Суриков детство главная мысль. Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Детство

МОУ «Новокрымская школа»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова

« Детство».

Учитель начальных классов

Дмитриева Екатерина Евгеньевна

Тип урока: Постановка учебной задачи.

Педагогические задачи:

Способствовать формированию мыслительной деятельности учащихся, максимальному выявлению и использованию индивидуального опыта ребёнка, развитию творческих способностей, образного мышления, речи; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения; ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;

Обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

Развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»;

Формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.

Ход урока:

    Организационный момент .

Мир детства – самый лучший мир,

Наивный, добрый и счастливый,

Ребенок хочет быть большим,

Стремится жить во взрослом мире.

    Речевая разминка.

(На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи, записанные на доске или на карточках.)

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлками прошлась. Д. Кедрин

Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?

Прочитаем с интонацией удивления, с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, весело.

А теперь прочитаем стихотворение выразительно.

3. Введение в тему.

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить.

1 . Выгляну в оконце

Лежит белое Су конце

4. Гуляет в поле,

Всю зиму лежит, Да не ко нь.

А весной убежит.Летает на в оле,

Да не птица.

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -

Никто не поднимает.
Весна п
р идёт -
Он сам уйдёт.

3. Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит слезы льет.

Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)

    Биография поэта.

Учитель: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил его талант, Иван Захарович издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

5.«Настройка» на восприятие:

Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

У детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас (рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной).

Хотели бы вы играть в такие игрушки?

Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы.

(иллюстрация)

Посмотрите на картину. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.



Что вы видите?

(Дети катаются с горки)

Похожи ли дети на вас?

Что случилось с мальчиком?

(Он упал с санок)

Какое у него настроение?

(веселое, грустное, радостное, счастливое)

Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?

(«Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»).

Какой из заголовков наиболее удачный?

Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора.

Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться.

6. Словарная работа в парах. Вы знаете, сегодня утром подул ветерок и нам принес вот такие задания. Я отправляю вам посылку, как только вы получаете задания, можете объединиться и поработать. Я засекаю одну минуту ровно.В маршрутном листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Итак, время, вперед! (на фоне музыки Чайковского Времена года «Февраль»)

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.

Ну что у вас получилось? Первая группа готова? Все согласны? Значит, поднимаем зелёные кружочки.

7. Физминутка

8. Работа с текстом. - Прочитаем 1 часть на странице 72. (звучит фонограмма «Зимняя вьюга»)

- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

А где происходило событие?

- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз впервые строчки стихотворения.

Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

- И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

Ученица. “Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”

- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

- И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

- А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

- Ребята, а какой мы можем сделать вывод из этой части?

Дети. - Мальчик был счастлив.

- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? (О сказках.)

- А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”).

- А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.

Как можно озаглавить эту часть?

Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

И начну у бабки
Сказки я просить...”

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

10. Подведение итогов:

Временная аналогия .

Учитель. Ребята, вот и закончилась основная часть урока. Действительно, дети 19 века мечтали о счастливой жизни. Как вы думаете, осуществились ли мечты детей сегодня, в 21 веке? Осуществилась ли мечта автора, И.Сурикова видеть детство счастливым? Созданы ли и у нас в селе эти условия счастливого детства?

Все: Да, осуществилась.

Какое у вас детство?

Можно ли его назвать счастливым?

Мне очень хочется поблагодарить вас. Мы с вами замечательно поработали.

10. Домашнее задание . (Ассоциативная образная система завершения темы счастливого детства).

Изобразите счастливое детство в рисунке с помощью разнообразных ярких красок.

11.Рефлексия.

Оценка - кружочек.

Оценки вы поставите себе сами. У вас на партах набор кружков: красный, зелёный.

Если вы все поняли, запомнили на уроке, поднимите зелёный кружок, если не все запомнили и поняли – красный.

12.Итог урока . Напутственное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство - это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей - остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину.

Закончить урок я хочу пожеланием: Будет все у вас: ошибки, неудачи,

Не уступайте им. Не изменяйте детской вы мечте.

Стремитесь к счастью, к красоте.

Приложение:

У любого человека в жизни было детство. Ведь юность не может без этой прекрасной поры настать. Чтобы стать полноценным взрослым, нужно пережить прекрасное детство, полное воспоминаний и мечтаний.

