Бесшумные и маневренные: какими будут боевые корабли будущего. «Полное электродвижение»: концепция боевых кораблей будущего Морские корабли будущего

Пытаясь представить, как могут выглядеть и на что будут способны морские военные суда следующих поколений, руководство Министерства обороны Великобритании получило группе проектировщиков и конструкторов под названием Startpoint разработать проект подобного судна. И, можно заметить, что продукт этого мысленного эксперимента способен поразить воображение любого неискушенного человека.

Как и следовало ожидать, судно Dreadnought 2050, названное так в честь британского военного корабля 1905 года, имеет весь необходимый набор футуристических принадлежностей, которыми должен обладать военный корабль 21-го века. Большинство технологий, которые требуются для создания такого судна, уже существуют в реальности, а те, которые еще не существуют — будут разработаны в весьма недалеком будущем.

Dreadnought 2050 — военный корабль будущего

Проектировщики не определили точных размеров , но указали, что он имеет команду порядка 50 человек и способен заменить собой современный военный корабль, имеющий команду в 200 человек. Исходя из этого можно предположить, что по классу корабль Dreadnought 2050 будет сопоставим с типом эскадренных миноносцев типа «Замволт» (Zumwalt-class destroyer), водоизмещением в 15 тысяч тонн.

В качестве источника энергии в судне Dreadnought 2050 будет использоваться ректор термоядерного синтеза, работающий на водороде. Если это окажется неосуществимым к 2050 году, то основой силовой установки судна станут высокоэффективные и тихие турбины, которые будут обеспечивать энергией электродвигатели бесшумных водометных двигателей и прочие системы судна.

Dreadnought 2050 — военный корабль будущего

Корпус корабля Dreadnought 2050, построен по схеме тримарана, что позволит ему соблюдать устойчивость при движении на максимальной скорости в условиях сильного волнения. Материалом для корпуса являются новые сверхпрочные, легковесные сплавы и композитные материалы, а подводная часть корабля покрыта слоем графена, особой формы углерода, что позволяет кардинально уменьшить трение корпуса об воду. В задней части корпуса корабля есть выдвижная аппарель, по которой корабль может выпускать морскую пехоту, запускать летающие, плавающие и подводные , несущие различные виды вооружения. Для пополнения «запасов» этих беспилотников на корабле есть специальная мастерская, оборудованная , имеющая запасы необходимых материалов и готовых узлов, в том числе и электроники.

Dreadnought 2050 — военный корабль будущего

Центральной достопримечательностью рубки управления кораблем Dreadnought 2050, которая похожа на рубку космического корабля из какого-нибудь фантастического фильма, является большой голографический дисплей. На этом дисплее в удобном и понятном виде отображается оперативная и тактическая информация, получаемая из морских глубин, с поверхности моря и из космоса. Тщательно продуманный интерфейс и другие средства автоматизации позволяют капитану и еще 5 офицерам полностью держать корабль под контролем, а с остальными задачами справляется команда из 50 человек, в то время, как для обслуживания сходного по классу судна в настоящее время требуется команда из 200 человек.

Dreadnought 2050 — военный корабль будущего

Корабль имеет только одно орудие — электромагнитную рельсовую пушку, параметры которой не очень отличаются от пушек, которые испытывает сейчас Научно-исследовательское управление ВМС США (Office of Naval Research), и которые способны стрелять специализированными снарядами на расстояние до 200 километров. Для защиты от малых судов используется , а для поражения больших кораблей и подводных лодок у корабля есть торпеды, способные развивать скорость порядка 300 узлов за счет использования явления суперкавитации и графенового покрытия.

В случае необходимости корабль Dreadnought 2050 может выпустить в небо специальный зонд, связанный с кораблем тросом из углеродных нанотрубок и сверхпроводящим кабелем с криогенным охлаждением. Для работы датчиков систем дальнего обнаружения не требуется много энергии, но большое количество энергии требуется мощному лазеру с большим радиусом действия, установленном на этом зонде, который является одной из самых мощных частей «ударного кулака» этого корабля.

Dreadnought 2050 — военный корабль будущего

«Некоторые из футуристических технологий призваны раздвинуть границы современной науки и техники. И мы не видим никаких причин для того, чтобы не включить эти технологии в наш проект» — рассказывает Мюр Макдоналд (Muir Macdonald), руководитель Startpoint, — «Все самые интересные новшества в военно-морских технологиях, датчики, беспилотники, лазеры и рельсовые оружия нуждаются в больших количествах энергии. Большие суда могут вырабатывать необходимое количество энергии, что увеличивает не только их смертоносность, но и жизнеспособность. Пока эти ультрасовременные технологии кажутся чем-то из разряда научной фантастики, но в будущем они станут доступней и позволят выполнять различные задачи с меньшими затратами трудовых ресурсов и финансов».

Раз в два года по чётным годам во Франции проходит военно-морская выставка Euronaval. Это настоящий праздник для всех любителей военно-морской техники. Больше ни на одном форуме вы не увидите такого количества перспективных и даже концептуальных боевых кораблей как на этой выставке.

У нас н6а сайте это уже третий Euronaval который мы обозреваем. Первым был Euronaval-2010 , вторым, соответственно Euronaval-2012 .

Свой обзор новинок я начну с экспозиции отечественных судостроителей представленной на этой выставке:

Российская экспозиция на Euronaval 2014

С 27 по 31 октября 2014 года в Ле-Бурже (Париж) проходит военно-морская выставка Euronaval 2014. В ней, согласно данным оргкомитета выставки, принимают участие 352 компании из 28 государств мира.

