Внеклассное мероприятие посвященное 100 летию февральской революции. Внеклассное мероприятие "100 лет февральской революции"

Сценарий классного часа, посвященного 100-летию революции 1917 года в России

«Судьба и Родина – едины».

Пояснительная записка

Цель: дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1917 г.; воспитывать интерес к изучению истории своей страны.

Задачи:

Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма

Продемонстрировать детям значение сплоченности в жизни человека и целого народа

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.

Планируемые результаты : мероприятие можно использовать на классных часах, в рамках Недели истории и обществознания.

Звучит гимн «Боже, Царя храни!»

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги, учащиеся, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятие, посвященном памятной дате в российской истории – 100-летию Октябрьской революции. 1917 год стал переломным моментом в судьбе России. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию.

Выходит чтец: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (отрывок)

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Вальс «Амурские волны» (3 пары)

Танцующие пары застывают в прощании (остаются на сцене)

Выходят Ведущие.

Ведущий 1-ый: Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.

Пары уходят.

Ведущий 2-ой: В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».

На слайдах фото первых дней войны.

Исполнение романса Софьи Горчаковой (клип из фильма «Герой»)

Чтец 1

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца – взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда... В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

Чтец 2.

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие – не в лад – Ермака,

И кричали ура, и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

Чтец 3

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под черною тучей веселый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Чтец 4

Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу -
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.

Просмотр видео (5:49)

Фотографии 1916- начала1917 года

Ведущий 1-ый: В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной. Поражения на фронтах, повышение цен, просчёты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному – мысли о свержении монархии.

Чтец:

А. Блок

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье,-

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое!

. Чтец 1.

Революция - это ревы улиц,
это топот толп, прочтенный вслух.
Только в революцию можно стать под пули,
грудью их отвеяв, словно пух.
Чтец 2.

Революция - это души настежь!
Сердце сбило всех обид замки,
и в пустые ребра, как очей ни застишь,
небо набивает синевы комки.
Чтец 3.

Революция - это праздник праздных,
тем, кто не у дел был - даль привет:
только в революцию за дело казни,
за безделье ж казней нет!

Ведущий 1-ый: Однако окончание Февральской революции и отречение царя не стали концом трагических событий в России.

Ведущий 2-ой. Россию ожидали новые потрясения - Октябрьская революция, кровопролитная гражданская война.

Песня « Молитва Царской семьи»

Учащиеся 9 класса на сцене стоят со свечами.
Ведущий 1.

День седьмого ноября,-

Красный день календаря.

Погляди в свое окно –

Все на улице красно.

Вьются флаги у ворот,

Пламенем сверкая.

Слышишь, музыка идет

Там, где шли трамваи.

Весь народ: и млад, и стар

Празднуют свободу.

И летит мой красный шар

Прямо к небосводу.

В России седьмого ноября отмечается памятная дата - День Октябрьской революции 1917 года. Октябрьская революция была крупнейшим событием XX века и оказала большое влияние на развитие России и всего мира в целом. В России, спустя почти сто лет, оценивают это событие по-разному.

Одни считают революцию началом национальной катастрофы, которая перечеркнула естественный ход развития предреволюционной России и в результате привела к гражданской войне, большим жертвам и установлению в стране тоталитарного режима.

1 Для других - величайшее событие в истории человечества, оказавшее огромное влияние на весь мир, которое позволило России выбрать прогрессивный путь для создания демократического строя и утверждения социальной справедливости.

2 7 ноября наша страна отмечает 100-ую годовщину Великой Октябрьской революции. Всё дальше и дальше отдаляемся мы от этой исторической вехи.
Великий Октябрь называем событием минувшего столетия.
Ведущий 1. В Петрограде в ночь с 24 на 25 октября произошла революция или вооруженное восстание, которое закончилось взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов. Главными организаторами вооруженного восстания были Ленин, Троцкий, Свердлов. Непосредственное руководство восстанием осуществлял Военно-революционный комитет Петроградского Совета, в который входили также левые эсеры. С самого начала большевики и их союзники называли октябрьские события "революцией", что и нашло отражение в названии. Именно на заседании Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов 25 октября 1917 года Ленин произнес свое знаменитую фразу: "Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, свершилась".

Ведущий 2

Большевики поняли то, чего не смогло или не захотело понять буржуазное Временное правительство: в условиях развития революции народ нельзя кормить обещаниями и откладывать решение проблем до лучших времен.. Чтобы привлечь к себе как можно больше новых сторонников, большевики выдвинули простые и понятные лозунги, отвечавшие ожиданиям миллионов простых людей:
Мир – народам!
Фабрики – рабочим!
Землю – крестьянам!
Вся власть Советам!

Нурисллам

Летопись революционных лет сохранила для нас фотографии подготовки и проведения Октябрьского восстания, благодаря которым мы можем увидеть рядовых солдат революции – тех, кто занимал городские объекты, участвовал в штурме Зимнего дворца, патрулировал улицы Петрограда.

Просмотр фотографий. Учитель читает названия.

Маяковский

Дралось
некогда
греков триста
сразу с войском персидским всем.
Так и мы.
Но нас,
футуристов,
нас всего - быть может - семь.
Тех
нашли у истории в пылях.
Подсчитали
всех, кто сражён.
И поют
про смерть в Фермопилах.
Восхваляют, что лез на рожон.
Если петь
про залезших в щели,
меч подъявших
и павших от, -
как не петь
нас,
у мыслей в ущелье,
не сдаваясь, дерущихся год?
Слава вам!
Для посмертной лести
да не словит вас смерти лов.
Неуязвимые, лезьте
по скользящим скалам слов.
Пусть
хотя б по капле,
по́ две
ваши души в мир вольются
и растят
рабочий подвиг,
именуемый
«Революция».
Поздравители
не хлопают дверью?
Им
от страха
небо в овчину?
И не надо.
Сотую -
верю! -
встретим годовщину.

Есенин

Теперь октябрь не тот,
Не тот октябрь теперь.
В стране, где свищет непогода,
Ревел и выл
Октябрь, как зверь,
Октябрь семнадцатого года.

