Тема: «Сложноподчиненное предложение. Готовимся к ГИА «СПП с несколькими придаточными Спп с разными придаточными упражнения

Урок в 9 классе

Тема: СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока:

 обеспечить усвоение знаний о способах и последовательности присоединения придаточных предложений к главному с целью подготовки к сдаче ОГЭ;

 развивать умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;

 воспитывать уважение к мнению товарища при работе в парах.

Методы работы: частично-поисковый, самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала, контрольно-оценочный метод.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах.

Наглядность урока: интерактивная доска, слайдовая презентация.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Актуализация знаний. (Презентация)

Блиц-опрос:

1) Какие предложения называются сложноподчиненными?

2) Верно ли утверждение, что придаточные предложения всегда стоят после главных?

3) На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?

4) Назовите виды придаточных предложений.

5) Как мы определяем вид придаточного предложения?

6) Как связываются простые предложения в составе СПП?

7) Как отличить союз от союзного слова?

8) Верно ли утверждение, что союз или союзное слово всегда подскажет, к какому виду относится придаточное?

9) Если в придаточном предложении есть

1. Частица ли – это изъяснит.

2. Союз так что – следствия.

3. Союзы если, ежели, коли, кабы, раз – условия.

4. Союзы несмотря на то, вопреки…, как ни, хотя - уступки.

5. Союзы потому что, так как, ибо – причины.

6. Союзы едва, пока, с тех пор как, до тех пор как – времени.

Введение в тему урока:

Учитель: Перед вами демоверсия ОГЭ по русскому языку 2016 года(демоверсия взята с сайта http://egeigia.ru/all-ege/dokumenty-ege/1982-demoversii-ege-2016-fipi.). Какие задания тестовой части направлены на проверку знаний синтаксических норм? (предполагаемый ответ: задания 6-14)

Учитель: Что необходимо знать, чтобы правильно выполнить задания:

- № 7? (ответ: определение словосочетания и способы связи в нем);

- №№8 и 11? (ответ: главные члены предложения и способы их выражения)

- №12? (ответ: признаки ССП и СПП, сочинительные и подчинительные союзы)

- № 13? (теоретически мы уже сталкивались с предложениями, в которых несколько придаточных предложений, но мы не умеем определять виды подчинения придаточных)

Учитель: Действительно, до сих пор мы изучали с вами СПП с одним придаточным.

Тема сегодняшнего урока:«Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными и знаки препинания в них».

Итак, в СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида подчинения:

1) последовательное 2) параллельное 3) однородное

Погружение в тему урока.

Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

(Материалом для наблюдения служит упр. 167, стр.105 учебника «Русский язык» 9 класс Р.Н.Бунеев)

Прочитайте предложения, найдите главные и придаточные части предложения. Составьте схемы предложений. Попробуйте определить особенности построения предложений.

Предложения упражнения проецируются на экране

Учитель: заметьте, главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. Такой способ подчинения называется ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ

Учитель: заметьте, оба придаточных относятся к одному главному предложению. В данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от разных его членов. Такой способ подчинения называется ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ

Учитель: заметьте, придаточные предложения в данном СПП являются предложениями одного типа, относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.одинаковый вопрос мы задаем от одного и того же слова к двум придатоным. Такой способ подчинения называется ОДНОРОДНЫМ.

Прочитайте теоретический материал п. 22 и сопоставьте его со своими наблюдениями. Составьте и напишите простой план текста. Расскажите о СПП с несколькими придаточными своему соседу по парте.

Учитель: Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

Алгоритм (П резентация)

    Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.

    Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

    Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

    Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Практическая часть: Тест с использованием предложений упр. 169. (Задания составлены учителем)

1. Все предложения в упражнении пронумерованы. Распределите предложения по количеству грамматических основ. Сколько всего групп у вас получилось? (ответ: две, в предложениях №№ 1,2,3,4,7 по три ГО, в предложениях №№ 5,6,8-по 4 ГО)

2. Распределите СПП по способам подчинения: (ответ: с последовательным -2,3; с параллельным – 1,4,7; с однородным – 5.)