В том числе Российскую Федерацию представляют (не считая СМИ) 20 компаний, во главе с ОАО "Рособоронэкспорт" и

ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК). От России представлены также ОАО "Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) "Алмаз", ЗАО "Балтийский завод-Судостроение", ОАО "ЦНИИ "Буревестник", ОАО "Концерн "Океанприбор", ЗАО "Морской салон", ОАО "Адмиралтейские верфи", ОАО "Центр судоремонта "Звездочка", ОАО "СПМБ "Малахит", ОАО "Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ)", ОАО "ПО "Северное машиностроительное предприятие", ОАО "Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин", ОАО "Северное ПКБ", ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", ОАО "Средне-Невский судостроительный завод", ОАО "Зеленодольское ПКБ", группа компаний "Тетис", ОАО "Таганрогский НИИ связи". Российские участники объединены в составе национального павильона, который является одним из крупнейших и заметных на выставке.

В целом российские компании на Euronaval 2014 не представили принципиально новых проектов, хотя ряд выставленных проектов кораблей имел некоторые отличия от ранее демонстрировавшихся вариантов. Под эгидой объединенной экспозиции ОСК были представлены модели дизель-электрических подводных лодок проектов 636 и "Амур-1650", двух вариантов малых подводных лодок проекта "Пиранья-Т", фрегата проекта 22356 (экспортная версия проекта 22350), корвета проекта 20382, патрульного корабля проекта 22160, ракетного и артиллерийского кораблей проекта 21632 (под этим номером фигурировали одновременно экспортные версии проектов 21630 и 21631), ракетно-артиллерийского катера проекта 12300, сторожевого катера проекта 12200, большого десантного корабля проекта 11711Э, противоминного корабля (рейдового тральщика) проекта 10750Э.

На стенде "Рособоронэкспорта" были представлены модели подводной лодки проекта "Амур-1650", фрегата проекта 11356, сторожевых катеров проектов 12150 и 14310, десантного катера на воздушной подушке проекта 12061Э.


Модель большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636 разработки ОАО "ЦКБ МТ "Рубин"

Модель корвета проекта 20382 ("Тигр") разоаботкии ОАО "ЦМКБ "Алмаз" в объединенной экспозиции ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" на выставке Eu ronaval 2014. В представленном виде экспортная версия идентична серийным корветам модифицированного проекта 20380.

Модель фрегата проекта 22356 (экспортного варианта проекта 22350) разработки ОАО "Северное ПКБ" в объединенной экспозиции ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" на выставке Euronaval 2014. В представленном виде корабль оснащен ЗРК "Риф-М", другим вариантом оснащения называется ЗРК "Штиль-1" с ВПУ. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Неожиданно всплывший из забвения ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 ("Скорпион") разработки ОАО "ЦМКБ "Алмаз". В представленном виде несет четыре ПКР "Яхонт" в ВПУ. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель сторожевого катера проекта 12200 ("Соболь") разработки ОАО "ЦМКБ "Алмаз". Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель неатомной подводной лодки проекта 677Э ("Амур-1650") разработки ОАО "ЦКБ МТ "Рубин" в объединенной экспозиции ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" на выставке Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Ну а продолжит наш обзор рассказ о французской части выставки. Так как выставка проходит у них на родине они традиционно представлены наиболее богато.

Экспозиция DCNS (Франция)

Экспозиция DCNS, традиционно, одна из самых интересных на выставке. И это не мудрено ведь эта компания, фактически является хозяйкой мероприятия. Кстати, для тех кто не знает именно DCNS строит Мистрали для России. И если контракт сорвётся, то по её экспортному потенциалу будет нанесён сокрушительный удар. А потенциал у неё более чем серьёзный. В чём вы сейчас убедитесь.

DCNS представляло в очередной раз "подработанный" экспортный проект большого авианосца, теперь именуемый DCNS Evolved Aircraft Carrier (DEAC). Стандартное водоизмещение корабля дается в 55 тыс т, длина - 272 м. Модель DEAC была представлена с двумя катапультами. Практически единственным возможным заказчиком корабля являются ВМС Бразилии, поэтому модель была выполнена несущей на полетной палубе не только самолеты Rafale М и Е-2D, и ударные БЛА в стиле Neuron, но и курьезно выглядящий рядом с последними архаичный конвертированный бразильский Turbo Trader.

Модель проекта большого авианосца DCNS Evolved Aircraft Carrier (DEAC) в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Как обычно, DCNS представляло универсальный десантный корабль типа Mistral (была выставлена модель третьего французского корабля в серии L 9015 Dixmude , обозначенная как проект Mistral 200), корабль комплексного снабжения проекта BRAVE 200, свои варианты фрегата FREMM, а также гамму различных вариантов корветов проекта Gowind. Интересно, что патрульные варианты последнего (бывшие Gowind Patrol) теперь не именуются Gowind, а рекламируются как просто патрульные корабли OPV (бренд Gowind, как можно понять, сохранен только за "боевыми" корветами, которые теперь переобозначены от Gowind 1000 до Gowing 2500). Следует отметить, что во время официальной части выставки 28 октября вокруг всех моделей вариантов Gowind наблюдалось настоящее столпотворение военно-морских
делегаций с моряками всех цветов кожи в разнообразных мундирах, и представители DCNS работали там прямо как на конвейере, давая пояснения. Видимо, после прорыва Gowind в Малайзии и Египте, следует ожидать дальнейших успехов этого проекта на мировом рынке.

