Смотреть что такое "Янус" в других словарях. Янус в древнеримской мифологии Чем согласно римской мифологии обладал бог янус

Янус (Janus) - один из древнейших римских богов-индигетов, занимавший, вместе с богиней очага Вестою, выдающееся место в римском ритуале. О сущности религиозного представления, которое воплощалось в Я., уже в древности высказывались различные мнения. Так, Цицерон ставил имя бога в связь с глаголом inire и видел в Я. божество входа и выхода; другие полагали, что Я. олицетворяет собою хаос (Ja nus = Hianus), или воздух, или небесный свод; Нигидий Фигул отожествлял Я. с богом солнца. Последнее мнение нашло защитников и в новейшей литературе; другие считают Я. символом неба. Все вышеприведенные объяснения в новейших исследованиях по римской религии и мифологии уступили место новому и простому толкованию, по которому имя Я. отожествляется с латинским словом ianus (дверь, дверной проход) и Я. характеризуется как бог двери, свода, арки, прохода. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Я. стали изображать двуликим (geminus) - образ, естественно вытекающий из представления двери, как двустороннего предмета. Итак, Я. первоначально был божественным привратником, которого призывали в гимне Салиев под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий); атрибутами его служили ключ и необходимое оружие привратника, отгоняющего непрошеных гостей - палка. Как в противоположность очагам частных домов существовал на римском форуме государственный очаг - Vesta populi Romani Quiritium, так же точно у римлян была входная дверь, ведшая в атриум государства - на римский форум, так называемый Janus Quirinus. Это было древнейшее местопребывание (может быть святилище) Я., в северной части форума, состоявшее из двух сводов, которые были соединены стенными перегородками, так что образовали крытый проход. В центре арки возвышалось изображение двуликого Я. Арка двуликого Я. была сооружена, по преданию, Нумою Помпилием и должна была служить, согласно завещанию царя, показательницей мира и войны (index pacis bellique): в мирное время арка запиралась, в военное время двери ее оставались открытыми. Сомнительно, чтобы этот обряд был древний; но в последние годы республики он соблюдался, и Август хвалился тем, что при нем арка была закрыта трижды (в первый раз после битвы при Акции, в 30 г. до Р. Х.; во второй раз - по окончании войны с кантабрами в 25 г. до Р. Х.; в третий раз - по окончании войны с германцами, в 1-м году до Р. Х.). Так как с понятием пространства смежно понятие времени (ср. initium - вход и начало), то Я., будучи богом входа, вместе с тем считался покровителем всякого начала, первой ступени или момента в каждом акте и явлении (слова Варрона: в руках Я. - начало, в руках Юпитера - все). Его призывали в начале какого бы то ни было молитвословия; первый праздник римского религиозного года был установлен в честь Я.; в периоде дня Янусу был посвящен утренний час (отсюда эпитет бога - Matutinus), в периоде месяца - календы (первое число), в периоде 12-месячного года - первый месяц, названный по имени Я. январем (Januarius). Близкое отношение бога к понятиям времясчисления привело к представлению об Я. как о божестве, управляющем движением года и вообще времени: некоторые статуи его выражали эту идею в расположении ручных пальцев, причем пальцы правой руки изображали число ССС (т. е. 300), а пальцы левой руки - число LXV (==65), т. е. пальцы обеих рук, в таком их положении, показывали число 365 дней года. Вместе с тем Я. охраняет каждого человека в первые моменты его утробной жизни, с акта зачатия (Janus Consevius), и стоит во главе богов, под покровительством которых находится человек с момента зачатия до рождения. Вообще, как бог всякого начала, он древнейший и первый из римских богов, но первый не в космогоническом смысле, а как божество начала в отвлеченном значении этого слова. Специальным жрецом Я. был Rex sacrorum, занимавший в иерархии римского жречества первое место. По свидетельству Варрона, Я. было посвящено двенадцать алтарей, по числу месяцев года. В разных частях города возвышалось несколько янусов (ворот); ими заканчивалась большая часть улиц, выходивших на римский форум. В древнейшее время собственных святилищ Я. не было, если не считать арки Двуликого Я. на римском форуме. Первый храм, о котором имеются сведения, был построен во исполнение обета, данного Гаем Дуилием в битве при Милах (260 г. до Р. Х.).Император Август предпринял восстановление храма, при чем древняя статуя бога была заменена привезенным из Египта изображением двуликого Гермеса, работы Скопаса. При Домициане было сооружено святилище так назыв. Четырехликого Я., изображение которого было привезено в Рим из Фалерии еще в 240 г., по взятии этого города римлянами. Древнейшее изображение Я. сохранилось на ассах первой римской чеканки: это - бородатая двуликая голова, рисунок которой был создан, по мнению Виссовы, специально для первых медных монет, представлявших притом же единицу ценности. Фантазия поэтов и ученых создала немало этиологических сказаний, связанных с именем Я.; сложились, напр., сказания о том, что Я. был доисторическим царем Лация и Яникула (см.). Ему, как и Сатурну, приписывались различные изобретения (кораблестроение, чеканка монет) и вообще доброе влияние на развитие культуры (напр., плодоводства, земледелия). В близком отношении к Я. стояли божества Mater Matuta и Portunus, из которых первая была богиней утреннего света (ср. Janus Matutinus) и, подобно Юноне Люцине, призывалась женщинами при родах, а второй был двойником Я., как это явствует из сопоставления имен; portus в первоначальном смысле означает то же, что porta или janua (ianus). Co временем слово portus (ворота) стало употребляться в смысле гавани (т. е. ворота реки или моря), и Портун сделался богом гаваней. Имя Я. носил холм Яникул (см.). О существовании культа Я. вне Рима не имеется никаких сведений. См. Roscher, «Ausf ührliches Lexixon der Griechischen und Römischen Mythologie» (П, стр. 15 и cл.); Speyer, «Le dieu romain Janus » (в «.Revue de l’histoire de religion », XXVI, 1892, стр. 1-47); Wissowa, «Religion und Kultus der Römer» (Мюнхен, 1902 = Jw. Müller, «Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft», т. V, отд. IV); Aust, «Die Religion der Römer» (Мюнстер в Вестфалии, 1899); Steuding, «Griechische und Römische Mythologie» (Лпц., 1897).