Какие предложения у вас не названы и почему (ответ 6 и 8, так как в них совмещены разные способы подчинения: последовательное и однородное подчинение, предл. №6; паралелльное и последовательное, предл. №8)

(Предложения упр.160 также проецируются на экране)

1.Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и покрытый инеем.

2. То, что увидел он, было так неожиданно, что он испугался.

3. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери, так как был уже не в силах дышать затхлым и кислым воздухом, в котором жили хозяева.

4. Если завтра увидите его, то попросите. Чтобы он ко мне заехал на минутку.

5.Кто же, наконец, это неуловимый, таинственный Варламов, о котором так много говорят, которого презирает Соломон и который нужен даже красивой графине?

6. Рассказывали также, что раза два в год графиня давала бал, на который приглашались дворяне и чиновники со всей губернии и приезжал даже Варламов…

7.Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается весела. Молодая трескотня, какой не бывает днем…

8. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!»

Работа у доски (вызываются три человека).

Составьте схемы предложений по одному на каждое подчинение: 1 ученик – с последовательным, 2 ученик – с однородным, 3 ученик- с параллельным)

Закрепление.

Проба сил Разбор заданий ОГЭ по теме «СПП с несколькими придаточными» (задание № 13 взяты из Сборника материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе МБОУ «Посольская средняя общеобразовательная школа» МО «Кабанский район» Республики Бурятия, 2013 года, источник http://www. school422.ru/system/files/)

(Карточки с заданиями находятся на каждой парте)

1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Назовите номер этого предложения.

(37)А по небу планетария летело небесное светило - солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?

(42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.

2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

3. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в город праздник и базарный день.

(2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

(3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет.

(5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил кто-то.

(6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.

4. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…

(39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

5. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:

(33)- Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого.

(34)Вася думал вслух, не переставая играть:

(35)- Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…

6. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.

(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.

(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно.

(52)- Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.

(53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы.

7. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.

1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

8. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными:

14) И Семен Григорьевич запросил дьячка-белгородца, на каких условиях тот может принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить.

15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору.

16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу, протверживать зады...»

9. Среди предложений 19-24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги - хоть сто рублей! - он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы - на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

10. Среди предложений 6 - 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. Напишите номер этого предложения.

(6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других.

Подведение итогов.

Фронтальная беседа.

Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

Могут ли быть сочинительные союзы в СПП с однородным подчинением придаточных?

Рефлексия

Сегодня я узнал об СПП…

Об СПП с несколькими придаточными в дальнейшем хочу узнать…

Интересной была мысль о…

Выставление оценок за урок

Домашнее задание: выучить теорию п.22, выполнить упр. 172

УМК и оценочное средство

    Учебник «Русский язык», 9 класс под редакцией Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Е.С. Барова, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева Москва «Баласс» 2012.

    Демо-версия ОГЭ по русскому языку 2016 года. Источник http://egeigia.ru/all-ege/dokumenty-ege/1982-demoversii-ege-2016-fipi.

    Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе МБОУ «Посольская средняя общеобразовательная школа» МО «Кабанский район» Республики Бурятия, 2013 года. Источник http://www. school422.ru/system/files/

«Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.
4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.
2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст - все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.
2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.
3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.
4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.
3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.
2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.
3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.
4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.
4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

Но чтоб падали селенья,
Чтобы нивы пустовали -
Нам на то благословенье
Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.
2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).
5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

1. Запятая.
2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.
6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный?(Ф. Тютчев).

1. Однородное соподчинение.
2. Неоднородное соподчинение.
7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

1. Запятая нужна; всего семь запятых.
2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.
8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

1. Неоднородное соподчинение.
2. Последовательное подчинение.
9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.
2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.
10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.
2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.
11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.
2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.
12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.
2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. 11-й класс

Цель урока : повторение классификации СПП с несколькими придаточными, приведение в систему знания по теме.

