Разделы: Начальная школа
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о синквейне как разновидности текста.
Задачи урока:
- Образовательная : познакомить учащихся с особенностями сождания синквейна как способа характеристики персонажа.
- Развивающая : развивать познавательный интерес; умение наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; обогащать словарный запас; совершенствовать речеведческие умения: читать, понимать текст, выделять главное, сравнивать, доказывать на основе авторского текста.
- Воспитательная : воспитывать умение строить отношения сотрудничества; осознание степени разнообразия и богатства русского языка, чувство восхищения его красотой, формировать ассоциативное мышление на основе эмоционально-экспрессивного восприятия произведения
Формируемые УУД:
- Предметные: Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы, синонимы для их характеристики. Подбирать к тексту произведения пословицы, отражающие его главную мысль.Чувствовать читать стихи выразительно. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять смысл
- Метапредметные: Понимать учебную задачу и стремиться выполнить ее. Извлекать информацию из текста, структурировать её. Наблюдать за жизнью слова в лирическом произведении. Формулировать выводы на базе изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцениват ь достижения на уроке.
- Коммуникативные : аргументировано высказывать свою точку зрения, проявлять уважение к мнению окружающих, сотрудничать при выполнении задания. Читать стихи в паре, организовать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый
Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, в парах, .
Средства обучения:
- для учителя: медиа-проектор, компьютер с программным обеспечением «PowerPoint», «SmartNotebook»;
- для учеников: учебник, тетрадь, карточка с дидактическими материалами, нетбук.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Форма ОПДУ |
|
1. Организационный этап. |
|||
Игра « Я или не Я?»
– Надеюсь, сегодня нам удастся в полной мере получить новые знания, запомнить их, а главное – совершить открытия! |
Создаёт позитивный настрой |
фронтально |
|
2. Актуализация знаний. |
|||
1. Прослушивание аудиозаписи «Эпизод из песни «Клён ты мой опавший…» на стихи С. Есенина 2. Чтение на карточках отрывка из стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…» – Какие стихотворения С. Есенина нам знакомы? («Берёза», «Черёмуха», «Бабушкины сказки») – Прочтите строки этих стихотворений. – Что вы знаете о С. Есенине? (Детство поэта прошло в селе Константиново, что близ города Рязань. Рос мальчик у бабушки с дедушкой. Бабушка рассказывала сказки, которые маленький Серёжа очень любил слушать. А если у сказки был плохой конец, он их переделывал на свой лад, но чтобы всё хорошо закончилось. Бабушка сумела предать Серёже всю прелесть народной устной и даже песенной речи. Свои стихи, когда вырос, писал, подражая частушкам). – Да, свои стихи, когда вырос, С. Есенин писал, подражая произведениям устного народного творчества. Многие из его стихов стали любимыми песнями русского народа. |
Воспроизводит аудиозапись Контролирует чтение детей Выслушивает, уточняет и дополняет высказывания детей Демонстрирует портрет писателя |
Прослушивают аудиозапись Выразительно читают Вспоминают и декламируют наизусть эпизоды из стихотворений С.А. Есенина. |
Фронтально |
3. Сообщение темы и цели. |
|||
1. Работа с нетбуками – интерактивная игра «Анаграмма» (зашифровано название стихотворения» (2 слайд: Тема урока: стихотворение С.А. Есенина «Лебёдушка» Задачи урока:
|
Помогает сформулировать тему и задачи урока. |
Выполняют интерактивные задания, формулируют тему урока и задачи урока |
Модель «1 компьютер – 1 ученик» |
4. Этап открытия новых знаний |
|||
I. Словарно-лексическая работа. – Давайте подготовимся к чтению. 1. Чтение слов с делением по слогам и правильной постановкой ударения (3 слайд). 2. Работа с нетбуками – знакомство с лексическими значениями слов из стихотворения, вызывающих затруднение в понимании |
Демонстрирует образец правильного чтения. Контролирует выполнение заданий, помогает, направляет. |