Какими только не представляли себе люди богов! Но самым главным обычно было два качества: бессмертие и безграничные возможности. В одной их которая возникла на Земле, индуизме, и появился многоликий бог. Сначала он был один - создатель всего сущего Брахма. Потом к нему присоединились Вишну и Шива, образовав божественную триаду.

На изображении выше все боги верхнего пантеона изображены с женами (слева направо): Сарасвати, Лакшми и Парвати.

Каким был Брахма

Вообще индийские дела понимаются достаточно тяжело, потому что в Индии мыслят не так, как в Европе. Все категории у них иные. Но не будем в них углубляться, а попробуем взглянуть на верховное божество - на Брахму. Как ни странно, оно далеко не самое почитаемое. В Индии мало храмов, посвященных Брахме, мало тех, кто ему поклоняется. Даже для индийцев он достаточно непонятен. Им интересуются, пожалуй, только люди из касты брахманов. Они его чтут и знают.

Чем занят Брахма

Брахма, многоликий бог, возглавляет тримурти - триаду божеств, два других из которых - это Шива и Вишну. О Брахме не рассказывают сказок и легенд, поэтому простому сердцу его трудно любить. Он - понятие абстрактное, которое непостижимо для простодушного неграмотного индийца. Брахма, многоликий бог, находится где-то в неизвестных далях и все время пребывает во сне. И это хорошо. Поскольку один раз он сотворил мир как единую целую сущность, а потом взял и разбил свое творение на мельчайшие осколки, и мы получили тот мир, который имеем сейчас. Он из единства создал множественность. А все индийские мудрецы, практикующие тапаз, стремятся слиться с целостным абсолютом. Брахму трудно представить, но все-таки в индийской иконографии его показывают так, как представлено на картинке с изображением тримурти.