Я помню жуткий
Снежный день.
Его я видел мутным взглядом.
Железная витала тень
«Над омраченным Петроградом».

Уже все чуяли грозу,
Уже все знали что-то,
Знали,
Что не напрасно, знать, везут
Солдаты черепах из стали.

Рассыпались…
Уселись в ряд…
У публики дрожат поджилки…
И кто-то вдруг сорвал плакат
Со стен трусливой учредилки.

И началось…
Метнулись взоры,
Войной гражданскою горя,
И дымом пламенной «Авроры»
Взошла железная заря.

Свершилась участь роковая,
И над страной под вопли «матов»
Взметнулась надпись огневая:
»Совет Рабочих Депутатов».

Евгений Евтушенко

Когда мужики ряболицые,
папахи и бескозырки,
шли за тебя,
революция,
то шли они бескорыстно.
Иные к тебе привязывались
преданно,
честно,
выстраданно.
Другие к тебе примазывались -
им это было выгодно.
Они,
изгибаясь,
прислуживали,
они,
извиваясь,
льстили
и предавали при случае -
это вполне в их стиле.
Гладеньки,
бархатисты,
плохого не порицали,
а после -
шли в бургомистры,
а после -
шли в полицаи.
Я знаю эту породу.
Я сыт этим знаньем по горло.
Они
в любую погоду -
такие,
как эта погода.
Им,
кто юлит, усердствуя,
и врет на собраньях всласть,
не важно,
что власть Советская,
а важно им то,
что власть.

Баранова

Цветаева

Срок исполнен, вожди! На подмостки
Вам судеб и времен колесо!
Мой удел - с мальчуганом в матроске
Погонять золотое серсо.

Ураганом святого безумья
Поднимайтесь, вожди, над толпой!
Все безумье отдам без раздумья
За весеннее: «Пой, птичка, пой».

А Блок

…И идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
Их винтовочки стальные
На незримого врага…
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга…
Да в сугробы пуховые -
Не утянешь сапога…
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот - проснется
Лютый враг…
И вьюга? пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет…
Вперед, вперед,
Рабочий народ!

Ведущий .2 « Нет лучше спутника, чем память.
С ней наше сердце заодно
Она правдивыми глазами
Найдет, что было так давно»
Вед 1 . Мы вновь и вновь свершаем дальний путь
Туда, где пламенеет эта дата.
И нам волненье сдавливает грудь
Как лента пулеметная когда то.
Вед.2 . Нет лучше спутника, чем память.
С ней наше сердце заодно
Она правдивыми глазами
Найдет, что было так давно»
Песня « Марш трудовой России»

Вед 1. Многие задают вопрос: почему октябрьская революция празднуется в ноябре? Ответ на этот вопрос достаточно прост: революция 1917 года произошла в ночь с 7 на 8 ноября по новому стилю, а по старому стилю - с 25 на 26 октября..
Вед 2. После распада Советского Союза президент уже новой страны - России - Борис Ельцин 13 марта 1995 года подписал федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 7 ноября был назван Днем Освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год).

Вед 1. Своим указом от 7 ноября 1996 года Борис Ельцин дал празднику новое имя День согласия и примирения. В тексте указа, в частности, говорилось: "Октябрьская революция 1917 года коренным образом повлияла на судьбу нашей страны. Стремясь впредь не допускать противостояния, в целях единения и консолидации российского общества постановляю: 1. Объявить праздничный день 7 ноября Днем согласия и примирения. 2. Объявить 1997 год - год 80-летия Октябрьской революции - Годом согласия и примирения".
Вед 2. Не забывайте поздравить с этим великим, значимым для каждого россиянина праздником, своих бабушек и дедушек, родителей и всех близких, которые основную часть жизни были гражданами Советского Союза. Особый смысл имеет для них 7 ноября, ведь не угас еще тот огонь, что был разожжен много лет назад, и не стоит об этом забывать. Вместе с тем, нужно учесть все ошибки прошлого и не допускать трагедий в будущем.

Брюсов

Октябрь 1917 года

Есть месяцы, отмеченные Роком
В календаре столетий. Кто сотрет
На мировых скрижалях иды марта,
Когда последний римский вольнолюбец
Тирану в грудь направил свой клинок?
Как позабыть, в холодно-мглистом полдне,
Строй дерзких, град картечи, все, что слито
С глухим четырнадцатым декабря?
Как знамена, кровавым блеском реют
Над морем Революции Великой
Двадцатое июня, и десятый
День августа, и скорбный день - брюмер.
Та ж Франция явила два пыланья -
Февральской и июльской новизны.
Но выше всех над датами святыми,
Над декабрем, чем светел пятый год,
Над февралем семнадцатого года,
Сверкаешь ты, слепительный Октябрь,
Преобразивший сумрачную осень
В ликующую силами весну,
Зажегший новый день над дряхлой жизнью
И заревом немеркнущим победно
Нам озаривший правый путь в веках!

Конспект внеклассного мероприятия -игры -

При проведении мероприятия требуется заранее дать дома учащимся ознакомиться у с темой, приготовить презентации 5-6 слаидов и просмотреть персоналии этого времени, революции 1917 года.

Цель игры: обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об историческом периоде XX века- революции 1917 года, развитие индивидуальных познавательных способностей и наклонностей учащихся в области истории. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордость за героическое прошлое страны, повышение общей культуры общения.

3. Вовлечь слабоуспевающих учащихся в творческую деятельность, воспитать

у них веру в свои силы.

Планируемые результаты:

Игра проводиться между командами класса или командами классов (можно пригласить по 8-9 учащихся от каждого класса, остальные являются зрителями и поддержкой своих команд).

Оборудование.

1. Учебник НВ. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров История России ХХ - ХХI века 11 класс, М., Русское слово, 2009.

2. Презентация "Почему произошли Октябрьские события 1917 г."

3. Раздаточный материал.

4. Документальный фильм. "Октябрь 1917 г.", аудиозапись "Выступление Ленина "Что такое Советская власть".

5. Уголовный Кодекс РФ, гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Правила игровой работы:

1. Умей слушать других.