Модель корабля комплексного снабжения проекта BRAVE 200 разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Ясно что (с) bmpd

Одним из наиболее интересных новых проектов DCNS стал начатой рекламой еще до выставки проект большой неатомной подводной лодки SMX Ocean, представляющей собой фактически неатомный вариант строящихся для ВМС Франции атомных многоцелевых подводных лодок проекта Barracuda. Лодка SMX Ocean предлагается к оснащению дизель-электрической энергетической установкой в комбинации с рекламируемой DCNS некоей "высокоэффективной воздухонезависимой энергетической установкой с использованием топливных элементов второго поколения" (любопытно, что ранее разработанная DCNS воздухонезависимая ЭУ MESMA с турбиной со сжиганием метанола в замкнутом контуре в данном случае не предлагается). Заявляется, что при автономности в три месяца и запасе хода под топливными элементами до трех недель, лодка сможет шесть раз пересечь Атлантику в подводном положении на крейсерской скорости 14 уз. Лодка заявляется как подлинно многоцелевая, и должна быть оборудована встроенным за ограждением выдвижных устройств контейнером для размещения транспортировщиков боевых пловцов. За ним, в свою очередь, в корпусе размещаются ВПУ для крылатых ракет (всего, с учетом боезапаса торпедных аппаратов, лодка должна нести до 34 единиц оружия) .

При надводном водоизмещении 4750 т и длине корпуса 100 м, SMX Ocean является крупнейшей неатомной подводной лодкой, предлагаемой на мировом рынке. Можно предположить, что проект разработан главным образом для участия в известном тендере ВМС Австралии, поскольку другие потенциальные заказчики неатомной подводной лодки такого размера пока что не просматриваются.

Модель большой неатомной подводной лодки проекта SMX Ocean разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель собственно атомной многоцелевой подводной лодки проекта Barracuda, строящихся DCNS для ВМС Франции, в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Также DCNS представляла свой известный проект неатомной большой подводной лодки Scorpene, теперь обозначаемый как Scorpene 2000, и по-прежнему предлагаемый с опциональным оснащением воздухонезависимой ЭУ MESMA. Теперь этот проект был дополнен проектом средней неатомной подводной лодки по индексом Scorpene 1000 (водоизмещением около 1000 т). Как можно понять, под последним скрывается проект, ранее демонстрировавшийся DCNS под шифрами SMX-26 и Andrasta.

Модели неатомных подводных лодок проектов Scorpene 2000 и Scorpene 1000 разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель стандартного французского фрегата FREMM в противолодочном варианте в экспозиции DCNS на выставке Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модели корветов проектов Gowind 1000 и Gowind 2500 разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модели вариантов проектов патрульных кораблей, ранее обозначавшихся как Gowind Patrol, разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

На выставке DCNS был также представлен аванпроект "концепции" принципиального нового надводного боевого корабля тримаранной архитектуры XWIND 4000 полным водоизмещением около 4000 т. Как можно судить, концептуально он является развитием рекламировавшегося DCNS несколько лет назад, но затем "исчезнувшего с радаров" аванпроект футуристического фрегата тримаранной архитектуры Swordship. По-видимому, подобно другим авангардным проектам, регулярно демонстрируемым DCNS на выставках Euronaval, проект XWIND 4000 и не рассматривается всерьез для реализации, а выдвигается как своего рода свидетельство "передового уровня" разработчиков и конструкторов французского объединения военного кораблестроения.

Экспозиция CMN (Франция)

Значительная экспозиция на Euronaval 2014 принадлежала так же известной частной группе Constructions Мécaniques de Normandie (CMN). Ранее крупнейший французский (а возможно и мировой) катеростроитель, создатель знаменитой серии боевых катеров La Combattante, CMN Group длительное время переживала серьезные трудности и находилась под перманентной угрозой банкростства. Однако в последнее время ее положение улучшилось благодаря заключению (или перспективе заключения) ряда контрактов. Борясь за выживание и стремясь соответствовать современному уровню, CMN предлагает необычайно широкий спектр проектов катеров и малых боевых кораблей, обильно представленных на Euronaval 2014.

Экспозиция французской компании на военно-морской выставке Euronaval 2014. Линейка моделей проектов патрульных кораблей серии Vigilante, на переднем плане - модель проекта Vigilante 1400 CL 79.

Cамым крупным кораблем в экспозиции CMN, однако, был проект фрегата MEKO A200 AN для ВМС Алжира. Два таких корабля, были, как известно, в марте 2012 года заказаны алжирским флотом у германского объединения ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS). Как отношение CMN имеет к этому германскому проекту неясно, но, видимо, французская компания там получит какую-то долю подрядных работ. Интересен сам облик варианта MEKO A200 AN для Алжира - корабль несет внушительную батарею из 16 ПКР Saab RBS-15 Mk 3, а также новую 127-мм/64 артиллерийскую установку Oto Melara LW.

Представленная в экспозиции французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014 модель заказанного Алжиром фрегата проекта TKMS MEKO A200 AN. За ним - модель известного проекта ракетного корвета Combattante BR 70 (BR 71) собственной разработки CMN, по которому для ВМС ОАЭ строятся шесть кораблей программы Baynunah

Модели патрульных кораблей серии Vigilante в э кспозиции французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014. Сверху вниз - модели проектов Vigilante 700 CL 65, Vigilante 400 CL 54, Vigilante 200 BR 42 и Vigilante 400 CL 52 (первая цифра в обозначении указывает на стандартное водоизмещение в т, вторая - на длину корпуса в м) . Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

На Euronaval 2014 CMN представила также проект "концепции" боевого корабля (корвета) нового поколения C Sword 90 (цифра - длина корпуса в м).

Модель проекта "концепции" боевого корабля (корвета) нового поколения C Sword 90 разработки французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель проекта "стелсизированного" малого ракетного корвета Combattante 700 CL 65S разработки французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модели проектов ракетных катеров Combattante FS 46 (вверху) и Combattante FS 56 (внизу) разработки французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014. Как нетрудно понять, данные проекты основываются на корпусах хорошо известных ракетных катеров проекта La Combattante 3. Три катера проекта Combattante FS 56 планирует заказать Ливан. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель проекта уже известного военного тримарана проекта Ocean Eagle OE 43 разработки французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014. В данном случае он представлен в противоминном варианте (проект Ocean Eagle OE 43 МН). Три таких корабля в патрульном варианте в 2013 году были заказаны береговой охраной Мозамбика . Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Экспозиция Fincantieri (Италия)

Весьма обширным был стенд итальянского судостроительного объединения Fincantieri. После почти 25-летнего перерыва в получении экспортных военных заказов, Fincantieri в последние годы уверенно возвращает себе статус одного из ведущих игроков на мировом рынке военного кораблестроения, реализовав ряд значительных контрактов с ОАЭ, Турцией, Алжиром и Индией. Компания сосредотачивается на маркетинге надводных боевых кораблей основных классов и крупных вспомогательных судов, имея широкую гамму проектов.