Именно такие хорошие, добрые воспоминания хотел передать читателям Суриков, автор стихотворения «Детство». В этом произведении раскрывается мысль о том, что когда ты мал и юн, каждая мелочь может показаться тебе волшебством и необычным явлением. Именно потому детство – прекрасная пора, воспоминания о которой надо хранить, так как никогда свет не бывает так ярок и красочен, как в детстве. Любой маленький человечек найдет в своем следующем дне – что-то новое и интересное, что будет для него открытием. Суриков в стихотворении «Детство» показывает, что никто никогда не был точен и уверен в своем первооткрывании какого-то явления, как малыш.

Стих поделен на несколько этапов. Первая часть раскрывает читателю красоту природы зимой, и что она – для природы в целом. Вторая же часть раскрывает, какая у зимы большая роль в жизни каждого человека. И дальше описывается, что роль эта и правда большая и очень важная. Ведь зимой можно столько всего сделать. Когда читаешь стихотворение в начале, можно заметить, что все довольно бодро и по-боевому написано, но дальше - строчки написаны немного с грустной интонацией. Вообще, в целом, стих довольно большой. Каждый куплет имеет четыре строки, поэтому читается удобно и рифмовано.

Анализ стихотворения Детство по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Осень Майкова 7 класс

    Аполлон Майков – известный поэт, рождённый в творческой семье. Поэтому он с детства впитал любовь к искусству и литературе.

  • Анализ стихотворения Смятение Ахматовой

    Это стихотворение о чувствах и отношениях. Оно искренне написано от первого лица – самой поэтессы. Она влюблена, но чувства вызывают лишь смятение в ней самой.

  • Анализ стихотворения Толстого Прозрачных облаков спокойное движенье…

    В этом стихотворении не просто очень красиво показана осенняя природа, но и передано ощущение этого состояния… Много не только красок, но и ощущений, звуков и, конечно, поэтических образов. П

  • Анализ стихотворения Кот и лодыри Маршака

    Произведение относится к разряду детского творчества писателя и представляет собой поучительное стихотворение для подрастающего поколения.

  • Анализ стихотворения Я не знаю мудрости Бальмонта

    Поэт практически всегда является мыслителем, тем не менее, нередко он далек от сугубо разумного постижения, напряжения мысли, которая старательно пробирается через череду логических построений

Тип урока – урок «открытие» нового знания

Цель урока : создать условия для формирования умений знакомства с произведением И.З.Сурикова «Детство»

Задачи :

  • Образовательная: формировать умение анализировать текст, отвечать на вопросы и находить нужный ответ из текста;
  • Развивающая : развитие устной речи, воображения, творческих способностей, развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, память, развивать интерес к самостоятельной деятельности
  • Воспитательная : воспитывать коммуникативные качества обучающихся, стремление к получению знаний, формирование нравственного сознания и чувства, потребности и способности к сотрудничеству.

Методы обучения : наглядный, беседа, самостоятельная работа, диалог

Формы обучения : фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная

Средства обучения

  • для учителя : учебник «Литературное чтение», мультимедийное оборудование, презентация;
  • для учащихся : учебник «Литературное чтение»,карточки с биографией автора.

Планируемые результаты:

  • предметные: использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), умения различать стихотворный и прозаический тексты, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • метапредметные : регулятивные - формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
  • познавательные – анализ текста, выделение в нём главной мысли; коммуникативные – обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные – проявлять интерес к изучению темы; воспитание чувства гордости за свою Родину. её историю, народ.

Применяемые технологии : ИКТ технология (Интернет), здоровьесберегающая технология, технология продуктивного чтения.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности

Прозвенел звонок веселый,
Вы начать урок готовы?
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.

Каким бы вы хотели видеть наш урок?
-Что для этого надо?

Включение в работу,
организация рабочего места, самоопределение к
деятельности.

Отвечают на вопросы

Коммуникативные)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя(Познавательные ).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные ).

2. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

Учитель читает стихи

Пусть на свете рождаются дети,
Как цветы поднимаются пусть.
Был бы серым наш миг на планете,
Если б детство не красило путь.

- Дети сравниваются с цветами, потому что они нежные, красивые, о них тоже нужно ухаживать и заботиться…

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное ).