2. Не шуми.

3. Свое мнение выражай четко.

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

1 этап: 5 мин.

Организационный момент.

На нашем уроке-игре приглашены жури, учащиеся 9 классов – 5 учеников. Они оценят работу групп по баллам и подведут итог нашей игре. На выполнение задании отводится определенное время.

2 этап: 5 мин.

Учитель: 1917 г. - это время важных событий в истории нашего государства. Время, о котором постоянно спорят и дискутируют историки. Что же произошло в Октябре 1917 г. Попробуем, и мы разобраться с этими событиями. Сегодня у нас будет не просто урок, а урок – игра, так как наша страна отмечает 100-летие Октябрьской революции, мы с вами будем проходить эту тему в 9 классе, поэтому командам- классам было дано задание самостоятельно прочитать сведения о периоде революции в России 1917 года, и подготовить презентацию «Революция 1917 года».

Эпиграфом урока-игры служат слова В. Понамарева. Рассказывает учащийся 7 класса.

Белые, красные, красные, белые,

Что же вы братцы с Россию сделали.

Вы же страну свою обескровили,

Обильно землицу кровушкой полили.

За землю, свободу, светлое царство,

Надумали вы насмерть сражаться.

В схватке смертельной рубили друг, друга,

Правда на правду, честь на заслугу.

Словно ослепли все в эту годину,

Брат шел на брата, отец шел на сына.

Ненависть словно вселилась в сердца,

Шли на пролом, шли до конца.

Нету страшней наказанья у Бога,

Братоубийство, в пропасть дорога.

Кто- то окрасил нас в эти цвета,

Ведь правда на свете лишь только одна.

Помните люди Великой России,

Какую мы цену за жизнь заплатили.

Не нужно ошибок опять совершать,

Россия одна у нас родина мать.

Сейчас каждая команда представляет презентацию (5 слаидов) о периоде революции.

За верное изложение событий команды получают 3 балла и время на защиту презентации 5 мин.

Чтобы прочувствовать настроение населения, нужно погрузиться в обстановку того времени, поэтому на столах лежат задания на представление мнений каждого слоя населения, через 8 – 10 минут, нужно представить вывод по каждой группе населения (подвести итог о наболевших проблемах каждого слоя населения.). За работу 3 балла и время выполнения 10 мин.

Группа Помещики и буржуазия

1. Завод владелец: а у меня до войны в нескольких городах фабрики и заводы были, ткани одежду выпускали, посуду всякую, так кто ж теперь все это купит? Денег у людей нет, а меня все склады товарами забиты. Себе в убыток работать негоже. Придётся закрываться до лучших времен и людей увольнять.

2 Завод владелец: Знать надо, какую продукцию выпускать. Ныне у государства спрос на военную продукцию. Мои пушки, да винтовки как пирожки горячие уходят, кому война, а кому мать родная никогда столько не зарабатывал. А если победим, вы представляете сколько новых рынков сбыта и источников сырья прибавится, озолотеем.

2 Помещик. Вам то в городе можно до победы ждать, а у нас на полях и работать то некому, в батраки приходят бабы, дети, да старики наниматься и все безлошадные. Много ли напашут, мужиков то на фронт забрали, а возвращаются покалеченные. Голодные крестьяне малоземельные озлоблены, бунтуют часто, грозят самовольно землю отобрать. Куда только это правительство смотрит, порядок навести не может, одни обещания.

Группа КРЕСТЬЯНЕ

1. Нас тут злыми называют!!!- А как не злиться то? Был земли клочок, да лошадка- кормилица, хоть какой-то урожай собирали, да у помещика батрачили, пусть копейки, да зарабатывали. А теперь… Мужиков – на фронт, лошадей – на фронт, фураж заготовь, отберут, продразверсткой замучили.

2. Кому пахать то теперь? Бабам с детьми? И стариков вместо лошадей запрягать? Сколько мужиков калеками с войны вернулось? Им как жить? За что они там кровушку то поливали? Что разбогатели, что ли от этой войны? Кому она нужна то?

3. Что ж за власть то у нас такая, что готова свой же народ голодом задушить?

4. Что нам эта власть? Землю не дает, войну ведет. Долой такую власть!!!

Группа РАБОЧИЕ

1. Мужиков- наших кормильцев на фронт позабирали, чем детишек своих кормить теперь? Вот старшенького на заработки отправила, а ему 12 лет отроду, телеги разгружать, да тяжести таскать уже придется, есть, что-то надо. Сама стиркой подрабатываю, вон сколько солдат, да матросов скопилось в городе. Раньше- то я на ткацкой фабрике работала, а муж на Путиловском заводе, на жизнь хватало. А теперь все позакрывали, работы не найти, и не знаю, живой ли муж, где и за что воюет…

2. А мой – калекой с фронта вернулся, без ноги… Какой из него работник теперь… Вон у соседки мужика не брали на войну, и работает, и деньжата, хоть и небольшие есть, да с ней вчера от рассвета до заката в очереди за хлебом простояли, так и не купили ничего, не привезли хлебушка. Да и на чем привезти то? Все железные дороги эшелонами забиты.

3. И когда только эта война закончится! Сколько людей гибнет на фронте? Сколько изувеченных, сколько сирот голодных по городу побираются!!! Куда только эта власть смотрит?!

4. Власти только обещают, да толку то. Вон свободу всем дали, тюрьмы открыли, на улицу страшно выйти. Либо воры, либо мародёры. Везде митинги, да разборки, на словах все знают, как жить надо, а что людям дали? Нищету, голод, безработицу и войну, которой нет конца….

Группа народы России

1. Россия наша родина и другой у нас нет. Так доколе ж мы у себя дома гостями будем?

Почему мы не можем так же свободно, как великороссы развивать свой язык, свою национальную культуру?

2. Почему нам не позволяют создавать свои национальные местные органы власти и занимать государственные должности? Мы хотим, чтобы наши дети не забывали свой родной язык и могли изучать его в школах.

3. Вместе с русскими братьями мы воюем на фронте против общего врага, и страну свою мы любим, а потому и хотим истинного равноправия и справедливости.

