к измене. «И принуждал их отказаться от благочестия, съесть на трапезе мяса, а то был день постный», - говорится в житии святых мучеников. Отказавшись исполнить это, братья были отведены в темницу, чтобы там можно было склонить их к возвращению в язычество.

Год, проведенный в неволе, действительно сломил волю старшего из братьев - Иоанна. Он либо смалодушничал, и ужаснувшись будущих телесных мучений, послал наконец к князю с прошением об освобождении и обещанием вернуться к язычеству, либо предпринял хитроумный ход, для того, чтобы выйти из темницы. Отступничество Иоанна было для Ольгерда достаточным, чтобы отпустить на свободу обоих братьев. Однако и теперь Антоний не пожелал изменить христианский образ жизни, за что вскоре снова попал в темницу. Иоанн же, переменившийся лишь внешне, остался в душе поборником истинной веры и был упрекаем в измене - христианами, в непостоянстве - язычниками. Измученный совестью, Иоанн просил пресвитера Нестора - духовника Антония, который мог посещать его в неволе в то время, как сам Иоанн не допускался к брату - даровать ему прощение, но тот не согласился «никакого иметь общения с ним, пока не исповедает явно свое благочестие».

Однажды, когда Иоанн прислуживал Ольгерду в бане и остался с князем наедине, он рассказал своему господину, что лишь для вида изменил своей вере. Ольгерд не причинил ему никакого вреда, ибо действительно был равнодушен к вопросам религии, на что, вероятно, и рассчитывал Иоанн. Впрочем, такое половинчатое решение проблемы не избавило Иоанна от душевных мук, и он вновь, теперь уже перед множеством народа, исповедовал Единого в троице Бога. Эта дерзость не могла остаться незамеченной и прощенной язычниками, и Ольгерд был вынужден снова лишить свободы упрямого придворного.

Во мраке темницы, в ожидании немилосердной кары, объединились единым духовным порывом сердца обоих братьев Через несколько дней после ареста Иоанна языческое окружение Ольгерда потребовало крови исповедников, и властитель отдал, возможно против своей воли, соответствующее распоряжение. Еще накануне Антонию был оглашен приговор, и всю ночь он провел в молитвенном бдении и исповеди своему духовному отцу и наставнику Нестору; утром 14 января, приняв из его рук святое причастие, он был повешен на дубе, где обычно проходили смертные казни, через десять дней был задушен и святой Иоанн, а тело его было повешено на том же дубе.

Третьим мучеником за веру стал Евстафий. Однажды он прилюдно назвал себя христианином и отказался нарушить пост. Его жестоко пытали, поддержанный и укрепленный Святым Духом, Евстафий не только стал нечувствителен к боли, но находил душевные силы утешать братьев во Христе, оплакивавших его горький удел: «Не плачьте, братия, обо мне, что рушится ранами земная храмина тела моего, уповаю ибо получить от Христа Бога нашего храмину нерукотворную вечную на небесах» . Его также повесили.

На месте кончины святых мучеников по воле жены Ольгерда Иулиании была построена каплица, а князь Константин Острожский поставил там храм во имя Святой Троицы.

В 1374 году Виленские мученики канонизированны Вселенским Патриархом Филофеем, мощи их были доставлены в Византию.

В XVI столетии мощи святых угодников перенесли в Свято-Духов монастырь, а во время второй мировой войны - в Москву. Возвращение мощей состоялось в 1946 году.

В 1993 году состоялось очень важное событие в жизни православных верующих Беларуси: из Виленского Свято-Духова монастыря в Минский Свято-Петро-Павловский собор были перевезены частицы мощей святых Виленских мучеников. Мощи вложены в икону трех Виленских мучеников, написанную смоленским иконописцем Сергеем Кульмановым. Митрополитом Филоретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, был отслужен торжественный молебен перед иконой с мощами в старинном Минском Замчище. После этого икона со святыми мощами торжественно перенесена в Минский Свято-Петро-Павловский собор на постоянное местонахождение.

Каждую среду перед иконой со святыми мощами происходит богослужение с акафистом святым мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию.

Почтил Господь Белорусский край!