"Флагманский продукт" итальянского судостроительного объединения Fincantieri - новый авианосец ВМС Италии C 550 Cavour. Модель из экспозиции Fincantieri на военно-морской выставке Euronaval 2014. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Представленная в одель фрегата FREMM в итальянском противолодочном варианте (FREMM ASW). Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель фрегата FREMM в итальянском многоцелевом варианте (FREMM GP). Модель была представлена в экспозиции компании Oto Melara. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Представленная в экспозиции Fincantieri на военно-морской выставке Euronaval 2014 м одель фрегата FREMM в экспортном варианте с оснащением американской многофункциональной системой оружия AEGIS и американскими системами вооружения. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Начало нового тысячелетия стало своеобразным рубежом в истории развития военных флотов. Изменившаяся после распада Советского Союза и развала «советского блока» военно-политическая обстановка в мире привела к смене курса в развитии военно-морских сил ведущих государств. Сегодня военный флот рассматривается уже не только как один из компонентов, составляющих ядерные силы сдерживания. Основная ставка делается на универсализацию военных флотов. На смену старым кораблям, способным выполнять ограниченные тактические задачи, приходят новые универсальные корабли, обладающие большими техническими возможностями и оснащенные современными огневыми средствами борьбы.

Новые технологии – важнейший элемент развития военного флота

Технический прогресс влечет за собой появление новых технологий. Соответственно происходит развитие средств вооружения, изменение военной тактики и стратегии. Так было, так есть и так будет всегда. Военный флот в этом плане всегда находился на первых позициях, являясь самым передовым и технически совершенным видом вооружения. Ушли в историю те времена, когда одной из главных составляющих военной мощи флота являлось количество. Эпоха парусников завершилась появлением паровой машины и брони. На смену парусным армадам пришли боевые эскадры, состоящие из стальных бронированных монстров. Военный корабль превратился в сложнейший технический механизм, где на небольшом и ограниченном пространстве сосредоточена масса агрегатов и машин, устройств и снаряжения.

Вместе с совершенствованием двигательной установки, шел прогресс в средствах вооружения и защиты. Первоначально артиллерия была основой ударной мощи военного корабля. Появление нарезной артиллерии и увеличение калибра артиллерийских орудий неизбежно влекло за собой утолщение брони. Чем больше становился калибр корабельных орудий, тем толще был броневой пояс. Соответственно увеличивалось водоизмещение военных судов. Соперничество брони и снаряда продолжалось вплоть до середины XX века. Артиллерийская дуэль главных сил флота лежала в основе линейной тактики. Главная задача противоборствующих сторон во время боевых столкновений заключалась в нанесении противнику большего урона. С выходом на сцену минно-торпедного оружия и появление авиации положило конец господствующему положению артиллерии на флоте. Превосходство на море теперь не зависело от количества линкоров и крейсеров. Требовались новые боевые суда и плавсредства, специально предназначенные для выполнения определенных боевых задач на море.

Сначала появляются подводные лодки, минные заградители и торпедные катера. Чуть позже на арену морских сражений выходят авианосцы. Торпеда и самолет становятся основными средствами ведения войны на море. Военный флот превращается в универсальный вид вооруженных сил, способный решать различные боевые тактические задачи и выполнять стратегические функции. Вторая Мировая война внесла свои коррективы в развитие военно-морских вооружений, а последующая «холодная война» привела к изменению политики использования военных флотов. Ушли в историю линейные корабли. Крейсера утратили свое лидирующее положение на флоте. Вторая половина XX века стала эрой господства авианосцев и подводных лодок. Ракетное оружие и авиация практически вытеснили артиллерию с флота, отведя ее второстепенные роли. Следом за пушками отошла на задний план и броня. Залогом высокой эффективности военного флота стали мощность вооружения, скрытность, большая дальность хода и техническая оснащенность. Современные флоты перестали быть молчаливым орудием демонстрации силы на море, став инструментом проведения внешней политики.

Концепция военного флота будущего – наличие новых и современных боевых кораблей

В нынешней военно-политической обстановке все больше и больше стран делают ставку на усиление собственных военно-морских сил. Даже небольшие страны, имеющие выход к морю, стремятся обзавестись собственными ВМС. Военный флот на сегодняшний день становится едва ли не единственным средством предупредить внешнюю агрессию и обеспечить сохранность морских рубежей. К тому же новые технологии сегодня позволяют строить корабли умеренного водоизмещения, оснастив их при этом всеми доступными средствами вооружения, связи и обнаружения.

В период «холодной войны» появились новые классы военных кораблей. Сегодня вместо торпедных катеров появились ракетные катера и катер, вооруженный противокорабельными ракетами. Небольшие по размерам и водоизмещению такие суда являются полноценным боевыми единицами, способными на равных тягаться с более крупными судами. Подводные лодки разделились на два класса — стратегические подводные ракетоносцы и торпедные подводные лодки с атомной или с обычной двигательной установкой. И те, и другие обладают достаточной огневой мощью, способной не только стереть с лица земли целые города, но и нанести точечные удары по противнику в любой точке земного шара, как на суше, так и на море.