4. А это правительство только обещает: Дождитесь Учредительного собрания после победы в войне. Долой такое правительство и войну долой!!!

УЧИТЕЛЬ: Итак, мы выяснили причины надвигающейся новой революции. Благодаря работам команд, следующий этап- персоналии.

Каждая команда получает фотопортрет и характеристику, нужно назвать имя этого человека, участника 1917 года. Время 5-6 минут и 1 балл за верный ответ.

1 команда - последний российский император из династии Романовых в 1894–1917 гг. Сын Александра III и императрицы Марии Федоровны. С 1894 г. женат на принцессе Алисе Гессенской (Александре Федоровне). Имел дочерей Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и сына Алексея. Получил домашнее образование. Среди учителей своим влиянием на Николая и всю царскую семью выделялся К.П. Победоносцев, который проповедовал сохранение основ самодержавного строя любой ценой. В начале царствования Николай II поддержал реформаторские начинания С.Ю. Витте. В условиях революции 1905–1907 гг. был вынужден согласиться подписать Манифест 17 октября 1905 г., в котором «даровал» народу буржуазно-демократические свободы и законодательную думу. Реформы П.А. Столыпина поддержал как неизбежную плату за выход из революционного кризиса, а затем стал препятствовать деятельности министра-реформатора. (Николай 2).

2 команда - генерал-лейтенант, барон, окончил Горный институт и Академию Генштаба. Участник русско-японской и Первой мировой войн. С 1919 г. – командующий Кавказской Добровольческой армией. В 1920 г. – преемник А.И. Деникина на посту командующего Вооруженных сил Юга России. Проводил в Крыму и на юге Украины так называемую левую политику правыми руками: раздачу земли крестьянам на правах собственности, введение свободы торговли, снятие национальных ограничений. После поражения в Крыму вместе с остатками войск эмигрировал, создал в Париже в 1924 г. «Российский общевоинский союз» (РОВС). (Врангель Петр Николаевич)

3 команда -

профессиональный военный, адмирал (1918). Из семьи морского офицера. Окончил Морской корпус. Участник русско-японской и Первой мировой войн, в 1916–1917 гг. командовал Черноморским флотом. После Февральской революции до октября 1918 г. находился в Великобритании и США. В ноябре 1918 г. вернулся в Россию. Свергнув эсеровское правительство в Омске, принял титул Верховного правителя Российского государства и звание Верховного главнокомандующего. После провала своего наступления в марте 1919 г. пытался собрать силы для нового похода, но из-за прекращения материальной помощи со стороны США и стран Антанты его проект не удался. В январе 1920 г. Колчак был арестован чехами вблизи Иркутска, передан эсерам, которые, в свою очередь, выдали его большевикам. Расстрелян в феврале 1920 г.

(Колчак Александр Васильевич)

4 команда. Юрист. Приобрел известность своими выступлениями на судебных процессах в защиту революционеров. Лидер фракции трудовиков в IV Государственной думе. В 1917 г. занимал следующие посты во Временном правительстве: март – май – министр юстиции; май – сентябрь – военный и морской министр; с 8 июля – министр-председатель правительства; с 30 августа – верховный главнокомандующий. После переворота в октябре 1917 г. пытался вместе с генералом П.Н. Красновым организовать сопротивление большевикам. Умер в эмиграции. (Керенский Александр Федорович)

Последний этап посвящен подведении итогов темы. Мы должны понять, чем закончились события революции 1917 года. Работа с текстом, исправьте исторические ошибки. Работа рассчитана на 10 минут и оценивается 4 балла.

Российская империя пала, но её место заняла империя Советская, которая на несколько десятилетий стала одной из двух стран (вместе с США), возглавившей мировое сообщество

Царя сменил Сталин, приобретший значительно большие чем любой российский император, полномочия

Идеология католичества сменилась коммунистической (православия)

Россия (точнее Советский Союз) в течение нескольких лет превратилась из аграрной в мощную индустриальную державу

Грамотность населения стала всеобщей

Советский Союз добился вывода образования и медицинского обслуживания из системы товарно-денежных отношений

В Германии не было безработицы (СССР)

В последние десятилетия руководство СССР добилось почти полного равенства населения в доходах и возможностях

В Советском Союзе отсутствовало деление людей на касты (богатых и бедных)

В многочисленных войнах, которые вела Россия в годы Советской власти, в результате террора, от различных экономических экспериментов, погибли десятки миллионов человек, судьбы наверняка стольких же людей были сломаны, исковерканы, миллионы покинули страну, став эмигрантами

В России (СССР) на практике полностью отсутствовали демократические закрепощения- слова, совести, демонстраций, митингов, печати (хотя и декларировались в Конституции) (свободы).

Подведение итогов- 10 мин.

Учитель:

1. Мы познакомились с темой «Октябрьские события 1917 г»

Да, в октябре 1917 г. произошла революция, в результате которой к власти пришла партия большевиков, но в развязывании Гражданской войны повинны все участники тех событий.

Подробнее с темой Октябрьская революция вы познакомитесь в 9 классе.

Подведение итогов мероприятия и награждение грамотами команд.

Самоанализ внеклассного мероприятия -игры:

«День истории (100- летие революции) среди учащихся 7 классов»

Урок-мероприятие проходил в рамках ежегодно Дня Науки в школе по тематике: «Празднование 100-летия революции», день истории – пятница 23.03.2017.

Урок проходил среди команд – 10 человек от 7 классов А. Б, В, остальные учащиеся этих классов являлись зрителями. Мероприятие проходило от 24.03.2017г.

Цель мероприятия - игры: обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся об историческом периоде XX века- революции 1917 года, развитие индивидуальных познавательных способностей и наклонностей учащихся в области истории. Воспитание у подростков чувства патриотизма, гордость за героическое прошлое страны, повышение общей культуры общения.

Задачи: 1. Научить самостоятельно работать с историческими источниками,

дополнительной литературой, подбирать материал по теме.

2. Развивать умения работать в команде, высказывать и защищать свою точку

зрения, быстро и кратко давать ответ на поставленный вопрос.