У него четыре лика. Некогда он полюбил женщину и возжелал видеть ее, где бы она ни находилась. Поэтому многоликий бог имеет четыре лица, чтобы следить за своей избранницей во всех частях света.

Вишну-хранитель

Вот Вишну - бог, который имеет всем понятную биографию. И для чего он нужен, тоже всем ясно. Он должен охранять мир, который создал Брахма. От кого он охраняет? Конечно, от демонов. Но он их поборол и спокойно живет в небесных далях, в своем царстве. Там течет Ганг, но не земной, а небесный, там есть пять озер, в которых растут лотосы, и высятся золотые сияющие дворцы. Вишну сидит на белоснежном лотосе, который помещен на золотой трон.

У ног его всегда рядом покорно сидит жена - прекрасная, вечно молодая Лакшми. Она - символ материнства, богатства и красоты.

И вообще темнокожий Вишну и Лакшми - пример гармонии в семье для всех индийцев. Куда бы ни пошел Вишну, даже если он спускается на землю, Лакшми - всегда его верная спутница.

Вишну - бог не многоликий. Это видно на его изображении с женой.

Деяния Вишну на земле

Девять раз спускался Вишну на землю, чтобы победить зло. Первый раз это было до потопа. Он обратился в рыбу и спас благочестивого человека, от которого потом произошел род людской.

Второй раз он принял облик черепахи и помог богам при помощи асуров (демонов) получить из океана напиток бессмертия. Тогда же из лона вод явилась ослепительно красивая Лакшми, которую Вишну взял в жены. Но демоны завладели напитком бессмертия. Тогда Вишну преобразился в девушку невиданной красоты, которая должна была определить, кому из демонов первому испить эту жидкость. И, получив сосуд с ней, Вишну бесследно исчез. Он вернулся к богам. Обманутые демоны бросились в сражение, но тысячами гибли, а боги, обретшие бессмертие, их победили. Не раз еще спускался Вишну на землю, но последний, десятый, его приход должен уничтожить царство зла на земле, и тогда все заживут счастливо.

Тройное божество

Триада божественная, как считал Карл Юнг, является архетипом в истории религии. Число "три" имеет долгую историю мифических ассоциаций.

В классической античности ярким примером является Афродита, которую представляли в виде Урании (небесной) и Пандемос (всенародной). А также музы (Аониды - песня, Мелета - практика, Мнемозина - память). Это очень древнее, исходное представление. Позже их стало девять.

В римский период богиня луны ассоциировалась у древних с луной, изливающей свет на небе, с Дианой, являющей непорочность на земле, и Гекатой или Прозерпиной, которых связывали с колдовством и помещали в Ад.

В Капитолийский период римская триада состояла из Юпитера, Юноны и Минервы, составляющей могущественную семью.

Судьбы в греко-римской мифологии представляли три мойры: Клото, Лахезис и Антропос.

В норвежской мифологии мать-богиня являлась в трех ипостасях - Фрейя, Фригг и Скади.

Примеров можно привести еще много, но закончим двумя последними из славянской и греческой мифологии. Бог Триглав в Словении, Сербии и Хорватии изображался как трехголовый человек или как человек с тремя козлиными головами. В христианский период все его изображения были уничтожены. Это было трехликое божество. Как была трехлика Геката, чье изображение сохранилось до наших дней. Видимо, это был один из ее древнейших культов.

Ну и совсем последнее - это уже не бог, но всем известное мифическое существо - чудовищный пес Цербер, который изображался с тремя головами и охранял Аид.