- С чем сравниваются дети? Почему?
- Что значит серый миг ?
- Серый, значит, скучный, бесцветный, безрадостный …Миг - жизнь человека. Строить логическую цепь рассуждений
- Как вы понимаете последнюю строчку: «Если б детство не красило путь.» - Детство – самая беззаботная и весёлая пора, и взрослые вспоминают его с любовью.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам

Чему будет посвящено новое произведение
- Учебник (стр.9)
- Кто автор?
- А теперь давайте познакомимся с биографией поэта.

Как вы понимаете – САМОУЧКА?

Презентация «И.З.Суриков» (Приложение)
Слайд 1. Портрет поэта.
Слайд 2 -3. Биография поэта.
Слайд 4. Памятник поэту.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
(Познавательные)

3. Постановка учебной задачи

Почему И.Суриков назвал своё произведение «Детство»?

Определите цели урока

Прослушивают чтение в записи

Р азвиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Построение проекта выхода из затруднений

Прочитайте стихотворение про себя (стр. 9-13)
- Кто главный персонаж стихотворения?
- Что представляли при чтении? Изменились ли зимние забавы детей?

Он написал воспоминания о том, как дети любят кататься зимой на санках, любят слушать сказки…

Представляли, как сами катались и падали.

Развиваем умение слушать и понимать других.

Умение работать в паре.
(Коммуникативные )

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - Попробуйте самостоятельно объяснить лексическое значение слов и выражений: ветхий,светец,смежить,омрачать Объясняютлексическое значение слов: деревня, кубарем, перезябнешь, ветхую, лапти, прялка, светец. Регулятивные ).
- Прочитайте первое четверостишие. Почему автор использовал повтор слова ВОТ? - Показал, как быстро катились санки, ведь гора крутая.
- Прочитайте, почему мальчик упал.
- Как отнеслись к падению друзья - мальчишки? Прочитайте. Что при этом он чувствовал?
Коммуникативные ).

А с вами происходили такие неприятности? И вы больше не катались с горы и долго держали обиду на друзей?
- ПЕРЕЗЯБНЕШЬ?
- Кого ещё мы видим в комнате?
- Почему маму поэт называет МАТУШКОЙ?
- Прочитайте, светло ли в доме?

Выбирают нужное значение на слайде

- О чём мальчик просил свою бабушку?
- Почему – рассказать, а не прочитать?
- Какую же сказку рассказывала бабушка?
- Что значит сердце мрёт?
- Какое олицетворение и эпитет применил автор при описании ветра и зачем?
- Что бы показать душевное состояние мальчика, автор усиливает его описанием состояния природы.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные ).
- Прочитайте, следующее четверостишие. Какие взаимоотношения между внуком и бабушкой?
- Как поэт пишет о речи старушки? Почему?
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные ).
- Прочитайте весь сон мальчика. Кем видел себя он во сне?
- Чем закончился сон? Прочитайте.
- Прочитайте последнее четверостишие. Какие мысли хотел донести до вас И.З.Суриков?
- Кто делает детство счастливым?
Уметь выслушивать товарищей, договариваться и приходить к общему решению (Коммуникативные
Уметь наблюдать и самостоятельно делать выводы. Познавательные ).

6. Самостоятельная работа в группе

Работа в группе: разделить на части, составить план

Составляют план:
1. Катание с горы.
2. В избе.
3.Дивный сон.
4. Весёлые года.

Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные )

7. Включение в систему знаний и повторение: работа в паре

Тетрадь на печатной основе: с.8№2

Работают в паре

Уметь выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре (Коммуникативные)

8. Рефлексия деятельности

Какая была цель урока? - Достигли цели?
- Оцените свою работу.
- На парте у вас лежат бумажные «снежки», напишите на них важные для вас слова, которые запомнились вам на уроке. Давайте соберём из них снеговика.
Д/З: с.9-13; (выучите любую часть наизусть по желанию); Т.с.9 (задание 4, 5)

Подводят итог, делают самооценку

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные )

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;

обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»; формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация к уроку.

  • Организационный момент. Слайд 1
  • Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!

    Прозвенел звонок весёлый,

    Приглашает на урок.

    Встали все у парт спокойно,

    Начинаем ровно в срок.

    Тихо сядем, не нарушим тишину,

    И тихонечко, тихонько

    Я сейчас урок начну.

    На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь!

    2. Речевая разминка.

    (На экране скороговорка). Слайд 2.

    Вез на горку Саня

    За собою сани.