Читают слова по слогам с правильной постановкой ударения Соотносят слово, вызывающее затруднение в понимании, с лексическим значением или изображением. |
Фронтально, |
II. Знакомство с текстом произведения. 1. Чтение стихотворения. А) учителем Б) учениками (индивидуально, хором, по цепочке). 2. Углубление понимания прочитанного – Опишите свои впечатления от прочитанного. Какие чувства испытали? Работа с нетбуками – интерактивные игры «Мозаика» –собираем слова, заменяем синонимами, «Рассыпанное предложение» –восстанавливаем предложение, объясняем смысл). 3. Анализ содержания текста – Какой жанр устного народного творчества напомнило вам стихотворение? (Народную песню или сказку). – Найдём в произведении слова и выражения, близкие к тем, что используются в фольклорных произведениях. – Перечитаем начало стихотворения. Какую картину изображает поэт? Предвещало ли что-нибудь беду? – Обратим внимание на литературные приёмы, помогающие Есенину описать красоту наступающего утра –…? (Эпитеты и сравнения). – Как поэт относится к лебёдушке? Докажите эпизодами из текста. – Что необычного в изображении лебёдушки? – Перечитаем самый напряжённый момент стихотворения. – Как вела себя лебёдушка во время смертельной опасности? – Как думаете, почему С. Есенин так завершает стихотворение, ведь он не любил историй с плохим концом? |
Демонстрирует образец правильного выразительного чтения. Задаёт наводящие вопросы Объясняет правила игры Задаёт вопросы по содержанию текста и для осмысления его смысла |
Учатся чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи выразительно. Читают произведение выразительно. Наблюдают за жизнью слова в лирическом произведении Подбирают синонимы к данным словам. Объясняют смысл отдельных выражений в содержании лирического произведения. Выборочно читают эпизоды стихотворения для обоснования своей точки зрения. Анализируют содержание текста, литературные приёмы, использованные автором |
Фронтально Модель «1 компьютер – 1 ученик» Фронтально |
III. Составление характеристики героя. 1. Создание ситуации затруднения. – Кого вы назвали бы главным героем стихотворения С.А. Есенина? – Предлагаю новый вид работы над созданием текста–характеристики героя. – Узнайте, как он называется. Работа с интерактивной доской – интерактивная игра «Зеркальное отражение» (За буквами слова « Лебёдушка » скрывается слово «Синквейн») – Как вы думаете, что же такое « синквейн»? – Давайте проверим ваши предположения. 2. Построение проекта выхода из затруднения. Работа с нетбуками – задание «Всплывающие подсказки» – Синквейн родом из … французского языка (5 вдохновений, 5 удач) – Синквейн – это … краткий текст из 5 строчек, написанных по особым правилам. Запомним эти особые правила… – 1 строка – одно существительное (тема) – 2 строка – два прилагательных, определяющих признаки этого существительного, описывающих ваше представление о нём. – 3 строка – три глагола, называющих действия, которые производит существительное. – 4 строка – фраза (предложение) из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному. – 5 строка – синоним к существительному или ваша ассоциация к этому слову (1-2 слова). – Рифма не нужна. 3. Первичное закрепление – Используя данный алгоритм, составим синквейн: – Этот синквейн помогает нам представить характер героини. |
Создаёт ситуацию затруднения Побуждает к самостоятельному поиску информации Предлагает слова для справок. |
Выполняют задания на интерактивной доске Высказывают предположения Осуществляют поиск информации при помощи интерактивного ресурса Выбирают слова для синквейна. Высказывают предположения. Анализируют ответы одноклассников. |
Фронтально Модель «1 компьютер – 1 ученик» Фронтально |
5. Самостоятельная творческая работа. |
|||
Мы говорили с вами, что стихотворение очень похоже на народную сказку. А во всякой сказке героя охарактеризовать помогает ещё и противопоставление. Добро становится ещё более привлекательным на фоне недоброго, злого. И в этом произведении Есенин не отказался от такого приёма. – Что несёт в себе образ лебёдушки? (Добро, нежность, ласку, заботу). – Кто олицетворяет противоположные качества? (Орёл). – Составьте синквейн об этом герое, проведя сравнительную характеристику с лебёдушкой.