Римское божество

Бог Янус - одно из которое предшествовало появлению в пантеоне Он изображался с двумя лицами. Одно из них было молодым, другое - старым. Или один из ликов был мужским, а второй - женским. Его храм был построен на площади в центре Древнего Рима, и внутри сооружения стояла статуя Януса из бронзы. Двери храма были открыты во время войны и закрыты, когда наступал мир. За время существования Римской империи они закрывались всего девять раз.

Бог Янус до появления Юпитера открывал небесные врата и выпускал солнце, а вечером он их запирал. Его атрибутом был ключ. Он покровительствовал всем дверям, а также считал дни в году. На одной его ладони стояло число "триста", а на другой - "шестьдесят пять". Янус был богом любого начинания, а двуликость символизировала его осмотрительность, необходимую для каждого нового дела. Лишь века спустя это стало означать отрицательное качество - лицемерие.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю). Это правило было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. В Древнем Риме этот день был посвящён Янусу.
Двуликий Янус, или Януарий, был богом всех начал, входов и выходов. В честь бога Януса первый месяц года получил свое название «январь». При обращении к богам имя Януса призывалось первым, ему был посвящен первый день каждого месяца и начало каждого дня. У Януса было два лица: молодое и старое. Одно из них смотрело на восток, в будущее, а другое было обращено на запад, в прошлое. А сам Янус находился, как и месяц январь, на стыке прошлого и будущего.
Янус считался древнейшим италийским царем, который принял у себя свергнутого Сатурна и разделил с ним власть, ведя счет дням, поэтому изображался с 365 пальцами по числу дней в году. Алтарей в храме Януса в Риме было двенадцать.
По одной из легенд Сатурн даровал Янусу способность видеть прошлое и будущее.
В первый день января в храме Януса ему приносили в жертву белого быка, медовые пироги, вино, плоды. Люди желали друг другу счастья и дарили вкусные вещи, чтобы наступивший год оказался «сладким», счастливым.
Янус считался также богом договоров, союзов, мира и войны, космического и земного порядка. Атрибутами его служили ключ и оружие привратника— палка, отгоняющая непрошеных гостей.

Описания бога Януса ярко перекликаются с описанием Гермеса. Гермес - покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, покровитель магии и астрологии. Посланник богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Гермес изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей, был вхож во все миры, будучи Тотом в Египте, подобно Янусу, держал ключ знаний Анкх.

Так как греческое имя Меркурия - Гермес, образы Близнецов и Януса явно взаимосвязаны. Янус был первым богом света и солнца, который открывал врата неба на восходе в утренние часы и закрывал их вечером. Меркурий, и вечерний, и утренний, так же неотступно следует за Солнцем, являясь самой близкой к нему планетой.
И тот, и другой представляют две половины года и олицетворяют благие для людей божественные силы.

Храм Януса в Риме
Римляне верили, что Янус влияет и на их военные успехи — ведь каждая война имеет начало и конец, и для ее благополучного завершения милость двуликого бога очень важна. В храме Януса было двое ворот: одни против других. Когда римляне объявляли войну, «двери войны» отпирались и под арками храма мимо статуи бога Януса проходили выступавшие в поход воины. В течение всей войны храм стоял открытым, а когда война заканчивалась, и войска с победой возвращались из похода, вновь проходя перед статуей бога — и тяжелые дубовые двери храма закрывались за ними на ключ. Считается, что триумфальные «арки», как символы «перехода», портала, научил людей строить Янус.
Праздник в честь Януса справлялся 9 января в жилище самого царя. Царь Нума Помпилий посвятил ему двойную арку на форуме.