Каждый год, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице /Троице/, Святая Православная Церковь чтит память всех святых, в земле Белорусской просиявших.
И каждый год в это летнее воскресное утро на Брестчине совершается Крестный ход в память небесных покровителей нашей земли. Шествие традиционно начинается после божественной литургии в Свято-Рождество-Богородицком женском монастыре в Брестской крепости и заканчивается чтением акафиста преподобномученику Афанасию Брестскому в Свято-Афанасиевском мужском монастыре в Аркадии. Именно здесь, в Аркадии, в ночь с 4 на 5 сентября (по старому стилю) 1648 года был расстрелян игумен брестского Свято-Симеоновского монастыря Афанасий (Филиппович)...

Празднование Собора Белорусских Святых было установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3 апреля 1984 года. Сегодня Собор всех Белорусских Святых насчитывает более 80 имен, из них около 40 - новомученики, пострадавшие за свои религиозные убеждения и деятельность в XX веке.

К именам таких общеизвестных белорусских святых, как святитель Мина, епископ Полоцкий; преподобный Мартин Туровский; святой благоверный Ростислав, Великий князь Киевский и Смоленский; преподобная Евфросиния Полоцкая; святитель Дионисий Полоцкий; святитель Кирилл Туровский; святитель Лаврентий, затворник Печерский, епископ Туровский; преподобный Елисей Лавришевский; святитель Симеон Полоцкий; праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская; праведная София Слуцкая; преподобномученик Афанасий, игумен Брестский; преподобномученик Макарий, игумен Пинский; мученик младенец Гавриил Белостокский; святитель Георгий Конисский, архиепископ Могилевский и Белорусский; праведный Иоанн Кормянский, добавились новые имена.
В 1999 году было канонизировано 23 новомученика Минской епархии, пострадавших в период 1930 - 1950-х годов. А в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе к лику новомучеников и исповедников Российских были причислены священномученики Иоанн, архиепископ Рижский, Митрофан, архиепископ Астраханский, Иоасаф, епископ Могилевский, Павлин, архиеп. Могилевский, Иоанн, епископ Рыльский, а также святитель Гавриил, архиепископ Рязанский. Деятельность этих подвижников была связана и с Белорусской землей, поэтому и они включаются в Собор Белорусских Святых.

Деянием Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к Собору Белорусских Святых причтен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), который был официальным представителем Константинопольского Патриарха и проявил мужество, защищая Православие на Брестском Церковном соборе 1596 года.
В феврале 2006 году состоялось прославление блаженной Валентины Минской.
В августе 2007 года была прославлена преподобная Манефа Гомельская. А 4 ноября 2007 года Белорусской Православной Церковью была совершена канонизация новомучеников Витебской епархии: священномученика Николая Околовича и исповедника Владимира Еленевского.
В 2011 году в лике святых канонизированы исповедник преподобный Леонтий (Карпович), архимандрит Виленский, священномученик Константин Жданов, священномученик Киприан (Климуц).
В 2012 году в неисчислимый сонм славных сынов отеческой веры были включены следующие Божии угодники: святитель Мелетий (ЛЕОНТОВИЧ), архиепископ Харьковский (1784 - 1840), ректор Могилевской духовной семинарии, настоятель Кутеинского Богоявленского монастыря (память 25 февраля) и священномученик Николай ГАВАРИН, пресвитер (1870 - 1938), клирик гродненского Свято-Софийского кафедрального собора и законоучитель частной женской гимназии г. Гродно в 1906 - 1915 гг. (память 24 апреля).
В этом же году комиссия по канонизации святых Белорусской Православной Церкви приняла решение ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом о прославлении в лике новомучеников и исповедников и трех мирян от Витебской епархии: Федора Ивановича Григоровича (1853 - 1918), Бориса Андреевича Бялыницкого-Бирули (1875 - 1918) и Георгия Ивановича Полонского (1890 - 1918). Всех троих расстреляли в ночь с 11 на 12 сентября 1918 года в Витебске возле Духова яра. Похоронены в братской могиле в урочище «Мазурино» под Витебском.