4. Вовлечь слабоуспевающих учащихся в творческую деятельность, воспитать у них веру в свои силы.

Планируемые результаты:

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Метапредметные: умение мобилизовать свои силы для решения познавательных задач,

Познавательные: владение умением работать с учебной информацией

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира

Тип урока: урок комбинированный

Структура урока включала следующие элементы:

1. Организационный момент (5 мин).

2. Объяснение нового материала (5 мин)

3. Командная работа (20 мин).

4. Подведение итогов урока (10 мин)

Организация урока:

Учащиеся организационно были готовы к уроку. Самостоятельно подготовили тему и изложили ее в презентации.

Был подготовлен план-конспект урока, отражающий взаимодействие

деятельности учителя и деятельности учащихся в соответствии с

поставленными задачами.

Для поддержания внимания и мыслительной активности учащихся при

изложении нового материала использовались яркие примеры (презентации), факты, учащиеся подключались к их обсуждению, побуждались к подкреплению теоретических положений собственными примерами. Задания для самостоятельной работы позволили осуществить первичный контроль за усвоением нового материала. Примененные с этой целью задания носили проектировочный характер, что способствовало более глубокому анализу учащимися пройденного материала.

Мероприятие дало возможность научиться и закрепить навыки командной работы

Дало возможность в будущем приложить знания на уроках истории

Познакомиться с новым периодом истории

Более сильные учащиеся решали непосредственно задания в командах, слабые могли помочь дополнить командам, чтобы принести в команды дополнительные баллы.

Методы обучения дали развить учащимся самостоятельный поиск информации

Контроль за работой учащихся осуществлял учитель, помогал из команды затруднялась с формами работы

Отбор учебного материала:

Методы и приемы работы учителя на уроке:

Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами, содержанием мероприятия и с учетом отсутствия учебников у учащихся. Основными методами были командная работа по заранее подготовленному материалу. Репродуктивная деятельность учащихся дополнялась творческой за счет постановки проблемных вопросов при изложении нового материала и использования проектировочных заданий в самостоятельной работе.

Общая оценка урока:

Структура и содержание мероприятия способствовали взаимосвязанному решению основных задач урока. Атмосферу урока можно назвать психологически комфортной для учащихся. С классом установлены диалоговые формы общения, при которых учащиеся свободно высказывали свою точку зрения. Урок был завершен правильно. Итоги подведены. С поставленной целью и задачами справились.

Предложения по повышению эффективности урока:

1. Учить учащихся слаженной работе в группах.

2. Умению пользоваться раздаточным материалом

Материалы для внеурочной деятельности

Презентации к урокам

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников, приуроченного к столетию Великой российской революции, позволяет школьникам оценить причины социального взрыва, почувствовать проблемы предреволюционной обстановки на конкретных примерах и свидетельствах современников эпохи.

Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года» .

Класс: 6-7.

Форма : путешествие в прошлое.

Цель : понять причины, приведшие население Российской империи к революции и сформировать у учащихся представление о ней, как об одном из важнейших событий российской и мировой истории.

Задачи :

Познавательные:

  • выяснить причины революции и отношение к революционным событиям разных слоев населения Российской империи;
  • выявить их ожидания, связанные с революцией и сменой власти;
  • оценить с разных позиций итоги революционных событий.

Воспитательные: формирование эмоционально-нравственной отзывчивости; способности всесторонне оценивать изучаемый материал.

Развивающие: развиватьумение извлекать информацию из различных источников; учитывать разные мнения, сотрудничать со сверстниками; грамотно выстраивать речевые конструкции.

Оборудование : компьютер, интерактивная доска или экран, презентация Power Point «100 лет Великой революции»; конверты с указанием следующих слоев населения: «Крестьяне», «Рабочие», «Интеллигенция», «Царская семья», «Солдаты», «Дворяне».

Оформление : Для проведения мероприятия необходимо подготовить рабочие места и комплекты материалов на 6 групп обучающихся.

На каждом столе должен быть номер группы, конверт с указанием слоев населения, которые будет представлять группа (вскрывается в ходе мероприятия); комплекты с заданиями. Отдельно 6 шляп разного цвета.

Выбрать выступающих (3-х), раздать слова.

Сценарий внеурочного мероприятия

1. Организационный момент

Обучающиеся входят в класс под звуки 1-й части «Симфонии № 12» Д. Шостаковича (Революционный Петроград. Moderato. Allegro). Слайд №1

Ребята, давайте подумаем над теми эмоциями и чувствами, которые вызвала у Вас «Симфония» Дмитрия Шостаковича. Поднимите руку, те, кто может сказать, что музыка вызвала в его душе смятение, страх, неуверенность, опасение. Займите места в группах справа.

Поднимите руку, те, кто может сказать, что музыка вызвала в его душе подъем, восторг, радостное предчувствие перемен. Займите места в группах слева.

2. Основная часть.

Вступительное слово учителя: В этом году исполняется ровно 100 лет со дня Великой революции 1917 года.

1917 год – год великих потрясений. События 1917 года не только изменили историю нашего государства, но и всего человечества. Это очень сложная и противоречивая страница в истории нашей страны.

Слайд №2

Выступающий №1. Когда-то давно Россия была огромной страной, не просто страной, а империей, потому что объединяла она земли не только современной России, но и Украины, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Финляндии и еще многих других стран. И, хоть и называлась она Россией, народов в ней жило, кроме русского, очень и очень много, – не десятки, а сотни!

И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя, самодержца.

Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо.

Слайд № 3

Слово учителя: Великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов о событиях февраля 1917 года писал: «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»

Как Вы считаете, что мы должны выяснить в ходе мероприятия?

Сегодня нам с Вами предстоит перенестись на сто лет назад, перевоплотиться в представителей разных групп населения нашей великой Родины и понять, почему они поднялись на восстание и какие чувства испытывал в этот переломный момент каждый из них.

Вскройте конверты, которые лежат у Вас на столах и узнайте в кого Вам предстоит перевоплотиться.

Представьтесь, пожалуйста.