Янус ассоциировался с ходьбой и плаванием, поэтому он стал покровителем путников, мореходов.
В шумерской мифологии считалось, что мир начался с воды; богом водной стихии являлся Энки,он так же был богом мудрости и плодородия, который «установил на земле свой порядок». У шумеров был свой двуликий бог по имени Исимуд, - это «посланник» Энки, его «ангел». Об этом говорит многорогий «шлем», который шумеры изображали исключительно у высшего ранга богов на глиняных табличках. Исимуд с двумя лицами - крайний справа от Энки.
Символика созвездия Рыбокозленка (Козерога) связана с одним из образов бога Энки: рыба символизировала недоступные глубины премудрости, а козленок — пророчество о грядущей судьбе человечества.

Около 235 г. до н. э. появилась монета с двуликим богом Янусом на квадриге, из-за чего эту новинку назвали квадригатом.
Квадригат (дидрахма с изображением квадриги). 235-217гг. до н.э.

Имя Янус (лат. Jānus) происходит от латинского слова «januae» -дверь, «Jani» - арка. В древнем Риме именем Януса называли первый день и первый месяц нового года - януарий (Januarius), то есть принадлежащим Янусу, или январь.

В начале Януария (января) люди желали друг другу добра и дарили сладости, чтобы весь год сладким и счастливым. В дни праздника были запрещены всякие ссоры и раздоры, чтобы не навлечь на себя гнев бога Янус, который мог сменить милость на гнев и ниспослать плохой год для всех.

Двуликий бог Янус - древнее италийское божество, дверей, входов, выходов, арочных проходов, а также начала и конца года, начала и конца жизни. Богу Янусу был посвящен утренний час каждого дня, его имя призывали в начале молитвословия, в начале всяких дел, в первых числах каждого нового месяца.

Жизнь, как и годовой цикл, представляет собой бесконечно вращающееся, колесо Времени. На ведическом санскрите Яна - Yāna – колесница (от корня «yā»), существует семантическая связь с латинским словом «janua» - дверь, которая, подобно колесу, тоже вращается на уключинах, открываясь и закрываясь, пропуская человека в будущее и закрывая за ним дверь в прошлое. Колесница вечного и бесконечного Времени – на санскрите «eka-yāna» – эка-яна - единая колесница; три-яна - tri-yāna - три колесницы.

Атрибутами Януса служили ключ , которым он отпирал и запирал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. У Януса был посох , необходимое оружие привратника, чтобы отгонять непрошеных гостей. Янус - божественный привратник, «отворяющий» (Patulcius) и «замыкающий» (Clusius или Clusivius) дверь.

Янус – древнейшее греко-римское божество, охраняющее входные двери дома, как и богиня Веста – хранительница домашнего очага , почитались в каждой семье и оберегали дом от бед, считался покровителем всякого начала, первого шага в пути.

В каждом городе создавался государственный очаг римской богини Весты - Vesta populi Romani Quiritium , от которого зажигали семейный очаг все горожане. Древние греки почитали богиней домашнего очага Гестию, что созвучно с Вестией.

В каждом городе строили городские ворота, входные двери римского форума Янус Квиритус - Janus Quirinus.

Второй царь Древнего Рима Нума Помпилий, правивший в Риме с 715 по 673 год до н. э., ввёл новый луно-солнечный календарь, год состоял из 355 дней, разделил их на будни и праздники (фесты). Римский царь Нума Помпилий добавил два новых месяца в календарном году - Январь , посвящённый богу Янусу, и Февраль (лат. Februārius mēnsis «месяц Фебрууса», «очистительный месяц» от лат. Februa - «праздник очищения»). Февраль посвящался Фебруусу - этрусскому богу подземного царства, куда уходили, очищенные от грехов, души умерших людей. Обряды очищения – «februa, februare, februum», происходили в праздник Луперкалий - 15 февраля (dies februatus), в полнолуние, и совпадали по времени с празднеством в честь бога Природы Фавна (от лат. Favere – добрый, милостивый). В новом календаре Нума Помпилия год начинался с марта, и заканчивая декабрём. Считалось, что бог Янус научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.