    Ехал с горки Саня,

    А на Сане сани.

    Прочитаем хором.

    Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?

    (Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).

    Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

    (Дети читают).

    Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

    Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.)

    3. Введение в тему.

    Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить. Кто догадается - поднимет зелёный светофорчик.

    ____________________________________________________________

    1. Выгляну в оконце

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит.

    3. Что можно увидеть с закрыты-

    ми глазами?

    4. Гуляет в поле,
    Да не конь.
    Летает на воле,

    Да не птица.

    2. Белый дед – белее нет.
    Старый, горбатый,
    Лежит возле хаты.
    Лежит всю зиму -
    Никто не поднимает.
    Весна придёт -
    Он сам уйдёт.

    – Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Откройте учебники на странице 72.

    4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения.

    5. Биография поэта.

    Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. В 8 лет после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.

    Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

    Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».

    Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

    Детства прошлого картины!

    Только вы светлы:

    Выступаете вы ярко

    Из сердечной мглы.

    6.Прослушивание стихотворения в записи.

    Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство». (Стр.72.)

    В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов.

    (Слайд 6 -10)

    Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

    Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

    Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

    Прялка – приспособление для ручного прядения.

    Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.

    7.Беседа по содержанию:

    Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?

    Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

    Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.

    Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

    8. Словарная работа в парах. Словарная работа будет проводиться следующим образом: В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.

    Проверка на слайде, выставляем баллы (1 балл за каждый правильный ответ)

    9.Физминутка

    1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
    Валенки наденем, шапку,
    Шарф завязан?
    Всё в порядке!
    Раз – присесть,
    Два – наклониться,
    Три – снежок лепи,
    На четыре и на пять,
    Начинай снежки бросать!

    10. Работа с текстом. - Прочитаем 1 часть на стр. 72.

    Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

    А где происходило событие?

    Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.

    – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
    – На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
    – Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
    – Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

    И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

    Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

    А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

    “Мне в сугробе горе,
    А ребятам смех!..”

    А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

    И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

    Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

    Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

    А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? (О сказках.)

    А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”) (Слайд 12)

    А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

    – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
    – А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
    – А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

    “А в трубе сердито
    Ветер злой поет”?

    – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
    – А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

    Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

    Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

    – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
    – А еще очень складно...
    – А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

    Учитель. А откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

    Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке.

    – О плавной и красивой...
    – О тихой и приятной...
    – О правильной, ровной, связной.

    10.Физминутка для глаз (Слайд 13 – 14)

    11. Вторую часть прочитайте самостоятельно.

    Как можно озаглавить эту часть?

    Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

    – А мальчик любил слушать сказки? Найдите подтверждение в тексте.

    “И начну у бабки
    Сказки я просить...”

    Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

    Учитель. А как надо эти слова понимать?

    – Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
    – У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
    – А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.

    Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

    5. Подведение итогов:

    Поднимите руки те ребята, которые получили на маршрутном листе 5? 4? 3?

    Писатели пишут стихи для того чтобы передать чувства, переживания.

    Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)

    – Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
    - Ребята, спасибо за урок. Поднимите весёлые смайлики, кому урок понравился.

    Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок на странице 72.

    Ребята, спасибо за урок.


    Пестрецова Любовь Михайловна

    «Детство» Иван Суриков

    Вот моя деревня;
    Вот мой дом родной;
    Вот качусь я в санках
    По горе крутой;

    Вот свернулись санки
    И я на бок — хлоп!
    Кубарем качуся
    Под гору, в сугроб.

    И друзья-мальчишки,
    Стоя надо мной,
    Весело хохочут
    Над моей бедой.

    Всё лицо и руки
    Залепил мне снег…
    Мне в сугробе горе,
    А ребятам смех!

    Но меж тем уж село
    Солнышко давно;
    Поднялася вьюга,
    На небе темно.

    Весь ты перезябнешь, —
    Руки не согнешь, —
    И домой тихонько,
    Нехотя бредешь.

    Ветхую шубенку
    Скинешь с плеч долой;
    Заберешься на печь
    К бабушке седой,

    И сидишь, ни слова…
    Тихо всё кругом;
    Только слышишь: воет
    Вьюга за окном.

    В уголке согнувшись,
    Лапти дед плетет;
    Матушка за прялкой
    Молча лен прядет.

    Избу освещает
    Огонек светца;
    Зимний вечер длится,
    Длится без конца.