|
Предлагает слова для справок. Помогает в выборе лексического материала |
Самостоятельно подбирают лексический материал. Создают текст. |
индивидуально |
6. Презентация работ учащихся. |
|||
– Прочитайте свои работы. |
Представляют свои работы. Анализируют достоинства и неудачи в работах одноклассников. Осуществляют самооценку. |
фронтально |
|
7. Итог урока. |
|||
– Как охарактеризуете своё настроение в конце урока? – Достигли ли мы цели урока? – В чём это выражается, на ваш взгляд? – Что нового узнали на уроке? – Что выполняли с лёгкостью? – Что осталось непонятным? – Что было самым интересным? |
Предлагает критерии для оценки работы |
Аргументированно высказывают своё мнение. Оценивают свои достижения. Делают выводы о проделанной работе. |
|
8. Домашнее задание. |
|||
– Проведём параллель с недавно прочитанными произведениями: кого вам напомнила Лебёдушка? – Чем схожи эти персонажи? – Дома составьте синквейн о героях прочитанных произведений, которые вам запомнились своей самоотверженностью. (Опирайтесь на памятку) |
Задаёт наводящие вопросы. Демонстрирует памятку для выполнения Д/з |
Высказывают и обосновывают своё мнение |
«Лирика Есенина» - 1916 год – в Петрограде выходит первый сборник стихов «Радуница». Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Потому, что я с севера, что ли. Любимое творение поэта. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Кого жалеть? 1921 – 1923 гг. – с женой Айседорой Дункан путешествовал по Европе и США. «Лирика Есенина и Маяковского» - Стихотворение похоже на народную лирическую песню. Тема любви пронизывает творчество любого поэта, музыканта, художника. В творчестве С. Есенина тема любви звучит, начиная с самых ранних стихотворений. Тема Любви в стихотворениях С.А. Есенина и В.В.Маяковского. Совсем иная «любовь» появляется в «Москве кабацкой». «Есенин Сергей Александрович» - У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Приехав в Россию стал работать над циклами стихов “Хулиган”, “Исповедь хулигана”, “Любовь хулигана”. Сергей Александрович Есенин. Вступил в литературно-музыкальный кружок имени крестьянского поэта И.Сурикова. Побывали в Германии, Бельгии, США. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. «Есенин времена года» - И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. Хороша ты, о белая гладь! Как поэт, Есенин отличался величайшим даром и ярчайшим талантом. Я заинтересовался поэзией Есенина. Любимым временем года у Есенина была осень. Греет кровь мою легкий мороз. Другие времена года тоже воодушевляли поэта… «С.А.Есенин» - Жена Есенина, актриса – Зинаида Николаевна Райх. Одноэтажная деревянная земская начальная школа. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам. В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет. Сергей Есенин с сестрами Екатериной и Александрой (Шурой). Есенин отправляется на заработки в Москву. «С.Есенин» - Проверь себя: Памятник С.Есенину в селе Есенино. Где родился С.Есенин? Сергей Есенин 1895-1925. Родители С.Есенина. Презентация к уроку литературного чтения Разделы: Литература Тема: Тропинка к Есенину Цели урока: Образовательные. Подготовить учащихся к восприятию мировоззрения Есенина. Пробудить интерес к личности Есенина. Развивающие: Обучить умению находить “ключ” к пониманию личности поэта, научить создавать текст рассуждения. Воспитательные. Воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека. Эпиграф: “Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами”. Уолт Уитмен Опережающие задания:
Оборудование урока: Слайды, видеозапись, томик стихотворений С. А. Есенина. Ход урока1. Вводное слово учителя.Дорогие ребята, каждую неделю мы проводим уроки литературы. Для многих – это форма учебы, для кого-то, смею надеяться, это кусочек вашей школьной жизни. Сегодня я рискну с вашего позволения предложить 45 минут жизни провести со мной и Поэтом. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора “Тропинка к Есенину”. 2. Анализ первых впечатлений от просмотра фильма “Есенин”.