Задачи урока :

    систематизировать знания по теме “знаки препинания в СПП с несколькими придаточными”;

    отработать навык постановки знаков препинания в СПП;

    проверить степень усвоения материала.

Ход урока:

    Организационная часть.

Проверка дом. Задания: 2 конверта на 2 группы – распределить сочинительные союзы и подчинительные союзы.

2. повторение теории:

Какие предложения называют СПП?

К чем разница между простыми предложениями в составе СПП?

Где может находиться придаточная часть по отношению к главному?

Назовите виды СПП?

Назовите виды СПП с придаточными обстоятельственными?

    Практическая часть:

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ г лавному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном.

[ ___=], ( как ___=),( что =).

Определяем виды придаточных предложений: 1-е отвечает на вопрос что?, значит оно – изъяснительное, 2-ое на вопрос какие ? - оно определительное.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ способ подчинения, при котором оба придаточных относятся к одному главному предложению. В данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от разных его членов.

Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.

( Когда = ___), [ ___=], ( как =___).

Определяем виды придаточных предложений: 1-ое отвечает на вопрос когда?, оно обстоятельственное времени, 2-ое на вопрос что?- оно изъяснительное.

ОДНОРОДНЫЙ способ подчинения, при котором придаточные предложения в данном СПП являются предложениями одного типа, относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос

Я знаю, что наступит весна, что птицы начнут песни петь.

[__=], ( что ___=), ( что =___).

1 и 2 придаточные отвечают на один и тот же вопрос: что? И являются придаточными изъяснительные.

Учитель: Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

Алгоритм

    Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.

    Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

    Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

    Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Практическая часть:

1.Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и покрытый инеем. (СПП с параллел. Подч.)

2. Пока я ходить умею пока я глядеть умею пока я дышать умею я буду идти вперед.(СПП с однород.подч.)

3. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери, так как был уже не в силах дышать затхлым и кислым воздухом, в котором жили хозяева.(СПП с послед. Подчин.)

4. Я хочу чтобы слышала ты как тоскует мой голос живой.(СПП с послед. Подчин.)

5. Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.(СПП с однород.подч.)

6. Рассказывали также, что раза два в год графиня давала бал, на который приглашались дворяне и чиновники со всей губернии и приезжал даже Варламов…(СПП с послед. Подчин.)

7. Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки. (СПП с однород. Подчин.)

8. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (СПП с парал. Подчин.)

9. И Лужин постепенно стал понимать, что райская пустота, в которой витают его прозрачные мысли, со всех сторон заполняется.(СПП с послед. Подчин.)

10. Макар знал что лютый мороз не шутит с людьми которые уходят в тайгу.(СПП с послед. Подчин.)

11. Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней, которых он выудил без меня.(СПП с послед. Подчин.)

Особенности пунктуационного оформления СПП с несколькими придаточными.

Вспомним правило, которое отражено в схеме.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1. , .

2. и.

3. или.

4. , и, и.

5. , но.

6. , а.

( Между однородными членами предложениями ставится запятая, кроме тех, которые соединены одиночными соединительными и разделительными союзами)

Посмотрите на следующий слайд.

1. , (как) и (как).

2. , (что) и (как).

3. , (когда) и ().

4. , (), и (), и ().

5. , () или ().

6. , (что), а (что).

Что объединяет эти предложения ? (Все они с однородным подчинением)

Т.е. все предложения здесь (однородные)

Глядя на схемы, сделайте вывод о знаках препинания в СПП с однородным подчинением.

(Знаки препинания в СПП с однородным подчинением ставятся так же, как и при однородных членах предложения)

Особое внимание надо обратить на строение предложения, прежде чем ставить запятую перед И.

1. [ , (), и, (), ],

[ Нас просили узнать, (в сохранности ли вещи), и, (если будет возможность), перевезти их в другое место].

2. , и, (когда), .

[ Предзакатное солнце горело над степью ], и, (когда Петя в плаще появился на тропинке), [ его тень была очень длинной].