Интересен и тот факт, что именно на белорусской земле - в Бобруйской епархии - в апреле этого года начали собирать материалы для причисления к лику святых внучки великого русского поэта Александра Пушкина графини Натальи Воронцовой-Вельяминовой (1859 - 1912).
Графиня в свое время открыла (и сама в ней преподавала) школу для крестьянских детей, среди выпускников которой уже известно восемь священномучеников. Кстати, в настоящее время Бобруйская епархия также собирает материалы причисления к лику святых одного из воспитанников этой школы - отца Павла Севбо.
Стараниями графини Натальи был открыт и детский сад при этой школе, и дом престарелых. До сих пор действующий Свято-Никольский храм в деревне Телуша Бобруйского района также построен в свое время за деньги графини. Следующим неоспоримым доводом святой жизни внучки Пушкина стало и ее народное почитание: люди приходят на ее могилку помолиться, попросить о помощи и эту помощь получают.
Не исключено, что в течение этого года Собор Белорусских Святых пополнится новыми именами.

ТРОПАРЬ
Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими:
святители, мученики, преподобными и праведными,
верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими.
К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу,
да в вере и делех плод добр принесем.

ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем вас, святии Белорусския земли, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

© Ольга РОЛИЧ, 2012
Свидетельство о публикации №21206210492

Публикация в "ДВ" за 2012 год.

Куда поехать туристу, чтобы погрузиться в историю белорусского православия

1. Крест Евфросинии Полоцкой

Эта женщина, в миру Предислава, - наиболее чтимая белорусская преподобная. Она родилась в самом начале XII века в семье витебского князя, но беззаботной придворной жизни уже в 12 лет предпочла монастырь. Есть предположение, что она не только внучка Владимира Мономаха, но еще и дальний потомок Владимира Крестителя.

Однажды во сне к Евфросинии пришел ангел, отвел в небольшую деревеньку Сельцо близ Полоцка и сказал всего четыре слова: «Здесь надлежит тебе быть!». Когда видение повторилось трижды, Евфросиния начала строительство в Сельце Спасского монастыря. Позже там появился и храм, а Евфросиния тем временем пополняла местную библиотеку, сочиняла музыку и вела летописи.

А еще – открыла ювелирные и иконописные мастерские. И именно в одной из них в 1161 году был создан умельцем Лазарем Богшей шестиконечный крест высотой почти в 52 сантиметра. Основа его выполнена из кипариса, крест отделан золотыми и серебряными пластинами и драгоценными камнями.

Довольно быстро он стал символом полоцкого православия: святыня немало путешествовала, была вывезена в Смоленск, оттуда, спустя три века, отправилась в Москву. Еще позже крест взял с собой в поход на Полоцк Иван Грозный, пообещав вернуть его на родную землю в случае победы, и слово свое сдержал. Так крест Евфросинии оказался в Софийском соборе Полоцка. До Великой Отечественной войны реликвия покидала Беларусь лишь на небольшое время. А после нашествия фашистов… пропала! ООН искала ее в США, многочисленные историки и исследователи – на всей когда-то оккупированной части СССР, но успехом эти поиски не увенчались…

Копию креста создали лишь в 1997 году, она хранится в том месте, ради которого когда-то сотворили и оригинал – в Спасо-Преображенской церкви.

2. Софийский собор в Полоцке

Одно из основных мест паломничества для христиан всего православного мира. Он был религиозным центром Полоцкого княжества и скопирован строителями-византийцами со знаменитого одноименного собора в Константинополе. В Древней Руси было еще только два его аналога – в Киеве и Новгороде.

В соборе располагалась усыпальница с 16 древними саркофагами и богатейшая библиотека.

От первоначальной постройки XI века до нас дошли старинный фундамент, части стен и столбы, а самое главное – уникальные фресковые росписи.

При Петре I здесь был склад боеприпасов и амуниции для солдат, принимавших участие в Северной войне. Спустя век тут, в специальной нише в стене, прятали Крест Евфросинии Полоцкой. Еще через полтора столетия тут расквартировались фашисты...