На смену линкорам и крейсерам приходят суда новых классов. За рубежом строятся фрегаты и корветы. Вместе с авианосцами и подводными лодками эти суда составляют основу современных флотов иностранных государств. В составе флотов наряду с ударными силами появляются крупные десантные суда – вертолетоносцы, строятся и спускаются на воду суда специального назначения. Если в США основная ставка делается на авианосный флот, то в таких странах как Великобритания, Франция, Япония и Китай основными боевыми судами становятся эсминцы, фрегаты и корветы. Советский Союза в попытке добиться военного паритета с Соединенными Штатами и блоком НАТО, строит для нужд своего ВМФ Большие Противолодочные Корабли (БПК), Тяжелые Авианесущие Крейсера (ТАКР), сторожевые корабли.

Новые военные суда кардинально отличаются от своих предшественников набором средств вооружения и тактико-техническими характеристиками. Теперь каждый отдельно взятый боевой корабль – это самостоятельная боевая единица флота, которая способна выполнять огромный объем работы. К примеру:

  • эсминцы — корабли, способные нести боевое патрулирование в дальней морской зоне и атаковать любого противника, как на море, так и на суше;
  • фрегаты и корветы являются судами, отвечающими за охрану рубежей на ближних и дальних подступах, ведут разведку и патрулирование в зоне ответственности, могут атаковать любого противника на поверхности, под водой и на суше;
  • малые ракетные корабли по своей функциональности схожие с корветами, однако, в ряде случаев являются ударной силой флота;
  • патрульные корабли отвечают за охрану морских рубежей в ближних акваториях;
  • десантные суда-доки способны доставить в любой уголок земного шара личный состав пехотных подразделений, военную технику и снаряжение, обеспечить зону высадки морского десанта техническими средствами и огневой поддержкой;
  • авианесущие суда становятся универсальными, способными нести как самолеты, так и вертолеты.

Концепция развития флотов свидетельствует о том, что военные суда должны выполнять широкий спектр боевых задач тактического плана. Происходит отход от концепции строительства крупных и дорогостоящих кораблей, отдавая предпочтение строительству универсальных судов, меньших по размеру и водоизмещению.

Корабли нового поколения для Военно-Морского Флота России

Россия, став преемницей СССР, унаследовала большую часть военных кораблей ВМФ Советского Союза, некогда считавшегося одним из самых могущественных в мире. Большая часть кораблей представляла собой суда постройки середины 70-х -начала 80-х годов. Это были современные и мощные суда для своего времени, строящиеся серийно. Немало военных кораблей досталось в недостроенном виде, оставаясь на верфях судостроительных заводов. Сложная экономическая обстановка в стране, сложившаяся в 90-е годы, привела к тому, что большая часть плавсостава советского военного флота утратила свою боевую ценность. Некоторые суда просто устарели морально и были разобраны на металлолом. Другие корабли, спущенные на воду совсем недавно, продолжали оставаться в составе флота РФ, доживая свой век.

Государство в те годы было не в состоянии поддерживать в рабочем и в боевом состоянии огромный военный флот. К тому же, стремительное развитие техники, наметившееся в конце 90-х годов, привело к тому, что основная масса советских БПК, авианесущих крейсеров, крейсеров, эсминцев, тральщиков и подводного флота одновременно оказалась устаревшей. Российскому флоту для того, что бы сохранить за собой статус морской державы в срочном порядке требовались новые могучие и мощные боевые корабли.

Стартом нового этапа по восстановлению боеспособности российского флота стала программа военного кораблестроения ПВК 2050, принятая весной 2014 года. Пункты и положения программы указывают пути развития отечественного военно-морского флота, примерный состав флота, определяют предварительную сумму расходов на разработку проектов и строительство новых судов. Предполагается, что на восстановление былой мощи отечественных флотов, на приведение их в соответствие с требованиями времени, будет потрачена колоссальная сумма, более 8 млрд. рублей по нынешнему курсу. Эта сумма рассчитана с учетом того, что списочный состав флота России к 2050 году должен быть представлен 600 судами различных классов, включая ударные силы и корабли боевого и технического обеспечения.

В программе приведены основные параметры военного корабля будущего для отечественного флота. Акцент делается на внедрение совершенно новой концепции строительства судов. Здесь учитываются новая архитектура корабля, универсальность и огромная энерговооруженность. Большая часть новых проектов боевых судов должна быть ориентирована на создание беспилотных средств обнаружения и вооруженной борьбы, где исключается человеческий фактор.

Что может сегодня показать миру Россия на море

Следует отметить, что до недавнего времени новые боевые суда ВМФ Российской Федерации являлись последующим развитием проектов, созданных еще в советский период. Началу реализации новой концепции строительства океанского флота положили проекты и технические решения, разработанные в Крыловском государственном научном центре. Именно здесь родился первый эскизный проект корабля будущего для российского военного флота. Следующим этапом стала концепция перспективного эсминца «Лидер», который должен был дать старт началу строительства военных судов нового поколения. Если с эсминцем типа «Лидер» решение дальше чертежей и расчетов не продвинулось, то в другом направлении заметен явный прогресс.

На базе технической документации, разработанной в Крыловском ГНЦ, сегодня уже активно продолжается работа над другими перспективными кораблями дальней морской зоны. Речь идет о фрегатах проекта 22350, которыми присвоены имена видных советских адмиралов. В ближайшее время ожидается ввод новых кораблей в строй.

Всего в соответствии с реализацией предыдущих судостроительных программ планируется до 2019 года передать в состав флота до 50 новых военных кораблей различных классов.