(Один представитель объявляет название своей группы. Табличка с названием ставится вместо номера. На экране транслируется Слайд №3)

Инструкция к работе групп: На столах у каждой из групп лежат конверты с заданиями (Приложение 1). Сейчас Вам предстоит вскрыть конверты, поработать с заданиями, составив из ответов на вопросы текст выступления, который нужно начать словами «Мы, крестьяне…», «Мы, солдаты…» «Мы, интеллигенция…», «Мы, члены царской семьи…», «Мы, рабочие…» и «Мы, дворяне…».

Группы вскрывают конверты, знакомятся с материалами, отвечают на вопросы и готовят выступление.

Итак, Вы познакомились с отрывками из произведений отечественных писателей и воспоминаниями современников о Великой революции 1917 года. От имени той части населения, которую представляла группа, выскажитесь о вашем отношении к революции.

Выступления представителей групп.

(На фоне выступлений демонстрируются слайды № 4 - 9, где последовательно автоматически транслируются по 5 сцен из жизни каждой из представленных групп.)

Слово учителя. Итак, мы с Вами увидели, чтобыли в то время в Российской империи и дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили-ели на золоте, веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие… и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым приходилось тяжело работать, чтобы как-то прокормить свои большие семьи.

Выступающий №2 В России всегда находились думающие образованные люди, которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах, а не только дети дворян и помещиков; чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10; чтобы равные права были у всех граждан России.

Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами.

В 1914 году началась Первая мировая война. Она длилась долго. Солдаты гибли в окопах, недовольство народа росло. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем-то недовольны. И, как не менялось правительство – лучше не становилось. Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство. Революционеры могли вернуться в страну, были отменены многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал, солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов», крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней, они надеялись выплатить долги и не голодать больше.

Выступающий №3. Революционеры во главе с Лениным готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября, они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф, мосты и банки города Петрограда. Правительство в Зимнем дворце было арестовано.

Большевики сказали уставшим солдатам: «Солдаты, возвращайтесь домой, хватит сидеть в окопах, прогоняйте своих хозяев капиталистов!», они говорили: «Мир – народам, земля – крестьянам, фабрики – рабочим!». Это было понятно для людей, многие из которых были неграмотны, жили в бедности, голодали, а мясо впервые попробовали в армии. Эти было понятно простым людям, которые не имели прав, ничего не знали о законах, а другую, светлую, чистую, сытую жизнь видели издалека.

Ради такой жизни для себя и своих детей, миллионы людей пошли за большевиками – воевать, строить, убивать несогласных.

Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, а потом всех их увезли и убили – даже детей, которые ничего плохого никому не сделали. Злодейский поступок.

Таким образом, 7 ноября 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание. Оно закончилось провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.

(Во время выступлений, учитель меняет таблички на столах на шляпы разного цвета)

Слово учителя. Спасибо, ребята, за интересный рассказ об этом важном событии, изменившем ход истории и решившем судьбы не только отдельных людей, но и всего народа в целом, всей мировой истории.

3. Рефлексия

Вы уже заметили, что на столах вместо табличек появились разноцветные шляпы. Нам с Вами предстоит оценить произошедшее событие с разных сторон. Каждая «шляпа» имеет свое значение.

(Значение шляп выводится на слайд №. 10)

  1. «Белая шляпа» – учащиеся, работающие в данной группе, должны объективно перечислить основные исторические, новые сведения, главные факты.
  2. «Красная шляпа» – учащиеся должны выразить свои чувства, эмоции по поводу событий в любой выбранной ими форме.
  3. «Черная шляпа» – группа выделяет негативные последствия изученных исторических событий.
  4. «Желтая шляпа» – учащиеся обобщают все положительное.
  5. «Зеленая шляпа» – группа в любой оригинальной, творческой форме должна представить результаты изученного.
  6. «Синяя шляпа» – формулирует общие выводы, рефлексивные мысли.

Выступления групп не более 1 минуты.

Учитель благодарит группы за работу.

4. Заключительный этап.

Великая революция 1917 года была надеждой многих людей на то, что они будут учиться, их будет защищать закон, они будут сыты, если будут работать. Советская власть, власть большевиков, пообещала им это, но далеко не всегда надежды оправдывались.

Закончить же наше мероприятие хочется словами поэта Валерия Яковлевича. Брюсова (читает сам учитель под звуки «Симфонии № 12» Д. Шостаковича ):

«Революция»

Что такое революция? - Буря,
Ураган, вырывающий с корнем
Столетние кедры,
Освежающий недра
Воздухом горним,
Оживляющий все ураган,
Крушащая многое буря!
Бог. Саваоф,
Что, брови нахмуря,
Просторы лесов
Для новых семян,
Для посевов грядущих
Расчищает дыханием уст всемогущих!
Революция - буря. Она
Над океаном
Летит ураганом,
Разметая воды до дна,
И горе
Судам,
Застигнутым в море!
Там
Огромный дреднот и ничтожная шлюпка
Одинаково хрупки,
Там
Для тысяч раскрыты могилы,
Там никто
Не предвидит судьбы: все - слепые!
Что
Наши ничтожные силы
Пред волей стихии!
Революция - буря...

Учитель:

Выходит чтец:


Когда царей корона упадёт;

Учитель:

Вальс «Амурские волны» (3 пары)

Танцующие пары застывают в прощании (остаются на сцене)

Выходят Ведущие.

Ведущий 1-ый: Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.

Пары уходят.

Ведущий 2-ой: В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».



На слайдах фото первых дней войны.

Чтец 1.

Петроградское небо мутилось дождем,

На войну уходил эшелон.

Без конца – взвод за взводом и штык за штыком

Наполнял за вагоном вагон.

В этом поезде тысячью жизней цвели

Боль разлуки, тревоги любви,

Сила, юность, надежда... В закатной дали

Были дымные тучи в крови.

Чтец 2.

И, садясь, запевали Варяга одни,

А другие – не в лад – Ермака,

И кричали ура, и шутили они,

И тихонько крестилась рука.

Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,

Раскачнувшись, фонарь замигал,

И под черною тучей веселый горнист

Заиграл к отправленью сигнал.