Каждая война оставляла после себя разрушения, собор перестраивали в XVIII веке, но ряд его архитектурных особенностей удалось сохранить: семиглавие храма, использовавшиеся при первоначальном строительстве необработанные камни-валуны, копия «Тайной вечери» да Винчи и изображение Спаса Нерукотворного.

Где находится: Витебская область, город Полоцк, набережная Западной Двины, точный адрес – улица Замковая, 1.

Как добраться:
самый экономный способ – на поезде из Минска, ходят они часто, но все – во второй половине дня или вечером. Время в пути – 4-7 часов, цена билета в плацкартный вагон от 1000 рублей. Доехать можно и из столицы России. Поезд «Москва-Рига» дороже – от 3000 рублей.

Что еще посмотреть : Прямо возле собора стоит Борисов камень, ему 800 лет и на нем выбиты древние православные надписи и изображения крестов. Здесь находится и копия креста Евфросинии Полоцкой, и несколько связанных с Преподобной сооружений: Спасский монастырь, Спасо-Преображенский храм и Крестовоздвиженский собор. Неподалеку – домик Петра I и памятник букве «Ў», которая есть только в белорусском алфавите.

3. Минская икона Божией Матери

500 лет эта икона была одной из святынь православного Киева. По преданию, писал ее сам святой апостол Лука, а в русские земли ее привезли из Херсонеса. В конце XV века захвативший Киев татарский хан Махмет Гирей устроил в городе погром; с древней иконы сорвали ризу и бросили в Днепр. Но утопить ее не удалось. Через 18 лет, в 1500-м, жители Минска увидели яркий свет, исходивший из реки Свислочь...

Образ Богородицы остался жить в Минске: Минской Божией Матери молились об избавлении от нашествия врагов, исцелении болезней; икона помогала справляться со скорбью и искушениями.

Больше четырех веков она оставалась в Минске, пока не была изъята советскими властями в 1936 году. Пролежав несколько лет в запасниках, она попала в руки немцев, но почти сразу же благочестивая православная жительница Минска выпросила у оккупантов икону. Ее имя – Варвара Слабко – осталось в истории, а подвиг - сохранил реликвию для белорусов. В 1945 года святыню перенесли в Свято-Духов кафедральный собор, там она хранится и по сей день.

Где находится : город Минск, улица Кирилла и Мефодия, 3

Как добраться : если вы уже в Минске, то проще всего взять такси. Выйдет недорого, откуда бы вы ни поехали – это самый-самый центр города. Собор открыт с раннего утра и до позднего вечера, а на случай сомнений можно записать телефон дежурного: +375 17 3276609

4. Туровские каменные кресты

Еще одна история, которую надо рассказывать с самого момента Крещения Руси. Вскоре после него, как утверждают летописцы, в город Туров из Киева по Днепру и Припяти приплыли против течения десятки каменных крестов. Стоило местным жителям их достать, как воды реки окрасились в красный цвет...

Это сейчас Туров – небольшой городок, население которого едва переваливает за 3 000 человек. Тогда же он был столицей у дреговичей, имел важное геополитическое значение и готовился стать столицей Туровского княжества.

Кресты так и оставили на берегу по всей Туровщине, целое тысячелетие им поклонялись, носили монеты и мясо, ходили к ним крестным ходом. Пока советская власть не расправилась с реликвиями: часть, говорят, сломали, часть сбросили в воду, а один отправили в музей в Гомель. Но спустя какое-то время утопленные кресты снова появились в реке.

В итоге несколько из них удалось сохранить силами прихожан, а один… Один растет из-под земли на Борисоглебском кладбище. Загадка эта скорее геологическая: еще тогда – в 30-х – местный житель увидел утопленный крест в реке, достал его, и чтобы советские власти снова до него не добрались, закопал неподалеку, на погосте. Вроде как этот каменный крест и карабкается уже два десятилетия к солнцу и воздуху – и успешно.

Где находится: Гомельская область, город Туров, Туровская Церковь всех святых, улица Ленинская, 99. Там хранятся два двухметровых креста.

Если надо посмотреть все, то придется заглянуть в деревушки Погост и Вересница (по 10 км от Турова в разные стороны) и добраться до Гомельского областного краеведческого музея (Гомель, площадь имени Ленина, 4). И, конечно, растущий крест на Борисоглебском кладбище. Местные проводят.