Нума Помпилий приказал построить в северной части римского форума святилище бога Януса, из двух крытых арочных сводов, в центре арки возвышалось изображение двуликого Януса. Сквозь двери в арке бога Януса римские войны уходили на войну, и двери Януса оставались отрытыми, ожидая их возвращения. Возвращающиеся домой с победой римские войны проходили сквозь арку дверей Януса, где жители города ждали и приветствовали их. В мирное время римская арка Януса запиралась на ключ, оберегая жителей города от бед и врагов. По числу месяцев года было построено 12 алтарей янусов (ворот) в разных частях Рима, посвященных богу Янусу. Римляне называли его

Портус (portus - ворота), как и Янус (janus -двери) был божествами входа и выхода. Портус стал божеством гавани, воротами рек, или моря. Янус был покровителем дорог и путников, и почитался италийскими моряками, верившими, что именно Янус научил людей строить первые корабли.

В правлении Нума Помпилия проведена перепись всех земель и населения Рима, граждан объединили по профессиям в ремесленные союзы - гильдии. Торговля товарами велась по бартеру, но цена товара приравнивалась к голове крупного рогатого скота pecus, отсюда первая латинская денежная единица – пекуния - Pecunia. За одну пекунию давали 10 овец. Нума Помпилий запретил римлянам приносить человеческие жертвоприношения и ввёл бескровные жертвы богам, в виде медовых пирогов, вина, плодов. Богу Янусу в храмах приносили в жертву белого быка , жертвоприношение - «яджна» - yajna.

Янус – древний греко-римский бог Времени, изображался с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Молодое лицо бога Януса смотрело в будущее, вперед, а второе бородатое лицо старца Януса было обращено вглубь времён, назад, в прошлое. Таким образом, Янус олицетворял единство и борьбу противоположностей – прошлого и будущего, старого и молодого, жизни и смерти.

Янус царствовал в Италии (Сатурнии) ещё до появления культа Сатурна, Юпитера. Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим врата за уходящим солнцем.

Во время археологических раскопок этрусских городов на севере Италии, процветавших задолго до Рим, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше, а другое - смеющемуся бородатому старику. Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах.

Прообразом бога Януса, возможно, было божество Яма из древнейшей части Риг-Веды, написанной на ведическом санскрите. В Ригведе Яма - это бог подземного мира и умерших предков. На санскрите Яма - jama - конец, смерть. Яма – сын солнечного бога Вива-свата, (Vīuuahuuant) – «Живого света» , первый человек, принесённый в жертву для миропорядка. Яма - Бог смерти, обитающий в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами.

В древнеславянской, дохристианской культуре языческий бог Световид изображался с четырьмя лицами, обращенными в разные стороны.

Достаточно вспомнить упоминание Плутарха, что ворота храма бога Януса в Риме, которые открывались, когда Римская империя вела какую-либо войну, не закрывались со времен царя Нумы Помпилия (второй царь после легендарного основателя Рима Ромула, VIII в. до Р.Х.) до времен цезаря Августа Октавиана (63 г.до Р.Х.-14 г.), то есть в течение 700 лет, практически весь период существования Римской империи. Военные обозы отправлялись от священного Храма врат (Janus geminus) на римском Форуме. 12 января 29 до н.э. по решению римского сената закрываются двери храма Януса в Риме в знак окончания продолжавшихся почти сто лет гражданских войн. Храм Януса находился на римском Форуме и представлял собой две большие крытые бонзой арки, соединенные поперечными стенами и опиравшимися на колонны, с двумя воротами, находившимися друг против друга. Он был воздвигнут по преданию царем Нумой Помпилием. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица, обращенных в противоположные стороны (одно — в прошлое, другое — в будущее) и имел два входа. Когда принималось решение объявить войну какому-либо государству, главное в государстве лицо, будь то царь или консул, отпирал ключом двойные двери храма и перед ликами Януса под арками проходили вооруженные воины, отправлявшиеся в поход, а также юноши, впервые взявшиеся за оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми. Когда же заключался мир, то вооруженные войска вновь проходили перед статуей бога, возвращаясь из победоносного похода, и тяжелые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, вновь запирались на ключ. На удивление современникам и потомкам врата его были закрыты на протяжении 43 лет.