(На экране слайд портрет Есенина, эпиграф урока.) В этом году страна отмечала 110-летие со дня рождения Сергея Есенина. Отмечают юбилей: (ответы учащихся): Если человек достоин этого; Если это великий поэт. К юбилею были показаны документальные фильмы, художественный фильм “Есенин”. Каковы ваши первые впечатления от фильма, ваши чувства? Ответы учащихся: “Если раньше Есенин был для нас великий русский поэт, то после просмотра фильма в душе царит хаос”. Сложился следующий образ поэта: Непонятный, Много пьющий, Скандальный, Глубоко любящий свою Родину, Очень талантливый. 3. Составление синквейна “Есенин”.Попробуем выразить свои впечатления в синквейнах. (На слайде образец составления синквейна, учащиеся работают в тетрадях) . Синквейн учительницы на слайде. Непонятный и великий. Пьет, скандалит, творит. Вот задача: что за человек?! (Учащиеся читают свои синквейны) 4. Притча о материнском сердце.Попробуем разобраться вместе в наших чувствах, войти в мир Есенина, проникнуть в его душу, попытаться понять через стихотворение “Письмо матери” (На слайде портрет Матери) Послушаем притчу о материнском сердце. “Жил на свете юноша. Влюбился в красивую девушку. Красивая девушка потребовала сердце матери в знак доказательства любви. Бедный юноша пришел к матери, рассказал ей о своих страданиях. Мать отдала сыну свое сердце. Сын, дрожа, нёс на ладони сердце матери, споткнулся о камень и упал. Сердце матери спросило: “Тебе больно, сынок?”” (Беседа по содержанию притчи) (На слайде рисунок “Сердце на ладони”) Высказывание Антуан де Сент – Экзюпери Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Слова только мешают понимать друг друга” пишут в тетрадях. Вывод: Матери болеют душой за своих детей, какими бы они ни были. В минуты душевного кризиса каждый человек обращается к самому близкому человеку – матери, как к живительному источнику. 5. Анализ стихотворения “Письмо матери” с нравственной точкизрения.(Ученик читает стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”) Вопрос: Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении? Ответы учащихся: Он любящий сын, Остро чувствует тоску, боль матери, С тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет, Раскаивается: “Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось”, Нежно относится к матери: “Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть”. 6. Гармония мира. Доброе и злое начала в человеке.В Есенине живут два начала: доброе и злое, черное и белое. (На слайде символ гармонии). Зло – это его кабацкие драки. 7. Последствия “злого” начала. Продолжение анализа стихотворения.Проследим за последствиями, вытекающими из злого начала (Учащиеся сами заполняют эту таблицу) 8. Составление синквейна “Письма”Письмо матери… В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в надежде быть услышанным, быть понятым… Письма… В век – телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми людьми. Письма… они сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают нас в любое время. (Учитель читает отрывки из писем дорогих ему людей, в зависимости от того, насколько они воспринимаются тепло учащимися). Составляем синквейн (коллективно составленный синквейн): Добрые, нежные. Греют. Ласкают. Любят. Как мне не хватает вас. Солнышко. Выводы: То, что Есенин пил, скандалил – это только внешняя маска. Под этой маской мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности. Самое главное зло, которое сделал Есенин в своей жизни, – это страдание матери, самого близкого человека. Но общение с нею, даже в мыслях, помогает Есенину преодолевать трудности жизни. Поэт пишет: Черный человек На кровать ко мне садится, Черный человек Спать мне не дает Как сказали, в человеке живут 2 начала: черное и белое. М. Горький сказал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе. Но помни: Жизнь – возможность, используйте её. 9. Мысли вслух после просмотра видеозаписи “Закат солнца”.Есенин писал очень много о природе. Любимый поэтический образ Есенина – русская береза: Я навек за туманы и росы Можно открыть наугад любую страницу есенинских книг и встретить русскую природу в узнаваемом, но каждый раз по-особому, зорким взглядом поэта замеченном облике: Заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот. Выткался на озере алый свет зари У Есенина есть строки про женщину: … была Предлагаем вашему вниманию видеозапись заката солнца, снятую группой учащихся. Попробуем понять красоту есенинского сравнения. Ответы учащихся: Закат солнца – очень красивое зрелище, поэтому Есенин сравнивает женщину с этим явлением. Закат солнца навевает на человека тоску. Есенин много любил, но рядом с ним не было любимой женщины. Женщина, источник поэтического вдохновения поэта, уйдет из его жизни так же красиво, как закат солнца. Есенин мечтал о семейном уюте, о женской любви, но все его любимые женщины исчезали из его жизни, превращаясь в вечное нежное воспоминание. 