Делая отступление от реализации программы будущего развития флота, не лишним будет сказать о реализации ранее принятых программ развития флота. Параллельно с созданием кораблей дальней морской зоны идет обновления парка десантных судов. Большой десантный корабль «Иван Грен» стал ответом российской оборонки на отказ Франции передать России большие десантные корабли-доки типа «Мистраль». На ведущих верфях страны, в Калининграде, в Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке идет строительство современных океанских судов. На них планируется установить новые противокорабельные комплексы «Оникс», которые могут одновременно наносить удары по любым целям на расстоянии до 2500 км.

В Зеленодольске идет строительство малых ракетных кораблей, класса корвет. Вооруженные ракетами «Калибр» эти суда нанесли ракетный удар по силам Исламского Государства на территории Сирии осенью 2015 года. Современные военные корабли для российского ВМФ построены с учетом технологии «стелс» и вооружаются отечественными новейшими ракетными комплексами.

Активно идет пополнение состава флота подводными лодками с дизельными двигателями проекта 636 типа «Варшавянка» и подлодок улучшенной модификации «Амур». На сегодняшний день флот уже получил 6 судов подобного класса. До 2021 года планируется передать еще 6 однотипных судов. Планируется начать строительство новой подводной многоцелевой лодки типа «Хаски» и другого подводного корабля типа «Калина».

Отдельной строкой идет восстановление ракетно-ядерного щита России, строительство атомных подводных ракетоносцев. Три ПЛАРБ проекта 935 «Борей» уже вошли в строй ядерных сил флота в период с 2012 по 2014 год. Ведется перевооружение ракетами «Калибр-ПЛ» четырех атомных ракетных крейсеров типа «Атлант», готовых до 2020 года составить основную ударную мощь Тихоокеанского флота.

Современные авианосцы - безумно дорогие и высокотехнологичные корабли, стоимость постройки которых исчисляется миллиардами долларов, а ежемесячные расходы на содержание - миллионами.


Так и не построенный Porte-Avions 2

Обладая мощной ударной авиационной группой, эти морские левиафаны дают опору для проецирования военной мощи в любой точке океана. Построить такой корабль могут позволить себе далеко не все.

Даже такие страны, как Франция, обладающие развитой промышленной базой, порой отказываются от постройки авианосцев. Как это стало с многообещающим проектом а Porte-Avions 2, который был отклонен из-за огромных затрат, необходимых на его постройку.

Однако ряд других стран продолжает проектировать и строить такие корабли. Мы составили рейтинг перспективных авианосцев, которые в ближайшем будущем должны вступить в строй.

Япония: больше чем вертолетоносец

Формально Силы самообороны Японии не имеют на вооружении авианосцев. Но если присмотреться к новейшей серии вертолетоносцев типа «Идзумо», то все не так очевидно.


Так, полное водоизмещение второго корабля серии DDH184 «Кага» (вступит в строй в 2017 году) составляет 24,5 тысячи тонн (27 тысяч коротких тонн). Корабль имеет палубу и размеры, почти аналогичные авианосцам «Секаку» и «Дзуйкаку», принявших участие в налете на базу Пирл-Харбор ВМС США в 1941 году.

Военный журналист Шиничи Кийотани считает, что «в соответствии с международными стандартами этого класса кораблей тип «Идзумо» - это авианосец».


В частности, на этом корабле могут базироваться американские истребители F-35B с вертикальным взлетом и посадкой. Кстати, Япония уже заключила контракт на поставку истребителей F-35А, возможность приобретения В-версии не исключается.

Максимальная скорость вертолетоносца составит 30 узлов, «Кага» будет вооружен двумя ЗРК Phalanx и пусковыми установками ракет SeaRAM. Авиагруппа судна включает в себя семь вертолетов SH-60K и два MCM-101, последние используются для разминирования.

Китайский «клон»

Не так давно благодаря спутниковым снимкам с верфи в городе Далянь провинции Ляонин стало известно о строительстве китайцами нового авианосца.



Датированный 10 июля 2016 года спутниковый снимок строящегося на китайском судостроительном предприятии Dalian Shipbuilding Industry Company (Group) в Даляне первого китайского авианосца национальной постройки (условно обозначается как проект 001А).Фото: CNES / Airbus Defence and Space (via Jane’s).

Позже представитель Министерства обороны КНР Ян Юйцзюнь рассказал, что проектирование и строительство нового авианосца ведутся собственными силами Китая. Водоизмещение корабля - порядка 50 тысяч тонн, а основу его авиагруппы составят истребители «Цзянь-15» (китайская копия советского опытного прототипа Су-33 - Т10К). Для взлета с авианосца самолеты будут использовать трамплин.


Авторитетное военное агентство Janes сообщает, что, судя по очертаниям корабля, он повторяет пока единственный китайский авианосец «Ляонин» советского проекта 1143.6 «Кречет», документация на который была выкуплена китайцами у Невского проектно-конструкторского бюро в 1990-х годах.

Кроме истребителей J-15, в состав авиагруппы входит два поисково-спасательных вертолета Z-9C, четыре вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Z-18J и шесть противолодочных вертолетов Z-18F.

Российский «Шторм»

Порядка 6,2 миллиарда долларов планирует потратить Россия на создание суперавианосца по проекту пр. 23000Е «Шторм».

Технические характеристики корабля следующие: водоизмещение порядка 90−100 тыс. т, длина - 330 метров, ширина - порядка 40 метров, осадка - около 11 метров. Авианосец сможет находиться в автономном плавании около 120 суток и выполнять боевые задачи при волнении моря до 6−7 баллов. Максимальная скорость корабля будет в районе 30 узлов, крейсерская - порядка 20 узлов.



Фото: janes.com

В проекте заложена обычная силовая установка, но, по желанию заказчика, она может быть заменена на ядерную. Авианосная группа будет насчитывать 80−90 различных летательных аппаратов. Возможно, до 50 истребителей Т-50 ПАК ФА и МиГ-29К, а также самолетов ДРЛО и вертолетов типа Ка-27.