Как добраться : Непросто. Сначала из Минска поездом до Гомеля (5 часов, 1100 рублей за билет в плацкартный вагон, купе вдвое дороже), а потом автобусом до Турова – это еще 5 часов.

Что еще посмотреть : Есть сохранившийся фундамент церкви, построенной еще в XII веке. Он простоял около 60 лет и был разрушен землетрясением. То было самое крупное религиозное сооружение в западной части Древней Руси.

Зато в Гомеле, если поедете, загляните в местный дворцово-парковый ансамбль. Собственно, краеведческий музей – его составная часть. Его построили еще в XVIII веке, и там можно узнать многое из истории областного центра на полмиллиона жителей.

5. Жировицкая (Жировичская) икона Божией Матери

По преданию, икону когда-то нашли юные пастухи в ветвях грушевого дерева, недалеко от деревни Жировичи. Пастухи отдали находку своему хозяину Солтону, а тот запер ее в ларец. Решив на следующий день похвастать перед гостями такой красотой, он иконы в ларце не обнаружил. Зато обнаружили пастухи: на том же дереве. Пораженный Солтон пообещал построить (и построил) на этом месте церковь.

Спустя почти век церковь сгорела. Икона, как решили местные жители, тоже. Но затем крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидели невероятной красоты деву, сидящую на камне возле сгоревшего храма. В руках у нее была та самая икона. Дети побежали рассказывать об этом родителям, а когда вернулись, девы уже не было. Зато икона осталась.

Реликвия пережила несколько войн, все это время творя чудеса: лечила от чахотки и беспамятства, немоты и ревматизма, даже помогала рожать и избавляла от аллергии. К ней приезжали молиться монархи Польши и Речи Посполитой...

Сейчас она - в иконостасе Царских врат главного храма монастыря.

Где находится : Гродненская область, деревня Жировичи, Успенский собор Свято-Успенского Жировицкого монастыря, улица Соборная, 57. Есть сайт (http://zhirovichi-monastery.by) , на котором можно подсмотреть контакты.

Как добраться: Из Минска лучше ехать на маршрутке. Они ходят с вокзала, доезжают прямо до ворот монастыря. Время в пути – не больше 2,5 часов. Если одного дня не хватит, то есть гостиница для паломников в 400 метрах от монастыря. В областной центр – Гродно – по пути заехать не получится. Далеко (150 км) и в другую сторону, чем Минск. Так что если в планах есть и этот город, то его надо посещать отдельно. Тем более, что есть повод.

6. Борисоглебская (Коложская) церковь

Построена в 1140-1180-х годах на берегу Немана то ли самими гродненскими князьями Борисом и Глебом, то ли их детьми. Храм построен в стиле чернорусского зодчества (Черной Русью называли все русские земли, оказавшиеся во власти Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского), и это единственный сохранившийся памятник этого стиля.

В XIII веке церковь разрушали крестоносцы, в XV – войска Ивана III, спустя век ее восстановили, а спустя еще один она оказалась в запустении. Потом было обрушение стен... И несмотря ни на что - подобных построек в мире больше нет. Потому Беларусь настаивает на внесении Коложской церкви во всемирный список наследия ЮНЕСКО. Сейчас храм отреставрирован, в нем проводят богослужения.

Где находится: Гродненская область, город Гродно, улица Коложа, 8. Есть сайт (http://kalozha.by), там можно найти телефоны и адреса электронной почты

Как добраться: Поезд Минск-Гродно (5-6 часов в пути, 1500 рублей за место в плацкартном вагоне) или маршруткой из Минска (ехать примерно столько же, цена вопроса - 500 рублей), они отходят примерно каждый час от железнодорожного вокзала.

Что еще посмотреть : Гродно – это город-памятник, в котором сохранилось немало артефактов прошлого. Тут и королевские замки, и дворцы магнатов, и католические святыни, и синагога. На все это стоит потратить время, да и простая прогулка по почти нетронутым кварталам XIX века наверняка доставит туристам немало удовольствия.

Вениамин Лыков