    И начну у бабки
    Сказки я просить;
    И начнет мне бабка
    Сказку говорить:

    Как Иван-царевич
    Птицу-жар поймал,
    Как ему невесту
    Серый волк достал.

    Слушаю я сказку —
    Сердце так и мрет;
    А в трубе сердито
    Ветер злой поет.

    Я прижмусь к старушке…
    Тихо речь журчит,
    И глаза мне крепко
    Сладкий сон смежит.

    И во сне мне снятся
    Чудные края.
    И Иван-царевич —
    Это будто я.

    Вот передо мною
    Чудный сад цветет;
    В том саду большое
    Дерево растет.

    Золотая клетка
    На сучке висит;
    В этой клетке птица
    Точно жар горит;

    Прыгает в той клетке,
    Весело поет,
    Ярким, чудным светом
    Сад весь обдает.

    Вот я к ней подкрался
    И за клетку — хвать!
    И хотел из сада
    С птицею бежать.

    Но не тут-то было!
    Поднялся шум, звон;
    Набежала стража
    В сад со всех сторон.

    Руки мне скрутили
    И ведут меня…
    И, дрожа от страха,
    Просыпаюсь я.

    Уж в избу, в окошко,
    Солнышко глядит;
    Пред иконой бабка
    Молится, стоит.

    Весело текли вы,
    Детские года!
    Вас не омрачали
    Горе и беда.

    Анализ стихотворения Сурикова «Детство»

    Иван Захарович Суриков (1841 – 1880) – известный русский поэт XIX века. Основным направлением его творчества была так называемая «крестьянская лирика». Его работы были вдохновлены сюжетами из жизни простых русских людей – хлебопашцев, ямщиков, косарей, доярок, словом, всех тех, кому приходилось добывать свой хлеб тяжёлым трудом.

    Поэту удивительно тонко удавалось подметить душевное состояние своих героев, тонко выписывать их характеры в своих стихотворениях. Одно из самых знаменитых произведений Сурикова, «Детство», в настолько живых и ярких красках воссоздаёт картины из жизни крестьянского ребёнка, что поневоле проникаешься его настроением, а его радости и горести воспринимаются как собственные.

    Речь в стихотворении идёт от лица главного героя – деревенского мальчишки. По-детски кратко он знакомит читателя с окружающим его миром:
    Вот моя деревня;
    Вот мой дом родной;
    Вот качусь я в санках
    По горе крутой…

    Правдоподобность повествования достигается благодаря междометиям, звукоподражаниям («хлоп!», «хвать!»), ошибкам в словах, выдающим неграмотность маленького героя («качуся», «на печь»). С наивной непосредственностью мальчик оценивает свои злоключения – падение в сугроб для него настоящее горе, хотя остальные ребята смеются над происшествием.

    Звонкость и бодрый ритм этому произведению придаёт трёхстопный хорей. Юному читателю будет нетрудно заучить это произведение, так как четверостишия в нём короткие, строки содержат по два-четыре слова, а выражения, как и полагается речи ребёнка, незамысловатые и эмоциональные.

    Поэт использует рефрены, чтобы рассказ героя звучал реалистичнее:
    И начну у бабки
    Сказки я просить;
    И начнёт мне бабка
    Сказку говорить:

    С помощью ассонансов (повторы гласных «о», «у») оживает не только речь мальчика, но и окружающая природа. Несколько раз упоминается голос стихии («вьюга воет», «трубе», «ветер злой поёт», «за окном»), которая противопоставляется тишине и безопасности в доме. Часто поэт использует слово «тихо», чтобы подчеркнуть спокойствие крестьянского жилища:
    И сидишь, ни слова…
    Тихо всё кругом…
    Я прижмусь к старушке…
    Тихо речь журчит…

    Противопоставлен этому покою живо переданный сон мальчика. В отличие от крестьянский будней он яркий и динамичный, наполнен сказочными образами.

    Лирический герой знакомит читателя не только с собственными приключениями наяву и во сне, но и незаметно раскрывает особенности жизни взрослых людей: прядение льна женщинами, плетение лаптей старшими членами семьи.

    К финалу читатель понимает, что на самом деле повествование ведётся от лица взрослого, который вспоминает беззаботную детскую пору, но благодаря поэтическому таланту, использованию литературных приёмов оно приобрело черты живого рассказа ребёнка.