Авианосец будет оборудован двумя трамплинами и катапультой для разгона самолетов и получит подъемники двух типов: вертикального и качельного, это позволит существенно сэкономить место.

Электромагнитная катапульта уже проходит испытания в подмосковном Жуковском, а атомную силовую установку планируют испытать на перспективном эсминце типа «Лидер».

Возможность построить такой сложный корабль появится у России не раньше 2019 года, когда будет завершена модернизация производственных мощностей. Пока же «Шторм» остается лишь проектом.

Авианосец для королевы

Авианосец HMS «Queen Elizabeth», первый в серии, станет крупнейшим военным кораблем, из всех ранее построенных для ВМС Великобритании. Судно войдет в эксплуатацию в 2017 году, а боевой готовности достигнет к 2020 году.

Корабль рассчитан на базирование самолетов укороченного взлета и вертикальной посадки (V/STOL).


Отказ от катапультного взлета лишает новый английский авианосец возможности принимать на борт самолеты радиолокационного дозора типа E-2 Hawkeye. В будущем это негативно скажется на боевых возможностях самолета, ведь вопрос с альтернативными авиационными средствами дальнего обнаружения пока не решен.

Вертолеты Sea King Mk 7, оснащенные выдвижным радаром, вскоре будут сняты с вооружения по выработке ресурса.


Авиакрыло корабля насчитывает 40 истребителей F-35 В, правда, первые британские машины этого типа поступят на вооружение только в 2023 году.

До этого на авианосце может базироваться группа самолетов КМП США, истребителями будут управлять как американские пилоты, так и британские летчики.

Не на пользу кораблю пошло и желание британского правительства сэкономить - боевой корабль лишился бортовой брони и бронированных переборок, что негативно отразилось на живучести судна.

Водоизмещение британского авианосца составляет 69 500 тонн. Длина - 284 метра, ширина - 73 метра, высота - 56 метров, осадка - 11 метров. Максимальная скорость хода - 25 узлов, автономность - 292 суток.

Самый дорогой корабль в мире

Затраты на строительство американского авианосца USS Gerald R. Ford в 12,8 млрд долларов делают его самым дорогим кораблем в истории. А еще это первое судно, при постройке которого применялось 3D-моделирование: инженеры могли «пройтись» по виртуальному авианосцу, оценив эргономичность тех или иных решений.


В отличие от предшественников - авианосцев типа Nimitz - USS Gerald R. Ford, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, отличается меньшим экипажем за счет большей автоматизации корабельных систем.

Новые реакторы, созданные для USS Gerald R. Ford, вырабатывают на 250% больше электроэнергии, чем энергоустановки авианосцев предыдущего поколения, что позволяет быстрее запускать самолеты и размещать перспективное вооружение, например, лазеры.

Новые электромагнитные катапульты и турбоэлектрические аэрофинишеры позволяют не только увеличить максимально возможную скорость запуска и приема самолетов на 25%, но и сделать этот процесс более управляемым, снизив нагрузки на самолеты и пилотов.


USS Gerald R. Ford адаптирован для работы как с пилотируемыми, так и с беспилотными летательными аппаратами.

Авиационная группировка корабля насчитывает до 90 самолетов и вертолетов различного назначения: стелс-истребители F-35, истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet, самолеты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, самолеты электронного противодействия EA-18G, многоцелевые вертолеты MH-60R/S, а также БПЛА.

Водоизмещение корабля - порядка 100 тыс. тонн, длина - 337 метров, ширина - 78 метров. Максимальная скорость авианосца до 30 узлов, а его экипаж насчитывает порядка 4660 человек (включая военных авиагруппы).

Конец 2015 - начало 2016 года ознаменовались небывалым количеством анонсов перспективных морских вооружений от представителей оборонно-промышленного комплекса и флотоводцев РФ. FlotProm собрал в одном материале все, что известно о планируемом облике российского Военно-морского флота образца XXI века.

Подводные лодки

Наиболее близким к реализации представляется проект неатомной подводной лодки с анаэробной силовой установкой, позволяющей существенно увеличить время пребывания корабля под водой. Разработкой воздухонезависимого двигателя в России занимается конструкторское бюро "Рубин", которое уже отчиталось об успешном проведении испытаний установки на береговом стенде. Морские испытания намечены на 2016 год, а проведение опытно-конструкторских работ по строительству подлодки, способной до 3 недель не подниматься к поверхности, на 2017 год. Общее количество перспективных подводных кораблей проекта "Калина" будет определено еще не принятой госпрограммой вооружений до 2025 года.

Спуск на воду дизель-электрической подводной лодки

В атомном подводном кораблестроении в обозримой перспективе изменений ждать не приходится. До 2020 года северодвинская верфь "Севмаш" продолжит строительство многоцелевых АПЛ проекта "Ясень-М" и стратегических ракетоносцев "Борей-А". На фоне этого ВМФ только приступил к формированию тактико-технического задания на атомоход пятого поколения, который получит шифр "Хаски". О новой подлодке известно немного: она будет многоцелевой и получит гиперзвуковые противокорабельные ракеты. Кроме того, пятое поколение российских АПЛ может быть пополнено противолодочной субмариной-охотником. Согласно открытой документации на перевооружение производственных мощностей, строить подводные корабли пятого поколения планируется - как и современные атомоходы - на "Севмаше".

Севмаш, стапельный цех

Подлодки будущего планируется проектировать с учетом активного использования композитных материалов, способных снизить вибрации и шумовую заметность корабля. Речи об изготовлении композитных корпусов пока не идет - замена металла будет произведена при изготовлении наружных покрытий, рулей, стабилизаторов, винтов и других внешних элементов.

При разговоре о перспективах подводного флота немало внимания уделяется и снижению численности экипажа. На современных кораблях на борту находится порядка ста человек - в перспективе их количество предполагается снизить до 30-40 за счет внедрения средств автоматизации управления.