Праздник Януса, агонии, справлялся 9 января в жилище самого царя. Жрецом Януса был заместитель царя по этим вопросам, возглавлявший всех римских жрецов. Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов. Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того, чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворения всех желаний. Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены законом, чтобы не омрачить ими доброжелательное отношение Януса, который, разгневавшись, мог ниспослать дурной год для всех. В этот знаменательный день жрецы приносили Янусу в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц и возносили молитвы о благополучии римского государства.

Изображение Януса (Диануса) часто использовалось на монетах в эпоху Республики, но в период Империи встречается очень редко. Двуликий Янус встречается на аверсах всех римских ассов со времени появления римских медных монет до начала 1 в. до н.э.

Двуликий Янус — бог порога, входа и выхода, дверей и всякого начала. Все ворота считались находящимися под его священным началом, так же как и начало любого деяния и прохождения всех входов. Среди божеств древних римлян считался одним из самых всеведущих и был наиболее популярен. В греческом пантеоне соответствия не имеет. Одно его лицо обращено в прошлое, другое — в будущее. Он охраняет дом, отпугивает чужаков и демонов и приглашает приятных гостей. В календаре его именем назван первый месяц года, его открывающий, – январь. Январь посвящался Янусу, богу небесного свода, покровителю путешественников и моряков. Он сопутствовал и счастью и бедам. При обращении к богам имя Януса призывалось первым.

По преданию, Янус был первым царем Лация. Он научил людей земледелию, кораблестроению и покровительствовал морякам. Янус считался также богом договоров и союзов, государственного благоустройства, золотого века. Две головы означают его способность предвидеть будущее и помнить прошедшее. Две короны — управление двумя царствами (мог видеть оба пути одновременно). Посох обозначает то, что он первый ввел правильные дороги и рассчитал расстояние. Ключ — знак того, что он ввел устройство дверей и запоров, а также отпирал им небесные врата. Поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам и годам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число 300 (латинские цифры — CCC), а на левой — 65 (латинские цифры — LXV), что означало число дней в году. Его голова венчалась античным римским «термином» (terminus — предел, граница) — колонной, отмечающей границы собственности. Как божество врат, вступления (лат. Janua) он считался также стражем входа в дом и изображался с жезлом привратника и ключом в качестве атрибутов. Он обозначал посредника в познаниях по агрономии и упорядоченному ведению жизни.

Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное — владыки всех начал и начинаний во времени. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть. Существовало также поверье, что Янус царствовал на земле еще до Сатурна и всем навыкам обработки земли, знаниям ремесел и исчислению времени люди обязаны этому благожелательному и справедливому божеству. Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, а сын их Фонс почитался как бог фонтанов и бьющих из-под земли родников. В честь Фонса в октябре устраивались празднества — фонтиналии. Колодцы окружали гирляндами цветов, а в источники бросали венки. Потому и Янусу, отцу Фонса, приписывали создание всех рек и ручьев.