10. Общие выводы по уроку.Итак, вернемся к эпиграфу урока. (На слайде эпиграф урока) Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта. Пусть сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место. 11. Домашнее задание:Написать письмо – исповедь самому близкому человеку (матери, другу, учителю …) Готовить материалы к сочинению “Мой Есенин” Использованная литература 1. Столбунова С. В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Лекция 3 Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – М.,: “Первое сентября ”, “Русский язык” №19 2005, с. 10-15 Марина Добролюбова
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». «Синквейн» – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Синквейн появился в начале XX века в США. Этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась восточными формами стихосложения. В России синквейн стал известен с 1993 года. Правила составления нерифмованного стихотворения Первая строка - тема стихотворения,заключает в себе одно слово (обычно существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка - два слова- прилагательные, они дают описание признаков и свойств выбранного в стихотворении предмета или объекта. Третья строка - образована тремя глаголами, описывающими характерные действия предмета или объекта. Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме или выражающая личное отношение автора к описываемому предмету или объекту. Пятая строка – слово или слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Этапы работы по составлению синквейна с детьми I этап: Знакомство с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», различение понятий. Подбор слов-признаков, слов-действий к существительному. Знакомство с графическим обозначением понятий. Постановка вопросов к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. II этап: Знакомство с понятием «предложение». Дифференциация понятий «слово»- «предложение». Знакомство с графическим обозначением предложения. Составление предложений разного типа. III этап: Знакомство с алгоритмом стихотворения. IV этап: Совместное составление стихотворения с педагогом, родителями. V этап: Выразительное рассказывание сочинения ребенком. Педагогическая ценность синквейна Обогащает словарный запас. Активизирует и развивает мыслительную и речевую деятельность. Учит краткому пересказу. Позволяет ребенку почувствовать себя хоть на мгновение творцом. Практическая часть мастер-класса 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему. 2 строка – два прилагательных, описывающих основную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия. 4 строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Публикации по теме: «Поэтическая гостиная» по творчеству С. Есенина Цель мероприятия: познакомить дошкольников с творчеством русского поэта С. Есенина. Задачи: - Закрепить знания о времени года – зиме;. 12 ноября я со своими ребятами показала открытое НОД "Музыкально-поэтическая композиция «Мы о Родине поём!». Цель и задачи: расширить представление. Это захватывающая возможность попробовать себя в качестве настоящего часового мастера и декоратора. А чтобы вдохнуть жизнь в свои новые. Готовясь к Новогодним праздникам,мы традиционно украшаем группу:ставим елочку,разрисовываем окна,устраиваем выставки Новогодних поделок. Каждый. Музыкально-поэтическая гостиная, посвященная 70-летию Победы «Песни, с которыми мы победили!» Цель: Познакомить детей с военной песней - своеобразной музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Приобщение к совместному творчеству. Музыкально-поэтическая гостиная «Времена года в творчестве С. А. Есенина» (старший дошкольный возраст) Музыкально – поэтическая гостиная. «Времена года в творчестве С. А. Есенина». Цель: - продолжить знакомство с творчеством С. Есенина;. |