И военною славой заплакал рожок,

Наполняя тревогой сердца.

Чтец 3.

Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу -
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.

Просмотр видео (5:49)

Фотографии 1916- начала1917 года

Ведущий 1-ый: В начале 1917 года обстановка в стране становится взрывоопасной. Поражения на фронтах, повышение цен, просчёты правительства, критика царя привели Россию к неизбежному – мысли о свержении монархии.

Чтец:

А. Блок

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье,-

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят царствие твое!

Первый ведущий : Искрой в бочке пороха стали всего лишь трехдневные перебои в Петрограде с черным хлебом. Только с черным - белый, чуть подороже, лежал свободно. Для этого имелись и объективные причины - снежные заносы, помешавшие подвозу муки. Пошли слухи; что на хлеб введут карточки, и дефицит тут же усилился: хлеб начали скупать на сухари. Все большее число людей, отстоявших “хвост” - т. е. очередь, которые и без того возмущали тогдашних россиян, - оставались с пустыми руками.



Чтец 1.

Революция - это ревы улиц,
это топот толп, прочтенный вслух.
Только в революцию можно стать под пули,
грудью их отвеяв, словно пух.

Революция - это души настежь!
Сердце сбило всех обид замки,
и в пустые ребра, как очей ни застишь,
небо набивает синевы комки.

Революция - это праздник праздных,
тем, кто не у дел был - даль привет:
только в революцию за дело казни,
за безделье ж казней нет!

Ведущий 1-ый: 28 февраля Николай II выехал из ставки в царское село, ночью 1 марта ему сообщили, что железнодорожные пути заняты восставшими войсками.

Ведущий 2-ой: «Обстановка по-видимому, не допускает иного решения» - ответило высшее военное командование на вопрос об отречении Николая II. Император был потрясён.

Первый ведущий: 2 марта, ночь – Николай II подписал манифест о даровании ответственного министерства, но было уже поздно. Общественность требовала отречения.

Второй ведущий : 2 марта около 15 часов царь Николай II принял решение отречься от престола в пользу своего наследника, цесаревича Алексея при регентстве младшего родного брата великого князя Михаила Александровича. В течение дня царь принял решение отречься также и за наследника.

Он подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.

На слайде раздача газет с новостью об отречении Николая II

Чтец.

Настежь, настежь
Царские врата!
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
- Христос Воскресе,
Вчерашний царь!

Пал без славы
Орел двуглавый.
- Царь! - Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз -
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

Ваши судьи -
Гроза и вал!
Царь! Не люди -
Вас Бог взыскал.

Ведущий 1-ый : 3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.

Ведущий 2-ой: Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластие: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Чтец .


Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Леса, поля, и нивы, и степи, и моря,
Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!

Чтец.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 100-летию Февральской революции

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги, учащиеся, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятие, посвященном памятной дате в российской истории – 100-летию Февральской революции. 1917 год стал переломным моментом в судьбе России. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию. В рамках человеческой жизни это событие происходило давно, а в исторических рамках – недавно. Я предлагаю всем присутствующим попытаться осмыслить картину тех дней, понять причины и последствия происходящего

Выходит чтец: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (отрывок)

Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Учитель:

В своем Послании парламенту президент отметил, что наступающий 2017 год - год столетия Февральской и Октябрьской революций. "Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революций в России. Не только для историков, ученых. Российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением.

Об этом писал и выдающийся русский и советский философ Алексей Федорович Лосев. «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, писал он. Мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это - свое неотъемлемое, родное.»

« Уверен, что у абсолютного большинства наших граждан именно такое ощущение Родины. И уроки истории нужны нам, прежде всего, для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь», - подчеркнул Владимир Владимирович Путин.

Февральской революцией началась великая смута в России, в ходе которой пала не только династия Романовых и Империя перестала быть монархией, но и весь буржуазно-капиталистический строй, в результате чего в России полностью сменилась элита.

Миронова Валентина Борисовна
Должность:
Учебное заведение: МКОО "Просекская основная школа"
Населённый пункт: Костромская область, Антроповский район, д. Просек
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дорогами Октябрьской революции"
Дата публикации: 25.04.2017
Раздел: среднее образование

Муниципальная казённая общеобразовательная организация

"Просекская основная школа"

Антроповского муниципального района Костромской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия,

посвящённого 100-летию Великой российской революции.

«Дорогами Октябрьской революции»

учитель истории и обществознания

Просек 2017

Цель: познакомить обучающихся с историей Великой октябрьской революции 1917

Задачи:

воспитание интереса к историческому прошлому России;

воспитывать понимание и уважение к историческим событиям нашего

государства.

Ведущий.

исполняется

Октябрьской

российской

революции. Столетняя история этого события связана с героическими страницами

независимость

становление

Российского

государства. Год столетия революции – хороший повод вспомнить о том, что это

событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории.

Президент

В.В.Путин

кровавых событий, но это то, через что мы прошли и что мы обязаны знать».

И алые знамёна, и оркестры,

И воинскую мощь у стен Кремля,

И праздничных колонн родные песни».

(Л.П. Масловский)

российская

революция

навсегда

останется

важнейших

событий XX века. Октябрьская революция решающим образом изменила

пути исторического развития России и оказала громадное влияние на развитие народов

всей планеты.

Сегодня мы перелистаем страницы Великой Октябрьской революции и узнаем,

как это было.

В.И.Ленин

возвратился

Петроград.

Финляндского вокзала солдаты тесным кольцом окружили Владимира Ильича Ленина,

который просто и понятно говорил о том, что волновало в те дни каждого рабочего и

крестьянина, - о земле и свободе, о том, как покончить с войной.

Учитель истории.

Н.К.Крупская вспоминала: «Солдаты становились на лавки, чтобы лучше видеть

и слышать того, кто так понятно говорил о насущных проблемах. И с каждой минутой

росло их внимание, напряженнее делались их лица».