4. Тренировочные упражнения.

Задание 1. (на листочках)

1. В каком предложении запятая перед И ставится?

А) Ему чудилось, что сейчас в них разовьётся что-то и кровь потечёт из глаз вместо бесцветных слёз.

Б) Николай шёл из-за угла, где находился чёрный ход и был также неприятно удивлён, увидев брата.

В) Когда все вокруг стихло и устоялся потревоженный выстрелами воздух,

на холме снова уселись белые птицы.

Часто встречаются конструкции, где рядом оказываются 2 подчинительных союза или союзных слова.

Рассмотрим особенности пунктуации в таких предложениях.

[Пущин вспоминал], (что, (когда он приехал навестить поэта), Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

, (что , (когда) , ).

[Пущин вспоминал], (что__ (когда он приехал навестить поэта), то Пушкин бурно радовался его неожиданному приезду).

, (что_ (когда), то ).

Сравните пунктуацию в этих предложениях на стыке союзов.

(В 1-ом есть запятая, а во 2-ом-нет)

Структурно предложения отличаются? (во 2-ом есть ТО )

Давайте попробуем убрать придаточное предложение. (В 1-ом изымается, а во 2-ом –нет)

Какой вывод мы сделаем? (Если поле придаточного предложения есть слово ТО, то запятая на стыке союзов не ставится, а если нет, то ставится)

4) Задание 2. (на листочке)

Определи, в каком предложении допущена ошибка.

А) И в новое царствование он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что , ежели кому его нужно, то тот и от Москвы доедет до Лысых Гор.

Б ) Алексей знал, что если отец заберёт что себе в голову, то уж того у него и гвоздём не вышибешь.

В ) Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море.

Подведение итогов.

1. Фронтальная беседа.

Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

Могут ли быть сочинительные союзы в СПП с однородным подчинением придаточных?

2. Проверка знания материала

Упражнение 30.8.1

1. Когда мы сможем увидеться в следующий раз когда сможем поговорить это меня интересует всё меньше и меньше. 2. А что такое утратить доверие близкого человека это ты себе представляешь? 3. Как это всё могло случиться почему я заранее всего не предусмотрел ничего разумного в своё оправдание придумать не могу. 4. Лишь раз в университете мне повезло когда мне удалось без особых усилий досрочно сдать и зимнюю и летнюю сессию. 5. Вечером я не отрывал глаз от мобильного мечтал только об одном чтобы она наконец позвонила мне. 6. Мне предстоял нелёгкий выбор перебираться ли в Петербург и начинать там работать или оставаться в Москве и решать свои семейные проблемы.

1. Когда мы сможем увидеться в следующий раз, когда сможем поговорить - это меня интересует всё меньше и меньше. 2. А что такое утратить доверие близкого человека - это ты себе представляешь? 3. Как это всё могло случиться, почему я заранее всего не предусмотрел - ничего разумного в своё оправдание придумать не могу. 4. Лишь раз в университете мне повезло, когда мне удалось без особых усилий досрочно сдать и зимнюю, и летнюю сессию. 5. Вечером я не отрывал глаз от мобильного, мечтал только об одном: чтобы она наконец позвонила мне. 6. Мне предстоял нелёгкий выбор: перебираться ли в Петербург и начинать там работать или оставаться в Москве и решать свои семейные проблемы.

Оценить себя:

Упражнение 30.8.2
Поставьте необходимые знаки препинания и устно объясните их употребление.

1. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну но не знали какая она и где живёт (Чехов). 2. Когда он сам читает что-нибудь то глаза у него горят и лицо становится бледным (Чехов). 3. И козлы ружей и дым костров и голубое небо и зелёные лафеты и загорелое усатое лицо Николеньки всё это как будто говорило мне что ядро которое вылетело уже из дула и летит в это мгновение в пространстве может быть направлено прямо в мою грудь (Л. Толстой). 4. Вронский успел заметить сдержанную оживлённость которая играла в её лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой изгибавшею её румяные губы (Л. Толстой). 5. На всяком шагу я чувствовал что мне многого недостаёт что я не умею ещё ни завязывать ни развязывать событий и что мне нужно выучиться постройке больших творений у великих мастеров (Гоголь). 6. Я всё надеюсь милая бабушка что мне всё-таки выйдет прощенье и я смогу выйти в отставку (Лермонтов). 7. Пишу к вам из Пятигорска куда я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху (Лермонтов). 8. Здесь должен я был узнать где находится наш лагерь и будет ли мне ещё возможность догнать армию (Пушкин). 9. Герман видел как лакеи вынесли под руки сгорбленную старуху укутанную в соболью шубу и как вслед за нею, в холодном плаще, с головой убранною свежими цветами мелькнула её воспитанница (Пушкин). 10. Позвольте спросить кто вы такой и за кого меня принимаете? (Пушкин). 11. Пели петухи и было уже светло как достигли они Жадрина (Пушкин). 12. Я принадлежу стране и хочу чтобы моё имя было чисто везде где известно (Пушкин).

1. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она и где живёт (Чехов). 2. Когда он сам читает что-нибудь, то глаза у него горят и лицо становится бледным (Чехов). 3. И козлы ружей, и дым костров, и голубое небо, и зелёные лафеты, и загорелое усатое лицо Николеньки - всё это как будто говорило мне, что ядро, которое вылетело уже из дула и летит в это мгновение в пространстве, может быть направлено прямо в мою грудь (Л. Толстой). 4. Вронский успел заметить сдержанную оживлённость, которая играла в её лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею её румяные губы (Л. Толстой). 5. На всяком шагу я чувствовал, что мне многого недостаёт, что я не умею ещё ни завязывать, ни развязывать событий и что мне нужно выучиться постройке больших творений у великих мастеров (Гоголь). 6. Я всё надеюсь, милая бабушка, что мне всё-таки выйдет прощенье, и я смогу выйти в отставку (Лермонтов). 7. Пишу к вам из Пятигорска, куда я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху (Лермонтов). 8. Здесь должен я был узнать, где находится наш лагерь и будет ли мне ещё возможность догнать армию (Пушкин). 9. Германн видел, как лакеи вынесли под руки сгорбленную старуху, укутанную в соболью шубу, и как вслед за нею, в холодном плаще, с головой, убранною свежими цветами, мелькнула её воспитанница (Пушкин). 10. Позвольте спросить, кто вы такой и за кого меня принимаете? (Пушкин). 11. Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина (Пушкин). 12. Я принадлежу стране и хочу, чтобы моё имя было чисто везде, где известно (Пушкин).

Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное подчинение?

1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.
2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.
3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.
4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.
4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

3. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре сложноподчиненного предложения?

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

1.Запятая.
2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

4. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).

1. Однородное соподчинение.
2. Неоднородное соподчинение.

5. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

1. Запятая нужна; всего семь запятых.
2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.

6. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) подчинение?

1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.
2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.
3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.
4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

7. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

Но чтоб падали селенья,
Чтобы нивы пустовали —
Нам на то благословенье
Царь небесный дал едва ли!
(А. К. Толстой).

1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.
2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

8. Определите тип подчинения в сложноподчиненном предложении.

В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

1. Неоднородное соподчинение.
2. Последовательное подчинение.

9. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.
2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.

10. Определите виды придаточных в сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.
2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

11. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).

1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.

12. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.
2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

13. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.
2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

14. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

15. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.
2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

1. Запятая не нужна; две запятые.
2. Запятая нужна; три запятые.
3. Запятая нужна; пять запятых.

17. Определите тип подчинения в сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной
(А. Ахматова).

1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.
2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна

Ключи

1. 3)
2. 3)
3. 2)
4. 1)
5. 1)
6. 1)
7. 2)
8. 2)
9. 2)
10. 1)
11. 1)
12. 2)
13. 1)
14. 2)