Спуск на воду ПЛ "Краснодар"

Отдельно стоящим представителем подводных сил ВМФ будущего является океанская многоцелевая система "Статус-6", информация о которой стала общеизвестна после президентского совещания в ноябре 2015 года. Ударной силой этой системы выступает самоходный подводный аппарат с дальностью в 10 тысяч километров и глубиной хода в километр, предназначенный для поражения береговой инфраструктуры противника. Им должны быть вооружены атомные подводные лодки проектов 09852 "Белгород" и 09851 "Хабаровск", первая из которых перестраивается в субмарину спецназначения из носителя крылатых ракет, а вторая строится с нуля. Оба корабля находятся на стапелях северодвинского "Севмаша".

Надводные корабли

Перспективы надводного флота России, по заявлениям осведомленных флотских чиновников, видятся менее амбициозными и направлены прежде всего на вывод ВМФ РФ в океанскую зону. Локомотивом этого процесса должны стать новые эсминцы проекта 23560 "Лидер", строительство серии которых будет включено в госпрограмму вооружений 2018-2025. В открытой печати публиковались только характеристики предэскизной модели корабля, разработанной Северным ПКБ. Предполагалось, что он станет носителем более 200 ракет различного назначения и получит корпус с водоизмещением в 18 тысяч тонн, что более чем в два раза превышает аналогичную характеристику советских эсминцев проекта 956 "Сарыч". Силовая установка корабля будет атомной.

Модель одного из вариантов проекта эсминца "Лидер"

Атомное сердца "Лидера" планируется унифицировать с силовой установкой другой перспективной российской разработки - авианосца "Шторм". При его строительстве планируется совместить две школы создания кораблей подобного класса - отечественную и западную. К примеру, подъем в воздух авиакрыла будет обеспечиваться как взлетной полосой с трамплинами, так и электромагнитной катапультой. Это позволит сохранить баланс между необходимостью обеспечить взлетную скорость тяжелым самолетам, таким как борты ДРЛОиУ (дальнего радиолокационного обнаружений и управления), и темпом покидания палубы авиакрылом. Поместить на борт авианосца планируется не менее 80 самолетов и вертолетов. Закладку нового корабля предполагается осуществить не ранее 2025 года на "Севмаше" - единственном российском предприятии, способном строить морскую технику длиной около 300 метров.

Проект авианосца 23000 "Шторм"

Третьим кораблем будущего в ВМФ России должен стать вертолетоносец отечественного производства, даже начало проектирования которого повлекло за собой волну рассуждений о скорой замене санкционных "Мистралей". На прошедших летом 2015 года военных выставках специалисты Невского ПКБ показали свой макет корабля подобного класса "Прибой", а на соседнем стенде ученые Крыловского центра продемонстрировали всем желающим макет вертолетоносца "Лавина". Тем не менее, в ВМФ дали однозначный ответ - раньше 2017 года задача по его строительству верфям ставится не будет.

Экспортная версия универсального десантного корабля "Прибой"

Отдельного внимания в контексте надводного кораблестроения заслуживает заявление главы "Объединенной судостроительной корпорации" Алексея Рахманова о внедрении при проектировании новых образцов морской техники системы электродвижения. Сейчас она используется преимущественно на судах вспомогательного флота и ледоколах, однако в перспективе должна быть введена на всех боевых кораблях. Ее принцип базируется на вращении гребного винта электродвигателями, энергию для которых будет вырабатывать главная силовая установка. Это допускает более свободную компоновку корабля в плане расположения последней и существенно повышает маневренность корабля.

Вооружения

Как ни странно, в контексте морских вооружений наиболее близок к реализации проект не наступательного, но оборонительного оружия. Речь идет об антиторпедах для подводных лодках, которые позволят российским субмаринам получить преимущество в дуэльных ситуациях. Сегодня система "Пакет-НК" создана только в варианте для надводных кораблей, однако гендиректор "Адмиралтейских верфей" анонсировал появление антиторпед и на строящихся предприятием дизель-электрических подлодках.

Пуск торпеды МПТ-П комплекса "Пакет"

Следующим пунктом обновления арсенала ВМФ должна стать модернизированная версия баллистической ракеты "Булава", над которой работают специалисты Морского института теплотехники. Необходимость обновления основного оружия подводных стратегов обусловлена тем, что "появляются принципиально новые проектные и конструкторские решения, смысл которых - повысить эффективность применения оружия". Помимо прочего, планируется, что новая "Булава" станет менее дорогой.

Развитие ожидает и комплекс крылатых ракет "Калибр", возможности которых были продемонстрированы миру во время российской операции в Сирии. Согласно последним заявлениям командования ВМФ, они будут установлены на многоцелевые атомные подлодки проекта 971.

Залп "Калибром"

Другие перспективные крылатые ракеты, получившие название "Циркон", будут не столь многофункциональны, как "Калибры". Этот комплекс должен прийти на смену советским ракетам "Гранит" и будет предназначен исключительно для противокорабельных целей. Основное преимущество "Циркона" будет состоять в возможности полета на гиперзвуковой скорости в 5-6 Мах (число Маха обозначает скорость звука - ред.). Ими будут вооружены перспективные АПЛ 5-го поколения "Хаски", эсминцы "Лидер" и модернизируемые атомные крейсеры проекта 1144 "Орлан". Испытания "Циркона" в России уже начались, однако сроки постановки ракет на вооружение пока не назывались.

Одним из самых свежих и интригующих заявлений стало упоминание заместителем главкома ВМФ Виктором Бурсуком технологий, с помощью которых в будущем подлодки смогут наносить удары по космическим объектам. Никаких подробностей вице-адмирал журналистам разглашать не стал, однако подчеркнул, что они явятся одним из приоритетных направлений развития морских вооружений.