Из воспоминаний Н.И.Подвойского: «Ветер, врывающийся на площадь с Невы,

подхватывает

полотнища

плакатов,

покрывается багровым пламенем. Спустившись на первую ступеньку вагона, Ленин

взглядом

встречающих,

поднимает

радостно

Непередаваемый энтузиазм охватывает встречающих. По всему перрону гремит буря

оваций, приветственных лозунгов. Когда В.И.Ленин сказал слово «Товарищи!», то

каждый почувствовал в нём глубину и силу любви его к народу.

Ведущий.

От Финляндского вокзала началось грандиозное ночное шествие на Петроградскую

сторону. В эту В.И.Ленин ещё несколько раз говорил с рабочими, жадно ловившими

каждое его слово.

Учитель истории.

А.А.Андреев писал: «Ленин гениально, с необыкновенной убеждённостью, которая

чувствовалась в каждом его слове и жесте о революции, которая должна была победить

через несколько месяцев».

Ведущий.

В.И.Ленин

выступил

совещании

Таврическом

докладом, где изложил свои знаменитые Апрельские тезисы. Так, едва вернувшись на

Родину, Владимир Ильич стал у руля революции.

Наступил май 1917 года. Трудящиеся России впервые открыто и свободно праздновали

Первомай. В июле в Петрограде прошли демонстрации. Рабочие, солдаты и матросы

шли с лозунгами, их приветствовал В.И.Ленин.

подготовке Великого Октября. Ленина в Петрограде не было, он находился недалеко от

Петрограда

приезжали

Дзержинский,

Орджоникидзе,

В.И.Ленин передавал указания и советы.

которых призывал создавать отряды Красной гвардии и готовить экипажи кораблей.

квартире в Выборгском районе. На следующий день Ленин написал статьи, в которых

вождь ещё раз подчеркнул, чтобы все готовились к вооружённому восстанию.

Наступили решающие дни революции. На заводах и фабриках прозвучали сигналы к

красногвардейцев.

отправлялась

Смольный,

занимали

правительственные

учреждения,

руководства

сходились

Владимир

внимательно

событий, отправлял в Смольный указания, как действовать. Революционный штаб в

Смольном с величайшей энергией и решимостью готовил выступление.

сил. В тот же день красногвардейцы заняли Финляндский вокзал.

Смольный

В.И.Ленин.

революции

непосредственно у штурма восстания.

История навсегда сохранит неповторимую картину, которую являл собой в эту

ночь великий русский город на Неве. Дул сырой холодный ветер. В тумане мигали

редкие фонари. В ночном мраке сверкал огнями Смольный – штаб восстания, центр

разразившейся

революционной

надеждой

обращались

исстрадавшихся рабочих и солдат, жаждавших мира, земли, справедливости и свободы.

Учитель истории.

Измождённый, в изорванной одежде рабочий остановился перед Смольным,

Революция!»

бросился

смешался с толпой. Это был один из делегатов II Всероссийского съезда Советов,

которые прибывали со всех концов страны в Смольный, чтобы сказать о рождении

новой России.

Ведущий.

Смольный гудел, как взбудораженный улей. Всё в эту ночь двигалось или от

Смольного,

Бесконечным

представители

Петроград находился в руках восставших. На заводах и фабриках, в казармах и на

улицах ликующие рабочие и солдаты читали первый документ, в котором были слова:

«Да здравствует революция!» В Смольном собирались депутаты. Экстренное заседание

Совета открылось в 2 часа 35 минут дня.

Учитель истории.

Н.И.Подвойский вспоминал: «Когда на трибуне после четырёхмесячного перерыва

появился

депутаты

любимого

разразился бурными аплодисментами. Все встали с мест. Никогда Ленин не был таким

торжественным и взволнованным, как в этот момент. Вдохновенно и просто прозвучали

его слова: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё

время говорили, свершилась».

Ведущий.

Для завершения революции оставалось взять Зимний дворец. Невдалеке от дворца, у

Николаевского моста, стоял крейсер «Аврора». В 9 часов 45 минут вечера раздался

орудийный

сознании

человечества

исторический залп «Авроры», возвестивший миру о начале новой эры.

Учитель истории.

Н.И Подвойский так рассказывал об этом историческом моменте: «Во тьме

ночной, озарённые бледным, затуманенным дымом, светом, со всех прилегающих улиц

и из-за ближайших углов неслись цепи красногвардейцев, матросов и солдат. В воздухе

стояло сплошное победоносное «Ура!», захватывающее, объединяющее».

Ведущий.

Смольном

открылся II Всероссийский съезд Советов. Он представлял всю трудовую

Россию. Здесь были делегаты от провинций и национальных районов. На съезде Ленин

говорил о мире, о земле.

Учитель истории.

Делегат II

Всероссийского

С.А.Аралов

рассказывает

выступлении В.И.Ленина с докладом о мире: «Сердца исстрадавшихся людей рвались к

миру. «Что ж, братец ты мой, будет замирение или нет?» - спрашивали часто делегаты.

Наконец настал момент, когда поднялся и заговорил об этом Ленин. Первые

слова сразу всех захватили: «Вопрос о мире есть жгучий вопрос, больной вопрос

современности. О нём много говорено, написано, и вы все, вероятно, немало обсуждали

его». Кто-то воскликнул: «Только думаем, и говорим о мире. Правда, твоя, товарищ

Ленин!» И когда В.И.Ленин оглашал декрет о мире, стояла такая тишина, будто люди

даже дышать перестали. А потом, как будто весь зал вздохнул облегчённо – и вслед за

этим вихрь и гром аплодисментов, радостных криков.

Ведущий.

II Всероссийский съезд Советов выполнил волю народа – он принял историческое

знаменосцем

Ленинская

определила внешнюю политику нового государства. Огромное значение имело решение

вопроса о земле.

Наше мероприятие я хочу закончить такими словами:

«Когда-то так оно и было:

Был красный день календаря,

Но почему-то всё забылось

С годами, а наверно, зря!

Ведь это был прекрасный праздник

И для людей, и для страны».

Я думаю, что пройдёт ещё немало времени, и всё встанет на свои места, и день 7

ноября, как и прежде, станет одним из главных праздников страны.

В.В.Путин сказал: «У России великая история и не менее великое будущее». Так

давайте не забывать уроки прошлого.