В своей книге «Золотая ветвь» Дж.Фрейзер узнает в Янусе прообраз бога леса и вегетации. Под именем Дианус его чтили в дубровах рощах Неми. Ему служил жрец, который был приравнен к королевскому достоинству. Жрец должен был днем и ночью охранять посвященный его культу дуб — ведь тот, кому удавалось отломить ветку дуба, приобретал право убить жреца и занять его место. Согласно древней италийской мифологии, однажды имело место святое обручение Диануса и — богини леса и плодородия. Поскольку Янусу, как и Юпитеру, посвящен дуб, Фрейзер полагает, что эти боги идентичны, как идентичные женские богини Юнона и Диана. Нет ничего удивительного, что патриархальный Рим представлял Януса почти всегда с лицом мужчины, ведь отец семейства был безраздельным хозяином дома. В то же время народы, жившие на полуострове Италия, в мифологии которых говорилось об обручении Диануса и Дианы, видели в этом боге как мужское, так и женское начало. В искусном художественном изображении удается представить оба полюса в их единстве, и тогда голова двуполого Диануса оказывается символом такого социального и психического состояния, которое уже не связано только с матриархальной или только с патриархальной формой сознания общества. И в то же время изображение не лишено, подчеркнуто характерных черт мужчины и женщины, пластика представляет собой поле вибрации, где разделение сливается в единство, чтобы затем вновь отъединиться друг от друга. Эта двуполость напоминает божество нового Зона, о котором говорит Кроули в «Книге Тота», а в картах Таро так рисуют дурака.

Лицо Януса не имеет демонических черт, как у многих других стражей ворот, оно выражает, с одной стороны, силу и решительность, с другой — дружелюбие и мудрость. Его значение как стража ворот и его двойной лик известны и в других культурах, особенно в африканских. Можно видеть параллель ему в двухголовом божестве, которого бушмены Суринама всегда ставят при въезде в деревню. Ритуальное убийство жреца этого бога в Неми и его почитание как бога природы включают это божество в длинную череду культов вегетации, главная идея которых — победа юного бога весны над зимой. Здесь же и основа многочисленных мистерий, культов Диониса, Аттиса, Адониса, Осириса. Согласно Фрейзеру, это общее выражение религиозной магии превращения природы, которое заключается в смерти и приходящего ей на смену воскресения. Совершенно независимо от этого романского символа в Центральной Африке встречаются накладные маски из дерева со сдвоенными обличьями, из которых одно черное (негроидное), а другое — белое.

В эпоху Ренессанса Янус превратился в прошлого и будущего (ср. благоразумие) — в аллегориях Времени. В этом смысле представлен Пуссеном как граница. В начале пространной аллегории человеческой жизни, передаёт Мойрам горсть шерсти (Джордано, палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция). Его атрибут — змея, свернувшаяся кольцом, — античный символ вечности. У.Шекспир в «Венецианском купце» называет Януса двуличным, тем самым давая ему отрицательную оценку.

Изображение бога с двумя головами позволяет трактовать этого бога самым различным образом. Он становится символом любого противоречия: внешнее и внутреннее, душа и тело, миф и разум, правое и левое, консервативное и прогрессивное, материя и антиматерия, одним словом, вся диалектика находит в этом боге свое пластическое синтезированное воплощение. Выражение «двуликий Янус» символизирует сегодня все двузначное, двусмысленное, двойственное, амбивалентное — позитивный и негативный аспекты одного и того же действия или вещи.

Янус — самая загадочная фигура бога Древнего Рима. Его называют созидателем, богом богов, предтечей всего божественного ареопага. Янус бог богов» в древних гимнах Салии (большой Сатурн), от которого якобы берут начало все остальные боги заявляет следующее: «древность зовет меня Хаос» В мифах о Янусе прослеживаются истоки древнейших верований, где Янус представал как первобытный Хаос, из которого возник весь мир. «Ты, из богов древнейший, скажи, прошу тебя, Янус» (Ювенал, Сатира шестая, 394). В этом процессе становления Янус превращается в бога-блюстителя мирового порядка, вращающего ось мира. Это напоминает нам индийского бога Вайю, которого также при перечислении называют первым, и иранского Ваю, которого представляют в виде двойной фигуры — Добра и Зла. Как богу начала и конца ему приписывали большое мистическое значение, ведь для римлян первый шаг имел решающее значение для успеха всего задуманного, первый шаг определял все остальные. Если человек начинает что-то новое, он проходит в ворота и попадает в другое пространство. Это касается как перемещения человека во времени и пространстве, так и перемещения душ. По одной из версий, одно из имен ветхозаветного бога — Янус.